Рынок и условия его возникновения

В самом общем виде рынок можно определить как стихийный порядок. Эта характерная черта рынка обсуждалась в гл. 4. Учитывая, что в кратком определении невозможно осветить все грани этой важнейшей экономичес­кой категории, можно сказать, что рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.В условиях исследуемой формы хозяйства рыночные связи охватывают всю систему и всех субъек­тов экономических отношений. Участниками рынка являются и предприни­матели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т. д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: до-

Общая характеристика рыночной экономики



машние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство. В разделе «Макроэкономика», когда мы будем учитывать и международные экономичес­кие связи, предметом анализа будет и еще один субъект рынка - заграница.

Домашнее хозяйство- основная структурная единица, функционирую­щая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производ­ства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала и других факторов производства деньги расходуются для удовлетворения личных потребностей (а не для наращивания прибыли).

Бизнес- это деловое предприятие, функционирующее с целью получе­ния дохода (прибыли). Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.

Правительствопредставлено главным образом различными бюджетны­ми организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.

Один и тот же человек (взрослый член общества) может быть в составе и домашнего хозяйства, и бизнеса, и правительственного учреждения. На­пример, работая по найму государственным служащим, вы являетесь пред­ставителем правительственной организации; владея ценными бумагами ка­кой-либо корпорации, вы представляете бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, вы являетесь членом домашнего хозяйства. Со­ответственно современная рыночная экономика - это целая система рын­ков: товаров и услуг, труда, ссудных капиталов, ценных бумаг, иностранной валюты и др.

Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация.Первая из этих категорий означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения все­ми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Раз­личные группы производителей занимаются отдельными видами хозяй­ственной деятельности. Это и означает специализацию в производстве тех или иных благ и услуг. Специализация, в свою очередь, определяется прин­ципом сравнительного преимущества,т. е. способностью производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости. Сравни­тельное преимущество является одним из центральных понятий в экономи­ческой теории. Производители обладают разными навыками, умением, по-разному обеспечены ограниченными ресурсами. Например, два человека, А



Глава 5

и В, производят обувь и платья. Субъект А за месяц может изготовить 2 пары обуви или сшить 4 платья. Производитель В соответственно 4 пары обуви или 16 платьев. Альтернативная стоимость одной пары обуви субъек­та А равна двум платьям; у субъекта В альтернативная стоимость пары обу­ви равна четырем платьям. Относительно меньшая альтернативная сто­имость (издержки упущенных возможностей) производства обуви - у про­изводителя А. Следовательно, ему следует полностью сосредоточиться (специализироваться) на производстве обуви, другому производителю це­лесообразнее специализироваться на производстве платьев, так как именно это благо имеет относительно меньшую альтернативную стоимость у про­изводителя В. Принцип сравнительного преимущества объясняет как про­цессы специализации в рамках отдельного предприятия, так и в междуна­родных масштабах, о чем будет подробно сказано в гл. 27.

Условием возникновения рынка является и так называемая экономичес­кая обособленность, или хозяйственная автономиясубъектов рынка. Ведь обмениваются благами, созданными на основе общественного разде­ления труда и специализации, полностью независимые, самостоятельные в принятии хозяйственных решений производители. Хозяйственная автоно­мия означает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию. Адекватным пра­вовым режимом состоянию экономической обособленности является ре­жим частной собственности. На последнем выводе необходимо остановить­ся подробнее.

Может ли вообще возникнуть рынок какого-либо товара, если в обще­стве отсутствуют «правила игры», наделяющие субъектов хозяйства теми или иными правомочиями из «пучка прав», рассмотренного в гл. 4, § 2? Кто станет специализироваться, например, на производстве картофеля с целью последующего обмена его на другую необходимую продукцию, если по за­кону земельный участок в любое время может быть конфискован в пользу государства или других лиц; если производитель картофеля лишен права на доход (должен бесплатно сдавать продукцию государству); если не суще­ствует права продажи и наследования земельного участка и т. д. Конечно, можно заставить производить картофель силой, путем принуждения, но тогда мы не можем говорить о рынке, ибо перед нами будет пример иерар­хической системы хозяйства. Современная экономическая теория делает акцент на том, что рынки могут существовать только для продуктов, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться.

