Тема 2. Общие проблемы экономического развития

Задание 1. Подготовьте доклады с презентациями по вопросам:

1 Понятие и виды потребностей.

2 Понятие блага и его виды.

3 Факторы производства.

4 Понятие производственных возможностей.

5 Проблема выбора.

6 Кривая производственных возможностей.

7 Альтернативная стоимость.

8 Понятие и признаки экономических систем.

9 Типы экономических систем:

а) Традиционная экономическая система.

б) Командная экономическая система.

в) Рыночная экономическая система.

г) Смешанная экономическая система.

10 Переходная экономическая система.

11 Современная экономическая система в России. Проблемы и перспективы.

12 Понятие собственности.

13 Субъекты и объекты собственности.

14 Права собственника.

15 Формы собственности.

16 Ценные бумаги: понятие и виды.

17 Понятие товара. Товарное производство.

18 Условия возникновения и существования товарного производства.

19 Свойства товара. Полезность и польза.

20 Понятие и отличительная особенность денег.

21 Функции денег.

22 Виды денег.

23 Кругооборот товара и денег.

Задание 2. Ответьте утвердительно или отрицательно. Свой ответ обоснуйте.

1. Проблема редкости ресурсов разрешима на пути огра­ничения потребностей.

2. Ограниченное благо обязательно является редким.

3. Линия производственных возможностей показывает максимальное количество благ, которое можно произвести в данной экономической системе с данными ресурсами.

4. Продукты питания не являются ресурсами.

5. Экономическая потребность - это субъективная кате­гория.

6. Людям всегда приходится делать выбор в области эко­номики.

7. Прогресс науки и техники когда-нибудь сможет пре­одолеть относительную ограниченность ресурсов.

8. Объективный подход в определении денег заключается в том, что деньги - результат договорённости между людьми.

9. С увеличением количества единиц блага, имеющего­ся в распоряжении потребителя, общая полезность этого блага уменьшается.

10. Изобретение денег - одно из великих достижений че­ловечества, так как без них увеличение благосостояния, про­текающего из расширения торговли, стало бы невозможным

11. Реализация принципа уравнительности в распределе­нии благ замедляет рост благосостояния всех граждан страны.

12. Целинные земли Казахстана до их освоения в 1950-е гг. нельзя было считать ресурсом.

13. Некоторые экономические блага имеются в наличии в неограниченном количестве

14. Повседневная покупка сигарет в ближайшем магази­не является отражением полностью рационального поведения потребителя.

15. Категории «собственность» наибольшее внимание уделяют представители институционализма.

16. Институт частной собственности не является обяза­тельным условием рыночной экономики.

17. Транзакционные издержки уменьшаются по мере раз­вития общества.

18. Чем сильнее развито в стране взяточничество, тем ни­же транзакционные издержки бизнеса.

19. Формы участия работников в управлении и само­управлении могут применяться только на предприятиях, на­ходящихся в коллективной собственности.

20. Проблема кислотных дождей не может быть решена, если плохо специфицированы международные права собст­венности.

21. Написанная Вашим знакомым долговая расписка даёт Вам право обратиться в суд в случае невозврата им долга.

22. В отличие от акции облигация не даёт права голоса.

23. Курс акции находится в прямой зависимости от про­центной ставки и в обратной - от величины дивиденда.

24. Чем сильнее загрязняется окружающая среда, тем бо­лее чётко, согласно теореме Коуза, должны быть определены границы прав собственности.

25. Экономический подход выделяет такие экономиче­ские системы, как: традиционная экономика, социалистиче­ская экономика, капиталистическая экономика, переходная экономика.

26. Классический капитализм функционирует на основе рыночных методов хозяйствования и государственного регу­лирования экономики.

27. Социальная рыночная экономика функционирует на основе только экономического порядка.

Задание 3. Решите задачи.

