Какая стратегия более успешно ведет к взаимопониманию в общении?
Наиболее успешно ведет к взаимопониманию стратегия взаимодействия в общении. Антуан де Сент Экзюпери, говорил, что нет на земле большей роскоши, чем роскошь человеческого общения. Как же общается человек с себе подобными? Общение – это не только обмен информацией, но и организация совместных действий, в ходе которых и возникают межличностные отношения. Все люди общаются с разной целью, и понимают момент общения по – разному, это хорошо видно в притче. (преподаватель рассказывает притчу о купце, который пожертвовал на строительство школы 500 монет и ждал благодарности от учителя, а тот сказал, что благодарить должен дающий)
В процессе совместной деятельности разные люди ведут себя по-разному. Одни успешно работают в относительном одиночестве — им мешает присутствие коллег, общение отвлекает от работы. Другие могут хорошо выполнять свою работу только в сотрудничестве. Некоторые способны на эффективную деятельность, лишь подчинив себе окружающих, — общение в этом случае помогает установить диктат. Существуют и другие стратегии в процессе общения. Эти стратегии зависят от психологической совместимости партнеров по общению или иной деятельности. Под психологической совместимостью понимается такое сочетание коммуникативных партнеров, при котором одни максимально дополняют других. При общении психологически совместимых партнеров или вовсе отсутствует напряжение, или же оно сравнительно легко преодолевается.
2. Вставьте вместо пропусков, выбрав соответствующие слова, сочетания слов, цифры и даты из предложенного списка. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!
Для обозначения человека как представителя человеческого рода ученые используют термин «индивид». Совокупность черт, отличающих человека от всех других, определяется понятием «личность». При этом учитываются его биологические и социальные характеристики. Понятием «индивидуальность» определяют систему социально значимых характеристик человека как члена общества. Решающее значение имеет здесь адаптация, как продолжающийся на протяжении жизни процесс усвоения культурных норм и социальных статусов . Для ребенка до 10 – 12 лет очень важен авторитет родителей, а для подростка решающим становится мнение группы сверстников .
1. социализация 2. роль 3. родители 4. личность 5. группа сверстников | 6. биологические 7. индивид 8. на протяжении жизни 9. социальная регуляция 10. только биологические | 11. социально значимые 12. в детские годы 13. индивидуальность 14. статус 15. адаптация 16. социальные |
ДИСТАНЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ № 2
ВАРИАНТ 2
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ»
Вставьте пропущенные слова.
«Наличие существенных психологических различиймежду мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмотря на огромное число исследований, недостаточны и часто противоречивы. На восприятие полов существенно влияют распространенные стереотипы. Женщины в представлениях мужчин, а нередко и самих женщин, должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им роль«домашней хозяйки», «хранительницы домашнего очага» и т. п. Мужчинам же следует заниматься профессиональным трудом, который гарантирует им высокий социальный статуси позволяет обеспечивать уровень и качество жизни их семей. На деле же полоролевое разделение трудапотеряло былую жесткость, взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве стали в принципе равными».
А) исследование В) труд Д) учение Ж) роль
Б) различие Г) общение Е) стереотип 3) статус И) группа
Вставьте пропущенные слова.
«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной интеграции (т.е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными эталоном поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных групп. В-третьих, способствуют контролю за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают стабильность общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы – ожидания и нормы - правления.Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных санкций, например, уголовных или административных».
А) санкция В) интеграция Д) контроль Ж) правило И) развитие
Б) группы Г) идеал Е) эталон З) управление К) стабильность
3. Прочитайте текст и выполните задания
Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.
Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.
Социальные отношения не определяются экономикой - в одно и то же время может быть много возможностей, — но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.
Л. Туроу
1.В чем, по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления
Кризис семейных отношений проявляется в росте числа разводов и увеличении количества неполных семей.
2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?
На примере автор раскрывает такие сферы как социальные отношения и экономика. Социальные отношения не определяются экономикой, но должны быть с ней совместимы.
3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.
Причинами ухода в прошлое патриархальной семьи являются : сложившаяся экономическая система во многих случаях делает недостаточными для поддержания уровня жизни семьи заработки одного отца;
усиливаются ценности личных достижений в ущерб семейной солидарности;
женщины стремятся расширить круг своих социальных ролей, выйти за рамки ролей матери, жены, хозяйки дома.