Для возникновения рынка какого-либо продукта важна и величина трансакционных издержек. Допустим, вы решили заняться выпечкой пиро­жных у себя дома с целью их последующей продажи в самых оживленных точках вашего города. Однако необходимо получить разрешение санэпи­демстанции на подобную деятельность, лицензию от муниципалитета, ве-

Общая характеристика рыночной эконакики



роятно, придется платить дань рэкетирам, если речь идет о нынешних рос­сийских условиях и т. п. Если все эти трансакционные издержки для жела­ющих заняться производством пирожных на продажу, по предварительным расчетам, окажутся выше предполагаемого дохода, то рынок пирожных так и не будет создан. Таким образом, трансакционные издержки определяют условия и границы рыночной деятельности.

И, наконец, важным условием возникновения рынка является свобод­ный обмен ресурсами.Ведь общественное разделение труда, специализа­ция и обмен могут существовать и в иерархических системах, где Центр определяет кому и что производить, кому и с кем обмениваться произве­денной продукцией. Только свободный обмен, существующий в спонтан­ных (стихийных) порядках, позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффектив­ные направления их деятельности.

§ 2. Экономические и неэкономические блага. Товар

Благо- это средство удовлетворения потребностей человека (см. гл. 3). Следует четко разграничивать экономические и неэкономические блага. Это различие связано с понятием редкости, о котором уже шла речь ранее. Благо неэкономическое имеется в неограниченном количестве. Экономи­ческое благо является редким благом. Именно соотношение между потреб­ностью, или надобностью (в терминологии К.Менгера, видного представи­теля австрийской школы), и доступным для распоряжения количеством благ, делает их экономическими или неэкономическими. Так, если вы живете в тай­ге, стволы деревьев для постройки жилища не являются для вас экономичес­кими благами. Ведь их количество в огромное число раз превышает вашу потребность в этом стройматериале. И вода для питья, если вы живете на берегу чистейшего озера, не является экономическим благом. Таковым она станет для вас лишь в пустыне, где потребность человека в питье оказывается выше, чем доступное для удовлетворения этой потребности количество воды. Неоклассическая школа подчеркивает, что товар - это экономическое благо, предназначенное для обмена, но в этом определении отсутствует указание на то, что товар должен обязательно быть продуктом труда.

Товары, подчеркивает К.Менгер, это «экономическиеблага, независи­мо от их способности к передвижению, независимо от лиц, предлагающих их для продажи, от их материальности, независимо от характера их как продукта труда, предназначенные для обмена».1Важнейшими характе-1 Менгер К. Основания политической экономии. Австрийская школа в политической эко­номии. М., 1992. С. 201-202.

7 8

Глава 5

ристиками товара являются потребительная ценность (стоимость) и ме­новая ценность (стоимость).1Эти категории введены в научный оборот много столетий назад. Аристотель, А.Смит, Д.Рикардо, Т.Мальтус, К.Маркс, Дж.С.Милль и многие другие экономисты подчеркивали различие между потребительной и меновой ценностью.

Полезность блага, его свойства, благодаря которым оно может удовлет­ворять ту или иную потребность людей, делают благо потребительной ценностью.Потребительная ценность может непосредственно удовлетво­рять личную потребность человека или служить средством производства материальных благ. Например, хлеб, масло, картофель и т. д. удовлетворя­ют потребность в пище, ткань - потребность в одежде и т.д.

Потребительную ценность имеют и многие блага, не созданные челове­ческим трудом, например, вода в источнике, плоды дикорастущих деревьев. Но не всякое благо, имеющее потребительную ценность, является товаром.