1. Выпускница академии Ирина Иванова после окончания универси­тета рассматривала два предложения работы: должность ана­литика в Департаменте финансов Калининградской области (оклад - 25 000 рублей в месяц); ассистент финансового менеджера в инвестиционной компании «БКБ» (оклад - 65 000 рублей в месяц). Однако Ирина, оценив будущие перспективы, решила посвятить себя учёбе в аспирантуре и написанию кандидатской диссертации. Определите альтер­нативную стоимость её выбора.

2. В таблице представлены данные, характери­зующие кривую производственных возможностей сельского поселения, все жители которого заняты на производстве одного из двух товаров - кукурузы или ржи. В настоящий момент для производства используются все имеющиеся на острове 75 гектаров пашни. Возможные комбинации произ­водства представлены в таблице:

Товар Производственные возможности
А В С D E F
Кукуруза, ц
Рожь, ц

Используя данные таблицы:

1. Постройте кривую производственных возможностей (КПВ).

2. Определите, от скольких центнеров кукурузы должны отказаться жители сельского поселения, чтобы выпустить первый центнер кокосового масла?

3. Определите, какова альтернативная стоимость ц кукурузы при переходе экономики из точки С в точку В?

4. В сельское поселение было завезено новое оборудование, позво­ляющее увеличить производство ржи на 25%. Какую форму примет КПВ в этом случае? Постройте новую КПВ.

Задание 3. Решите задачи.

1. На одном поле фермер может вырастить 300т картофеля или 100т пшеницы, а на другом альтернативная стоимость выращивания 1т пшеницы равна 2т картофеля при максимальном урожае картофеля 400т. Постройте КПВ.

2. Фермер имеет три поля, каждое из которых он может использовать под картофель и пшеницу. На первом поле фермер может вырастить либо 16 т картофеля, либо 4 т пшеницы, на втором – 8 и 3 соответственно, а на третьем 4 и 2. Построить КПВ.

3. На заводе имеется три цеха, выпускающие кастрюли и тазы. За день в первом цехе можно произвести 450 кастрюль или 150 тазов. Во втором цехе – 250 кастрюль или 125 тазов, а про третий цех известно, что альтернативной стоимостью одного таза являются 1,5 кастрюли при максимальном выпуске тазов – 100 штук. Построить КПВ.

4. В таблице представлены данные, характеризующие потенциальные возможности экономики по выпуску потребительских и инвестиционных товаров:

Вид продукта
Потребительские товары
Инвестиционные товары

а. Используя данные, нарисуйте КПВ.

б. Какова альтернативная стоимость производства третьей единицы потребительских товаров?

в. Что показывает точка, соответствующая 2 ед. потребительских товаров и 10 ед. инвестиционных товаров?

г. Определите характер и величину изменения альтернативных затрат при выпуске последней единицы инвестиционных товаров по сравнению с альтернативными затратами на выпуск первой единицы этого вида продукции.

Задача 3. Определите, в рамках какого из основных типов экономических систем возможна каждая из приведённых си­туаций:

Задача 5. В какой мере Ваше домашнее хозяйство может быть названо натуральным? Что Вы сами производите и потребляе­те? Может ли Ваша семья производить для себя продукты или вещи, не используя уже кем-то сделанные инструменты, мате­риалы, сырьё, оборудование?

Задача 5. Заполните пропуски в предложениях подходящими по смыслу терминами и понятиями:

То удовлетворение, которое получают люди от потребления всего имеющегося у них количества благ, экономисты называют _____________ . Предельная полезность – это полезность, получаемая человеком от потребления ____________. При уменьшении объёма потребляемых благ предельная полезность каждой из последней остающихся у потребителя единиц блага __________ . По закону убывающей предельной полезности при росте объёма потребляемых благ их предельные полезности _______________________.

Задание 4. Заполните таблицу.

Таблица – Характеристика основных типов экономических систем

Тип экономической системы Сильные стороны Слабые стороны
     

Наши рекомендации