И муниципального управления в современных условиях

Возникновение угрозы ослабления целостности российского экономического пространства в значительной мере объективно обусловлено действием «невидимой руки» рынка, т.е. фундамен­тальных экономических закономерностей, свойственных рыноч­ным отношениям. Поэтому остановить такой процесс может только система государственного регулирования рыночных от­ношений. Посмотрим, в какой мере она осуществляет функции по обеспечению целостности экономического пространства Рос­сии в современных условиях.

Основой анализа роли этой системы послужили результаты исследований, ведущихся с 1993 г. в Институте народнохозяй­ственного прогнозирования РАН[8]. Они позволили выявить следующие функции федерального и регионального государствен­ного регулирования по обеспечению целостности российской экономики.

1. Обеспечение существования эко­номических районов-доноров. Уровень донорства районов изменялся, начиная с 90-х годов, следующим образом (табл. 9.6).

Таблица 9.6

Доля положительного сальдо вывоза-ввоза в производстве районов-доноров (внешнеторговые цены 1989 г.), %

Экономические районы-доноры
Поволжский 5,6 4,9 3,1 3,5 5,3
Уральский 7,7 7,2 6,7 7,9 10,6
Западно-Сибирский 18,6 19,0 27,0 28,5 29,6
Восточно-Сибирский 1,1 5,1
Северный 1,3 5,0

Из табл. 9.6 следует, что за это время число экономических районов-доноров возросло с трех до пяти, причем все они принадлежат ресурсопроизводящему востоку России. В течение по­следнего времени уровень донорства экономических регионов-доноров непрерывно увеличивался.

В табл. 9.7 представлена доля каждого района-донора в об­щем положительном сальдо районов-доноров. Данные свиде­тельствуют, что к важнейшим экономическим районам-донорам в экономике России относятся Западно-Сибирский и Ураль­ский, общая суммарная доля которых в текущем десятилетии превышала 85%. В это время доля всех районов-доноров, за исключением Западно-Сибирского, в общем положительном саль­до районов-доноров заметно росла.

Таблица 9.7

Региональная структура общего положительного

сальдо регионов-доноров, %

Регионы-доноры
Общее положительное сальдо регионов-доно­ров          
В том числе регионы: Поволжский 14,6   12,7   6,7   6,5   8,0  
Уральский 26,9 24,9 18,2 18,2 20,9
Западно-Сибирский 58,5 62,4 75,1 73,5 64,3
Восточно-Сибирский 0,8 2,7
Северный 1,0 4,1


2.Обеспечение существования эко­номических районов-реципиентов. Для этих районов (получателей) уровень реципиентности изме­нялся в пределах, характеризуемых данными табл. 9.8.

Из данных табл. 9.10 следует, что за анализируемые годы число районов-реципиентов уменьшилось с восьми до шести, причем пять из оставшихся шести районов образуют ресурсообрабатывающий запад России. В течение 1990—1995 гг. уровень реципиентности большинства районов-реципиентов заметно сни­зился, и только у двух из них — Центрального и Северо-За­падного — существенно возрос (у первого — в 2,4 раза, у второ­го—в 1,5 раза).

Таблица 9.8

Доля отрицательного сальдо вывоза-ввоза в объеме ресурсов потребления районов-реципиентов (внешнеторговые цены 1989 г.), %

Районы-реципиенты
Северный 3,9 5,3 0,6
Северо-Западный 6,4 6,7 7,7 9,8 9,9
Центральный 4,4 4,2 6,1 9,4 10,2
Волго-Вятский 1,2 0,7 1,3 1,5 0,1
Центрально-черноземный 8,1 7,7 6,6 6,2 4,4
Северо-Кавказский 7,2 8,0 7,7 7,8 7,5
Восточно-Сибирский 3,7 4,2 1,2
Дальневосточный 10,4 11,9 8,2 7,9 5,7

Изменение доли каждого реципиента в общем отрицатель­ном сальдо российских экономических регионов-реципиентов за 1987—1995 гг. представлено в табл. 9.9. Как следует из этих дан­ных, главными реципиентами России являются Центральный и Северо-Западный регионы, общая суммарная доля которых в1995 г. превышала 70%. В течение 1990—1995 гг. доля большин­ства районов-реципиентов в их общем отрицательном сальдо заметно снизилась и снова лишь у двух из них — Центрального и Северо-Западного — существенно возросла (у первого — в 2,3 раза, у второго — в 1,3 раза).

Таблица 9.9

Региональная структура общего отрицательного сальдо российских регионов-реципиентов, %



Районы-реципиенты
Общее отрицательное сальдо районов-реципиентов 100,0   100,0   100,0   100,0   100,0  
Северный 5,3 6,7 0,8
Северо-Западный 11,5 6,7 13,5 14,8 15,0
Центральный 25,8 23,4 38,2 49,1 55,1
Волго-Вятский 2,0 1,1 2,3 2,2 0,1
Центрально-черноземный 11,7 10,5 10,3 7,8 6,2
Северо-Кавказский 17,5 18,8 18,0 14,7 15,0
Восточно-Сибирский 6,8 7,3 2,3
Дальневосточный 19,4 20, 14,6 11,4 8,6

3. Обеспечение перераспределения ресурсов между востоком и западом России. Наличие в российской экономике регионов-доноров и регионов-реципиентов (первые — на востоке, вто­рые — в основном на западе России) свидетельствует о неэк­вивалентном перераспределении ресурсов между востоком и западом России. Это подтверждают следующие интегральные оценки (табл. 9.10).

Таблица 9.10

Наши рекомендации