Специалисты в области страхового дела

Страховательстраховой компании определяет степень риска при страховке новых клиентов. Если компания считает, что иметь дело с этим клиентом не рисковано, страхователь готовит страховой контракт, определяя примерные уровни страховых премий. Чтобы правильно оп­ределить все риски при страховании, нужно иметь математические спо­собности. На эту работу берут людей с высшим образованием по спе­циальностям «управление бизнесом» или «финансы». Ежегодный зара­боток — от 15 до 40 тыс. долл.

Актуарии страховой компанииобрабатывают и анализируют стати­стические данные с целью определения прибыльных, но в то же время конкурентоспособных уровней страховых премий. Они составляют ак­туарные таблицы, которые показывают перспективы застрахованного ущерба на все виды страхуемого риска. Для этой работы нужно иметь высшее образование в области математики, статистики или других точных наук. Профессиональные актуарии должны пройти специальные курсы и сдать экзамены. Эта работа считается высококвалифицирован­ной. Ежегодный заработок — от 18 тыс. до 60—70 тыс. долл.

Страховые агенты, или страховые брокеры,имеют дело непосредст­венно с клиентами. Они разрабатывают конкретные страховые про­граммы с учетом запросов клиентов, общаются с клиентами, работают с заявлениями о претензиях по страховке. Важными качествами счита­ются коммуникабельность и выдержанность. Для этой работы не обяза­тельно иметь высшее образование. Заработки — от 15 до 50—100 тыс. долл. в год.

Диспашер (специалист по оценке убытков)страховой компании рас­следует претензии по выплате страховок и поддерживает контакты по этим вопросам с клиентами, которые обращаются за возмещением убытков в соответствии с обязательствами компании по страховому полису" Они определяют размер застрахованных убытков. От них зави­сит принятие решения о выплате страховки, эти сотрудники должны иметь высшее образование. Для работы диспашером необходимо полу­чить лицензию. Зарплата — от 30 до 40 тыс. долл. в год.

Инспектор по претензиямпроверяет объективность предъявляемых к страховой компании претензий клиента на получение страховки за ущерб. Он следит за тем, чтобы диспашер придерживался установлен­ных процедур. Для этой работы достаточно иметь среднее или среднее специальное образование. Необходимо сдать экзамен и получить ли­цензию. Заработок — от 15 до 40 тыс. долл. в год.

Работники торговли

Продавцы в розничной торговлеотвечают за торговые операции вза­лах. Кроме продавцов в розничной торговле имеются должности адми­нистраторов по закупкам, по рекламе, по кадрам и по общим управ­ленческим вопросам. Уровень оплаты составляет примерно 15 тыс. долл. в год.

Задача работников оптовой торговли— распространить свои товары розничным фирмам. Они помогают розничным фирмам вести учет складских запасов, давать советы клиентам по ценам, в области рек­ламной стратегии, обеспечивают техническое обслуживание изделий. Для этой работы достаточно иметь среднее образование. Уровень зар­платы — от 20 до 30 тыс. долл. в год.

Специалисты по витринам и выставкамнужны как в розничной, так и в оптовой торговле. Они разрабатывают дизайн и оборудуют витрины и выставочные комплексы. Для этой специальности нужно иметь хо­роший вкус, художественные способности, коммерческий менталитет. От их труда зависит, привлекательны ли для покупателей товары. Обычно на эту работу берут выпускников средних школ или колледжей с творческими способностями и умением выполнять квалифицирован­ную ручную работу. Специальную подготовку они получают непосред­ственно на месте или на специальных курсах. Заработок — от 10 до 50 тыс. долл. в год.

Работники по поставкам товаров в крупных универмагах. Существу­ют четыре должности, самая младшая из которых — должность менед­жер-стажер. На эту должность принимают выпускников колледжей по специальностям «администратор бизнеса», «маркетинг», «розничная торговля». Они работают в качестве продавцов, изучают особенности товаров в витринах, ведут учет товаров на складе и регистрацию сделок. Зарплата — до 16 тыс. долл. в год.