Чтобы благо могло стать товаром, оно должно быть предназначено для обмена. Необходимо отметить, что потребительная ценность блага должна удовлетворять потребности не того, кто его произвел, а поступать для по­требления другим людям, через обмен и удовлетворять потребности дру­гих членов общества.

Меновая ценность- это количественное отношение, в котором потре­бительные ценности одного рода обмениваются на потребительные ценно­сти другого рода. Например, 1 топор обменивается на 20 кг зерна. В этом количественном отношении обмениваемых товаров и выражена их меновая ценность. Сторонники трудовой теории стоимости считали (А.Смит, Д.Ри-кардо, К.Маркс и др.), что товары в определенных количествах приравни­ваются друг к другу, потому что они имеют общую основу - труд. Этой основой, по их мнению, не может быть ни одно из природных свойств то­вара - масса, объем, форма и т. п. , а только трудовые затраты. Необходи­мым условием обмена является различие потребительных ценностей обме­ниваемых товаров, но потребительные ценности различных товаров, как ка­чественно разнородные, с точки зрения теоретиков трудовой стоимости яв­ляются количественно несоизмеримыми.

Однако в современной экономической теории принят иной подход, ве­дущий свое начало с работ представителей теории предельной полезности: К.Менгера, Е.Бем-Баверка, Ф.Визера. Не трудовая стоимость лежит в ос­нове обмена, а полезность, причем именно проблема сравнения, соизмере­ния различных полезностей занимает важнейшее место в их учении.

1 В дореволюционные времена и первое десятилетие после Октябрьской революции 1917 г. английский термин «value» и немецкий «Wert» в русской экономической литературе переводились словом «ценность».

Общая характеристика рыночной экономики



Если же стоимость товара определяется затратами труда на его произ­водство, то труда какого качества и какова должна быть продолжительность этого труда, созидающего стоимость? Непосредственным измерителем тру­довых затрат является в теории трудовой стоимости рабочее время. Сто­имость товара будет определяться не индивидуальным рабочим временем, затраченным на производство единицы товара, а так называемым обще­ственно необходимым рабочим временем. Эта категория характеризует вре­мя, «которое требуется для изготовления какой-либо потребительной сто­имости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда».1 Но вновь возникает вопрос - это труд простой или сложный? Квалифици­рованный или неквалифицированный? Умственный или физический? Труд, результатом которого является физически осязаемая вещь или услуга? Так, например, К.Маркс такого разнообразия вопросов не рассматривает и го­ворит лишь о проблеме простого и сложного труда. По его мнению, срав­нительно сложный труд выступает в стоимости как умноженный или воз­веденный в степень простой труд, поэтому меньшее количество сложного труда равняется большему количеству простого. Но чем (или кем) опреде­ляются коэффициенты, сводящие сложный труд к простому? Внятного от­вета трудовая теория на этот вопрос не дает.

Обратимся к более развернутой характеристике теории предельной по­лезности, которая, по мнению многих западных экономистов, произвела настоящий переворот в экономической теории, фигурирующий под назва­нием «субъективной революции».

§ 3. Теория предельной полезности и субъективная ценность блага

Согласно трудовой теории стоимости, только на рынке при обмене вы­является общественно необходимый уровень затрат труда. Только на рынке стоимость получает свою форму выражения в виде меновой стоимости. Проще говоря, стоимость создается в производстве, а проявляется на рын­ке. И вот здесь-то возникают возражения со стороны теоретиков предель­ной полезности. В чем их суть? Если товар покупается на рынке, то это происходит не потому, что кто-то расценил затратытруда на производство товара как общественно необходимые, а потому, что данный товар для по­купателя обладает определенным полезным эффектом; покупатель ценитэтот товар. Недаром, как уже отмечалось, на русский язык немецкое слово «Wert» или английское «value» в конце XIX - начале XX вв. переводились именно как «ценность»,и это был более точный перевод. А ценность - это

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 47.



