Государственное регулирование международной торговли

Несмотря на то, что свободная торговля приводит к возрастанию эконо­мического благосостояния всех стран - как экспортеров, так и импортеров, - на практике международная торговля практически нигде и никогда не развивалась действительно свободно без вмешательства государства. Исто­рия международной торговли одновременно представляет собой и историю развития и совершенствования протекционизма- государственной поли­тики ограничения внешней торговли в целях защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. В ходе развития внешнеторговых отношений сталкиваются экономические интересы различных социальных групп и слоев населения, и государство неизбежно оказывается вовлеченным в этот конфликт интересов. Кроме того, в современных условиях национальная экономика становится все более открытой, и государство должно учитывать в своей политике тесную взаимосвязь процессов, происходящих внутри экономики и в сфере внешнеэкономических связей. Поэтому, несмотря на то, что за послевоенные годы в рамках Генерального соглашения по тари­фам и торговле (ГАТТ) и недавно созданной на его основе Всемирной тор­говой организации (ВТО) была проделана большая работа по ослаблению протекционизма и либерализации мировой торговли, внешнеторговая поли­тика по-прежнему остается одним из основных направлений государствен­ного регулирования экономики.

Инструменты, используемые государством для регулирования междуна­родной торговли, можно разделить на тарифные(основанные на исполь­зовании таможенного тарифа) и нетарифные(квоты, лицензии, субсидии, демпинг и т. д.).

Наиболее распространенным видом ограничения торговли является та­моженная пошлина (тариф)на импорт, представляющая собой государ­ственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через грани­цу страны под контролем таможенного ведомства. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены.

Поскольку развитие свободной торговли затрагивает интересы различных групп людей, изменяя их благосостояние, очевидно, что и государственная внешнеторговая политика, ограничивающая свободную торговлю, также дол­жна оказывать воздействие на уровень благосостояния этих групп людей.

Покажем сначала последствия введения тарифа на импортные товары для благосостояния потребителей. Продолжая использовать уже известный нам пример, рассмотрим рынок сахара в Аргентине (см. рис. 27.5, где Dd -кривая спроса на сахар, a Sd - кривая внутреннего предложения). Предпо­ложим, что мировая цена на сахар Ρ ниже внутренней цены равновесия, поэтому Аргентине будет выгодно импортировать этот продукт. Если пер-




Теория сравнительных преимуществ



воначально в Аргентине существует режим свободной торговли, то цена на сахар на ее внутреннем рынке не будет отличаться от мировой цены. По этой цене национальные производители могут обеспечить предложение са­хара только в размере S1 тогда как величина спроса оказывается значитель­но больше и составляет D1 Разница между спросом и предложением при внутренней цене, равной мировой, покрывается импортом сахара, объем которого в этом случае будет равен (D1 - S1).

Предположим теперь, что правительство Аргентины в целях защиты национальных производителей от иностранной конкуренции устанавлива­ет таможенный тариф размером T за 1 T импортируемого сахара. Цена им­портного сахара на внутреннем рынке возрастет на величину Г и составит Pw + Т. Импорт сокращается, и поскольку часть спроса на сахар оказывает­ся неудовлетворенной, потребители предъявляют повышенный спрос на отечественную продукцию.

Государственное регулирование международной торговли - student2.ru
Рис. 27.5. Последствия введения таможенного тарифа на импорт

Однако, введение таможенного тарифа приводит к росту цены не только импортируемого продукта. Ведь именно низкий уровень ми­ровой цены делал аргентинских производителей сахара недоста­точно конкурентоспособными, и они были заинтересованы во вве­дении тарифа для того, чтобы цена на импортный сахар стала выше, и тем самым их собствен­ная продукция - более конкурен­тоспособной. Но расширение про­изводства и сбыта сопряжено с ростом издержек, и оно будет выгодно аргентинским производителям лишь в том случае, если вырастет цена и на их продукцию.

Таким образом, наряду с подорожанием импортного сахара, происходит рост цен и на сахар отечественного производства. Через некоторое время равновесная (с учетом импорта) цена на внутреннем рынке устанавливает­ся на новом более высоком уровне: Pd = Pw + Т. В результате, введение та­рифа и последующее повышение цен приводит к тому, что отечественное производство сахара возрастает до S2, внутреннее потребление снижается до D2, а импорт сокращается до величины ( D 2 - S2).

От введения таможенного тарифа в первую очередь страдают потреби­тели, так как они вынуждены платить дороже за весьсахар (отечественный и импортный) и, следовательно, потреблять его меньше. Чистые потери потребителейот введения тарифа образуют область (а + b + с + d).

40*



Глава 27

Введение таможенного тарифа на импорт отвечает интересам отече­ственных производителей товаров, конкурирующих с импортом. С одной стороны, они могут расширить продажи, так как импортные товары стано­вятся дороже и потребители предъявляют растущий спрос на отечествен­ную продукцию. С другой стороны, как уже было показано, подорожание импортных товаров позволяет отечественным производителям также повы­сить цены и получить дополнительный выигрыш. Размер дополнительно­го выигрыша производителейв отрасли, конкурирующей с импортом, со­ответствует области а.

Мы видим, что дополнительный выигрыш производителей от введения импортного тарифа (область a) существенно меньше, чем потери потреби­телей (область а +b + с + d). Это объясняется тем, что отечественные про­изводители выигрывают от повышения цен только на свою продукцию, в то время как потребители платят дороже за весь приобретаемый продукт.

Кроме того, что таможенный тариф оказывает воздействие на благосос­тояние потребителей и производителей, он также является важным источ­ником дохода для государственного бюджета.Размер этого дохода равня­ется произведению ставки тарифа на объем импорта: T χ (D2 - S2), или об­ласть с. Говоря о доходах государства от введения таможенного тарифа, не­обходимо иметь в виду, что одновременно государство будет нести и опре­деленные расходы, связанные с разработкой самого тарифа, ведением не­обходимой документации, содержанием таможенной службы и т. д. Други­ми словами, доходы от тарифа частично будут «съедены» самой тарифной системой, следовательно, чистый эффект для государства будет меньше, чем ожидалось.

Проведенный анализ показал, что введение таможенного тарифа на им­порт приводит к перераспределению доходов от потребителей в пользу госу­дарственного бюджета и производителей в импортозамещающих отраслях.

Вместе с тем, мы видим, что совокупный выигрыш производителей и го­сударства, равный (а + с) оказывается меньше, чем проигрыш потребите­лей, составляющий (а + b + с + d). Таким образом, введение таможенного тарифа на импорт приводит к чистым потерям благосостояния общества,соответствующим области (b + d). Как видно из рис. 27.5, для того, чтобы количественно оценить эти чистые потери, надо знать размер вводимого тарифа, а также сокращение объема импорта или эластичность спроса на импорт по цене.

Возникновение чистых потерь от тарифа объясняется двумя причинами: во-первых, потребители вынужденно сокращают потребление продукции, поскольку она становится дороже (область d); во-вторых, снижается эффек­тивность распределения ресурсов, поскольку расширяется производство у недостаточно конкурентоспособных отечественных фирм с более высоким уровнем издержек (область b).

Теория сравнительных преимуществ



Таможенные тарифы остаются важнейшим инструментом внешнеторго­вой политики, но их роль за последние десятилетия постепенно ослабла. В послевоенный период в ходе многосторонних переговоров в рамках ГАТТ было достигнуто значительное снижение тарифных барьеров: так, средне­взвешенный уровень импортных таможенных тарифов в промышленно раз­витых странах снизился с 40-50% в конце 40-х гг. до 4-5% в начале 90-х гг., а в результате реализации соглашений «уругвайского» раунда перегово­ров ГАТТ он должен составить около 3%. Однако степень воздействия го­сударства на международную торговлю за эти годы фактически даже воз­росла в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений. По оценкам, их в настоящее время существует не менее пятидесяти. Особенно активно нетарифные меры регулирования тор­говли используют промышленно развитые страны. К середине 90-х гг. в среднем 14% товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией, под­падали под основные нетарифные ограничения: импортные квоты, добро­вольное ограничение экспорта и антидемпинговые меры. Будучи менее «прозрачными», чем таможенные пошлины, нетарифные барьеры дают больше возможностей для произвольных действий правительств и создают значительную неопределенность в международной торговле. В связи с этим, одной из важнейших задач, стоящих перед ВТО, является постепен­ная отмена количественных ограничений или так называемая тарификация (замена количественных ограничений тарифами, обеспечивающими эквива­лентный уровень защиты).