Следующая должность менеджер по организации местных продаж. Он отвечает за продвижение и продажу товаров через группы отделов и магазинов в других районах. Эта работа дает опыт, знание наиболее ходовых стилей, моделей, а также товаров, не пользующихся спросом. Зарплата — до 20 тыс. долл. в год. Через полтора-два года работы в этой должности работник может получить повышение до должности помощника поставщика универмага, который помогает отбирать и зака­зывать товары, вести переговоры о ценах и количестве необходимых товаров, совместно с продавцами разрабатывать планы закупок или продвижения товаров. Зарплата — до 25 тыс. долл. в год. После года такой работы в случае вакансии помощник поставщика может занять место главного поставщика. Зарплата колеблется от 25 до 60 тыс. долл. в год. В США работа в торговле считается престижной и квалифициро­ванной.

Представители компаний по сбыту продвигают для продажи все про­изводимые фирмами товары. Раньше их называли коммивояжерами. Эти бизнесмены имеют контакты как с частными фирмами, так и с государственными организациями. Они регулярно посещают перспек­тивных клиентов в районах, которые за ними закреплены. Представи­тели по продажам обязаны знать продукцию, вести сопутствующее продажам делопроизводство, заключать сделки и т. д. Для этого необ­ходимо образование от среднего до высшего. Эти работники получают дополнительные знания во время специальных, длительных занятий, которые организует фирма. Одно из главных качеств в этой работе — умение поддерживать контакты с людьми. В среднем работники этой категории получают от 30 тыс. до 60—70 тыс. долл. в год.

Агенты фирм-производителей выполняют практически ту же функ­цию, но они не являются штатными работниками фирм, а связаны с ними на основе агентских контрактов. В среднем заработок может дос­тигать 40 тыс. долл. в год и 100—200 тыс. долл.

Менеджеры по продажам контролируют сделки, которые осуществ­ляют представители фирм по продажам. Этот контроль осуществляется в зависимости от полномочий менеджера. Всем работникам необходи­мы такие качества, как коммуникабельность, терпеливость, умение найти общий язык с различными по характеру людьми. Ежегодный заработок менеджеров этого профиля — от 40 до 100 тыс. долл.

Психолог по потреблению. Занимается анализом человеческого по­ведения и мотиваций, связанных с покупательскими привычками и стереотипами. Он проводит обследования и психологические тестиро­вания, чтобы определить реакцию потребителей на новые продукты или услуги; оказывает содействие в подготовке рекламных сообщений. На фирмах требуют, чтобы психологи имели степень бакалавра. Для назначения на более высокую должность требуется наличие докторской степени. Американскому бизнесу необходимы психологи и социологи, которые занимаются не только проблемами маркетинга, но и вопроса­ми отношений в коллективе, отношений с потребителями, мотивацией. Эти специальности пользуются большим спросом. Ежегодная оплата этих специалистов — от 25 до 45 тыс. долл. и более.

Менеджеры в области производства конечного продукта.Это не про­сто начальники цехов или других производственных единиц. Они отве­чают за разработку специальных программ по производству тех това­ров, которые пользуются высоким спросом на рынке. Задача менедже­ров этого профиля — на основе имеющихся данных принимать эффек­тивные управленческие решения. При этом должны учитываться все элементы маркетинга: качество, сорт продукта, цена, место потребле­ния, продвижение. Менеджеры в области производства одного вида продукта делятся на: помощников по маркетингу или по одному сорту товара, помощников менеджера по производству, менеджеров по про­изводству.

Помощник по маркетингу отвечает за анализ и прогнозирование тен­денций в области продаж, разработку рекламной стратегии по этому виду продукта, а также за ценообразование. Ежегодная зарплата — 30— 35 тыс. долл.

Помощник менеджера по производству отвечает за несколько отрез­ков цикла производства продукта на фирме. Он участвует в исследова­ниях новых сфер производства, а также возможностей расширения производства в зависимости от условий рынка. Заработная плата — 35—40 тыс. долл. в год.

Менеджер по производству отвечает за все решения в области мар­кетинга, которые касаются всего производственного цикла данного ви­да продукта, начиная с разработки ежегодного плана по маркетингу. Ежегодные заработки — до 50 тыс. долл.

