Международная деятельность вуза

Высшее учебное заведение обладает правом осуществлять международные связи и внешнеэкономическую деятельность с зарубежными учебными заведениями, научными учреждениями, организациями и фирмами в областях: довузовской и вузовской подготовки; обмена студентами для обучения и прохождения практики, повышения квалификации, аспирантуры, стажировки преподавательской деятельности (в том числе обмена педагогическими кадрами высшей квалификации); научных исследований, создания высокоэффективной научно-технической продукции; а также вести внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Е Обучение, работа и повышение квалификации иностранных граждан в вузе, преподавательская и научно-исследовательская pa­бота сотрудников вуза за рубежом осуществляются на основе межгосударственных соглашений (договоров) между Министерством образования РФ и соответствующими органами управления образованием зарубежных стран, а также по договорам (контрактам) на компенсационной основе или за счет средств, перечисляемых вузу указанными организациями, учебными заведениями или иностранными гражданами. Прием на обучение осуществляется по направлениям и специальностям, предусмотренным лицензией. Условия договоров (контрактов), заключаемых на обучение иностранных граждан, должны предусматривать такие условия оплаты за обучение, чтобы они не были ниже себестоимости обучения граждан Российской Федерации независимо от уровня получаемой , квалификации.

Обучение иностранных граждан в вузе осуществляется по образовательным программам вуза и другим образовательным программам. По результатам внешнеэкономической деятельности вуз может в установленном порядке реализовывать и приобретать за рубежом научно-техническую и другую продукцию.

Денежные средства, в том числе валютные, полученные вузом в результате внешнеэкономической деятельности, не подлежат изъя­тию и налогообложению, в том числе обязательной продаже, если они расходуются на выполнение основных задач, определенных Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессио­нальном образовании».

Для повышения качества подготовки специалистов и эффектив­ности научных исследований организуется активное внедрение ре­зультатов международных связей в учебный процесс вуза.

Учет и отчетность вуза

Высшее учебное заведение осуществляет оперативный и бухгал­терский учет, руководствуясь Федеральным Законом РФ «О бухгал­терском учете», Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете», «Положением по бухгалтер­скому учету и отчетности в Российской Федерации» и учетной поли­тикой, утвержденной приказом по высшему учебному заведению.

Формы и порядок ведения бухгалтерского учета устанавливают­ся Министерством финансов России. Сроки представления квар­тальной и годовой бухгалтерской отчетности устанавливаются Ми­нистерством образования РФ.

Формы статистической отчетности вуза, адреса, сроки и поря­док их представления устанавливаются органами государственной статистики.

Главными задачами бухгалтерского учета являются:

— формирование полной достоверной информации о хозяйст­венных процессах и результатах деятельности вуза, необходимой для оперативного руководства и управления;

— обеспечение контроля за наличием и движением имущества; использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с нормами, нормативами и сметами;

— своевременное предупреждение негативных явлений в фи­нансово-хозяйственной деятельности; выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.

Должностные лица несут установленную законодательством Российской Федерации дисциплинарную, материальную или уго­ловную ответственность за сохранность и эффективность использо­вания закрепленной за ними собственности, за искажение государ­ственной отчетности. Контроль за соблюдением финансово-хозяйственной дисципли­ны вуза осуществляется соответствующими федеральными и регио­нальными органами в пределах своей компетенции.

Порядок ликвидации вуза

Реорганизация и, ликвидация вуза осуществляется Правительст­вом Российской Федерации по согласованию с органами законода­тельной и исполнительной власти.

Ликвидация вуза осуществляется также по решению суда в слу­чае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (ли­цензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо осуществ­лении деятельности, противоречащей его уставным целям.

При реорганизации вуза его Устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.

Ликвидация вуза осуществляется ликвидационной комиссией, назначаемой Министерством общего и профессионального образо­вания Российской Федерации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней пере­ходят полномочия по управлению делами вуза. Ликвидационная комиссия оценивает наличное имущество, выявляет его дебиторов и кредиторов и рассчитывается с ними, публикует сообщение в официальной печати по месту нахождения вуза о предстоящей лик­видации, составляет ликвидационный баланс и представляет его органу, принявшему решение о ликвидации.

Ликвидация считается завершенной, а высшее учебное заведе­ние, прекратившим свое существование, с момента внесения соот­ветствующей записи в единый государственный реестр юридиче­ских лиц.