Наиболее распространенной формой нетарифного ограничения внешней торговли является квота.Квотирование представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разре­шенной к ввозу в страну (импортная квота)или вывозу из страны (экс­портная квота)за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования,когда госу­дарство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.

Рассмотрим в качестве примера экономические последствия установле­ния квот на импорт. Предположим, что страна является импортером зерна (см. рис. 27.6 , где Dd - спрос на зерно в данной стране, аSd- внутреннее производство зерна). В условиях свободной торговли внутренняя цена на зерно не отличается от мировой цены и равна Рw. При такой цене отече­ственные производители не могут обеспечить всю потребность страны в зерне, и объем импорта составляет D1 - Sl . Если правительство хочет огра­ничить объем импорта и устанавливает квоту размером Q, то общее пред­ложение зерна на внутреннем рынке с учетом импорта может быть пред­ставлено в виде кривой Sd + Q. Теперь при цене, равной мировой, возника-



Глава 27

ет разрыв между спросом и предложением: в результате количественного ограничения импорта часть спроса на зерно оказывается неудовлетворен­ной и это приводит к росту внутренней цены до Pd. Более высокий уровень внутренней цены стимулирует рост отечественного производства зерна до S2, но одновременно спрос сокращается до D2

Рис.
27.6. Последствия установления квоты на импорт

Государственное регулирование международной торговли - student2.ru Мы можем теперь оценить по- р»следствия квотирования импорта для благосостояния общества. По­требители в результате роста цены несут потери (область а + b + с + d + е). Отечественным производите­лям введение квоты выгодно - они расширяют объемы производства и реализуют свою продукцию по бо­лее высокой цене. Размер их допол­нительного выигрыша составит об­ласть а. Область с + d представля­ет собой либо доход государства, если лицензии продаются (цена ли­цензии в условиях конкуренции должна будет примерно соответствовать ожидаемому приросту внутренней цены), либо дополнительный выигрыш импортеров, если они получают лицензии бесплатно. В любом случае этот выигрыш распределяется между теми, кто выдает лицензии, и теми, кто их получает.

Таким образом, в результате введения импортной квоты возникают чис­тые потери для страны в целом, равные области b + е, т. е. результаты воз­действия квоты и таможенного тарифа на уровень благосостояния идентич­ны. Разница лишь в том, что при введении тарифа государство всегда по­лучает дополнительный доход, а при установлении квоты этот доход пол­ностью или частично может достаться импортерам.

Почему же в этом случае государство часто предпочитает использовать именно квоты как средство ограничения импорта? Во-первых, квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, по­скольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять прода­жи на рынке путем снижения цен. Таможенный тариф такой гарантии не дает. Во-вторых, квотирование является более гибким и оперативным ин­струментом политики, поскольку изменение тарифов обычно регламенти­руется национальным законодательством и международными соглашения­ми. В-третьих, использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям.

Теория сравнительных преимуществ 631

Вместе с тем, использование квот на импорт может приводить к допол­нительным негативным эффектам. С одной стороны, ограничивая ценовую конкуренцию и гарантируя отечественным фирмам определенную долю национального рынка, квота может способствовать монополизации эконо­мики. С другой стороны, само распределение лицензий редко происходит на открытых аукционах в условиях честной конкуренции импортеров, и поэтому в лучшем случае приводит к произвольным и потому недостаточ­но эффективным административным решениям, а в худшем - к развитию коррупции.