Работникив области рекламы. Менеджер по рекламепланирует и управляет рекламными программами рекламного агентства в соответст­вии с заказами клиентов. Он планирует рекламную деятельность, исхо­дя из целей клиентов и их финансовых возможностей, координирует деятельность рекламного агентства по разработке рекламных сообще­ний, выбору подходящих средств массовой информации, времени по­явления рекламы. Для работы на такой должности необходимо иметь образование в объеме колледжа или университета и 5—10-летний опыт работы в рекламе. Это высокооплачиваемая работа с заработной платой — от 35 до 150 тыс. долл. в год.

Рекламные референты получают информацию у менеджеров по рекламе и у клиентов по постановке задач в рекламе продуктов или услуг, которые нужно рекламировать. В соответствии с финансовыми возможностями клиентов и особенностями средств массовой информа­ции референт разрабатывает вариант рекламных сообщений для радио и телевидения. Для этой специальности достаточно иметь среднее обра­зование. Главное — наличие творческих способностей, хороший лите­ратурный язык. Зарплата — 15—80 тыс. долл. в год.

Коммерческие художники трансформируют рекламные идеи в при­влекательные, эффективные рекламные сообщения, разрабатывая ху­дожественную концепцию рекламной программы. Они сотрудничают с референтами в разработке дизайна рекламного изображения. Коммер­ческие художники специализируются на конкретном виде передачи рекламы: отправление по почте, каталоги, витринные выставки, радио, телевидение. Для занятия такой должности необходимо иметь диплом учебного заведения по специальности «коммерческое искусство». Наи­более опытные художники работают независимо по прямому заказу клиентов, имея малые единоличные фирмы или товарищества. Зарабо­ток — от 15 до 50 тыс. долл. в год.

PR-работники по связи с общественностью.Работники в области свя­зей с общественностью создают и поддерживают общественный образ — имидж фирмы. Они отвечают за продвижение проектов фирмы, ра­боту со средствами массовой информации, поддержание связей с обще­ственностью. Это трудная и квалифицированная сфера деятельности, требующая определенных психологических и внешних данных. Работ­ники этой сферы имеют дипломы по специальностям в области отно­шений с общественностью или журналистики. Уровень зарплаты — от 20 до 100 тыс. долл. В крупных банках и корпорациях имеются специ­альные посты вице-президентов по связям с общественностью.

Работники в области производства и транспорта.Это разработчики, конструкторы, промышленные дизайнеры, инспекторы по качеству, менеджеры-диспетчеры по получению и отправке товаров. Их задача — обеспечить непрерывность производственных процессов путем закупки необходимого количества оборудования, машин и сырья высокого ка­чества с наименьшими издержками для фирмы. Агенты по закупкам занимаются обеспечением своевременной доставки необходимых для фирмы деталей, утверждают плату за них. Для этой работы необходимы способности анализировать цифровые данные и техническую инфор­мацию. Агентами по закупкам становятся люди с высшим образовани­ем в области управления бизнесом или коммерции. Ежегодный зарабо­ток работников этих категорий — от 15 до 40 тыс. долл.

Юристы.Основная часть юристов занята в областях, связанных с бизнесом. В крупных корпорациях имеются юридические отделы. Не­большие фирмы, как правило, не имеют своих юристов. Их правовые нужды обслуживает огромное количество разнообразных юридических контор, которые, в основном, организованы как товарищества или единоличные владения. Уровень доходов юриста — от 50—60 тыс. до нескольких миллионов долларов в год.

Экономическое образование в университетах США

Одна из основных целей экономического образования — научить студентов рассуждать, используя экономические знания в общественной и частной жизни. Эта цель положена в основу «Руководства по разработ­ке учебных программ по подготовке магистра экономики», подготовлен­ного Объединенным Советом по экономическому образованию (Joint Council on Economic Education — JCEE) США. Опрос преподавателей, проведенный на национальном уровне, показал, что 90% респондентов выбрали «подготовку студентов к принятию разумных решений» в каче­стве важной цели экономического образования. Иногда та же цель фор­мулируется иначе — «научить студентов думать, как экономист».

