Тема 3. общие проблемы экономического развития
I. Задания для самостоятельной работы
1. Определить следующие понятия: потребность, экономический интерес, экономический агент, экономические ресурсы, ограниченность ресурсов, рациональный выбор в экономике, кривая производственных возможностей, альтернативные издержки, экономический рост.
2. Выяснить содержание категории «экономические ресурсы», исходя из аксиомы об ограниченности ресурсов.
3. Изучить главу 3 учебного пособия «Экономическая теория» под общ. ред. М.Н. Чепурина и Е.А.Киселевой. Объяснить, чем отличается экономический человек от рационального человека.
4. Построить кривую производственных возможностей общества, учитывая, что конфигурация КПВ отражает динамику альтернативных издержек.
5. Решить следующие задачи:
а) в условиях вовлеченности ресурсов в стране производятся альтернативные товары А и В, в объемах: А = 50 ед., и В = 40 ед. Производство товара В сократилось до 20 ед., что позволило увеличить производство товара А до 80 ед. Каковы альтернативные издержки производства товара А?
б) В условиях полной вовлеченности ресурсов производятся альтернативные товары А и В, в объемах: А = 60 ед., В = 30 ед. Производство товара А сократилось до 30 ед., что позволило увеличить производство товара В до 50 ед. Каковы альтернативные издержки производства товара В?
6. Подобрать данные о ресурсном потенциале России. Проанализировать ресурсные возможности страны и подготовиться к обсуждению проблемного вопроса «Характер использования ресурсов и факторы роста экономики России».
II. План семинарского занятия
1. Потребности и интересы рыночных и нерыночных агентов производства
2. Экономические ресурсы общества. Проблема выбора в экономике и критерий его рациональности
3. Графическая модель границы производственных возможностей общества. Альтернативные издержки
4. КПВ в условиях неполного использования ресурсов и проблема экономического роста
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
К семинарскому занятию
При выполнении заданий на самостоятельную работу и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:
- внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы;
- постарайтесь выяснить основную связь между вопросами, выносимыми на семинарские занятия;
- при рассмотрении первого вопроса плана семинарского занятия обратите внимание на взаимосвязь и обусловленность понятий потребность, интерес, экономический интерес. Используя критерий первичности и производности потребностей, выясните, что относится к потребностям I, II, III и т.д. порядков в соответствии с пирамидой А. Маслоу;
- подготовка второго вопроса семинарского занятия предполагает уяснение содержания тезиса об ограниченности ресурсов. Природные, материальные, трудовые и другие виды ресурсов являются ограниченными с точки зрения пространства и времени, в котором они используются. Важно понять, что люди применяют ресурсы не для одновременного удовлетворения всех потребностей, а для наиболее важных, первоочередных. В этом смысле ресурсы принято рассматривать как экономические ресурсы. Проблема выбора в экономике связана с поиском оптимального (рационального) способа использования экономических ресурсов;
- изучая графическую модель кривой производственных возможностей общества, сформулируйте основные допущения к анализу модели, без учета которых, она не истинна;
- конфигурация КПВ имеет выпуклый вид. Однако она может предстать в виде прямой линии. Данные различия позволят говорить о величине альтернативных издержек. Рассуждая об их динамике, постарайтесь отразить на графике отрезки, показывающие, что упущенная выгода общества возрастает. Рассчитывая величину альтернативных издержек соотнесите полученную выгоду (прирост продукта) с той выгодой, которая не реализовалась (величина снижения продукта);
- при изучении основной литературы к четвертому вопросу плана семинарского занятия найдите аргументы, доказывающие, что в условиях неполного использования ресурсов возможен экономический рост (смещение границы производственных возможностей выше достигнутого уровня). Подумайте, чем обусловлен экономический рост, может ли наблюдаться одновременный рост объемов производства в ряде отраслей или он реализуется только в одной. Изобразите это графически.
IV. Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Курс экономики. Учебник. 3-е изд. доп./ Под ред. Б.А. Райзберга.- М.: Инфра-М, 2001.- Гл. 4 §1,2,3; Гл. 7 §1,2.
2. Курс экономической теории: учебник /Под общ. ред. проф. Чепурина М.Н.; проф. Киселевой Е.А.- 5-е изд. Доп. и перераб. - Киров: «АСА», 2003. - Гл. 1, §1,2; Гл. 3, § 4,5.
3. Современная экономика. Лекционный курс. 3-е изд. перераб. и доп./ Под ред. О.Ю. Мамедова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - Лекция 4.
4. Экономика: Учебник. 3-е изд. перераб. и доп./ Под ред. А.С. Булатова.- М.: Юристъ, 2002. - Гл. 2, §1,2,3,4; Гл. 3, §1.
5. Экономическая теория. Учебник для вузов. 7-е изд. перераб. и доп. /Под ред. В.Д. Камаева. - М.: Владос ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. - Гл. 2,3,4.
Дополнительная литература:
1. Курс экономической теории: Учебное пособие. 2-е изд. перераб. и доп. / Под ред. А.В. Сидоровича. - МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Дело и Сервис, 2001.
2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. 2-е изд. изм. - М.: Норма-ИНФРА-М, 2001.
3. Основы экономической теории. Политэкономический аспект. Учебник. 3-е изд. перераб. и доп. /Отв. ред. Г.Н. Климко. - Киев: Знамя. Прес, 2001.
4. Прыкин Б.В. Новейшая теоретическая экономика. Гиперэкономика (концепции философии и естествознания в экономике): Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
5. Самуэльсон Пол Э., Нордхаус Вильям Д. Экономика: Учебное пособие. Пер. с англ.: 1-е изд. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.