В настоящее время положения ГАТТ/ВТО разрешают вводить количе­ственные ограничения импорта в случае резкого неравновесия платежного баланса.

§ 6. Аргументы заи против протекционизма

Несмотря на то, что и тарифные, и нетарифные методы государствен­ного воздействия на внешнюю торговлю в абсолютном большинстве слу­чаев приводят к чистым потерям благосостояния, они широко использу­ются практически всеми странами мира. Это объясняется, с одной сто­роны, наличием эффекта перераспределения дохода и, следовательно, значительных (и влиятельных) групп населения, для которых политика протекционизма выгодна. Эти группы населения могут оказывать давле­ние на государство в пользу ограничения торговли, и такое давление часто приносит свои плоды, тем более, что и самому государству тамо­женный тариф и некоторые нетарифные меры протекционизма приносят немалый доход.

С другой стороны, проведенный выше анализ базировался лишь на ко­личественной оценке изменения благосостояния в отдельной отрасли и только в краткосрочном периоде. Однако как сторонники, так и противни­ки протекционизма используют целый ряд дополнительных аргументов, которые не всегда поддаются простой количественной проверке и поэтому требуют особого рассмотрения.

Стимулирование производства и увеличение занятости.Сторонники протекционизма утверждают, что ограничение импорта необходимо, во-первых, для того, чтобы поддержать отечественных производителей, сохра­нить рабочие места и тем самым обеспечить социальную стабильность. Во-вторых, сокращение импорта увеличивает совокупный спрос в стране и тем самым стимулирует рост производства и занятости.

Однако существо проблемы заключается в том, что отечественное про­изводство нуждается в защите в силу своей недостаточной эффективности, и политика протекционизма, ограничивая конкуренцию, создает условия



Глава 27

для сохранения такого положения. Кроме того, хотя импорт сокращает за­нятость в импортозамещающих отраслях, но одновременно он создает и новую занятость (связанную, например, с закупкой, продажей, послепро­дажным обслуживанием импортной продукции). Наконец, государство мо­жет обеспечить поддержку отечественных производителей и более эффек­тивным, чем протекционизм, методом, с меньшими потерями для благосо­стояния общества.

Государственное регулирование международной торговли - student2.ru

На рис. 27.7 показаны в сравнении последствия установления таможен­ного тарифа и предоставления эквивалентной субсидии производителям. Если сохраняется режим свободной внешней торговли и производители получают субсидию, то увеличение отечественного производства дос­тигается без повышения цен, и сле­довательно, потребители потерь не несут. Выигрыш производителей составляет область (с + d), а затра­ты государства на субсидию - об­ласть (а + b) = (b + с + d). Таким образом, общие потери от предос­тавления субсидии составят об­ласть b, тогда как потери от введе­ния тарифа больше и составляют об­ласть (b + е).

27.7.Последствия субсидирования отечественного производства мера для того, чтобы нарождающиеся перспективные отрасли промышлен­ности, в которых пока высок уровень издержек, смогли сформироваться и укрепить свои позиции. По мере становления этих отраслей и повышения их эффективности уровень протекционистской защиты может снижаться. Особенно часто этот аргумент приводится применительно к развивающим­ся странам. Однако, во-первых, достаточно трудно точно определить, какая именно отрасль является действительно перспективной с точки зрения фор­мирования новых сравнительных преимуществ страны. Во-вторых, протек­ционизм в отношении молодых отраслей в значительной степени снижает стимулы к повышению их эффективности, и в результате период становле­ния может затянуться на неопределенно долгое время. Наконец, в-третьих, и в случае с молодыми отраслями предоставление субсидий или других льгот оказывается более эффективным средством поддержки, чем внешне­торговый протекционизм. Увеличение доходов государственного бюджета.Во многих случаях
Рис.