Глава 5

категория во многих (если не во всех) отношениях субъективная. Следова­тельно, согласно учению австрийской школы, стоимость (ценность) нико­им образом не может быть свойством, объективноприсущим вещи. Цен­ность имеет лишь то, что ценно в глазах покупателя, чьи субъективные оценки и придают произведенному благу свойства стоимости. Таким обра­зом, трудовая стоимость - лишь фантом, а действительная стоимость (цен­ность) конституируется лишь на рынке и вне его просто не существует.

Чем определяется стоимость букета диких цветов (ландышей), которые сорвала в обход закона бабушка и торгует ими на вокзальной площади? Чем определяется стоимость картины Ван-Гога? Продолжительностью индиви­дуального рабочего времени на собирание ландышей или времени Ван-Гога на изготовление картины? Согласно теории трудовой стоимости - нет, не индивидуальным временем, а общественно необходимым. Но что является общественно необходимым временем в данных случаях? Можно заметить, что приведенные примеры не типичны, так как они касаются свободно не­воспроизводимых товаров. Тогда - другой пример: несвежие, а попросту тухлые куриные яйца (товар свободно воспроизводимый). В Китае (где та­кого рода яйца - блюдо китайской кухни) их стоимость, допустим, опреде­ляется общественно необходимым рабочим временем. Перевезем эти яйца (на поезде или самолете) в российскую глубинку. Казалось бы, стоимость этого продукта должна еще увеличиться (учитывая затраты труда на транс­портировку), однако в российских условиях яйца такого качества вообще не будут куплены. Они не имеют потребительной ценности, следователь­но, и не имеют вообще никакой ценности. Разумеется, в наших рассужде­ниях мы не будем ломиться в открытую дверь: сторонники трудовой тео­рии стоимости прекрасно понимали, что без потребительной ценности, без общественной полезности блага невозможно вообще существование кате­гории товара. Речь идет о другом - о том, что стоимость, по их мнению, непосредственно создается в производстве, что это - объективное свойство товара. Но если без рыночных оценок покупателей невозможно выявить полезный эффект произведенной продукции, то, очевидно, стоимость (цен­ность) есть прежде всего категория обмена.

Помимо этого, неоклассики, в том числе и австрийская школа, подчер­кивают, что в создании ценности товара принимают участие несколько рав­ноправных факторов производства - труд, капитал, земля, предпринима­тельские способности, а не только один труд.

Расхождение теории предельной полезности с теорией трудовой стоимо­сти связано и с проблемой соизмерения разнородных потребительных цен­ностей, или полезностей. Ведь в каждом конкретном случае при выработке хозяйственных решений бизнесменом или в процессе индивидуального! потребления постоянно происходит сопоставление полезного эффекта раз-я

Общая характеристика рыночной экономики



личных благ. Вообще без сопоставления потребностей, без оценки полез­ного эффекта тех или иных материальных и духовных благ каждый раз, когда требуется принятие хозяйственного решения, никакая экономическая деятельность была бы невозможна.

При этом сама проблема поиска измерения полезности вызывала ожив­ленную полемику в среде сторонников теории предельной полезности. В каких единицах измерить полезный эффект? В зависимости от ответа на этот вопрос ученые разделились на два «лагеря» - ординалистов и карди-налистов,однако суть этой проблемы можно уяснить лишь после изуче­ния самой категории предельной полезности, кривой спроса и других важ­ных категорий экономической науки.