Экономическое мышление основывается на использовании моделей: спрос и предложение, маржинальный анализ, анализ затрат-выгод, кото­рые помогают понять экономические явления. Такое мышление предпо­лагает умение решать проблемы с использованием экономических мето­дов и экономических понятий, что повышает эффективность экономиче­ского поведения. Экономические знания помогают формулировать во­просы, выбирать методы решения конкретных проблем, определять, ка­кие данные и информация нужны в том или ином случаях для решения стоящих задач, понимать и объяснять неожиданные результаты.

Умение экономиста решать проблемы имеет несколько отличитель­ных черт:

• придается особое значение аргументации;

• поскольку экономические проблемы сложны, а аргументация
недостаточна для анализа многих факторов одновременно, используются модели, основанные на учете взаимосвязей;

• предполагается, что понятия экономической теории являются универсальными;

• подход к решению проблем ориентирует экономистов на анализ и сравнение альтернатив, измерение издержек упущений или альтернативных издержек, максимизацию (минимизацию) при заданных ограничениях, эффективность.

Системы непрерывного экономического образования зарубежных стран

В настоящее время в большинстве зарубежных стран успешно раз­вивается система непрерывного экономического образования, опыт применения которой вполне может быть использован нашей страной.

США. Американские специалисты считают, что по мере того, как США будут продвигаться от общества, базирующегося на природных ресурсах, к обществу, развивающемуся на основе людских ресурсов, значение обучения и образования для всех организаций будет стреми­тельно возрастать. Только в промышленности США на обучение пер­сонала ежегодно расходуется до 30 млрд долл. Ежегодный прирост обучающихся в системе непрерывного образования составляет 1 млн чело­век. В результате достигнут самый высокий уровень продолжительности образования работающего населения за всю историю США. Он состав­ляет в среднем 12,7 лет (в начале 80-х гг. XX в. — 10,9 лет). По данным Национального консультативного совета США по непрерывному обра­зованию, из 23 млн американцев, обучающихся по этой системе, 40% имеют образование на уровне не менее одного года колледжа. Почти 1/3 взрослого населения США, имеющего образование в объеме 5 лет кол­леджа, занимается в системе непрерывного образования.

Форум «Бизнес — высшее образование», объединяющий руководи­телей 30 корпораций и 30 университетов США, в докладе американ­скому президенту констатировал, что конкурентоспособность амери­канской экономики на мировых рынках зависит от трех факторов: ка­питаловложений, совершенствования технологии, повышения квали­фикации и мастерства рабочей силы. Подчеркивалась необходимость глубокого изучения проблем, связанных с подготовкой, повышением квалификации и использованием людских ресурсов.

Составными звеньями непрерывного образования США и стран Европы являются: традиционные учебные заведения, учебные центры при промышленных фирмах, профессиональные общества и ассоциа­ции, средства массовой информации.

Высшие учебные заведения организуют и осуществляют последип­ломное обучение по программам, обеспечивающим получение более высоких степеней; организуют различные курсы, не преследующие це­ли получения более высоких академических степеней, оказывают по­мощь учебным центрам промышленных фирм в организации и прове­дении подготовки, переподготовки и повышении квалификации спе­циалистов; организуют заочное обучение с использованием СМИ.

Высшие учебные заведения первостепенное значение придают про­граммам непрерывного образования в области естественных, инженерно-технических и управленческих наук, в которых знания обновляются наи­более интенсивно.

В ряде индустриально развитых стран важное место занимают про­граммы последипломного обучения, обеспечивающие получение званий магистра и доктора философии в определенной отрасли знаний. За по­следние два десятилетия в США их выпуск значительно возрос. В 1995 г. он составлял 140,5 тыс. человек и 18,2 тыс. человек, а в 1999 г. — 405 тыс. человек и 42 тыс. человек соответственно.

Наряду с последипломным обучением на уровне магистратуры и докторантуры в вузах США, Франции, ФРГ и других стран все большее распространение получают курсы, обучение на которых не преследует цели получения академических степеней. Университеты США, напри­мер, ежегодно предлагают около 15 тыс. подобных курсов, на которых проходят обучение около 400 тыс. человек.

