Производительных сил региона

По этой проблеме в разное время написано большое число трудов. Среди них, к сожалению, нельзя выделить одну — две клас­сические работы, ставшие основой для последующего развития науки. Поэтому многочисленные литературные вариации на за­данную тему образуют нечеткое множество определений, переч­ней и характеристик закономерностей, принципов и факторов.

Формулировки закономерностей размещения, наблюдаемые или желаемые тенденции и взаимосвязи в размещении производи­тельных сил, обусловлены системой социально-экономических от­ношений, стадией экономического развития, научно-техническим прогрессом, требованиями экономической рациональности. В со­ответствии с парадигмой традиционной советской политической экономии закономерности являются конкретизациями, частными случаями или следствиями объективных экономических законов.

К числу важнейших закономерностей, например, относят: 1) рациональное, наиболее эффективное размещение производства; 2) комплексное развитие хозяйства экономических районов, всех субъектов Федерации; 3) рациональное территориальное разделе­ние труда между регионами и в пределах их территорий; 4) вы­равнивание уровней экономического и социального развития регионов[8]. С точки зрения стратегии размещения производи­тельных сил указанные закономерности представляют собой нормативные требования или желаемые тенденции, которые в действительности могут и не быть реализованными (например, выравнивание уровней развития). Другие известные перечни закономерностей включают концентрацию производства, ликви­дацию противоположности между городом и деревней, более рав­номерное размещение производства и населения и т.д.

Некоторые из сформулированных закономерностей идеали­зируют противоречивые процессы эволюции размещения произ­водительных сил; в более современной литературе они уже трак­туются как закономерности. С теоретической точки зрения уяз­вимы даже не столько отдельные формулируемые закономерно­сти, сколько их сочетания, которые в соответствии с требова­ниями к теории должны быть непротиворечивы и образовывать логически целостные системы.

Принципы размещения производительных сил, формулируе­мые в работах отечественных регионалистов, конкретизируют, до­полняют и отчасти дублируют закономерности. К наиболее часто называемым принципам относятся: приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и местам потребления гото­вой продукции; равномерное размещение производства по терри­тории страны; специализация хозяйства отдельных регионов с це­лью максимального использования эффекта территориального раз­деления труда; комплексное развитие хозяйства регионов; укреп­ление обороноспособности страны. Названные принципы пред­ставляют собой набор требований или желательных результатов, которые необходимо учитывать или стремиться достигать при планировании размещения предприятий, развития регионов, при раз­работке общей схемы размещения производительных сил.

Каждый принцип в отдельности имеет рациональный смысл, однако в целом они несовместимы. Например, только в редчай­ших случаях возможно разместить производство вблизи и от ис­точника сырья, и от источника энергии, и от места потребления готовой продукции. Дальнейшая специализация производства усиливает неравномерность его размещения по территории. Ук­репление обороноспособности требует, как правило, такого, раз­мещения производства, которое отклоняется от источников сы­рья и мест потребления продукции. Чтобы стать инструментами выработки плановых решений, принципы, так же как и законо­мерности, должны приобрести более конкретное, операциональ­ное выражение. Кроме того, должны быть установлены правила совместного применения ряда принципов.

Факторы размещения производительных сил — это существен­ные условия, которые необходимо принимать во внимание при изучении или решении конкретной проблемы. В состав факторов обычно включают: экономико-географическое положение; насе­ление и трудовые ресурсы; созданный производственный аппа­рат; имеющуюся на территории инфраструктуру; локализован­ные природные ресурсы (энергетические, минерально-сырьевые, биологические, водные); транспортный фактор; научно-техни­ческий потенциал; формы территориальной организации хозяй­ства; качество управления; социальный климат и др.

Совокупность факторов делится на объективные и субъек­тивные. Они соответствующим образом группируются и оцени­ваются по важности. Разумеется, состав учитываемых факторов зависит от рассматриваемой проблемы.

Переход от стадии индустриального и экстенсивного развития к инновационной экономике и информационному обществу изменяет состав и соотношения важности учитываемых факторов размещения производительных сил. В России этот процесс соче­тается с трансформацией политической и экономической систем, созданием многоукладной экономики, требующей сочетания ин­дивидуальных, групповых (в том числе региональных) и общего­сударственных интересов.

Систематизация и актуализация закономерностей, принци­пов, факторов и эмпирических данных представляет собой на­чальный этап построения и обновления нормативной теории раз­мещения производительных сил, т.е. этап предтеории. За ним должен следовать этап построения конструктивной, операциональ­ной части теории.