Обратимся к более подробной характеристике проблемы ценности в концепции теории предельной полезности. Ученые, разработавшие эту те­орию, - У.Джевонс, А.Маршалл (Великобритания), Е.Бем-Баверк, К.Мен-гер, Ф.Визер (Австрия), Л.Вальрас (Швейцария), В.Парето (Италия) и дру­гие в основном создавали свои труды во 2-й половине XIX - начале XX в. Нередко вклад этих исследователей (особенно представителей австрийской школы) в развитие экономической теории именуют «субъективной револю­цией», или революцией «предельной полезности». Цена, определяемая пре­дельной полезностью, помогла разрешить многие загадки и парадоксы хо­зяйственной жизни и позволила создать тот раздел экономической науки, который сейчас принято называть теорией потребительского выбора (см. § 9 настоящей главы). Чаще всего в связи с этим упоминается знаменитый «парадокс Смита»:почему вода, столь полезная для человека, стоит так дешево, а алмаз, чья польза намного меньше для удовлетворения жизнен­ных потребностей, стоит так дорого? Ответить на этот интересный вопрос нам поможет именно теория предельной полезности. По мнению Хайека, с элементарными основами теории предельной полезности должен быть зна­ком каждый образованный человек.1

Сторонники теории предельной полезности рассматривают, прежде все­го, субъективную ценность, выражающую отношение человека к вещи. При этом субъективную ценность связывают с редкостью блага, т. е. с величи­ной его запаса. «Ценность предполагает, - писал Е.Бем-Баверк, - именно ограниченность количества вещей, отсутствие ценности предполагает избыток их».2 Представители теории предельной полезности, выводя ценность из по­лезности, считали необходимым выделить два вида полезности:

а) абстрактную, или родовую полезность, т. е. способность блага удов­летворять какую-либо потребность людей;

1 Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. М., 1992. С. 175.

2 Бам-Бавсрк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ. Австрийская школа в поли­
тической экономии. М., 1992. С. 262.



Глава 5

б) конкретную полезность, которая означает субъективную оценку по­лезности данного экземпляра этого блага. Эта субъективная оценка зави­сит от двух факторов: от имеющегося запаса данного блага и от степени насыщения потребности в нем (степени интенсивности потребности).

По мере удовлетворения потребности «степень насыщения» растет, а величина конкретной полезности (степень «настоятельной потребности») па­дает. Это означает, что каждое последующее благо, удовлетворяющее дан­ную потребность, обладает меньшей полезностью, чем предыдущее, а при ограниченном запасе блага имеется его «предельный» экземпляр, удовлет­воряющий «настоятельную потребность». Отсюда делается вывод, что цен­ность блага данного рода определяется полезностью предельного экземп­ляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность.1

Иллюстрацией проблемы предельной полезности у Е.Бем-Баверка слу­жит позаимствованный им из работы К.Менгера пример с пятью мешками зерна, которыми обладает старик-отшельник, живущий в лесу. Полезность этих мешков зерна располагается в убывающем порядке: первый мешок употребляется для удовлетворения самых насущных потребностей питания, второй - для улучшения питания, третий - для откорма домашних птиц, четвертый - для изготовления пива, пятый - для забавы (кормления попу­гаев). Лишившись какого-либо одного мешка, отшельник отказался бы лишь от корма попугаев, т. е. удовлетворения наименее настоятельной по­требности. Поэтому именно ею определяется ценность каждого из пяти мешков зерна. По определению Бем-Баверка, «величина ценности матери­ального блага определяется важностью той конкретной потребности (или частичной потребности), которая занимает последнее место в ряду потреб­ностей, удовлетворяемых всем наличным запасом материальных благ дан­ного рода».2 Следовательно, полезность последней единицы каждого бла­га, т. е. единицы, которая удовлетворяет наименее настоятельную потреб­ность, и есть предельная полезность. По мнению сторонников данной тео­рии, субъективная оценка каждого блага человеком непосредственно опре­деляется предельной полезностью этого блага, а объективные меновые про­порции или цены товаров зависят от субъективных оценок и, в конечном счете, тоже определяются предельной полезностью (см. также о предель­ной полезности в § 9 настоящей главы).

Теперь становится возможным объяснить и «парадокс Смита»: нужно различать общую полезностьвсего запаса блага и его предельную полез­ность.Общая полезность всего запаса воды, конечно, выше общей полез-

1 Термин «предельная полезность» был введен в экономическую науку Фридрихом фон Визером (1851-1926), видным представителем австрийской школы.