В Германии повышение квалификации в рамках непрерывного об­разования осуществляется с начала 70-х гг. прошлого столетия, когда оно было впервые включено в единую систему образования. Позже за­кон о высшей школе закрепил за университетами новую функцию — повышение квалификации специалистов.

В Великобританиинепрерывное образование организуется универ­ситетами, как правило, по их инициативе. Правительство не оказывает действенной финансовой помощи, в стране нет законов, обязывающих промышленные предприятия выделять средства на непрерывное обуче­ние, в силу чего оно не так распространено, как в других развитых странах. Однако в последнее время правительство поставило перед высшими учебными заведениями задачу усовершенствовать систему непрерывного образования, при разработке новых программ. Им пред­ложено более оперативно реагировать на нужды промышленности.

Организация краткосрочных курсов повышения квалификации или переподготовки специалистов и в других странах рассматривается в ка­честве главной функции традиционных высших учебных заведений в рамках непрерывного образования. Повышается роль и нетрадицион­ных высших учебных заведений, они организуют обучение без отрыва от производства (заочное, вечернее). Это — кооперативные формы, так называемые «сэндвич курсы», которые получили всеобщее признание. С развитием таких форм обучение без отрыва от производства связыва­ется с решением важных социально-экономических проблем: расширя­ется доступ к высшим уровням образования населения, в том числе взрослого, реализуется концепция непрерывного образования, преодо­леваются трудности, связанные с неблагоприятной демографической обстановкой в ряде стран и др. С учетом этого ЮНЕСКО пришло к выводу, что «...заочная и вечерняя формы обучения должны найти ши­рокое применение на всех уровнях образования».

В странах с развитой рыночной экономикой наблюдается устойчи­вая тенденция к увеличению студентов-заочников. В США с 1975 по 1990 гг. контингент студентов дневных отделений двух- и четырехго­дичных колледжей и университетов возрос в 1,8 раза, а вечерних и за­очных — в 3,3 раза. Удельный вес студентов вечерних и заочных отде­лений в общей численности контингента составлял в 1965 г. 31%, а в 1985 г. — 49,5%. Предполагается, что к 2002 г. 75—80% студентов вузов США будут совмещать учебу с работой.

Высокие темпы развития вечернего и заочного образования отмеча­ются в Великобритании, Японии, Канаде, Австралии и других странах.

Для практической реализации концепции непрерывного образова­ния в ряде стран создаются специальные учебные заведения. К ним относятся так называемые «открытые университеты» в Великобрита­нии, Канаде и других странах, «университеты без стен» в США, теле­колледжи в ФРГ, радиоколледжи в Великобритании.

Обширные программы в области непрерывного образования осуще­ствляют промышленные фирмы. 7,5 тыс. крупнейших частных фирм США затратят на эти цели 2 млрд долл., из которых 1,6 млрд долл. рас­ходуется на реализацию собственных программ и 400 млн долл. — на оплату обучения сотрудников в других организациях: университетах, колледжах, учебных центрах других фирм, профессиональных общест­вах. Практически все крупные промышленные компании, 75% финан­совых, транспортных, коммунальных фирм и фирм связи США имеют в своих штатах преподавателей соответствующего профиля, общая чис­ленность которых достигает 45 тыс. человек.

Вместе с тем, 90% компаний оплачивают обучение своих сотрудни­ков, а 9% — предоставляют оплачиваемые учебные отпуска сроком не менее одного месяца, 75% компаний проводят обучение в рабочее вре­мя. В Японии по программам непрерывного образования непосредст­венно в компаниях обучаются 80% слушателей, вне компаний — 18%, за границей — 2%. Опросы, проведенные в промышленных фирмах ФРГ, показали, что 85% предпринимателей высказались за осуществле­ние этих программ непосредственно на предприятиях. Фирмы ФРГ ежегодно расходуют около 9 млрд марок на повышение уровня образо­вания и квалификации своего персонала.