В случае нарушения вузом законодательства Российской Федера­ции в области образования и (или) его Устава Министерство общего и профессионального образования РФ вправе своим предписанием приостановить в этой части деятельность вуза до решения суда.

Глава 6 Организация образовательного процесса

Главное назначение всех видов образовательных заведений — об­разование, воспитание, обучение. Так определяют их цель государ­ственные образовательные стандарты и другие нормативно-правовые акты Правительства России. В частности, как уже упоми­налось ранее, современный рынок труда предъявляет спрос при­мерно на 240 должностей служащих. Значительная доля в составе должностей служащих приходится на экономистов.

Обучение экономистов сопряжено с необходимостью дать об­ширную систему знаний и умений. За пять лет учебы студент ос­ваивает свыше 60 разных дисциплин. Изучение каждой из них име­ет свои сложности.

Поэтому общая эффективность образовательного процесса за­висит от четкой организации труда всех структур и работников вуза: ректора, проректоров, деканов факультетов, заведующих кафедр и даже лаборантов кафедр. Внутри вуза необходимо обеспечить ра­циональное разделение труда в пространстве (лекционные, семи­нарские залы, лаборатории) и во времени (расписание занятий) между всеми подразделениями вуза. Только таким образом через 9280 часов после начала обучения станет возможно выпустить из вуза молодого экономиста по специальности, например, 060500 — «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»- Чтобы, при этом эффектив­ность труда всей образовательной системы была максимальной, не­обходимо создать специальный механизм разграничений функций, полномочий и ответственности на основе четкой регламентации трудовой деятельности работников вуза и студентов.

С первых и до последних часов учебы в вузе студент должен иметь четкие представления о пространственно-временной органи­зации образовательного процесса и своем месте в нем. В противном случае «конвейер» учебного процесса, оставит далеко позади тех студентов, что не сумели адаптироваться к специфике учебной и образовательной жизни.

Рассмотрим конкретные задачи учебного труда студента в ауди­тории, в лаборатории, других учебных помещениях. Охарактеризуем полномочия тех структур вуза, которые регулируют каждый час учебного труда, порядок, последовательность, количество и качест­во учебной нагрузки.

Сама жизнь показывает, что в каждодневных образовательных заботах студентов и преподавателей помимо профессиональных знаний по специальности, студенты, незаметно для себя, получают навыки педагогического труда. И, как правило, эти знания и опыт всегда оказываются востребованными.

Подробно эти проблемы и связанные с ними задачи студенты изучают в учебной дисциплине ГСЭ. Ф.07 — Психология и педаго­гика. В числе других профессиональной задачей экономиста явля­ется усвоение:

• основных категорий педагогики: образование, воспитание, обучение;

• содержания педагогической деятельности;

• механизма педагогического взаимодействия студент—преподаватель;

• приемов педагогической технологией;

• педагогических задач.

Образовательный процесс в вузе

Еще раз вспомним, что образовательный процесс в высшем учебном заведении — это целенаправленная деятельность руководящего, профессорско-преподавательского, учебно-вспомогательного, административно-хозяйственного персонала, студентов, обеспечивающая подготовку квалифицированных специалистов для народного хозяйства России по специальностям и квалификациям, предусмотренным рабочими учебными планами.

Образовательный процесс включает:

• работу по организации и планированию образовательной деятельности;

• учебную (образовательную) работу;

• методическую работу;

• воспитание студентов;

• повышение научной и педагогической квалификации профес­сорско-преподавательского состава, их адаптацию к нововве­дениям;

• внедрение результатов научно-исследовательской работы в образовательный процесс и практическую деятельность структур народного хозяйства и бизнес;

• материально-техническое обеспечение занятий, основу ко­торого составляют современные технические средства обучения и передачи информации и др.;

• анализ хода образовательного процесса и его дальнейшее совершенствование.

6.2 Организация обучения студентов на факультете

Высшее учебное заведение функционирует как единый учебно-научный комплекс благодаря участию всех его подразделений в обу­чении студентов и организации образовательного процесса, а также исполнении ими решений Ученого совета вуза и его ректора. В со­ставе вуза, как правило, наряду с другими, функционирует один или несколько экономических факультетов, каждый из которых специа­лизируется на подготовке квалифицированных экономистов одной или нескольких близких по профилю специальностей.