: Бем-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ. Указ. соч. С. 278, 279.

Общая характеристика рыночной экономики 83

ности алмазов, но ценность этих экономических благ объясняется предель­ной полезностью, а она выше у алмазов.

Родоначальником нового направления в теории ценности и цен являет­ся выдающийся английский экономист А.Маршалл. По его мнению, теория предельной полезности страдает определенной односторонностью, по­скольку объясняет ценность только одним фактором. Широко известно мнение А.Маршалла о необходимости синтеза предельной полезности и издержек производства при определении того, чем определяется стоимость товара. «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, раз­резает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».1

Именно с работами А.Маршалла связан отход неоклассической школы от попыток построить монистическую теорию стоимости и цены. Принцип монизма означает, что должен быть найден единый источникстоимости, единое основаниецены, единый источникдоходов общества в рыночном хозяйстве. Таким единственным источником, например, в теории К.Маркса является труд, и только труд. Теоретики австрийской школы ищут такое единое основание в категории предельной полезности. В теории же А.Мар­шалла определение стоимости и цены сводится к выяснению взаимодей­ствия рыночных сил, лежащих как на стороне спроса (предельная по­лезность), так и предложения (издержки производства товара).По мне­нию А.Маршалла, ценность товара в равной мере определяется полезнос­тью и издержками производства.

Дать развернутую характеристику второй стороне (издержкам производ­ства) в этом параграфе не представляется возможным, так как для этого нужно познакомиться с категорией предельных издержек (гл. 6), а также с теорией предельных продуктов и предельной производительности факто­ров производства (гл. 10). Но уже здесь можно заметить, что в теории нео­классиков при определении ценности товаров используется своеобразный подход к оценке производственных ресурсов, направленных на изготовле­ние товара, в том числе и фактора труда. Почему осуществляются затраты труда на производство какого-либо товара (и не только труда, но и других факторов - капитала и земли)? Потому что общество испытывает потреб­ность в какой-то конкретной полезности. Именно ценностью этого товара, этой полезностью и будут определяться ценности затрат труда, капитала и земли. Именно ценность конечного товара определяет ценность того или иного фактора производства, масштаба его применения и в целом - вели­чину издержек производства. Стоимость готового товара вменяетсясто-

Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 1993. Т. II. С. 31-32.



Глава 5

имости использованных при его изготовлении факторов производства. По­ясним этот принцип на конкретных примерах. Разработка нефтяных место­рождений, добыча нефти и производство бензина осуществляются потому, что люди ценят такое благо, как автомобиль. Чем выше оценки полезности этого блага, тем в больших масштабах будут осуществляться затраты труда и других факторов на добычу нефти и изготовление бензина. Не потому до­рог бензин, что высоки затраты на добычу нефти, а наоборот: из-за высо­кой ценности для автомобилистов бензина будут высоки и затраты на до­бычу нефти. Этот принцип Е.Бем-Баверком описан так: «Не потому дорого токайское вино, что дороги токайские виноградники, а наоборот».1 Начи­ная с работ А.Маршалла, в экономической теории отчетливо проявился от­ход от поисков субстанции стоимости и переход к функциональному ана­лизу, к одновременному определению взаимовлияния цены и спроса-пред­ложения.

§ 4. Происхождение денег

Вопрос о происхождении денег различными теоретическими школами связывается с процессом развития обмена.

Исследовать происхождение денег - это исследовать развитие торговли, обмена, возникновение того этапа человеческой цивилизации, который Ф.Хайек назвал «расширенным порядком человеческого сотрудничества».

Самой простой формой обмена является бартер. Бартер- это непосред­ственный обмен одного товара на другой. Например, земледелец обмени­вает 500 кг зерна на одну корову, принадлежащую скотоводу. Однако бар­терные сделки могут беспрепятственно осуществляться лишь при ограни­ченном наборе предлагаемых к обмену товаров. Количество участников при бартерном обмене также ограничено. При вовлечении в торговлю боль­шого круга хозяйствующих субъектов бартер наталкивается на серьезные затруднения. Например, вы хотите обменять свою пшеницу на медный кув­шин, но владельцу кувшина не требуется ваше зерно. Потребуется множе­ство промежуточных торговых сделок, прежде чем вы наконец станете об­ладателем кувшина.

