Основа для защиты потребителей, экономии и внедрения лучших достижений
При рыночной экономике главной целью абсолютного большинства любых хозяйственных субъектов является получение прибыли, причем максимально возможной, и поэтому нужны очень эффективные методы обеспечения того, чтобы эту прибыль получали за счет лучшего удовлетворения потребностей потребителей, а не за счет их обмана и нанесения им ущерба. Это крайне важно потому, что ради увеличения своей прибыли предприниматели готовы пойти даже на серьезные нарушения и обман потребителей, не думая об их интересах и о возможных последствиях. Подтверждением этого является множество примеров обмана покупателей и попыток предпринимателей дополнительно заработать за их счет, которые регулярно показывает ряд российских телевизионных каналов в своих регулярных программах, например, «История Всероссийского обмана», «Жадность», «Контрольная закупка» и т. д.
Как можно видеть из перечисленных и других аналогичных телевизионных программ, пока в России не используются эффективные методы, позволяющие быстро и кардинально улучшить ситуацию и создать для всех предпринимателей условия, в которых они смогут получать прибыль только в случаях, когда будут максимально удовлетворять потребности покупателей. Поэтому в России до сих пор с большим трудом удается принимать меры к отдельным самым злостным нарушителям прав потребителей, в том числе и показываемым в указанных телевизионных программах, и лишь при документально зафиксированных фактах нарушений, причем штрафы за них невелики и быстро компенсируются за счет покупателей.
Второй особенностью рыночной экономики является то, что при ней у любого государства и у органов управления всех уровней нет денег для борьбы с каждым производителем и продавцом некачественных товаров и услуг. Кроме того, одни надзорные и карательные органы эту проблему решить не могут, так как постоянно появляется множество новых нарушителей, готовых на многое для получения прибыли. Поэтому нужны более эффективные и малозатратные способы решения проблемы с использованием законов рыночной экономики.
Третьей особенностью рыночной экономики является то, что все в ней происходит, в конечном счете, на деньги покупателей товаров и услуг, так как других источников финансирования нет и быть не может. Причем только покупатели сами решают, за что они будут платить, и заставить их покупать что-то не соответствующее их потребностям очень трудно. Поэтому так популярно, особенно в зарубежных странах, выражение «Покупатель всегда прав», которое и в самом деле показывает, кто же определяет развитие рыночной экономики.
Именно поэтому в ведущих странах Западной Европы и в США давно отработан и постоянно используется самый эффективный при рыночной экономике механизм защиты потребителей и быстрого и массового внедрения лучших достижений во всех отраслях экономики и жизни, который не требует больших затрат из бюджетов всех уровней и обеспечивает рыночными методами постоянное инновационное развитие и модернизацию их экономик без больших усилий и расходов государства, которое тратит лишь немного денег на обеспечение постоянной широкомасштабной информационно-пропагандистской деятельности в целях регулярного информирования всего населения и других потребителей о лучших достижениях. В результате этого подавляющее большинство населения и хозяйственных субъектов всех отраслей экономики более эффективно используют свои деньги, которые они все равно бы потратили на покупку товаров и услуг соответствующего назначения, приобретая более конкурентоспособные товары и модернизируя экономику, а государство затрат почти не несет.
Достигается это за счет нескольких применимых и в российских условиях способов:
1 – изучением всеми школьниками и студентами на занятиях по многим предметам:
- постоянно обновляемой информации о новых достижениях и товарах по соответствующей тематике и правилах их правильного подбора и эффективного использования;
- методов оптимизации подбора и применения разной продукции, в том числе с использованием различных источников информации и современных информационных ресурсов;
2 – регулярным обеспечением большинства потребителей централизованно подготовленной достоверной информацией о современных видах продукции разного назначения, в которой приведены необходимые данные для простой и быстрой оценки любым потребителем экономической эффективности их покупки и правильного использования;
3 – участием ведущих университетов в разработке информационных материалов и учебных программ по соответствующей тематике для любых образовательных учреждений.
В результате этого потребители в ведущих зарубежных странах покупают лишь качественные товары, а некачественные давно исчезли из продажи, так как они никому не нужны.
Существующая в ведущих зарубежных странах система защиты прав потребителей и внедрения конкурентоспособной продукции подробнее описана в седьмой главе данного пособия. Наибольшее внимание в ней уделено описанию результатов изучения лучшего мирового опыта энергосбережения, экономии и защиты потребителей при минимуме бюджетных расходов и трудовых затрат, а также анализу возможностей его применения в России.