Новые парадигмы и концепции региона

В трудах основоположников региональной экономики реги­он выступал только как сосредоточение природных ресурсов и населения, производства и потребления товаров, сферы обслу­живания и не рассматривался как субъект экономических от­ношений, носитель особых экономических интересов. В совре­менных теориях регион исследуется как многофункциональная и многоаспектная система. Наибольшее распространение полу­чили четыре парадигмы региона: регион-квазигосударство, ре­гион-квазикорпорация, регион-рынок (рыночный ареал), реги­он-социум.

Регион как квазигосударство представляет собой относитель­но обособленную подсистему государства и национальной эко­номики. Во многих странах такие регионы аккумулируют все больше функций и финансовых ресурсов, ранее принадлежав­ших центру (процессы децентрализации и федерализации).

Одна из главных функций региональной власти — регулиро­вание экономики региона. Взаимодействие общегосударственных (федеральных) и региональных властей, а также разные формы межрегиональных экономических отношений (например, в рам­ках межрегиональных ассоциаций экономического взаимодейст­вия) обеспечивают функционирование региональных экономик в системе национальной экономики.

Регион как квазикорпорация — это крупный субъект собст­венности (региональной и муниципальной) и экономической деятельности. В таком качестве регионы становятся участниками конкурентной борьбы на рынках товаров, услуг, капитала (при­мерами могут служить защита торговой марки местных продук­тов, соревнования за более высокий региональный инвестици­онный рейтинг и т.п.). Регион как экономический субъект взаимодействует с национальными и транснациональными корпора­циями. Размещение штаб-квартир и филиалов корпорации, их механизмы ценообразования, распределения рабочих мест и заказов, трансфертов доходов, уплаты налогов оказывают сильное влияние на экономическое положение регионов. В не меньшей степени, чем современные корпорации, регионы обладают зна­чительным ресурсным потенциалом для саморазвития. Расши­рение экономической самостоятельности регионов (путем пере­дачи экономических прав от центра) — одно из главных направ­лений рыночных реформ.

Подход к региону как рынку, имеющему определенные гра­ницы (ареал), акцентирует внимание на общих условиях эконо­мической деятельности (предпринимательский климат) и осо­бенностях региональных рынков различных товаров и услуг, груда, кредитно-финансовых ресурсов, ценных бумаг, информа­ции, знаний и т.д. Исследования в рамках данного подхода ино­гда выделяют в особую дисциплину — региональное рынковедение.

Указанные три парадигмы в теории региона включают про­блему соотношения рыночного саморегулирования, государст­венного регулирования и социального контроля. Среди ученых-регионалистов редко встречаются приверженцы крайних пози­ций: или полностью рыночная экономика (радикальный либе­рализм), или централизованно-управляемая экономика. Множе­ство теоретических оттенков умещается на платформе «социаль­ное рыночное хозяйство», поэтому в теориях экономического региона значительное внимание уделяется преодолению фиаско рынка, принципам развития нерыночной сферы, производству и использованию общественных благ, регулированию естествен­ных монополий, защите от негативных последствий частнопред­принимательской деятельности и т.п.

Подход к региону как социуму (общности людей, живущих на определенной территории) выдвигает на первый план вос­производство социальной жизни (населения и трудовых ресур­сов, образования, здравоохранения, культуры, окружающей сре­ды и т.д.) и развитие системы расселения. Изучение ведется в разрезе социальных групп с их особыми функциями и интере­сами. Данный подход шире экономического. Он включает куль­турные, образовательные, медицинские, социально-психологи­ческие, политические и другие аспекты жизни регионального социума, синтезу которых региональная наука с самого начала уделяла большое внимание.

В теории региональной экономики развиваются и другие специализированные подходы, например, регион рассматривается как подсистема информационного общества или как непосредственный участник интернационализации и глобализации эко­номики.

Теории развития региона опираются на достижения макро­экономики, микроэкономики, институциональной экономики и других направлений современной экономической науки.

