Экономические концепции новейшей исторической школы

Новейшая историческая школа сложилась в первой трети XX в. и соединила идеи исторической школы с идеями либерализма. Этот синтез завершился к началу 50-х гг. XX в. созданием неолиберальной доктрины развития общества. Теории новейшей исторической школы имели тесные связи с развивающейся в то время социологией. Представители новейшей исторической школы – М. Вебер, В. Зомбарт, А. Шпитхоф, уделяли больше внимания абстракции, стремясь сочетать ее с историческим подходом. Их теории имели тесные связи с активно развивающейся в то время социологией.

Самым известным представителем этой школы был Вернер Зомбарт (1863-1941), наиболее фундаментальным сочинением которого был «Современный капитализм» (1902, второе дополненное издание 1916-1917). В нем он исследовал развитие экономики, выделяя докапиталистическую стадию, ранний, развитый и поздний капитализм, начинающийся с первой мировой войны. Кроме того, Зомбарт дал прогноз о следующей стадии в книге «Будущее капитализма» (1932). Эта стадия получила у него название «организованный капитализм», основными чертами которого были государственное регулирование экономики и сочетание частной, коллективной (корпоративной) и государственной собственности.

После второго издания «Современного капитализма» - работы в основном описательной, Зомбарт перешел к разработке теоретического понятия «экономическая система». «Экономическая система» в его понимании состоит из трех частей: дух (экономическое сознание, традиции), форма (экономическая организация и управление), способ (техника, применяемая в производстве и обращении). Зомбарт писал, что, насыщая эту схему конкретным историческим материалом, можно дать сравнительный анализ любой исторически и территориально определенной экономики.

Другим видным представителем этой школы и известным социологом был Макс Вебер(1864-1920). Среди его работ можно назвать такие как «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), «Хозяйственная этика мировых религий» (1916-1919) и «Экономика и общество» (1920).

Так же как и Зомбарт, Вебер исследовал «капитализм», который, по его определению, есть «такое ведение хозяйства, которое основано на ожидании прибыли». Но в то же время, капитализм всегда имеет конкретную историческую характеристику. «Нас интересует возникновение буржуазного промышленного капитализма». Последний, по мнению Вебера, является полностью целерациональным, в нем – рациональное ведение хозяйства, рациональное государственное управление, рациональное право, культура, религия и наука. В то же время этот «идеальный тип» сформировался, по Веберу, в конкретное время, в конкретном месте, а именно, в северо-западной Европе в XVI-XVII вв. Одним из решающих факторов появления «духа» этого капитализма была протестантская религия, особенно ее кальвинистский вариант. Протестантизм выступал, в частности, за накопление богатства за счет постоянного добросовестного труда и скромного образа жизни богача, который, в свою очередь, предполагает не потребление этого богатства, а его инвестиции. Эта религиозная этика трансформировалась, по Веберу, в деловую, в результате чего европейского предпринимателя отличает трудолюбие, честность и аскетизм.

Для рациональной политической системы, основанной на гражданских свободах, предпосылкой была выборная система управления средневековых европейских «вольных» городов. Рациональное управление, получившее у Вебера название «бюрократия» (без негативного смысла этого слова), создало систему законов и учреждений, охраняющих политическую и экономическую свободу человека.

И, наконец, рациональная наука, имеющая своей целью практическое воплощение своих исследований, то есть создание техники, стала основой европейской промышленности. Эта теория М. Вебера о возникновении современного капитализма вызывала и вызывает большой интерес и дискуссии среди представителей различных научных направлений.

Третий представитель новейшей исторической школы Артур Шпитхоф (1873-1957) был известен как один из ведущих исследователей экономической конъюнктуры в Германии, с его постулатом о постоянной изменчивости экономики. Кроме того, им была выдвинута идея, что не только каждую национальную экономику, но и каждый этап ее нужно изучать с позиций отдельной экономической теории.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Критика Ф. Листом классической политэкономии.

2. Что включает Лист в понятие производительные силы нации? В чем суть промышленного воспитания нации, по мнению Ф. Листа?

3. Каково отношение Ф. Листа к концепциям фритредерства и протекционизма?

4. Отношение старой, новой и новейшей исторической школы к методу абстракции?

5. В чем суть идеи «государственного социализма» новой исторической школы?

6. Каковы этапы развития экономики и основные черты «экономической системы» в теории В. Зомбарта?

7. Какова, по мнению М. Вебера, роль протестантской этики в формировании «европейского промышленного капитализма»?

Тестовые задания

1. Основатели «истории народного хозяйства» как новой отрасли знаний – это представители:

а) старой исторической школы; б) новой исторической школы;

в) новейшей исторической школы; г) классической школы.

2. Выберете представителей старой исторической школы:

а) Г. Шмоллер, Л. Брентано, К. Бюхер; б) В. Рошер, Б. Гильдебранд, К. Книс;

в) М. Вебер, В. Зомбарт, А. Шпитхоф; г) В. Рошер, В. Зомбарт, Л. Брентано.

3. Выберете представителей новейшей исторической школы:

а) Г. Шмоллер, Л. Брентано, К. Бюхер; б) В. Рошер, Б. Гильдебранд, К. Книс;

в) М. Вебер, В. Зомбарт, А. Шпитхоф; г) В. Рошер, В. Зомбарт, Л. Брентано.

4. Новейшая историческая школа по сравнению с предыдущими этапами:

а) подвергала критике абстрактный метод классической школы;

б) сочетала метод абстракции с историческим подходом;

в) выдвинули теорию «государственного социализма»;

г) стала основой новой отрасли знаний – истории народного хозяйства.

5. Что неверно? Предпосылки европейского промышленного капитализма, по Веберу:

а) законы, охраняющие политическую и экономическую свободу человека;

б) прикладной характер науки;

в) трудолюбие и честность предпринимателя;

г) государственный контроль над производством.

Список рекомендуемой литературы

1. Бейтон А., Долло К., Дре А.М., Казорла А. 25 ключевых книг по экономике. Челябинск, 1999.

2. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

3. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М.: Экономика, 1995.

4. Зомбарт В. Буржуа. М.: Прогресс, 1994.

5. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Дело, Вита-пресс, 1996.

6. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс, 1968.

5. Шумпетер Й. История экономического анализа: В 3 т. СПб., 2001.

7. Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005.

8. Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006.

Тема 11. МАРЖИНАЛИЗМ

1. Методологические принципы маржинализма.

2. Австрийская школа предельной полезности.

3. Лозаннская школа маржинализма.

Наши рекомендации