Зашита молодых отраслей.Час­то приводится аргумент, что протек­ционизм необходим как временная

Теория сравнительных преимуществ 633

государство проводит протекционистскую политику, потому что нуждает­ся в дополнительных доходах для покрытия дефицита государственного бюджета. Особенно популярным этот аргумент является в тех странах, где нормальная налоговая система находится в стадии становления и существу­ют значительные трудности со сбором внутренних налогов. Конечно, тамо­женную пошлину организационно собрать гораздо легче, чем, например, налог на прибыль. Однако поступления в бюджет в этом случае сильно за­висят от степени эластичности спроса на импорт по цене, и при достаточ­но высокой эластичности доходы государства возрастут не при усилении, а при ослаблении протекционизма.

Обеспечение экономической безопасности и обороноспособности страны.Аргумент в пользу протекционизма в отношении отраслей, выпус­кающих стратегическую и военную продукцию, носит не экономический, а скорее военно-политический характер. Утверждается, что чрезмерная за­висимость страны от импорта может поставить страну в уязвимое положе­ние в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств. Однако и этот на первый взгляд справедливый аргумент требует тщательного конкретного анализа. В частности, серьезные затруднения может вызвать само опреде­ление отраслей, необходимых для обеспечения национальной безопаснос­ти: к ним может быть отнесено производство вооружений, продуктов пита­ния, компьютеров, одежды, автомобилей, энергоносителей и многого дру­гого. Трудно назвать такую отрасль, которая бы не вносила свой вклад в обеспечение безопасности страны. Кроме того, стимулирование с помощью протекционизма производства стратегических невозобновляемых ресурсов (например, нефти и газа) может создать зависимость от импортных поста­вок в будущем. Целесообразнее создавать стратегические запасы этой про­дукции по дешевым ценам мирового рынка, а не делать ее более дорогой, вводя ограничения на внешнюю торговлю. Наконец, и стратегические от­расли можно защищать более эффективным, чем внешнеторговый протек­ционизм, способом (например, субсидиями).

Как мы видим, аргументы в пользу протекционизма являются по мень­шей мере небесспорными, они нуждаются в тщательной проверке, и во многих случаях можно найти более эффективные средства достижения тех же целей. Вместе с тем, кроме неизбежных потерь благосостояния протек­ционизм может порождать и некоторые дополнительные отрицательные для страны последствия.

Обострение межгосударственных противоречий.Вряд ли можно ожи­дать, что политика протекционизма, проводимая одной страной, не вызо­вет ответных мер со стороны ее торговых партнеров. Другими словами,



Глава 27

следствием сокращения импорта в результате введения страной тарифных или нетарифных ограничений внешней торговли скорее всего станет сокра­щение и ее экспорта, а значит, снижение занятости, уменьшение совокуп­ного спроса и т. д. Экономические противоречия между странами могут обостриться до такой степени, что начнутся настоящие торговые войны, которые будут иметь очень серьезные отрицательные последствия для всех вовлеченных в них сторон. Такой сценарий развития событий в реальной действительности далеко не редок.

Сокращение экспорта и ухудшение платежного баланса.Протекцио­нистская внешнеторговая политика, сокращая импорт и увеличивая чистый экспорт страны, неизбежно оказывает влияние на уровень обменного курса национальной валюты, способствуя его повышению. В свою очередь, по­вышение обменного курса стимулирует импорт и сдерживает экспорт. В результате происходит ухудшение состояния платежного баланса страны, что имеет серьезные отрицательные макроэкономические последствия (подробнее эти вопросы будут рассмотрены в гл. 28).

Основные понятия

Абсолютное преимущество absolute advantage

Естественное преимущество natural advantage

Приобретенное преимущество acquired advantage

Сравнительное преимущество comparative advantage

Теория Хекшера-Олина Hecksher-Ohlin theory

Парадокс Леонтьева Leontief paradox

Выигрыш от торговли gains from trade

Теорема Рыбчинского Rybczynsky theorem

«Голландская болезнь» Dutch disease

Таможенный тариф customs tariff

Импортная/экспортная квота import/export quota

Протекционизм protectionism


Наши рекомендации