Сходство региона и национальной экономики определяет воз­можности применения для региона макроэкономических теорий (неоклассических, неокейнсианских и др.), особенно тех, кото­рые ставят во главу угла производственные факторы, производ­ство, занятость, доходы. Теории региональной макроэкономики больше соответствуют парадигме «регион как квазигосударство». Такое применение более адекватно для однородных (гомоген­ных) регионов.

Микроэкономические теории целесообразно привлекать то­гда, когда представление региона как точки или однородного пространства недостаточно и необходимо принимать во внима­ние внутренние различия (узловой или поляризованный реги­он). Теория и методология микроэкономического анализа боль­ше соответствуют парадигмам «регион как квазикорпорация» и «регион как рынок».

Эволюция теории региона отражает повышение роли нема­териальных целей и факторов экономического развития, воз­можности междисциплинарных знаний и перехода регионов на модель устойчивого эколого-социо-экономического развития.

Размещение деятельности

Теории размещения, разрабатываемые в последние десятиле­тия, не отвергая наследия классиков размещения сельскохозяй­ственного и промышленного производства и их последователей, смещают акценты на иные виды размещаемой деятельности и факторы размещения.

Новыми объектами теории становятся размещение инноваций, телекоммуникационных и компьютерных систем, развитие реструктурируемых и конвертируемых промышленно-технологических комплексов. В новых теориях внимание перемещается традиционных факторов размещения (транспортные, материальные, трудовые издержки) сначала на проблемы инфраструктурного обеспечения, структурированного рынка труда, экологические ограничения, а в последние два десятилетия — на нематериальные факторы размещения. К ним относятся: интенсивность, разнообразие и качественный уровень культурной деятельности и рекреационных услуг; творческий климат; привязанное людей к своей местности и т.п. Поскольку нематериальные факторы труднее, нежели материальные, поддаются количественной оценке, это потребовало создания нового информационно-ана­литического инструментария.

Прежние теории ориентировались или на частные интересы производителей, продавцов и потребителей (западная школа) или на интересы государства (советская школа). Более современные теории объясняют закономерности размещения в условиях про­тиворечивости индивидуальных, групповых (корпоративных, ре­гиональных) и государственных интересов. Кроме того, в отличие от прежнего детерминистского описания исследуемых ситуаций, новые теории анализируют и прогнозируют поведение участни­ков процесса размещения в условиях риска и неопределенности.

Важным этапом в развитии теории размещения стало иссле­дование процесса создания и распространения инноваций (но­вовведений). Т. Хегерстранд выдвинул теорию диффузии инно­ваций (его основополагающий труд «Диффузия инноваций как пространственный процесс» вышел в свет в 1953 г.).

Диффузия, т.е. распространение, рассеивание по территории различных экономических инноваций (новых видов продукции, технологий, организационного опыта и т.п.), согласно Т. Хегерстранду, может быть трех типов: диффузия расширения (когда инновация равномерно распространяется по всем направлениям от точки возникновения), диффузия перемещения (распростра­нение в определенном направлении) и смешанный тип. Одна ге­нерация (поколение) инноваций имеет четыре стадии: возникновение, диффузию, накопление и насыщение. Теория Т. Хегерстранда отражает волнообразный характер диффузии генераций нововведений. В идейном отношении она близка теории боль­ших циклов («длинных волн») отечественного экономиста Н.Д. Кондратьева.

С теорией диффузии инноваций тесно связана теория жизнен­ного регионального цикла. Она рассматривает процесс произ­водства товаров как процесс с несколькими стадиями: появле­ние нового продукта, рост его производства, зрелость (насыще­ние), сокращение. На стадии инноваций требуются большие пер­сональные контакты, поэтому наиболее благоприятным местом для размещения инноваций являются большие города. Активное производство может быть размещено в периферийных регионах, но это создает риск для небольших городов, поскольку вслед за стадией насыщения начинается снижение или прекращение про­изводства, пока не появятся другие инновации в больших городах. В соответствии с этой теорией региональная экономическая политика должна концентрироваться на создании благоприят­ных условий для инновационной стадии в менее развитых регионах, например в виде создания плавательных и научных цен­тров (технополисы, наукограды и т.п.).

Наши рекомендации