Это затруднение, отмечал К.Менгер, казалось бы непреодолимым, если бы «в самой природе вещей не существовало средства, которое само по себе и без всякого ... соглашения или государственного принуждения» при­водит к решению указанного затруднения».2 Дело в том, что по мере разви-

1 Бем-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ. Указ. соч. С. 334. : Менгер К. Основания политической экономии. Австрийская школа в политической эко­номии. М., 1992-С. 218.

Общая характеристика рыночной экономики



тия обмена в разных регионах выделяется товар, обладающий наибольшей способностью к сбыту(термин К.Менгера). Выражаясь современным язы­ком, речь идет о товаре, обладающем наибольшей ликвидностью.Ликвид­ный товар (или любое другое благо) - это легкореализуемый товар. С по­нятием ликвидности мы еще будем неоднократно встречаться в последую­щих главах учебника.

Пока нам требуется выяснить, от чего же зависит способность товара к сбыту, или ликвидность.

Во-первых, эта способность ограничена кругом лиц, которым можно сбыть свой товар. Владелец товара не может продать свой товар тем лицам, которые не имеют потребности в них; которые в силу правовых и физичес­ких оснований отстранены от их приобретения; которые не знают о появив­шейся возможности обмена (малоизвестные товары обладают весьма ограни­ченной способностью к сбыту) и в силу еще некоторых ограничений.

Во-вторых, способность товаров к сбыту ограничена областью, в кото­рой товар может найти сбыт. Это означает, что помимо наличия круга лиц, которым можно сбыть товар, не должно быть непреодолимых препятствий (физических или правовых) при транспортировке товара в данную мест­ность; транспортные издержки не должны быть слишком высоки.

В-третьих, способность товаров к сбыту ограничена количественно. Эта способность ограничена размерами еще неудовлетворенных потребностей; кроме того, всегда существуют границы количественного объема сбыта, сильно различающиеся у разных товаров. Так, К.Менгер предлагает срав­нить способность к сбыту какого-либо научного трактата о перуанских древностях и способность к сбыту мяса или хлеба.

В-четвертых, способность к сбыту зависит от промежутка времени, в течение которого возможен сбыт. Эти различия товаров станут яснее, если сравнить возможное время реализации свежей клубники, устриц, копченой колбасы, политических газет, остромодных товаров и т. д.'

Итак, товар, имеющий наибольшую способность к сбыту, становится деньгами. Деньги - это абсолютно ликвидное средство обмена.Деньги являются одним из наиболее значительных компонентов экономической жизни общества. Они, как ясно из предыдущего анализа, появились на оп­ределенном этапе развития хозяйственной жизни общества, но не как про­дукт какого-либо законодательного акта государства, а как результат разви­тия экономических отношений, как результат естественной хозяйственной жизни людей.

Уже на раннем этапе развития торговли в разных странах и регионах люди находили такой говар, который отличался большей способностью к

'Подробней см.: Менгер К. Основания политической экономии. Указ. соч. С. 205-210.

86 Глава 5

сбыту, чем их собственный, и который мог быть обменен на тот товар, в котором они нуждались. В качестве средства обмена использовались любые товары - скот, зерно, соль, медь и т.д., но все они должны были удовлетво­рять одному требованию: получить общее признаниеи покупателей, и продавцов как средство обмена. В России до конца княжения Дмитрия Дон­ского в качестве наиболее ликвидных средств обмена обращались серебро в слитках («гривны»), иностранная монета (до половины VIII в. - римские динарии, в VIII-X вв. - восточные дирхемы, преимущественно арабские, с XI - западноевропейские монеты) и меховые ценности («куны», «резаны», «мордки» и т.д.). Постепенно абсолютно ликвидным средством обмена ста­ли драгоценные металлы - золото и серебро.

