Преимущества государственного регулирования
Задумаемся над простым, на первый взгляд, вопросом: если рынок эффективно размещает ресурсы, то зачем нужно государство. Почему мы часто встречаемся с утверждениями о том, что государство должно поддерживать отрасли, работающие на экспорт, финансировать фундаментальные исследования, выделять значительные суммы из государственного бюджета на национальную оборону, охрану окружающей среды, поддержку малоимущих и т.д.?
Современная экономическая теория связывает необходимость государственного регулирования с фиаско, или провалами, рынка. Из курса микроэкономики известно, что провалы рынка – это ситуация, когда рыночный механизм не в состоянии эффективно разместить ресурсы, или достичь Парето-оптимального распределения. Распределение, эффективное по Парето, означает, что нельзя улучшить благосостояние одного члена общества, не ухудшив при этом благосостояния другого члена общества. Принято выделять несколько основных причин провалов рынка:
1. Внешние эффекты, т.е. выгоды или издержки, получаемые экономическими субъектами, которые не находят отражения в цене благ. Внешние эффекты могут быть как положительными, так и отрицательными.
2. Невозможность предоставления рынком общественных благ.
3. Асимметричность информации и неполнота рынков.
Асимметричность информации означает различия в информации, которой обладают стороны при совершении рыночной сделки. Например, продавец знает, что товар, который он пытается сбыть, имеет скрытый дефект, а покупатель не осведомлен об этом. Информация о качестве товара распределена асимметрично. В результате произойдет неэффективное по Парето распределение – покупатель переплачивает за низкокачественный товар. Недостаточность информации не обязательно нарушает Парето-эффективное распределение, если для компенсации последствий рисков существуют рынки страхования. Неполнота рынков – определяется следующим образом: система рынков называется неполной, если инструменты страхования отсутствуют либо их число недостаточно для охвата всех факторов неопределенности. Понятие неполных рынков ввел в экономическую науку американский экономист, лауреат Нобелевской премии К. Эрроу. Особенно наглядным примером неполноты рынков являются ситуации, связанные с общественными рисками (войны, террористические акты, гиперинфляция и т.д.)- Вряд ли частная фирма возьмет на себя задачу по страхованию населения от подобных рисков.
4. Монопольная власть на рынках.
5. Макроэкономическая нестабильность.
6. Неравенство в распределении доходов.
Соответственно названным причинам провалов рынка можно назвать и основные задачи государственной политики, связанные с корректировкой рыночного механизма.
1. Минимизация внешних эффектов.
В случае положительных внешних эффектов, например прививок от гриппа, ресурсов для вакцинации всего населения может оказаться недостаточно. Частные медицинские учреждения, деятельность которых приносит положительные внешние эффекты, столкнутся с тем, что цена на их услуги не отражает указанных выше эффектов. Государство субсидирует организации, деятельность которых приносит положительные внешние эффекты.
Общество сталкивается и с отрицательными внешними эффектами (типичный пример – загрязнение окружающей среды фабрикой по переработке кожевенного сырья, сбрасывающей отходы своего производства в реку). Население, живущее вблизи такой фабрики, несет издержки, пытаясь защитить себя от вредного воздействия загрязнения воздуха и воды. Эти издержки не отражены в цене продукции фабрики, и в такой ситуации мы сталкиваемся с превышением общественно оптимального количества предоставляемого блага. Государство может воздействовать на подобные предприятия-загрязнители несколькими методами.
Во-первых, принятие законов, запрещающих загрязнение окружающей среды, может заставить предприятия приобретать дополнительное оборудование, предотвращающее вредные выбросы. Это увеличивает издержки производства и уменьшает конкурентоспособность подобных фирм, и в ряде случаев может привести не только к уменьшению предложения продукции, но и закрытию загрязняющих окружающую среду предприятий.
Во-вторых, государство может ввести налоги на вредные выбросы (в расчете на единицу готовой продукции). Эта мера уменьшает объем предложения продукции, приводящей к загрязнению окружающей среды.
В-третьих, государство может организовать функционирование рынка прав на загрязнение окружающей среды. Например, властями определяется допустимый уровень (стандарт) загрязнения и выпускаются сертификаты, позволяющие производить загрязнения, не превышающие этот уровень. Сертификаты (разрешения) свободно продаются и покупаются на аукционном рынке. В этом случае те предприятия, у которых снижение уровня загрязнения сопровождается большими производственными издержками, будут покупать эти сертификаты, а те предприятия, у которых снижение уровня загрязнения связано с небольшими издержками, вместо покупки разрешений будут действительно снижать уровень загрязнения.