Важное место в организации и осуществлении программ непрерыв­ного образования в промышленности индустриально развитых стран отводится учебным центрам фирм, эффективная деятельность которых рассматривается в качестве важнейшего условия дальнейшей интенси­фикации производства. По мнению многих экспертов США, эта про­блема является более актуальной, чем подготовка научно-технических и инженерных кадров, так как количество работников, нуждающихся в повышении квалификации значительно превышает контингент студен­тов, и этот разрыв будет увеличиваться.

В целом, по мнению специалистов, программы непрерывного образо­вания, осуществляемые фирмами,отличаются высокой эффективностью. Это обусловлено следующими обстоятельствами: на производстве четко определен образовательный и квалификационный уровень, требуемый для каждого конкретного работника, и проводится обучение именно тех кадров, которые есилу производственной необходимости нуждают­ся в пополнении знаний; при равных затратах в учебных центрах фирм будет обучаться значительно большее количество специалистов, чем на краткосрочных курсах профессиональных обществ или по программам непрерывного образования университетов; большинство преподавате­лей учебных центров фирм в учебном процессе широко используют практический опыт обучаемых; концентрация внимания слушателей на реальных задачах фирм внутренне стимулирует их к повышению ква­лификации и уровня знаний.

Профессиональные обществаиграют важную роль в популяризации идеи непрерывного образования и ее практической реализации. Их деятельность осуществляется по следующим основным направлениям:

• пропаганда концепции непрерывного образования и реклама ее возможностей путем организации научных конференций, сим­позиумов, семинаров, издания трудов и специализированных журналов;

• разработка собственных учебных программ, а также компетентная оценка программ, разрабатываемых вузами, учебными цен­трами промышленных фирм, что является как наиболее сильной стороной в деятельности профессиональных обществ;

• создание учебных материалов в виде видеокассет и их распро­странение среди членов обществ;

• определение критериев для аттестации специалистов. Профессиональные общества осуществляют свою деятельность в тесной связи с предприятиями соответствующих отраслей промышлен­ности и высшими учебными заведениями, многие из которых являются коллективными членами этих обществ.

Средства массовой информации(телевидение, радио, печать и т. п.) являются основой для организации обучения по заочной форме. Ис­пользование телевидения с этой целью получает широкое распростра­нение во многих странах мира. Учебный материал передается по спут­никовому телевидению, общенациональным и местным программам, телеустановкам предприятий и организаций.

Среди различных форм непрерывного образования в странах Вос­точной Европы, в том числе бывших социалистических, наибольший интерес для России представляет постановка и организация системы повышения квалификации кадров.Проводится большая работа по созда­нию широкой сети институтов, факультетов и курсов повышения ква­лификации специалистов, а также их научно-методического обеспече­ния. С постоянным непрерывным расширением и углублением обще­образовательных и профессиональных знаний связывается успешное претворение в жизнь задач перехода к рыночной системе отношений в обществе. С другой стороны, возрастающее внимание к непрерывному образованию в этих странах обусловлено стремлением к повышению уровня благосостояния и культуры народа, гармоничному развитию личности.

Типичная университетская программа подготовки студентов США по специальности «Экономика»

Обычно программа подготовки по специальности «Экономика» в американских университетах начинается с двухсеместрового вводного курса макроэкономики и микроэкономики. Иногда обе дисциплины объединяются в единый односеместровый курс. Эти вводные курсы предназначены для студентов, специализирующихся не только на эко­номике, но и в области делового администрирования, политических наук. Вводный курс решает также общеобразовательные задачи.

Освоив вводные курсы, большинство студентов переходят к изуче­нию двух промежуточных теоретических курсов (микроэкономика и макроэкономика) и базового курса количественных методов. При изу­чении промежуточных курсов идеи, изучавшиеся на вводной стадии, рассматриваются вновь, с помощью более мощного инструментария.

Промежуточные теоретические курсы преследуют три цели. Во-первых, они показывают, как используется экономическая теория на практике, помогая познавать сущность экономических явлений, как взаимодействуют теория и явления в реальной жизни, порождая новые знания, новые концепции, новые теории. Во-вторых, они предоставля­ют студенту необходимые инструменты экономического анализа, ис­пользуемые далее в курсах по выбору. В-третьих, они дают представле­ния, облегчающие выбор будущей специальности.

