Язык экономического инструментария Средневековья

В арабских странах: Коран (610—632); учение Ибн-Халдуна (1332— 1406).

Изучение и толкование Корана — собрания проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке и Медине — положили начало гражданскому и каноническому мусульманскому праву. Коран освятил складывавшееся в Аравии социальное неравенство, институт частной собственности. Согласно Корану одним из пяти «столпов веры», то есть правильного поведения, является обязательная благотворительность {налог закат), наряду с которой рекомендуется и добровольная милостыня (садака).

Ибн-Халдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед (1332—1406) — арабский историк и философ.

Язык экономического инструментария Средних веков Западной Ев­ропы представлен: идеями Блаженного Августина (354—430).

Главные труды Блаженного Августина — «О граде Божием» и «Ис­поведь». Августин усматривал два противоположных вида человеческой общности: «град Земной», то есть государственность, которая основана «на любви к себе, доведенной до презрения к Богу», и «град Божий» — духовная общность, которая основана «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе».

Язык экономического инструментария Августина:

а) вид труда (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны;

б) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами;

в) «справедливая иена» есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.

Экономический инструментарий Августина соответствует взглядам раннего феодализма.

Фома Аквинский (Фома Аквинат) (1225—1274) — монах-доминиканец. В трактате «О правлении государей» излагает восходящие к Аристотелю представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти. В своем произведе­нии «Сумма теологии» дает оценку товарно-денежным отношениям. Основные экономические инструменты-догмы Фомы Аквината: деньги не могут порождать деньги; необходимо сословное деление общества, богатство подразделяется на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро); частная собственность необходима.

«Справедливой ценой» Фома Аквинат считал цену, которая сооб­разна издержкам, цену, которая обеспечивает блага людям соразмерно их сословию. Догмы Фомы Аквинского являются характерными для позднего феодализма.

Язык экономического инструментария Средневековой России пред­ставлен в: «Русской правде» (XII—XIII вв.) — своде законов Киевского государства; в трудах И. С. Пересветова (конец XV — начало XVI вв.), М. Башкина (XVI в.).

Большое число терминов, предложенных экономистами прошлого и до сего дня используются в национальных и международных словар­ных фондах экономистов самых разных стран мира. Как видно из ис­торического очерка античную терминологию развивали преимущест­венно греки. Греческий язык в те далекие времена играл роль «между­народного языка» в общении.

Вместе с тем возрастала и роль латинского языка в культуре и нау­ке. Появляются сочинения римских ученых по естественно-научным и общенаучным вопросам. Так, начиная с античности, научная термино­логия стала формироваться на двуязычной греко-латинской основе.

Это двуязычие явилось традиционной закономерностью развития терминологии всех отраслей наук на протяжении всех последующих эпох и продолжается в настоящее время.

После гибели Римской империи (V в. н.э.) Рим, а вместе с ним и латинский язык утрачивают свою главенствующую роль. Возрастают языковые различия между старыми романскими (лат. Roma — Рим) провинциями. В IX веке появляются романские языки (итальянский, испанский, португальский, французский, позднее — румынский и др.).

Питательной почвой, на которой выросли эти языки, была разговор­ная, так называемая народная, или вульгарная, латынь (лат. vulgaris — обыкновенный, повседневный). В то же время литературный латинский язык продолжал свое искусственное существование как книжный, «ученый» язык в течение многих столетий: в эпоху Средних веков (V— XIV вв.) — средневековая латынь; в эпоху Возрождения (XV—XVI вв.) — так называемая гуманистическая латынь. Ученые разных стран перево­дили на латинский язык сочинения древнегреческих и арабских уче­ных.

В эпоху Возрождения латинский язык стал общепризнанным меж­дународным языком науки, на котором ученые обменивались устной и письменной информацией, вели диспуты.

Именно в эту эпоху были заложены основы международной научной терминологии на латинском языке. Многие выдающиеся мыслители, фи­лософы и ученые разных европейских стран писали свои труды на ла­тинском языке, например Р. Бэкон, Гоббс, Ньютон, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Коперник, Парацельс, Карл Линней и др.