2. Предоставление государством общественных благ.
Термин "общественные блага" (publicgoods) был введен в экономическую науку американскими экономистами – упоминавшимися ранее П. Самуэльсоном и Р. Масгрейвом – еще в 1950-х гг. Рыночный механизм, как нам известно из курса микроэкономики, не может предоставить общественные блага в оптимальных для общества количествах. Дело в том, что у частного сектора нет стимулов производить эти блага, так как их потребляют все, независимо от того, платят ли они за это или нет. Общественные блага (национальная оборона, уличное освещение, прогноз погоды и т.п.) – это неделимые блага коллективного пользования. Они отличаются от частных благ тем, что обладают двумя основными свойствами: неисключаемостью при их потреблении и несоперничеством в потреблении.
При производстве частных благ из потребления исключаются те, кто не смог приобрести их за деньги на рынке. Но, например, охрана государственной границы осуществляется для всех жителей страны и исключить из пользования этой системой отдельного человека технически и экономически невозможно. Несоперничество в потреблении означает, что предельные издержки предоставления общественного блага еще одному члену общества остаются неименными (от того, что еще один человек пользуется уличным освещением, света от ночных фонарей не становится меньше для других людей и это не влечет за собой дополнительных издержек для общества).
Национальная оборона является примером чистого общественного блага,потому что оба свойства общественных благ присущи ему в ярко выраженном виде. Но гораздо чаще мы сталкиваемся с общественными благами, которым несоперничество и неисключаемость в потреблении присущи в меньшей степени. Такие блага называются смешанными общественными благами,например здравоохранение, образование, национальные парки и др. При пользовании общественными благами возникает так называемая проблема "зайцев" (проблема безбилетников).
3. Пресечение асимметричной информации и компенсация неполноты рынков.
В тех ситуациях, когда на рынке складывается асимметричное распределение информации между продавцом и покупателем, государственное вмешательство является экономически оправданным. Продавец фальсифицированного товара знает, что именно он пытается "всучить" потребителю, который не имеет возможности проверить надлежащим образом качество товара, или такая проверка будет сопровождаться для него большими трансакционными издержками. Во всех этих случаях государство устанавливает определенные стандарты качества, следит за их соблюдением и проводит другие административные мероприятия по пресечению и наказанию недобросовестных экономических субъектов.
Неполнота рынков может быть компенсирована системой государственного страхования банковских вкладов, предоставлением государственными органами информации об инвестиционных рисках и т.д.
4. Ограничение власти монополий на рынке, поддержка конкуренции.
Рыночный механизм не обеспечивает функционирования структуры совершенной конкуренции без попыток экономических агентов установить монопольную власть и ограничить добросовестную конкуренцию. Монополизация рынка несет с собой чистые потери для общества, связанные с производством количества благ меньше оптимального объема и установления цен выше уровня конкурентного равновесия. В этих случаях целесообразно и экономически оправдано вмешательство органов антимонопольного регулирования.
5. Поддержание макроэкономической стабильности.
Рынок не гарантирует устойчивого поступательного роста экономики в национальном масштабе. Периодические колебания деловой активности, связанные со спадами и высокой безработицей или, напротив, "перегревом" экономики и инфляцией, оборачиваются для общества высокими социально-экономическими потер ми. В связи с этим государство проводит стабилизационную макроэкономическую политику.
6. Социальная политика, направленная на более справедливое распределение доходов в обществе.
Сам по себе рыночный механизм асоциален, или социально нейтрален. Рынок обеспечивает лишь такую справедливость в распределении доходов, которая связана с колебаниями спроса и предложения на услуги факторов производства. Например, если вы – известный адвокат, то спрос на ваши услуги принесет вам высокие доходы. А вот инвалид с детства вряд ли может рассчитывать на высокую заработную плату, если он вообще окажется способен работать. Государство, проводя политику перераспределения доходов (взимая налоги по более высокой ставке с богатых и передавая часть полученных доходов из государственного бюджета в виде социальных пособий малообеспеченным), способствует социальной стабильности и созданию более равных возможностей для достойного существования всех граждан страны.
Итак, рассмотренные выше провалы рынка – это экономическая основа для обоснования государственного вмешательства. Но следует сказать еще об одной важной функции государства: оно обеспечивает стабильность "правил игры", защиту права собственности.