Виды рынков по типу конкуренции
Рынок | Его характеристика |
Чистой (свободной) конкуренции | Существует множество мелких фирм, предлагающих однородную продукцию. Нет ограничений на доступ любой фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары и услуги, ресурсы, о затратах. Нет ограничений на вход новых фирм в отрасль, выход тоже свободен. Конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену. |
Чистой монополии | Отрасль, состоящая из одной фирмы, которая является единственным продавцом данной продукции. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль за ценой. Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры. |
Монополистической конкуренции | Большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Ограниченный контроль над рыночными ценами. Вход и выход с рынка свободен. Каждая фирма старается сделать свой товар уникальным. Но товары взаимозаменяемы. Экономическое соперничество основано на цене и неценовой конкуренции. |
Олигополии | Существование на рынке малого числа крупных фирм (от 2 до 5), которые контролируют его основную часть. Продукция может быть как однородной, так и разнородной. Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию. |
Современное состояние рынка - монополистическая конкуренция и олигополия, т.е. «несовершенная конкуренция». |
Инфраструктура рынка -совокупность рыночных институтов, обслуживающих рыночное хозяйство для бесперебойной работы рынка.
Функции инфраструктуры:
§ Организация заключения контрактов на поставку продукции
§ Продвижение товарных потоков по отраслям и регионам
§ Регулирование сбыта продукции
§ Обслуживание потребителей
Институты, связывающие рынки в единое целое:
§ Транспортная сеть
§ Система коммуникаций
§ Информационные сети
§ Страховые компании
§ Суды
Биржа -организованный, регулярно функционирующий оптовый рынок однородных товаров, на котором заключаются сделки купли-продажи крупных партий товара:
- товарная биржа - организация, в которой совершаются сделки купли-продажи массовых взаимозаменяемых товаров.
- фондовая биржа - рынок, на котором осуществляются сделки с ценными бумагами иными финансовыми документами.
- биржа труда - государственная структура, выступающая посредником между работодателями и наемными работниками.
Экономический цикл и экономический рост
Экономический цикл - периодические колебания уровней занятости, производства и инфляции; период цикличности деловой активности.
Фазы экономического цикла:
- Экономический подъем (пик) - почти полная занятость активного населения, постоянное расширение производства всех товаров и услуг, рост доходов, расширение совокупного спроса.
- Экономическое сжатие (рецессия) - сокращение производства и потребления, доходов и инвестиций, падение уровня ВВП.
- Экономический спад (кризис) - экономика, достигнув дна, топчется на месте. Падение реальной заработной платы, сокращение производства и прибыли, снижение уровня жизни, иногда вынужденное падение цен.
- Оживление - постепенный рост производства, привлечение дополнительной рабочей силы, рост доходов населения и прибыли предпринимателей.
Стагнация -длительный застой в экономике (отсутствие развития производства, падение производства).
ВВП цикл 3
4
цикл
Время, годы
1. Спад (кризис)
2. Оживление
3. Подъем (пик)
4. Сжатие (рецессия)
Как только предложение превышает платежеспособный спрос, начинается перенакопление капитальных ресурсов.
Виды перенакопления
§ Товарное перенакопление
§ Перенакопление капитала
§ Денежное перенакопление
Наиболее важным показателем развития экономики является экономический рост.
Экономический рост - увеличение реального и потенциального доходов (валового внутреннего продукта) длительный период времени.
Достижение экономического роста возможно двумя путями:
v Экстенсивный путь- увеличение ВВП за счет расширения масштабов использования ресурсов;
v Интенсивный путь- увеличение ВВП качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности.