Спрос и предложение: понятия, аналитическая и графическая интерпретация.
1. Закон спроса
Спрос покупателей на те или иные товары формируется под влиянием потребностей, т.е. стремления человека к обеспечению для себя лучших условий жизни. Потребности весьма индивидуальны; они свои у каждого человека и складываются под воздействием целого ряда факторов, определяющих условия существования:
- его самого (например, потребность или отсутствие потребности в теплой одежде определяются климатом страны).
- его семьи и близкого окружения (потребность в обучении детей).
- той социальной, национальной, религиозной и другой общности, к которой принадлежит человек.
При из огромного спектра человеческих потребностей экономическую науку интересуют в первую очередь те, которые подкреплены соответствующими денежными возможностями, иначе говоря, ее интересует «платежеспособный спрос». Таким образом, спрос- это желание и способность покупателей совершать сделки по приобретению имеющегося на рынке товара. А величина спроса- это то количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести по данной цене в течении определенного времени.
Общеизвестно, что обычно по низкой цене товары могут быть реализованы быстрее и в большем количестве, чем по цене более высокой. одновременно повышенный, ажиотажный спрос ведет к взвинчиванию цен, а вялый и пониженный - к их снижению. Данная обратная зависимость между рыночной ценой товара и его количеством, которое можно купить или продать по этой цене, носит название закона спроса. Согласно закону спроса потребителями, при прочих равных условиях, будет куплено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена.
Закон спроса - один из фундаментальных законов рыночной экономики. Глубинные причины его существования коренятся в самой природе стоимости и цен.
Непосредственные предпосылки его возникновения:
1. уменьшение цены ведет к увеличению числа покупателей, которым данный товар становится доступным.
2. один и тот же потребитель может позволить себе купить большее количество подешевевшего товара.
3. подешевевший товар «оттягивает» на себя часть спроса, который в противном случае был бы направлен на приобретение других товаров.
Закон спроса устанавливает обратную зависимость между ценой и объемом продукции, которую хотят купить потребители. Тем самым этот закон провозглашает цену главным фактором, определяющим размеры спроса. Но хозяйственная практика убеждает нас в обратном: в рыночной экономике спрос в большой степени определяется ценой. Не случайно, если не принимать в расчет экстремальные ситуации, именно цена в первую очередь интересует потребителя, решившего купить товар.
Зависимость между ценой товара и способом на него можно представить табличным, графическим и функциональным способами. Допустим, нам известно, сколько килограммов колбасы может быть продано в соседнем универсаме за неделю при различных уровнях цен. Тогда зависимость между ценой и спросом можно представить в виде таблицы.
Эта зависимость может быть представлена в виде графика в координатах цен на колбасу (Р - независимая переменная) и количества купленной колбасы (Q - зависимая переменная) (рисунок 1).
Для построения графика используем данные нашего гипотетического примера (таблица 1).
Таблица 1 Условный пример связи размера спроса на колбасу с ее ценой.
Цена, руб.
Объем спроса, кг.
Рисунок 1. Зависимость спроса от цены.
Линия D носит название кривой спроса. Она показывает, какое количество (Q) товара готовы купить покупатели:
1. при каждом данном уровне цен;
2. в конкретный период времени;
3. при неизменных прочих факторах.
Другими словами, движение вдоль кривой спроса (от одной точки к другой) отражает изменение в количестве товара, на которое потребители предъявляют спрос, происходящее в результате изменение цены товара.
Функциональная зависимость между объемом спроса (QD) и ценой может быть представлена также в аналитической форме, т.е. в виде формулы.
QD=f(P).
Впрочем, в такой общей форме она не отражает обратной зависимости между спросом и ценой, и при практическом применении формулу необходимо конкретизировать. Например, если зависимость линейная, она примет вид:
QD=a-bP,
Где а, b- коэффициенты.
В нашем условном примере она будет выглядеть следующем образом:
QD=300-5P.
2. Закон предложения
Коль скоро рынок - это взаимодействие продавцов и покупателей, то анализ логики поведения покупателей, которую выявляют спрос и его изменения, необходимо дополнить рассмотрением логики поведения продавца, находящей свое отражение в закономерностях, присущих предложению.
Предложение аналогично спросу можно определить как желание и способность продавцов совершать сделки по продаже поставленного на рынок товара.
Соответственно величина предложения - это количество товара, которое продавцы готовы произвести и продать в течение определенного промежутка времени.
Здравый смысл и практика показывают, что объем предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем больше, чем выше цена на товар, т. е. между предложением и ценой существует прямая зависимость; она называется законом предложения.
Причины подобного характера связи между предложением и ценой обусловлены тем, что продавец является получателем платежа. Чем выше цена, тем больше его выручка. От цены зависит и объем прибыли, которую получают производители. К тому же товар нельзя произвести даром, а низкая цена может не покрыть издержки производства и разорить производителя. Закономерно, что если цены недостаточно высоки или появилась тенденция к их снижению, то это приводит к сокращению объемов производства и рыночного предложения товара. Наоборот, если цены на производимый товар имеют тенденцию к повышению, то производители заинтересованы в расширении производства и сбыта данного товара, т. е. рыночное предложение будет расти.
Указанная тенденция распространяется как на объемы производства и продаж производителей, уже действующих на рынке, так и на изменение количества фирм, готовых работать на данном рынке. С ростом цен число производителей растет, с сокращением - падает.
Как и в случае со спросом, функциональная зависимость между ценой некоего товара и величиной предложения является главной причиной изменения последнего. Эта взаимосвязь также может быть представлена в виде таблицы, в графической интерпретации и аналитическом виде.
Допустим, мы имеем дело с тем же нехитрым товаром- колбасой. При прочих равных условиях, т. е. при допущении неизменности других факторов, влияющих на предложение, существует положительная прямая связь между ценой и объемом предложения (таблица 2).
Таблица 2 условный пример связи размера предложения колбасы с ее ценой.
Цена, руб.
Объем спроса, кг.
Используя данные таблицы, представим ситуацию с рыночным предложением в виде графика (рисунок 2), в координатах цены (P) и количества (Q).
Рисунок 2 Зависимость предложения от цены.
Линия (S) носит название кривой предложения. Она показывает, какое количество товара (Q) производители готовы продать при каждом данном уровне цен в конкретный период времени. Движение вдоль кривой предложения отражает изменения в объеме предложения, вызванные только изменением цены, т. е. при сохранении прочих условий неизменными.
В аналитической форме предложение может быть представлено в общем виде как некая функция цен:
QS=f(P).
Прямая же зависимость между предложением и ценами проявится лишь при конкретизации этой формулы.
Например, в нашем случае с производством колбасы зависимость явно линейная:
QS=aP+b,
Или в конкретной числовой форме:
QS=5P.