Тема 3.2. Основные течения неоконсерватизма

I. Задания для самостоятельной работы

1. Используя рекомендуемую литературу, найти определения следующих понятий: неоконсерватизм, денежное правило (М. Фридмен), естественная норма безработицы (ЕНБ), колокол Лаффера, ордолиберализм, центрально-управляемая экономика, социальное рыночное хозяйство, спонтанный экономический порядок («каталлактика»). Представить их в письменном виде.

2. Подготовить доклад на тему «Западногерманский неолиберализм как теория и практика социального рыночного хозяйства в послевоенной ФРГ».

3. Составить конспект главы IV книги Ф. Хайека «Дорога к рабству». М., 1992 – С. 39-48.

4. Принять участие в ролевой игре: «Как стать лауреатом Нобелевской премии по экономике»?

II. План семинарского занятия

1. Неоконсерватизм как альтернатива кейнсианству.

2. Монетаризм М. Фридмена.

3. Теория предложения А. Лаффера.

4. Теория социального рыночного хозяйства (В. Ойкен, В. Репке, А. Мюллер-Армак).

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

При изучении этой темы студенту следует уделить основное внимание главному вопросу – почему в экономической науке западных стран после второй мировой войны господствующее положение заняли идеи экономического либерализма, оттеснив на второй план идеи государственного регулирования экономики Дж М. Кейнса и его последователей. Ответ на этот вопрос в наиболее полной мере можно найти в широко известной работе Ф. фон Хайека «Дорога к рабству», которая вышла в свет в 1944 году и до сих пор не утратила своей актуальности. Именно поэтому студенту следует внимательно отнестись к составлению конспекта одной из глав этой работы. А затем приступать к изучению содержания других школ неоконсерватизма, сторонники которых (смотри план семинарского занятия), так или иначе, исходят из приоритета экономической свободы как главного условия общественного прогресса.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература:

1. История экономических учений /под ред. В. Автономова. - М.: 2008. – Гл. 33, 34, 34, 35.

2. История экономических учений (современный этап) /под ред. А.Г. Худокормова. - М.: 2010 – Гл. 7.

3. Синельник, Л. В. История экономических учений /Л. В. Синельник. - М.: 2010. – Гл. 23.

4. Симионов, Ю. Ф. Экономическая мысль XX века : учеб. пособие /Ю. Ф. Симионов. - Ростов н/Д:, 2008. - Гл. 7.

5. Ядгаров, Я. С. История экономических учений /Я. С. Ядгаров. - М.: 2008. – Гл. 20.

6. Пайда, Г. В. История экономических учений. Модуль 3 : учеб. пособие. - Ростов н/Д: 2011.

Дополнительная литература:

1. Майбурд, Е. М. Введение в историю экономической мысли / Е. М. Майбурд. - М.: - 1996.

2. Фридмен, М. Могучая рука рынка (Фридмен и Хайек о свободе). - Минск, 1990.

3. Хайек, Ф. Дорога к рабству /Ф. Хайек. - М.: 1992.

4. Эрхард, Л. Благосостояние для всех /Л. Эрхард. - М.: 1991.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Назовите предпосылки зарождения неоконсерватизма и поясните в чем его отличие от кейнсианства.

2. Что означает в теории неолибералов термин «каталлактика»?

3. Охарактеризуйте сущность концепции немецких неолибералов.

4. Какую роль неолибералы ФРГ отводят государству?

5. Раскройте суть монетарной концепции М. Фридмена.

6. Что такое ЕНБ?

7. Какую зависимость демонстрирует кривая Филипса?

Модуль 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ

Тема 4.1. Основные направления экономической мысли в России XVII –

Начала XX веков

I. Задания для самостоятельной работы

1. Используя рекомендованную литературу, найти определения следующих понятий: русский меркантилизм, налоговая реформа (Н. И. Тургенев), план финансов (М.М. Сперанский), политическая экономия трудящихся (Н.Г. Чернышевский), империализм (В.И. Ленин), новая экономическая политика (В.И. Ленин), теория длинных волн (Н.Д. Кондратьев). Представить их в письменном виде.

2. Подготовить доклад на тему: «Экономические взгляды Н.Д. Кондратьева».

3. Составить конспект фрагмента произведения И.Т. Посошкова «Книга о скудости и богатстве», который содержится в книге Белоусов В.М., Ершова Т.В. История экономических учений. Ростов-на-Дону, 1999 – С. 310-316.

II. План семинарского занятия

(форма обучения очная)

1. Представители русского меркантилизма (А.Л. Ордын-Нащекин, Ю. Крижанич, И.Т. Посошков).

2. Экономическая теория и программа революционеров-демократов.

3. Экономические взгляды М.И. Туган-Барановского.

4. В.И. Ленин – теоретик «государственного социализма».

II. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

Изучение данной темы представляет серьезные трудности, поскольку она объединяет представителей очень разных по методологии, содержанию и конечным выводам направлений русской и советской экономической мысли. Поэтому, ориентируясь на план семинарского занятия, следует разделить эту тему на несколько этапов и постараться уяснить специфику каждого из них с учетом особенностей исторической эпохи, в которой жили и творили включенные в тему экономисты. Следует, например, иметь в виду, что период советской экономической мысли несет на себе отпечаток сильной догматизации и поэтому, несмотря на отдельные достижения в целом она оказалась не способной ответить на вызовы времени в конце XX столетия. Вместе с тем, ряд достижений советских экономистов, не получивших признания во времена государственного социализма, сегодня занимают почетное место в истории экономической мысли России. К ним относятся «теория длинных волн» Н.Д. Кондратьева, теория крестьянского хозяйства А.В. Чаянова, экономико-математические модели Е.Е. Слуцкого и В.К. Дмитриева и др.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература:

1. Бартенев, С. А. История экономических учений /С. А. Бартенев. - М.: 2004. – Гл. 2, 13, 16.

2. История экономических учений /под ред. В. Автономова. - М.: 2008. – Гл. 20, 21, 23, 24, 27, 28.

3. История экономических учений (современный этап) /под ред. А. Г. Худокормова. - М.: 2010. – Гл. 16, 25, 27, 28, 29.

Дополнительная литература:

1. История экономических учений /под ред. Г.А. Шмарловской. -Минск, 2000.

2. История экономической мысли в России /под ред. А. Н. Марковой. - М.: 1996.

3. Кондратьев, Н. Д. Проблемы экономической динамики /Н. Д. Кондратьев. - М.: 1989.

4. Ленин, В. И. Развитие капитализма в России. Полн. собр. соч. Т. 3.

5. Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма. Полн. собр. соч. Т. 27.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем заключается принципиальное отличие взглядов И.Т. Посошкова от взглядов европейских меркантилистов?

2. В чем проявлялся экономический романтизм Н.Г. Чернышевского?

3. Что понимал Ленин под термином «империализм»?

4. Назовите три стадии развития капитализма в русской промышленности согласно учению Ленина.

5. В чем отличие теории ценности М.И. Туган-Барановского от теорий его предшественников?

6. Изложите программу земельной реформы и антиинфляционную программу Туган-Барановского.

7. Раскройте сущность теоретической модели больших циклов Н.Д. Кондратьева.

Наши рекомендации