6.2.1. Функции и организационная структура факультета

Факультет— структурное учебное подразделение вуза, непо­средственно подчиненное ректору вуза, а также проректорам по курируемым ими направлениям деятельности. Факультет обеспечи­вает реализацию образовательных программ высшего профессио­нального образования по определенному набору родственных спе­циальностей. Например, экономический факультет может обучать студентов только одной специальности — 060100 «Экономическая теория». Или таким близким специальностям, как например, 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и 060400 «Финансы и кредит». Реализация образовательных программ высшего профессионального образования осуществляется на факультете в течение 5 лет и преду­сматривает итоговую аттестацию выпускников государственной ко­миссией.

Правовую основу деятельности факультета составляют Консти­туция Российской Федерации, законы и иные нормативные право­вые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства образования РФ, Устав вуза, Положение о факульте­те вуза, приказы ректора вуза, указания и распоряжения проректо­ров вуза по курируемым ими направлениям деятельности.

Деятельность факультетаорганизуется и осуществляется в соот­ветствии с планами основных мероприятий вуза, планами факуль­тета, утвержденными деканом; планами воспитательной и индиви­дуально-воспитательной работы студентов, утвержденных деканом факультета.

Структура и штат факультета утверждаются приказом ректора вуза. В штатном расписании факультета имеются должности декана факультета.

Факультет обеспечивает реализацию образовательных программ высшего профессионального образования по специальностям вуза.

Факультет — учебно-научное и административное подразделение вуза

Факультеты вуза являются учебно-научными и административными подразделениями, осуществляющими подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким специальностям, повышение квалификации преподавателей и руководство учебно-методической работой.

Основные задачи факультета:

• обеспечение совместно с другими структурными подразде­лениями вуза в соответствии с учебными планами подготов­ки дипломированных специалистов;

• обеспечение взаимодействия факультета с руководством ву­за. Обеспечение участия студентов в проведении научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы;

• проведение воспитательной работы со студентами, выработ­ка у них высоких моральных качеств, привитие им высокой гражданственности и профессионализма; воспитание у них способности к принятию самостоятельных решений, умения правильно ориентироваться и самостоятельно действовать в современных условиях использования новых цифровых и компьютерных технологий;

• участие в подготовке и проведении мероприятий культурно-просветительского, спортивно-оздоровительного, творческо­го характера;

• анализ состояния социально-бытовых условий жизни и учебы студентов факультета. Принятие в пределах компетенции мер по их улучшению, внесение необходимых предложений руко­водству вуза по обеспечению установленных законодательством гарантий социальной защиты студентов факультета;

• принятие мер к обеспечению исполнительской дисциплины. Контроль своевременного исполнения студентами факульте­та приказов и распоряжений ректора вуза, его проректоров и декана;

• разработка и внесение руководству вуза предложений по вопросам материально-технического и методического обеспечения деятельности факультета в соответствии с его задачами и функциями.

Преподавание дисциплин экономического профиля на факультете осуществляют кафедры.

6.2.3. Организация учебной работы на факультете

Планирование и организацию учебного процесса на факультете осуществляет учебный отдел вуза в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образова­ния по специальности, учебными планами и другими нормативными документами, регламентирующими учебный процесс в образователь­ных учреждениях России.

Учебная работа в вузе и на факультете проводится по следую­щим основным видам учебных занятий: лекции, лабораторные, практические занятия и семинары, учебная и производственная практика, консультации и самостоятельные занятия студентов.

Усвоение студентами знаний и практических навыков проверя­ется на контрольных занятиях, зачетах, дифференцированных заче­тах и экзаменах.

Чтобы обеспечить участие студентов в воспитательной работе, на факультете создаются совет факультета, советы курсов,состав кото­рых утверждается деканом факультета, иные общественные формиро­вания,создание и деятельность которых не противоречит законода­тельству Российской Федерации, нормативным правовым актам вуза.

Организационно-методическое руководство деятельностью об­щественных формирований осуществляется отделом воспитательной работывуза и факультета.

Финансовое и материально-техническое обеспечение факультета и его состава осуществляется в установленном порядке в соответст­вии с установленными нормами снабжения и другими норматив­ными документами вуза. Делопроизводство на факультете ведется в установленном порядке.

Органом управления факультета(института на правах факульте­та) является Ученый совет факультета,председателем которого явля­ется декан.Члены Ученого совета факультета избираются тайным голосованием на собрании коллектива факультета.

