Тема 2. Общие проблемы экономического развития
Задание 1. Подготовьте доклады с презентациями по вопросам:
1 Понятие и виды потребностей.
2 Понятие блага и его виды.
3 Факторы производства.
4 Понятие производственных возможностей.
5 Проблема выбора.
6 Кривая производственных возможностей.
7 Альтернативная стоимость.
8 Понятие и признаки экономических систем.
9 Типы экономических систем:
а) Традиционная экономическая система.
б) Командная экономическая система.
в) Рыночная экономическая система.
г) Смешанная экономическая система.
10 Переходная экономическая система.
11 Современная экономическая система в России. Проблемы и перспективы.
12 Понятие собственности.
13 Субъекты и объекты собственности.
14 Права собственника.
15 Формы собственности.
16 Ценные бумаги: понятие и виды.
17 Понятие товара. Товарное производство.
18 Условия возникновения и существования товарного производства.
19 Свойства товара. Полезность и польза.
20 Понятие и отличительная особенность денег.
21 Функции денег.
22 Виды денег.
23 Кругооборот товара и денег.
Задание 2. Ответьте утвердительно или отрицательно. Свой ответ обоснуйте.
1. Проблема редкости ресурсов разрешима на пути ограничения потребностей.
2. Ограниченное благо обязательно является редким.
3. Линия производственных возможностей показывает максимальное количество благ, которое можно произвести в данной экономической системе с данными ресурсами.
4. Продукты питания не являются ресурсами.
5. Экономическая потребность - это субъективная категория.
6. Людям всегда приходится делать выбор в области экономики.
7. Прогресс науки и техники когда-нибудь сможет преодолеть относительную ограниченность ресурсов.
8. Объективный подход в определении денег заключается в том, что деньги - результат договорённости между людьми.
9. С увеличением количества единиц блага, имеющегося в распоряжении потребителя, общая полезность этого блага уменьшается.
10. Изобретение денег - одно из великих достижений человечества, так как без них увеличение благосостояния, протекающего из расширения торговли, стало бы невозможным
11. Реализация принципа уравнительности в распределении благ замедляет рост благосостояния всех граждан страны.
12. Целинные земли Казахстана до их освоения в 1950-е гг. нельзя было считать ресурсом.
13. Некоторые экономические блага имеются в наличии в неограниченном количестве
14. Повседневная покупка сигарет в ближайшем магазине является отражением полностью рационального поведения потребителя.
15. Категории «собственность» наибольшее внимание уделяют представители институционализма.
16. Институт частной собственности не является обязательным условием рыночной экономики.
17. Транзакционные издержки уменьшаются по мере развития общества.
18. Чем сильнее развито в стране взяточничество, тем ниже транзакционные издержки бизнеса.
19. Формы участия работников в управлении и самоуправлении могут применяться только на предприятиях, находящихся в коллективной собственности.
20. Проблема кислотных дождей не может быть решена, если плохо специфицированы международные права собственности.
21. Написанная Вашим знакомым долговая расписка даёт Вам право обратиться в суд в случае невозврата им долга.
22. В отличие от акции облигация не даёт права голоса.
23. Курс акции находится в прямой зависимости от процентной ставки и в обратной - от величины дивиденда.
24. Чем сильнее загрязняется окружающая среда, тем более чётко, согласно теореме Коуза, должны быть определены границы прав собственности.
25. Экономический подход выделяет такие экономические системы, как: традиционная экономика, социалистическая экономика, капиталистическая экономика, переходная экономика.
26. Классический капитализм функционирует на основе рыночных методов хозяйствования и государственного регулирования экономики.
27. Социальная рыночная экономика функционирует на основе только экономического порядка.
Задание 3. Решите задачи.
1. Выпускница академии Ирина Иванова после окончания университета рассматривала два предложения работы: должность аналитика в Департаменте финансов Калининградской области (оклад - 25 000 рублей в месяц); ассистент финансового менеджера в инвестиционной компании «БКБ» (оклад - 65 000 рублей в месяц). Однако Ирина, оценив будущие перспективы, решила посвятить себя учёбе в аспирантуре и написанию кандидатской диссертации. Определите альтернативную стоимость её выбора.
2. В таблице представлены данные, характеризующие кривую производственных возможностей сельского поселения, все жители которого заняты на производстве одного из двух товаров - кукурузы или ржи. В настоящий момент для производства используются все имеющиеся на острове 75 гектаров пашни. Возможные комбинации производства представлены в таблице:
Товар | Производственные возможности | |||||
А | В | С | D | E | F | |
Кукуруза, ц | ||||||
Рожь, ц |
Используя данные таблицы:
1. Постройте кривую производственных возможностей (КПВ).
2. Определите, от скольких центнеров кукурузы должны отказаться жители сельского поселения, чтобы выпустить первый центнер кокосового масла?
3. Определите, какова альтернативная стоимость ц кукурузы при переходе экономики из точки С в точку В?
4. В сельское поселение было завезено новое оборудование, позволяющее увеличить производство ржи на 25%. Какую форму примет КПВ в этом случае? Постройте новую КПВ.
Задание 3. Решите задачи.
1. На одном поле фермер может вырастить 300т картофеля или 100т пшеницы, а на другом альтернативная стоимость выращивания 1т пшеницы равна 2т картофеля при максимальном урожае картофеля 400т. Постройте КПВ.
2. Фермер имеет три поля, каждое из которых он может использовать под картофель и пшеницу. На первом поле фермер может вырастить либо 16 т картофеля, либо 4 т пшеницы, на втором – 8 и 3 соответственно, а на третьем 4 и 2. Построить КПВ.
3. На заводе имеется три цеха, выпускающие кастрюли и тазы. За день в первом цехе можно произвести 450 кастрюль или 150 тазов. Во втором цехе – 250 кастрюль или 125 тазов, а про третий цех известно, что альтернативной стоимостью одного таза являются 1,5 кастрюли при максимальном выпуске тазов – 100 штук. Построить КПВ.
4. В таблице представлены данные, характеризующие потенциальные возможности экономики по выпуску потребительских и инвестиционных товаров:
Вид продукта | ||||||
Потребительские товары | ||||||
Инвестиционные товары |
а. Используя данные, нарисуйте КПВ.
б. Какова альтернативная стоимость производства третьей единицы потребительских товаров?
в. Что показывает точка, соответствующая 2 ед. потребительских товаров и 10 ед. инвестиционных товаров?
г. Определите характер и величину изменения альтернативных затрат при выпуске последней единицы инвестиционных товаров по сравнению с альтернативными затратами на выпуск первой единицы этого вида продукции.
Задача 3. Определите, в рамках какого из основных типов экономических систем возможна каждая из приведённых ситуаций:
Задача 5. В какой мере Ваше домашнее хозяйство может быть названо натуральным? Что Вы сами производите и потребляете? Может ли Ваша семья производить для себя продукты или вещи, не используя уже кем-то сделанные инструменты, материалы, сырьё, оборудование?
Задача 5. Заполните пропуски в предложениях подходящими по смыслу терминами и понятиями:
То удовлетворение, которое получают люди от потребления всего имеющегося у них количества благ, экономисты называют _____________ . Предельная полезность – это полезность, получаемая человеком от потребления ____________. При уменьшении объёма потребляемых благ предельная полезность каждой из последней остающихся у потребителя единиц блага __________ . По закону убывающей предельной полезности при росте объёма потребляемых благ их предельные полезности _______________________.
Задание 4. Заполните таблицу.
Таблица – Характеристика основных типов экономических систем
Тип экономической системы | Сильные стороны | Слабые стороны |