О пространственной организации хозяйства

Начала теории размещения производства, заложенные Й. Тюненом, В. Лаунхардтом и А. Вебером, получили интенсивное про­должение в первой половине XX в. В этом процессе теоретиче­ского поиска можно выделить три основных направления:

• построение «чистых» теорий (точнее, теоретических кон­струкций), продолжающих традиции классиков;

• создание более общих теорий, охватывающих новые факто­ры, условия, аспекты;

• конструирование общей теории размещения на основе мо­делей пространственного экономического равновесия.

Характерными признаками первого направления — построе­ние «чистых» теорий размещения — являются выбор относительно простой ситуации или проблемы (абстрагированной от конкретностей и второстепенных свойств) и ее глубокий количествен­ный анализ, завершающийся выведением математической фор­мулы, нахождением особого геометрического места или опреде­лением точных правил экономического поведения. Напомним, что именно так строилась теория «изолированного государства» Й. Тюнена или теория размещения промышленного предпри­ятия В. Лаунхардта.

Типичным примером «чистой» теории является выявление оптимального размещения производственных фирм, которые при определенном спросе стремятся минимизировать транспортные издержки на единицу площади. Эту проблему, отталкиваясь от идеи В. Кристаллера, поставил А. Лёш. Суть найденного решения состоит в следующем. Фирмы должны размещаться в вершинах кристаллеровской (гексагональной) решетки, и каждая фирма должна обслуживать покупателей в пределах «своего» правиль­ного шестиугольника.

Другой типичный пример — феномен X. Хотеллинга: обосно­вание правила оптимального поведения конкурирующих производителей (продавцов), решающих простую на первый взгляд задачу размещения. X. Хотеллинг в 1929 г. исследовал модель дуопольного рынка. Два производителя, А и В, продают однород­ный продукт вдоль линейного рынка (например, два продавца мороженого) по ценам РА и РВ. Потребители распределены рав­номерно, каждый покупает одну единицу продукта в единицу времени. Каждый производитель может удовлетворить весь спрос. Транспортные затраты на доставку единицы продукта на еди­ничное расстояние равны с. Производители могут свободно раз­мещаться по всей длине рынка, равной d. Каждый производи­тель гарантирован контролировать рынок с противоположной от конкурента стороны, длины этих гарантированных участков — соответственно а и b. Но рынок между ними — коллективный: для А это длина x, для В — длина у. Рыночная граница опреде­ляется равенством РА + сx = Рв + су. Полный анализ данной за­дачи получен в рамках некооперативной игры двух лиц.

Ко второму направлению — создание более общих теорий — относятся исследования, дополняющие и обобщающие подходы и результаты основоположников теории размещения. Здесь в пер­вую очередь следует назвать имена немецких ученых О. Энглендера и Г. Ритчля, шведского ученого Т. Паландера, которые переходят от рассмотрения отдельного и изолированного промышленного предприятия к анализу взаимосвязанных предприятий, объеди­няют теории сельскохозяйственного и промышленного штандортов. Для этого теоретического направления характерны переход от минимизации издержек (не только транспортных, но и про­изводственных) к максимизации прибыли и доходов, введение в рассмотрение переменных цен, ренты, функций спроса и пред­ложения, элементов динамики.

Т. Паландер выдвинул «всеобщую» и «специальную» теории штандорта: первую — для региона и страны; вторую — для пред­приятий отрасли или группы отраслей. Он стремился соединить теории размещения предприятий и пространственный анализ рынков. Его основной труд «Работы по теории размещения» вышел в 1935 г. Т. Паландер стал предтечей новой волны синте­тиков теории размещения (А. Лёш, У. Айзард и др.).

Научным базисом третьего направления развития теории раз­мещения является классическая модель общего экономического равновесия Л. Вальраса, точнее, ее логико-математическая структу­ра. Это обстоятельство — свидетельство включения теорий регио­нальной экономики в главное русло общей экономической теории.

Построение модели общего пространственного экономическо­го равновесия представляет собой задачу чрезвычайной сложно­сти. Такая модель в принципе должна синтезировать все частные теории размещения и включать математическое описание усло­вий размещения производства и населения, транспортных сетей, формирования региональных рынков, межрегиональной торговли и миграции населения, образования цен на продукты и факторы производства и др. Очевидно, что необходимо находить разумное сочетание общности модели и возможностей ее операционного использования.

Первые попытки конструирования модели пространственно­го экономического равновесия предпринимали Прёдель и Вайгман, однако создателем первой полной теории пространственно­го экономического равновесия, несомненно, является А. Лёш. Модель А. Лёша стала кульминацией его многогранного учения о пространственной организации хозяйства.

Во второй половине 50-х годов появляется целая серия работ по общей теории размещения, знаменующих переход к новому этапу развития региональной экономики как науки. Исследова­ния в области теории размещения на основе моделей оптимиза­ции и экономического равновесия (взаимодействия) составляют одно из современных направлений теории пространственной и региональной экономики.

Наши рекомендации