Регулирование социально - экономических проблем»

Вопросы для обсуждения:

1) Укажите факторы, влияющие на величину стоимости (цены) рабочей силы.

2) Является ли заработная плата рыночной ценой товара - труда?

3) В чем заключается сущность понятия - доходы населения?

4) Какие существуют источники доходов?

5) Чем различаются между собой номинальная и реальная заработная плата?

6) Каковы основные принципы распределения доходов населения?

7) Какие причины вызывают неравенство доходов населения?

8) Что такое индексация доходов и какова ее социальная роль?

9) Социальная защита, средства и механизмы.

Тесты:

1) Заработная плата – это:

а) доход от «предельного продукта капитала»;

б) доход, который рабочий получает за количество и качество труда;

в) доход от «предельного продукта труда»;

г) плата за труд

2) Доходы, которые получают граждане в виде процентов по вкладам:

а) нетрудовыми;

б) трудовыми;

в) законными;

г) незаконными

3) Какие цели может преследовать политика доходов в странах с рыночной экономикой:

а) пополнение доходов госбюджета

б) противодействие инфляции

в) повышение конкурентоспособности отечественных товаров

г) смягчение неравенства доходов

Тема доклада: «Социальная политика государства»

Рекомендуемая литература:

1. Слагода В.Г. Экономика: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2011 (Глава 2.8).

2. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник для учащихся СПО Гриф МО РФ Академия (Academia) 2012.

3. Щеглов А.Ф. Обществознание . Экономика / Схемы. Комментарии. Тесты. – М.: Материк – Альфа, 2006. (Схема 12, 14).

3. Для доклада: Гукасьян Г.М. Экономическая теория. Ключевые вопросы – изд., доп. и перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.

- Симкина Л.Г. Экономическая теория. / 2-е изд. - СПб: Питер, 2007 (Глава 26).

- Петросян Д. С.Институт социальной справедливости в экономических отношениях и этический подход в экономической политике России// Вестник РАЕН (2010, №2)

C. 44-51

Семинар 21

по теме: «Мировое хозяйство. Международное разделение труда.

Мировой рынок товаров, услуг и валют»

Вопросы для обсуждения:

1) Когда появился мировой рынок и мировая система хозяйства?

2) Что такое мировое хозяйство? Его структура

3) Что представляет собой интернационализация производства?

4) В чем заключаются выгоды международной специализации?

5) Определите особенности внешней торговли и ее отличия от внутренней торговли. Назовите формы международной торговли.

6) Какие виды валютного курса вы знаете? Какие факторы определяют номинальный и реальный обменные курсы?

7) Почему во время инфляции в стране многие люди тратят свои сбережения на покупку иностранной валюты?

8) Какие валюты являются конвертируемыми?

9) Раскройте содержание и значение политики протекционизма.

Тесты:

1) Экономической основой мировой торговли являются:

а) различия в уровне экономического развития стран

б) международное разделение труда

в) различия в природно – климатических условиях

г) международное разделение труда и различия в природно – климатических условиях

Валютный курс зависит от:

а) покупательной способности национальной валюты

б) уровня инфляции в стране

в) изменения ставок ссудного процента

г) всех перечисленных факторов

2) Валюта – это:

а) денежная единица, используемая для измерения величины стоимости товара

б) денежная единица страны

в) денежные знаки иностранных государств

г) международная денежная расчетная единица и платежное средство

Практическое задание:

Допустим, курс доллара к немецкой марке составляет 1: 3, следовательно, один и тот же товар в США стоит, например, 400 долл., а в Германии 12 000 марок. Какой экспортер получит дополнительный доход (США или Германия), если курс доллара искусственно понизится до 1 : 2? Определите величину дополнительного дохода.

Темы докладов: «История «торговых войн»»; «Международные экономические организации».

Рекомендуемая литература:

1. 2. Слагода В.Г. Экономика: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ – ИНФРА – М, 2011 (Раздел 3, глава 3.9, 3.10.)

3. Соколова С.В. Основы экономики: рабочая тетрадь. Учебное пособие для учащихся учреждений начального профессионального образования. Гриф МО РФ Академия (Academia) 2011..

4. Щеглов А.Ф. Обществознание. Экономика / Схемы. Комментарии. Тесты. – М.: Материк –Альфа, 2006 (схема15)

5. Для доклада: Гукасьян Г.М. Экономическая теория. Ключевые вопросы – изд., доп. и перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.

Симкина Л.Г. Экономическая теория. / 2-е изд. - СПб: Питер, 2007 (Глава 25)

Семинар 22

по теме: «Основы бизнеса»

Вопросы для обсуждения:

1. Определите, что такое предпринимательство?

2. Какие его виды вы знаете?

3. Что такое бизнес?

4. Какие функции выполняют предприниматели?

