Влияние государственных расходов на выпуск продукции

Изменение ВНП под воздействием гос. расходов происходит в большей степени, чем первоначальная цена расходов (мультипликационный эффект).

Мультипликатор гос. расходов = 1/1-с. Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению c.

Мультипликатор в результате гос. вмешательства уменьшается. Рост объема государственных за­купок увеличивает равновесный уровень выпуска продукции. Происходящий при этом прирост выпу­ска продукции будет равен значению G, умножен­ному на величину мультипликатора (дельта GNP=MP*дельта G , отсюда, дельта GNP= дельта G/1-с)

Подобный ме­ханизм влияния государственных закупок на выпуск продукции предполагает, что во время спада госу­дарственные закупки могут быть использованы для того, чтобы увеличить выпуск продукции. И наобо­рот, в период бума правительство может снизить уровень своих расходов, сократив тем самым объем совокупного спроса и выпуска продукции.

Влияние увеличения государ­ственных расходов на объем выпуска продукции.

Поскольку уровень по­требления связан с размером располагаемого дохо­да, то рост социальных выплат будет увеличивать совокупный спрос, а значит, и выпуск продукции. Механизм воздействия налогов на объем выпуска продукции и уровень доходов предполагает, что из­менение размеров налогов, так же как и государ­ственных закупок, может быть использовано для то­го, чтобы поддерживать выпуск продукции как можно ближе к его потенциальному уровню. Во время экономического спада чистые налоги могут быть уменьшены, чтобы увеличить тем самым вы­пуск продукции. В то же время в период бума, ког­да следует несколько сократить совокупный спрос, чистые налоги могут быть увеличены.

Мультипликатор сбалансированного бюджета устанавливает, что прирост правитель­ственных расходов, сопровождаемый равным по величине приростом налогов, имеет своим результатом увеличение выпуска продукции. Причина того, почему объем выпуска продукции увеличивается (вместо того, чтобы остаться неиз­менным), состоит в том, что прирост государствен­ных расходов приводит к незамедлительному увели­чению совокупного спроса на всю величину этого прироста, в то время как прирост налогов, сокращает уровень потребительского спроса на го­раздо меньшую величину.

71. Налогово-бюджетная политика: содержание, цели, инструменты, проблемы.

Бюджетно-налоговая политика – меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния госбюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесие платежного баланса и экономического роста в условиях производства неинфляционного ВВП.

Основные видыБ-н.п.:

Стимулирующая Б-н.п. (фискальная экспансия) – в краткосрочный период ее цель – преодолеть циклический спад экономики. Она предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинацию этих мер. В более долгосрочной перспективе снижение налогов может привести к увеличению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Сопровождается ограничительной кредитно-денежной политикой ЦБ и оптимизацией структуры госрасходов.

Сдерживающая Б-н.п. (фискальная рестрикция). Ее цель – ограничение циклического подъема экономики. Она предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или сочетание этих мер. В краткосрочной перспективе позволяет снизить инфляцию спроса за счет роста безработицы и спада производства.

Фискальная политика может бытьнацелена на стабилизацию, экономический рост, ограничение деловой активности, уменьшение госрасходов, увеличение налогов с ориентацией на уменьшение дефицита бюджета или его положительное сальдо.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

Фискальная политика – это политика регулирования правительством, прежде всего, совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

Недостатки (проблемы) фискальной политики:

Эффект вытеснения = рост расходов бюджета + сокращение налогов èрост совокупного дохода èувеличение спроса на деньги è повышение ставки процента èудорожание кредита èснижение величины частных инвестиций.

Наличие внутреннего лага - решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти.

Дефицит бюджета.

72. Денежно-кредитная политика: содержание, цели, инструменты, проблемы.

Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий ЦБ в области денежного обращения и кредита с цельюобеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.

Особенность денежно-кредитных методов состоит в том, что с их помощью государство стремится воздействовать преимущественно на совокупное предложение. Наиболее активным элементом в этой политике является влияние через кредит на мотивы, связанные с инвестированием.

Субъектыденежно-кредитного механизма – ЦБ и коммерческие банки.

В рамках денежно-кредитной политики реализуются 2 основные функции:

обеспечение национальной экономики полноценной валютной системой. Эта система – важнейший элемент инфраструктуры рынка.

воздействие на кредитную деятельность коммерческих банков в интересах эффективной макроэкономической политики.

Инструменты денежно-кредитной политики подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые: меры по ограничению динамики кредитов – административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке.

Косвенные: 1)учетная политика (процентная ставка); 2)операции на открытом рынке (купля-продажа коммерческих и гос. ценных бумаг, РЕПО); 3) изменение норм обязательного резервирования и регламентация экономических нормативов для банков.

Прочие инструменты: контроль над рынком капиталов, допуск к рынкам (новых банков, в т.ч. иностранных), валютные интервенции, таргетирование, нормы инвестирования в гос. ценные бумаги.

При несвоевременном использовании методов денежно-кредитной политики в экономике могут возникать следующие негативные явления (проблемы): денежный голод, долларизация экономики, инфляция, валютная спекуляция, бегство капитала, финансовые пирамиды, неплатежи, бартерные сделки.

Специфика экономики накладывает значительные ограничения на применение ряда инструментов денежно-кредитной политики. Каждый инструмент имеет свою сферу применения и по существу не может быть заменен другими инструментами.


Наши рекомендации