Влияние государственных расходов на выпуск продукции
Изменение ВНП под воздействием гос. расходов происходит в большей степени, чем первоначальная цена расходов (мультипликационный эффект).
Мультипликатор гос. расходов = 1/1-с. Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению c.
Мультипликатор в результате гос. вмешательства уменьшается. Рост объема государственных закупок увеличивает равновесный уровень выпуска продукции. Происходящий при этом прирост выпуска продукции будет равен значению G, умноженному на величину мультипликатора (дельта GNP=MP*дельта G , отсюда, дельта GNP= дельта G/1-с)
Подобный механизм влияния государственных закупок на выпуск продукции предполагает, что во время спада государственные закупки могут быть использованы для того, чтобы увеличить выпуск продукции. И наоборот, в период бума правительство может снизить уровень своих расходов, сократив тем самым объем совокупного спроса и выпуска продукции.
Влияние увеличения государственных расходов на объем выпуска продукции.
Поскольку уровень потребления связан с размером располагаемого дохода, то рост социальных выплат будет увеличивать совокупный спрос, а значит, и выпуск продукции. Механизм воздействия налогов на объем выпуска продукции и уровень доходов предполагает, что изменение размеров налогов, так же как и государственных закупок, может быть использовано для того, чтобы поддерживать выпуск продукции как можно ближе к его потенциальному уровню. Во время экономического спада чистые налоги могут быть уменьшены, чтобы увеличить тем самым выпуск продукции. В то же время в период бума, когда следует несколько сократить совокупный спрос, чистые налоги могут быть увеличены.
Мультипликатор сбалансированного бюджета устанавливает, что прирост правительственных расходов, сопровождаемый равным по величине приростом налогов, имеет своим результатом увеличение выпуска продукции. Причина того, почему объем выпуска продукции увеличивается (вместо того, чтобы остаться неизменным), состоит в том, что прирост государственных расходов приводит к незамедлительному увеличению совокупного спроса на всю величину этого прироста, в то время как прирост налогов, сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину.
71. Налогово-бюджетная политика: содержание, цели, инструменты, проблемы.
Бюджетно-налоговая политика – меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния госбюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесие платежного баланса и экономического роста в условиях производства неинфляционного ВВП.
Основные видыБ-н.п.:
Стимулирующая Б-н.п. (фискальная экспансия) – в краткосрочный период ее цель – преодолеть циклический спад экономики. Она предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинацию этих мер. В более долгосрочной перспективе снижение налогов может привести к увеличению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Сопровождается ограничительной кредитно-денежной политикой ЦБ и оптимизацией структуры госрасходов.
Сдерживающая Б-н.п. (фискальная рестрикция). Ее цель – ограничение циклического подъема экономики. Она предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или сочетание этих мер. В краткосрочной перспективе позволяет снизить инфляцию спроса за счет роста безработицы и спада производства.
Фискальная политика может бытьнацелена на стабилизацию, экономический рост, ограничение деловой активности, уменьшение госрасходов, увеличение налогов с ориентацией на уменьшение дефицита бюджета или его положительное сальдо.
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.
Фискальная политика – это политика регулирования правительством, прежде всего, совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.
Недостатки (проблемы) фискальной политики:
Эффект вытеснения = рост расходов бюджета + сокращение налогов èрост совокупного дохода èувеличение спроса на деньги è повышение ставки процента èудорожание кредита èснижение величины частных инвестиций.
Наличие внутреннего лага - решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти.
Дефицит бюджета.
72. Денежно-кредитная политика: содержание, цели, инструменты, проблемы.
Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий ЦБ в области денежного обращения и кредита с цельюобеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.
Особенность денежно-кредитных методов состоит в том, что с их помощью государство стремится воздействовать преимущественно на совокупное предложение. Наиболее активным элементом в этой политике является влияние через кредит на мотивы, связанные с инвестированием.
Субъектыденежно-кредитного механизма – ЦБ и коммерческие банки.
В рамках денежно-кредитной политики реализуются 2 основные функции:
обеспечение национальной экономики полноценной валютной системой. Эта система – важнейший элемент инфраструктуры рынка.
воздействие на кредитную деятельность коммерческих банков в интересах эффективной макроэкономической политики.
Инструменты денежно-кредитной политики подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые: меры по ограничению динамики кредитов – административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке.
Косвенные: 1)учетная политика (процентная ставка); 2)операции на открытом рынке (купля-продажа коммерческих и гос. ценных бумаг, РЕПО); 3) изменение норм обязательного резервирования и регламентация экономических нормативов для банков.
Прочие инструменты: контроль над рынком капиталов, допуск к рынкам (новых банков, в т.ч. иностранных), валютные интервенции, таргетирование, нормы инвестирования в гос. ценные бумаги.
При несвоевременном использовании методов денежно-кредитной политики в экономике могут возникать следующие негативные явления (проблемы): денежный голод, долларизация экономики, инфляция, валютная спекуляция, бегство капитала, финансовые пирамиды, неплатежи, бартерные сделки.
Специфика экономики накладывает значительные ограничения на применение ряда инструментов денежно-кредитной политики. Каждый инструмент имеет свою сферу применения и по существу не может быть заменен другими инструментами.