На следующей стадии обучения студентам предоставляется возмож­ность получить углубленные знания в какой-либо области экономиче­ских наук по выбору. Например, международная торговля, экономиче­ская история, общественные финансы, деньги, городская или регио­нальная экономика, экономика природопользования, сравнительные экономические системы, экономическое развитие (полный перечень специализаций, предлагаемых будущим экономистам в американских университетах, можно найти в Интернете).

В США экономическую теориюежегодно изучают более миллиона студентов. Около 32 000 человек со степенью магистра ежегодно вы­пускаются 900 университетами и колледжами, предлагающими эту дис­циплину в качестве профилирующей. Факультеты экономики распреде­лены между колледжами искусств и наук (65%), школами бизнеса (30%) и небольшим количеством других административных единиц (школами социальных наук или административных наук).

Большинство студентов, выбравших экономическую теорию в каче­стве профилирующей на уровне бакалавриата, планируют продолжить свое экономическое образование, однако фактически меньше полови­ны из них реализуют этот план. Из тех, кто продолжает учиться, около половины поступают в магистратуру делового администрирования, многие — в юридические школы; менее 3% поступают на программы подготовки доктора философии по экономике. Выпускники со степе­нью магистра экономики работают всюду, и лишь немногие из них рассматривают себя как «экономистов».

Система высшего образования за рубежом...

... в Соединенных Штатах Америки

В США высшее образование состоит, как правило, из трех этапов. Например, на инженерных факультетах первый этап(продолжительно­стью обычно в 4 г.) завершается присвоениемокончившему академиче­ской степени бакалавра.Первые 2 года студент изучает общеобразова­тельные дисциплины, независимо от дальнейшей специализации; в по­следующие 2 года — комплекс предметов по избранной специальности и специальные главы общенаучных дисциплин. Все дисциплины делят­ся на обязательные и альтернативные. Альтернативные иногда начина­ются с 1-го курса. При этой системе образования на 3-м и 4-м году обучение студентов проводится по индивидуальным планам.

Первый этап обучения завершается чаще всего выполнением не­большой дипломной работы или специального реферата. Обучение на этом этапе только теоретическое; как правило, учебная и производствен­ная практики не проводятся. В отдельных вузах имеются весьма мало­численные потоки студентов, обучающихся по «кооперативной програм­ме», с теоретической и практической подготовкой на предприятиях. По этой программе длительность обучения на первом этапе 5 лет, иногда 4 года 3 месяца (за счет почти полной ликвидации каникул).

По уровню знаний бакалавр может быть приравнен к студентам, окончившим 4 курса советского вуза со сдачей государственных экза­менов.

Второй этап обучения (продолжительностью около 2 лет) заканчива­ется присуждением 2 академической степени — магистра наук, которая примерно эквивалентна диплому выпускника советского вуза. На этом этапе обучающиеся называются студентами повышенных степеней и делятся на 3 категории: «регулярные студенты» — желающие пройти полный курс и получить степень магистра; «условные студенты», кото­рые не удовлетворяют полностью всем требованиям для зачисления на магистерский курс, но могут ликвидировать свои пробелы в образова­нии и впоследствии стать «регулярными студентами»; «специальные студенты», не претендующие на получение степени магистра, но же­лающие углубить свои знания в какой-либо одной области (из числа изучаемых предметов).

Каждый зачисленный на магистерский курс прикрепляется к про­фессору-советнику, с помощью которого разрабатывается индивиду­альный учебный план, а также выбирается и утверждается кафедрой тема диссертации (или проекта). Диссертация может быть выполнена и защищена не во всех вузах — в некоторых магистерский курс заканчи­вается сдачей экзаменов по изучаемым дисциплинам. Успеваемость студентов должна быть не ниже «хорошо» (по терминологии советских вузов). Цель учебных планов магистерского курса — освоение студен­тами более узкой специализации, чем при подготовке к соисканию сте­пени бакалавра. Все обучение направлено на повышение теоретическо­го уровня образования по избранной специальности и выработке у сту­дентов навыков самостоятельной научно-исследовательской работы. Получившие степень магистра поступают чаще всего на работу в иссле­довательские организации.