Должности декана факультета и заведующего кафедрой являют­ся выборными.

Процедура избрания Ученого совета факультета аналогична процедуре избрания Ученого совета вуза.

Срок полномочий Ученого совета факультета — до 5 лет, его досрочные выборы могут быть проведены по требованию более по­ловины его членов. Состав Ученого совета факультета по представ­лению декана утверждается приказом ректора вуза.

Руководство деятельностью факультета осуществляет декан,изби­раемый Ученым советом вуза.

Деканизбирается сроком на 5 лет тайным голосованием на Ученом совете факультета из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих ученую степень или звание. Решение об избрании декана считается принятым, если в голосовании участвовало не менее двух третей состава Ученого совета факультета. Избранной считается кандида­тура, получившая наибольшее число голосов, но не менее 50% плюс один голос.

Избранный декан утверждается в должности приказом ректора вуза.

Работой факультетов руководят деканы. Декану факультета по­могают его заместители, которых назначает ректор по представле­нию декана.

Декан факультета избирается из числа лиц, имеющих высшее образование, опыт работы, организационно-распорядительной, воспитательной и преподавательской деятельности.

Декан осуществляет непосредственное руководство факульте­том, планирование его работы. Несет персональную ответствен­ность за состояние дел на факультете, выполнение факультетом возложенных на него задач и функций.

6.2.4. Декан факультета: обязанности и права

Декан факультета исполняет следующее:

1) непосредственно руководит учебной, воспитательной и научной работой;

2) проводит в жизнь учебные планы и программы, руководит производственной работой и практикой студентов и осуществляет контроль за ними;

3) руководит составлением расписания учебных занятий и осу­ществляет контроль за его исполнением;

4) организует контроль за самостоятельной работой студентов, а также проведение экзаменов и зачетов; руководит организацией перевода студентов с курса на курс, допускает студентов к сдаче- государственных экзаменов или защите дипломного проекта (работы);

5) назначает стипендии студентам в соответствии с существующим Положением;

6) руководит подготовкой аспирантов и работой по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава;

7) осуществляет общее руководство подготовкой учебников, учебных и методических пособий по предметам кафедр, входящих в состав факультета;

8) организует и проводит межкафедральные совещания, научные и научно-методические совещания и конференции;

9) осуществляет общее руководство научной работой студентов, проводимой на кафедрах, в научных кружках и научных обществах;

10)организует связь с окончившими факультет студентами и изучение качества их практической работы, а также разрабатывает мероприятия, направленные на улучшение подготовки специалистов, выпускаемых факультетом;

11) по профилю факультета организует повышение квалификации специалистов с высшим образованием, занятых в народном хозяйстве.

Декан факультета является членом государственной экзамена­ционной комиссии, членом приемной комиссии высшего учебного заведения.

Для рассмотрения основных вопросов деятельности факультета при декане может быть организован совет факультета,действующий на основании Положения, утверждаемого Министерством образо­вания РФ.

6.2.5. Учебная часть (отдел) факультета или вуза

Учебная часть (или отдел, департамент) факультета или вуза обеспечивает:

1) представление к назначению именных стипендий студентов-отличников и аспирантов по решению совета вуза (факультета) и с учетом мнения общественных организаций в пределах количества именных стипендий, установленных данному вузу (факультету);

2) поощрение работников вуза и наложение взысканий на них;

3) проведение мероприятий по оздоровлению и созданию безопасных условий труда во всех структурных подразделениях высшего учебного заведения;

4) общее руководство физическим воспитанием и спортивно-массовой работой среди студентов, аспирантов и работников высшего учебного заведения и организует наблюдение за состоянием
их здоровья;

5) организацию бытового обслуживания студентов, аспирантов и сотрудников;

6) разработку и осуществление мероприятий по укреплению и развитию учебно-материальной базы вуза.

6.3. Кафедры — центр обучений студентов

В состав факультета входят кафедры.

Кафедры возглавляются заведующими— ведущими учеными ву­за, имеющими, как правило, ученое звание профессора или ученую степень доктора наук. В состав кафедр входят профессора, доценты, старшие преподаватели, старшие и младшие научные сотрудники, аспиранты, старшие лаборанты, учебно-вспомогательный и административно-хозяйственный персонал, установленный штатным, расписанием.


Наши рекомендации