Приложение 8

Академические исследования инструментария экономической науки

Вспомним, что в 1989 году Президиум Академии наук СССР кон­статировал: «Проблемы развития экономической науки являются акту­альными и требуют неотложных мер по их незамедлительному реше­нию». 21 февраля 1989 г. было принято постановление «Инструмен­тальные средства и экономическая теория», в котором отмечалось, что отставание в освоении и широком использовании современного инст­рументария является одним из существенных тормозов в развитии как собственно экономической теории, так и ее применения к решению актуальных практических вопросов.

Необходим широкий комплекс мер по скорейшему преодолению от­ставания во всех разделах инструментальной части экономической нау­ки, включая ее понятийный аппарат, систему информационного обеспе­чения, экономико-математическое и компьютерное моделирование.

Развитие инструментария экономической науки отмечается в По­становлении, требует специальных усилий, наличия высококвалифици­рованных специалистов, острая нехватка которых ощущается в настоя­щее время.

Приходится констатировать, что основные достижения в области инструментальных средств принадлежат западным ученым. Произошла самоизоляция наших экономистов, что привело к отсутствию взаимо­понимания и к невозможности сравнивать результаты в этой области.

Экономисты на Западе шире используют и профессиональнее вла­деют инструментарием и применяют его повсеместно, их научные ра­боты удовлетворяют общепринятым стандартам современной экономи­ческой науки.

Работы экономистов нашей страны зачастую носят беллетристский характер, что вызвано рядом причин, главной из которых является от­ставание в инструментарии.

Основной исходный материал для экономической науки — это ста­тистика, прогнозная и другая информация. Рынок такой информации, как это отмечалось постановлением Президиума Академии наук в 1989 г., в нашей стране практически отсутствует или находится в на­чальной стадии формирования. Это приводит к тому, что, например, анализ советской экономики, который проводят американские фирмы и исследовательские организации, часто более качественный, чем наши собственные исследования. В США действуют экономические модели со 100 тысячами, а у нас со 100 уравнениями, т. е. разница составляет два порядка. Система обеспечения экономической науки должна ак­тивно использовать рынок информации. Подобно тому, как существует прикладная коммерческая наука и техника, в экономике должна быть сеть коммерческих и консультативных фирм, часть из которых должна принадлежать Академии наук. Это поможет, в частности, преодолеть приносящую огромный вред монополию в данной области.

Постановляющая часть этого решения Президиума Академии наук установила: одобрить деятельность Центрального экономико-математического института по развитию инструментария экономиче­ской науки; считать целесообразным:

• разработать программу развития инструментария экономической науки;

• увязать работы по развитию инструментария экономической науки с исследованиями по проблемам совершенствования статистических методов анализа и измерений социальных преобразований и экономического роста;

• подготовить и издать энциклопедический словарь по инструментарию экономической науки в двух вариантах, в нескольких томах издательства «Советская энциклопедия» и в виде компьютерной информационно-справочной или экспериментальной системы.

За истекшие годы коллективом экономистов ЦЭМИ Академии наук при участии и поддержке академиков РАН А. М. Румянцева, Н. П. Федоренко, А. И. Анчишкина и других подготовлены и изданы по этой проблеме многие научные и справочные труды. В их числе «Инстру­ментарий экономической науки и практики. Научно-популярный спра­вочник» коллектива авторов во главе с известным ученым-экономистом академиком А. М. Румянцевым, профессором Е. Г. Яковенко и доцен­том С. И. Янаевым (издательство «Знание», 1985), тираж которого 100 000 экземпляров имел научный и коммерческий успех. Многократ­но издавались в разных версиях экономико- математические словари и справочники Л. И. Лопатникова. Издательством «Экономика» издана «Экономическая энциклопедия» /Научн.-ред. совет изд-ва «Экономи­ка», Ин-т экон. РАН; Гл. ред. Л. И. Абалкин. — М: ОАО «Издательст­во «Экономика», 1999- — 1055 с.