4.3. Теория образования региональных комплексов

Сегодня большое внимание в стране уделяется размещению производительных сил и проблеме экономического районирова­ния. Обосновывается позиция, что правильное разделение стра­ны на крупные экономические районы (от 10 до 20) будет спо­собствовать их комплексному развитию (путем внутренней коо­перации), усилит процесс специализации в ее экономике. Воз­лагаются также надежды на то, что общее экономическое районирование сможет компенсировать недостатки консервативного административно-территориального деления страны и в перспек­тиве даст возможность перейти к государственному управлению по крупным экономическим районам.

Начиная с 20-х годов комиссии ведущих ученых разрабаты­вали схемы экономического районирования страны, которые ис­пользовались в плане ГОЭЛРО и пятилетних планах развития народного хозяйства СССР. Современная сетка из одиннадцати экономических районов сохраняется (с небольшими изменения­ми) с начала 60-х годов.

Теоретические обоснования экономического районирования и связанного с ним формирования хозяйственных региональных комплексов получили наибольшее развитие в работах Н.Н. Колосовского. Он разработал концепцию экономического райони­рования, основные положения которой сводятся к следующему.

• Вся территория страны делится на экономические районы, образованные по производственным признакам и представляю­щие в совокупности законченную систему региональных соче­таний производительных сил.

• Каждый экономический район является всесторонне раз­витой в экономическом отношении территорией, объединяющей природные ресурсы, производственный аппарат, население с его трудовыми навыками, транспортные коммуникации и другие материальные ценности наиболее выгодным образом в виде производственно-территориального сочетания (ПТС).

• Основная экономическая задача функционирования каждо­го ПТС заключается в выполнении плановых заданий союзного значения с учетом географического положения района, транспорт­ных условий, выгодности эксплуатации ресурсов, сырья, энергии, труда, а также решения оборонных задач.

• Выполнение основной экономической задачи приводит к специализации каждого экономического района на тех отраслях производства, какие в нем могут быть развиты наиболее полно и выгодно, включая все необходимые промышленные, энергети­ческие и транспортные звенья. Обмен между районами ограни­чивается строго необходимыми количествами продуктов при от­казе от излишне дальних и встречных перевозок. Каждый район осуществляет комплексное развитие хозяйства на своей терри­тории для наиболее полного удовлетворения местных производственных и потребительских нужд за счет местных источников сырья и энергии.

• Научно-техническая политика индивидуализируется по экономическим районам. Наивысшей эффективности достигают комбинированные технологические процессы при переработке сы­рья, получении энергии, использовании труда и оборудования, приводящие к созданию районных производственных комбинатов и производственно-территориальных комплексов.

• Для каждого экономического района устанавливаются три категории производств: районного значения (продукция потребляется внутри экономического района); межрайонного значения (для группы экономических районов); общесоюзного значения, а также наивыгоднейшие зоны сбыта.

• Развитие каждого района осуществляется в такой форме, чтобы способствовать материальному и культурному развитию всех национальностей страны.

Ключевым понятием в теории экономического районирова­ния Н.Н. Колосовского было понятие энергопроизводственного цикла, под которым понималась «вся совокупность производст­венных процессов, развертывающихся в экономическом районе на основе сочетания данного вида энергии и сырья первичных форм — добычи и облагораживания сырья до получения всех видов готовой продукции, которые возможно получить на месте, исходя из требований приближения производства к источникам сырья и требований комплексного использования всех компо­нентов сырьевых и энергетических курсов данного типа».

Колосовский выделил восемь совокупностей производствен­ных процессов, являющихся основой для выделения крупных экономических районов и экономических подрайонов: 1) пирометаллургический цикл черных металлов; 2) пирометаллургический цикл цветных металлов; 3) нефтеэнергохимический цикл; 4) гидроэнергетический цикл; 5) совокупность циклов перераба­тывающей индустрии; 6) лесоэнергетический цикл; 7) индустри­ально-аграрный цикл; 8) гидромелиоративный цикл. Сочетание циклов и их сырьевых и энергетических баз на данной территории образует территориально-производственное ядро экономического района.

Создание теоретических основ и методики экономического районирования решало три основные проблемы. Первая состоя­ла в освоении новых источников сырья и энергии в восточных районах страны и развитии тяжелой промышленности, что отве­чало политической задаче обеспечения индустриального превос­ходства СССР и решению проблемы самообеспечения основ­ными промышленными продуктами. Вторая проблема заключа­лась в создании рациональной системы территориального пла­нирования, обеспечивающей с помощью плановых заданий максимальное использование сравнительных преимуществ эконо­мических районов и минимизацию транспортных издержек. Третьей проблемой являлось создание единой информационной и интеллектуальной основы для скоординированных действий тысяч работников плановых органов в центре и на местах по разработке и контролю за выполнением плановых заданий.

Наши рекомендации