Тема 5. Общая характеристика рыночной системы
1. Понятие рынка, условия его возникновения и основные элементы.
2. Структура рынка и его виды.
3. Функции рынка. Преимущества и недостатки рыночной системы.
В первом вопросе необходимо определить сущность рынка, причем допускается приведение нескольких формулировок данного понятия с их последующим сравнением.
Второй вопрос следует посвятить анализу видов рынка, выделяемых на основе следующих классификационных признаков: территориального и по объектам купли-продажи.
В третьем вопросе требуется провести оценку функций рыночного хозяйства в экономике, обосновать положительные последствия функционирования рынка и проблемы, которые он решить не в состоянии.
Используемая литература [1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 17, 27]
Тема 6. Конкуренция и модели рыночных структур
1. Сущность конкуренции и ее экономическое значение. Виды и методы конкуренции.
2. Модели рынка по степени ограничения конкуренции.
3. Необходимость и формы антимонопольного регулирования экономики.
В первом разделе работы необходимо раскрыть сущность и сферы конкуренции. Особое внимание необходимо уделить последствиям и методам экономического соперничества.
Во втором разделе требуется дать развернутое описание каждой из четырех основных моделей рынка: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии.
Третий раздел имеет целью выявление негативных последствий монополизации рыночного хозяйства как для потребителей, так для самих фирм. Внимание следует акцентировать на доказательстве экономической целесообразности государственного воздействия на рынок. Работу надо завершить детальным анализом антимонопольной политики государства в общетеоретическом и практическом плане.
Используемая литература [1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 17, 27]
Тема 7. Теория спроса и предложения
1. Спрос. Закон спроса и неценовые факторы спроса.
2. Предложение. Закон предложения и неценовые факторы предложения.
3. Рыночное равновесие. Механизм восстановления рыночного равновесия.
4. Эластичность спроса и предложения: виды, факторы и практическое значение.
В первом вопросе необходимо дать разъяснения по поводу отличий понятий «спрос» и «величина спроса», а для наглядности желательно совмещение словесной формулировки спроса, его табличной и графической форм.
Во втором вопросе нужно дать аналогичную схему анализа категории предложения.
В третьем вопросе необходимо характеризовать механизм восстановления рыночного равновесия. При этом в качестве отправных точек нужно рассмотреть два противоположных неравновесных состояния рынка – нехватку и избыток товара.
В четвертом вопросе следует раскрыть эластичность как спроса, так и предложения, используя при этом понятие коэффициент эластичности, привести примеры и графики.
Используемая литература [1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 17, 27]
Тема 8. Теория потребительского поведения
1. Потребительский выбор и полезность. Правило максимизации
полезности.
2. Кривые безразличия и их особенности.
3. Бюджетное ограничение. Условие потребительского равновесия.
В первом вопросе необходимо рассмотреть кардиналистскую теорию потребительского поведения, в частности: сущность категории «полезность», виды полезности и закон убывающей предельной полезности.
Во втором вопросе называются недостатки, которые сумели преодолеть ординалисты, раскрывается сущность таких категорий, как кривая безразличия и карта кривых безразличия.
В третьем вопросе нужно дать полное описание бюджетной линии, включая ее график и уравнение. Требуется указать факторы, вызывающие смещение бюджетной линии. Данный вопрос необходимо завершить изложением процесса выбора потребителем оптимального сочетания товаров, используя карту безразличия и бюджетную линию.
Используемая литература [1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 17, 27]
Тема 9. Предпринимательство и организационные
Формы бизнеса
1. Содержание и условия развития предпринимательства.
2. Организационные формы и виды предпринимательства.
3. Проблемы развития российского предпринимательства.
В первом вопросе нужно дать общепринятый образ типичного предпринимателя и его функции, а также перечислить черты предпринимателя исходя из взглядов известных ученых – Й. Шумпетера, П. Самуэльсона и др. Первый вопрос работы должен содержать характеристику фирмы как субъекта хозяйствования, где необходимо уточнить различия между фирмой и предприятием, а также назвать составляющие данных понятий.
Во втором вопросе следует дать развернутое определение сущности каждой из трех форм ведения бизнеса – индивидуальной, партнерства и корпорации, выделив свойственные им преимущества и недостатки.
Третий вопрос предусматривает анализ предпринимательского климата в России: темпы становления новых предприятий, факторы их роста и торможения динамики и качества предпринимательских структур, специфики малого предпринимательства, в России и в экономически развитых странах.
Используемая литература [1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 17, 27]