Оглавление

Язык экономического инструментария Средневековья - student2.ru Предисловие3

Глава 1. Экономист — экономика — экономия4

1.1.Экономист-профессионал. Необходимые качества 5

1.2. Предмет, система и задачи курса

«Введение в специальность экономиста» 5

1.3. Предмет экономических наук 6

1.4. Предмет экономическая наука прошлого

и настоящего 7

1.5. Предмет экономической науки будущего 8

Глава 2. Специальность экономиста9

2.1. Должности экономиста, требующие высшего

экономического образования 9

2.2. Место экономиста в народном хозяйстве 11

2.3. Общие требования к профессиональной

подготовленности экономиста после его обучения в вузе 11

Глава 3. Экономическое образование: стандарты, уровни,

ступени, системы, традиции12

3.1. Государственные образовательные стандарты 12

3.2. Система высшего экономического образования
советского периода: достоинства и недостатки 15

3.3. Экономическое образование переходного периода 16

3.4. Изменения в системе экономического образования 17

3.5. Система высшего и послевузовского
профессионального образования России: структура и ступени 18

3.6. Многоуровневая структура высшего образования 19

Глава 4. Образовательные программы и учебные планы

подготовки экономиста21

4.1. Общая характеристика образовательных

программ подготовки экономистов 21

4.2.Анализ содержания образовательных программ
экономического образования 22

4.3.Изучение различий образовательных программ
экономистов 24

4.4.Программа подготовки магистра наук 29

4.5. Роль гуманитарных и общественных наук

в формировании мировоззрения экономиста 29

4.6. Роль фундаментальных экономических наук

в подготовке дипломированного специалиста 31

Глава 5. Образовательные заведения, обучающие

экономистов31

5.1. Общие положения организации вуза 31

5.2. Основные задачи высшего учебного заведения 32

5.3. Прием в высшее учебное заведение 33

5.4. Приемная комиссия вуза и правила ее работы 33

5.4.1. Порядок проведения устного экзамена 34

5.4.2. Порядок проведения письменного экзамена 35

5.4.3. Порядок зачисления в высшее

учебное заведение и отчисления из вуза 36

5.5. Организация образовательного процесса в вузе 37

5.6. Учебный план 41

5.7. Управление высшим учебным заведением 42

5.8. Подготовка научно-педагогических кадров 45

5.9. Финансовая и хозяйственная деятельность вуза 46

5.10. Организация научно-исследовательских работ 47

5.11. Международная деятельность вуза 48

5.12. Учет и отчетность вуза 48

5.13. Порядок ликвидации вуза 48

Глава 6. Организация образовательного процесса49

6.1. Образовательный процесс в вузе 49

6.2. Организация обучения студентов на факультете 50

6.2.1. Функции и организационная структура факультета 50

6.2.2. Факультет — учебно-научное и административное

подразделение вуза 50

6.2.3. Организация учебной работы на факультете 51

6.2.4. Декан факультета: обязанности и права 52

6.2.5. Учебная часть (отдел) факультета или вуза 52

6.3. Кафедры — центр обучения студентов 52

6.3.1. Учебно-воспитательные функции кафедры 53

6.3.2. Обязанности профессорско-преподавательского

состава кафедры . 53

6.3.3. Права профессорско-преподавательского состава

кафедры 53

6.3.4. Заведующий кафедрой — организатор учебного

процесса студентов 54

6.4. Права и обязанности студентов. Учебный

распорядок, статус 54

6.4.1. Права студентов 54

6.4.2. Обязанности студентов 55

6.4.3. Студенческий билет 55

6.4.4. Зачетная книжка студента 56

6.5. Учебные группы студентов. Обязанности

и функции старосты группы 56

6.6. Воспитание и обучение студентов в вузе 56

6.7. Воспитательная роль коллектива преподавателей

и студенческого коллектива 57

6.8. Общественная жизнь студентов 57

6.9. Аттестация учебной работы студентов 58

6.10. Академический отпуск студента 59

6.11. Восстановление отчисленных студентов 60

6.12. Студенческие стипендии 60

Глава 7. Работа с учебным материалом61

7.1. Конспектирование лекций 61

7.1.1. Полная и частичная схематизация лекционных

текстов 61

7.1.2. Сокращение слов и словосочетаний 66

7.2. Запоминание учебного материала 67

Наши рекомендации