Заметим, что неоклассическая школа подчеркивает то огромное влия­ние, которое оказала на возникновение денег привычка.Этот фактор по­может многое объяснить в природе современных денег.

В связи с анализом денег мы можем дать еще одно определение катего­рии цены. Цена - это пропорция обмена товаров на деньги.Таким обра­зом, мы видим, что определения цены могут охватывать разные стороны этого важнейшего рыночного феномена. Во-первых, цена - это альтерна­тивные издержки, о чем говорилось в гл. 3. Во-вторых, цена - это инфор­мационный сигнал («симптом экономического выравнивания», по Менге-ру), который подсказывает субъекту рыночного хозяйства наиболее выгод­ное направление его деятельности. И, наконец, цена - это пропорция обме­на товаров на деньги.

Но вернемся к благородным металлам - золоту и серебру. Почему имен­но они стали деньгами? Золото и серебро стали деньгами потому, что об­ладали совокупностью качеств, позволяющих им лучше, чем другим това­рам, выполнять роль абсолютно ликвидного средства обмена:

1) сохраняемость;

2) портативность (т. е. высокая ценность в небольшом объеме);

3) экономическая делимость (т. е. слиток золота, поделенный на две равных по весу части, означает, что и ценность каждой половины слитка ровно в два раза уменьшилась). Этим свойством не обладают ни скот, ни меха, ни жемчуг, ни алмазы и т. д.;

4) относительная редкость золота в природе.

В современных условиях золото, а еще раньше - серебро, перестало быть денежным товаром. В нашей обыденной жизни мы используем бу­мажные деньги (банкноты), а не мешочки с золотым песком или золотые монеты. Что же сейчас является деньгами?

Ответ на этот вопрос мы получим в разделе «Макроэкономика», в гл. 20, когда рассмотрим деятельность Центральных и коммерческих банков. Но в настоящем параграфе мы затронем лишь два аспекта, связанных с приро­дой современных денег: деньги как ликвидностьи как декретныеденьги.

Общая характеристика рыночной экономики



Понятие ликвидности, уже известное нам, означает, что современные бумажные деньги (доллары, франки, фунты, лиры и т. п. ) обладают непос­редственной покупательной силой. Ликвидное средство, как отмечалось ранее, - это легкореализуемое средство обмена. Например, если у вас есть 12 стульев, это вовсе не означает, что в любой момент их можно обменять на любую понадобившуюся вам вещь. А вот если вы располагаете опреде­ленной суммой денег (долларов, марок и др.), вы всегда сможете обменять их на любое благо. Но почему какие-то куски бумаги обладают абсолют­ной ликвидностью? И тут мы подходим ко второму аспекту, касающемуся природы современных денег. Деньги - это общепризнанное средство об­мена.Здесь очень важно обратить внимание на слово «общепризнанное». Чем же определяется ценность современных денег, точнее, обладают ли вообще бумажные деньги ценностью?

Современная экономическая теория отвечает на этот вопрос так: люди ценятбумажные деньги и поэтому делают их «бумажками», имеющими ценность. Если люди соглашаются что-либо считать деньгами, то это «что-то» и будет являться деньгами. В настоящее время деньги декретируются го­сударством в лице Центрального банка страны, ответственного за предложе­ние денег. Ценность денег определяется во многом доверием к правительству и Центральному банку, держащему под своим контролем объем денежной массы. Устойчивость (неизменность покупательной способности) совре­менных денег определяется вовсе не золотым запасом страны. По аналогии с золотом можно сказать, что у правительства такие же задачи, что и у природы, сотворившей золото в ограниченном количестве: Центральный банк должен сделать ограниченным предложение денег и делать их доступность тем са­мым также ограниченной. Если бумажные деньги перестанут обладать свойством относительной редкости, то их цен<

Наши рекомендации