Общественный сектор экономики и общественные финансы: структура и финансовый экономический потенциал.

Общественный сектор экономики

Структура

Общественный сектор экономики = государственный сектор экономики + некоммерческий.

Государственный сектор- совокупность институтов, объединенных и координируемых органами власти и управления, бюджетные учреждения, ГУПы (Государственное унитарноепредприятие ), МУПы, а также система государственных (общественных финансов), других ресурсов казны.

Некоммерческий сектор – совокупность институциональных единиц (негосударственных некоммерческих организаций), выполняющих функции и государственного, и рыночного секторов с использованием нерыночных принципов распределения ресурсов.

Общественный сектор экономики - это сфера деятельности, ориентированная на ликвидацию провалов рынка, создание общих и социально значимых благ.

Основной механизм хозяйствования – сочетание экономической эффективности рынка и социальной эффективности государства.

Отказ от максимизации прибыли в обмен на поддержку обществом целей:

- Прибыль – не цель, а средство достижения цели;

- Формирование ресурсов на принципах совместного финансового участия заинтересованных сторон;

- Конкурентные начала в распределении ресурсов (грантов, проекетов).

К основным недостаткам рыночного экономического механизма относятся:

· возникновение и развитие монополий, ограничение конкуренции;

· проблема производства общественных благ;

· наличие внешних, или побочных, эффектов;

· проблема асимметричной информации;

· неполные рынки;

· макроэкономическая нестабильность — колебания экономической активности, появление безработицы, недогрузки производственных мощностей, инфляции, дефицита государ­ственного бюджета, дефицита внешнеторгового баланса;

· неравенство в распределении ресурсов и доходов.

В микроэкономической теории к сбоям рынка относятся экономические ситуации, когда рациональное поведение людей в условиях рыночной экономики не обеспечивает достижения эффективного использования ресурсов, т.е. не обеспечивает эффективности по Парето.

Финансы общественного сектора

Структура

ФОС= государственные финансы (ФБ, бюджеты субъектов Федерации, государственный кредит, государственные внебюджетные социально-страховые фонды) + муниципальные финансы (местный бюджет, местные внебюджетные фонды органов самоуправления)+ финансы некоммерческого сектора в части реализации задач по производству смешанных общественных благ, в том числе различные внебюджетные фонды.

К общественным (государственным и муниципальным) относятся:

· ФБ РФ

· Бюджеты субъектов РФ

· Государственный кредит

· Государственные внебюджетные социально-страховые фонды

· Местные бюджеты

· Внебюджетные фонды органов местного самоуправления

· Финансы общественного сектора региона состоят из :

· Консолидированный бюджет субъекта РФ с разделением на региональный (областной, краевой, республиканский) и мест­ные бюджеты (бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений);

· Территориальные отделения государственных социально-страховых внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, территориальных фондов медицинского страхования);

· Внебюджетные фонды, созданные, управляемые и контролируемые региональными властями и органами местного самоуправления; другие внебюджетные средства, контролируемые администрацией региона и администрациями муниципальных образований;

· часть финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий;

· финансы государственных и негосударственных некоммерческих организаций, используемые в производстве и при предоставлении общественных товаров и услуг.

Масштабы ресурсов, которыми оперирует каждая из составных частей общественного сектора экономики, различны по странам в силу исторических традиций, этапов экономического развития, состояния национального (общественного) производства. Для определения величины финансов общественного сектора России на современном этапе следует иметь в виду следующее.

Первая их составляющая - величина государственных и муниципальных финансов. Ключевым элементом является консолидированный бюджет РФ, включающий федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ; к ним добавляется величина бюджетов государственных социально-страховых внебюджетных фондов. Что же касается финансовых ресурсов некоммерческого сектора, их размер в силу ограниченности системных статистических данных может быть определен пока лишь экспертным путем.

Доля ВВП, перераспреде­ляемая через консолидированный бюджет РФ, за десять последних лет составляла от четверти до трети ВВП. Около 7% ВВП аккумулируется в бюджетах государственных социальных внебюджетных фондов, являющихся составной частью государственных финансов. Суммарная величина общественных финансов России по доходам в 2000 г. составила 38,1% ВВП, в 2005 г. - около 35%.


Наши рекомендации