В отдельных ВУЗах США на инженерных факультетах готовят бака­лавров и магистров по особым учебным планам. Первые три курса — общеинженерная подготовка (математика, физика, химия, графика, ме­ханика, экономика, термодинамика, механика жидкости, электротехни­ка, материалы); затем студент избирает или одногодичный план для по­лучения степени бакалавра, или двухлетний — для получения степени магистра. На двухлетний магистерский курс зачисляются лишь успешно окончившие первые 3 курса (с оценкой «хорошо» по всем предметам).

Третий этап образования для лиц, имеющих степень бакалавра или магистра, проходит на фирме, где в течение 1—2 лет они углубляют специальные знания, изучают технологию производства, а также некоторые «секреты» фирмы. Обучение носит узкоспециализированный ха­рактер, так как проводится применительно к тому рабочему месту, ко­торое будет занимать специалист после завершения курса подготовки. Совершенствуется система повышения квалификации специалистов, которая нередко рассматривается как «продолженное образование».

Высшее вечернее и заочное инженерно-техническое образование не имеет в США широкого распространения. Из 172 инженерных вузов только в 13 (8,7%) имеется вечерняя форма образования.

Вечернее высшее образование имеет 2 формы: изучение полной программы для получения академической степени; изучение програм­мы по отдельным дисциплинам — для повышения квалификации. Учебный план и программы те же, что и для дневной формы обучения — по соответствующим специальностям. Из планов вечерних факультетов исключаются лишь курсы «профориентации», «физическая культура» и военная подготовка». Учебные занятия со студентами проводятся 2—3 раза в неделю по 2 часа лекций, либо 3 часа лабораторных занятий. По данным Ренселеровского политехнического института, лишь один из десяти студентов вечерних факультетов получает степень.

Ряд ВУЗов для повышения квалификации работающих организует вечерние факультеты, по окончании которых выпускник не имеет пра­ва претендовать на академическую степень. Заочная система организо­вана только для изучения отдельных дисциплин. При вузах создаются подразделения для изготовления учебных пособий, короткометражных фильмов, диапозитивов и др. Имеются различные учреждения, которые разрабатывают психолого-педагогические основы применения техниче­ских средств обучения в учебном процессе. Широко используется в учебном процессе телевидение (внутреннее и внешнее), звуко- и видео­записи, киноаппаратура, разнообразные обучающие и контролирующие машины программированного обучения, лингафонные кабинеты и др.

... в Великобритании

Всистему высшего образования Великобритании входят, главным образом, университеты. Подготовка инженерных кадров осуществляется в колледжах и на технических факультетах, входящих в состав универ­ситетов, а также в самостоятельных институтах и колледжах. Значи­тельная часть студентов работает и учится. Все студенты делятся на слушающих университетский курс в полном объеме и работающих в течение всего академического года и поэтому изучающих лишь часть курса. При университетах созданы специальные отделения студентов-вольнослушателей. Среди этой категории есть «случайные студенты», которые изучают лишь отдельные предметы.

После 3—4-годичного курсастудентам, спешно выдержавшим все экзамены, присваивается академическая степень бакалаврасоответст­вующей отрасли науки, культуры, права, богословия и медицины.

В Оксфордском университете степень бакалавра литературы или науки присуждается после выполнения небольшого специального ис­следования, не имеющего, по существу, научного значения. В «Империал-колледж», который, по мнению английских ученых, наряду с Кембриджским университетом дает лучшее в Великобритании техническое высшее образование — 3-годичный срок обучения. На 1-м курсе строительного, авиационного, механического, электротехниче­ского и химического факультетов — единые учебные планы и програм­мы. Различия в учебных планах и программе на 2-м курсе — незначи­тельны, что позволяет студенту в конце 2-го курса перейти с одного факультета на другой. На 3-м курсе каждого факультета около 20 спе­циальных предметов (преимущественно по новым отраслям науки и техники), из которых студент по выбору должен сдать 5. В период лет­них каникул (3 месяца) студентам рекомендуется применять свои зна­ния

Наши рекомендации