5. Какие качества людей мешают им быть удачливыми предпринимателями?

6. Кто и как управляет деятельностью фирмы? Кто такой менеджер?

7. В чем состоит назначение бизнес – плана?

8. Укажите принципы коммерческого расчета? Обоснуйте их необходимость.

9. Раскройте особенности разных вариантов организации бизнеса, дайте их оценку.

Тесты:

10. Укажите в предлагаемом списке то, что относится к бизнесу, а не принадлежит владельцу капитала и его семье:

а) содержание кассового аппарата

б) счет за обучение в школе, подлежащий оплате

в) сверлильный станок

г) куры в вольере (площадке, огороженной сеткой)

д) грузовик грузоподъемностью 3 тонны

е) сырье (цемент, известь и др.)

11. Предприниматель – это:

а) менеджер

б) тот, кто дает деньги на организацию бизнеса

в) собственник фирмы

г) всегда новатор

12. Накопленный капитал – это:

а) сбережение денег

б) увеличение количества средств производства на предприятии

в) превращение прибыли в дополнительный капитал

г) увеличение размеров активов предприятия (наличных денег, запасов сырья, машин и оборудования и т.п.)

Задача:

Основной капитал фирмы составляет 80 тыс. иен, время его воспроизводства 10 лет. Оборотный капитал равен 20 тыс. иен, в год он оборачивается 5 раз.

Определите: сколько капитала обернулось за год?

Тема доклада: «Лидеры современного Российского бизнеса»

Рекомендуемая литература:

1. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник для учащихся СПО Гриф МО РФ Академия (Academia) 2012

3. Симкина Л.Г. Экономическая теория./ 2-е изд.- СПб: Питер, 2007 (Глава 1).

4. Щеглов А.Ф. Обществознание. Экономика / Схемы. Комментарии. Тесты. – М.: Материк-Альфа, 2006 (Схема 5).

5. Сборник бизнес-планов: С рекомендациями и комментариями: учебно-методическое пособие/ Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова / 6-е изд. – М.: КНОРУС, 2006.

6. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство: Учебник / 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007.

7. Для доклада: Литвак Б.Г. Бизнес-лидеры: Технология успеха. - М.: Дело, 2005;

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РУБЕЖНЫХ АТТЕСТАЦИЙ

Тесты:

Верны ли следующие утверждения (да, нет):

1) анализ относится к формам умозаключения

2) экономическая наука отличается от естественных наук невозможностью постановки контролируемого эксперимента?

3) Какая из экономических школ впервыесделала предметомсвоего анализа процесс производства, а не сферу обращения:

а) меркантилизм

б) физиократы

в) классическая политическая экономия

г) маржинализм*

4) Какое направление возникло в экономической теории ХХ в.:

а) марксизм

б) монетаризм*

в) меркантилизм

г) физиократия

5) Верны ли следующие утверждения (да, нет):

а) проблема редкости ресурсов разрешима на пути ограничения потребностей

б) ограниченное благо обязательно является редким

в) график производственных возможностей показывает максимальное количество благ, которое можно произвести в данной экономической системе с данными ресурсами

г) продукты питания не являются ресурсами

6) Товарным хозяйством называют:

а) хозяйство, в котором применяются совершенные машины и оборудование

б) хозяйство с большим объемом производства

в) организация производства товаров для продажи

г) организация производства товаров для собственного потребления

7) Может ли считаться добыча полезных ископаемых процессом производства? (да, нет).

8) Что является постоянным дефицитом в рыночной экономике :

а) социальные гарантии

б) деньги

в) услуги специалистов мирового уровня

г) интеллектуальные товары

9) Что является наиболее дефицитным в натуральном хозяйстве:

а) товары и услуги

б) деньги

в) время

г) природные ресурсы

10) Механизм распределения в рыночной экономике основывается прежде всего:

а) надействии налоговой системы

б) действии закона предложения

в) конкуренции

г) действии закона предельной полезности

*

маржинализм – проблема эффективности: получение максимального результата (предел) при минимальных затратах (предел).

монетаризм – теория, согласно которой первопричиной колебаний в экономике являются изменения предложения денег, и поэтому стабилизация денежного обращения обеспечивает общеэкономическую стабильность

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Экономический образ мышления

2. «Производство» и «экономика».

3. «Абсолютная» и «относительная» ограниченность ресурсов.

4. Исторический процесс развития товарного производства и обмена.

5. Учение К. Маркса об общественно-экономических формациях и современный взгляд на проблему.

6. Отличительной чертой предпринимательства является риск.

7. Первоначальное накопление капитала и его особенности в России

8. Роль научно – технического прогресса в повышении эффективности накопления.

9. Роль форм заработной платы в стимулировании труда.

10. Современные денежные средства.

11. Исторические формы денег.

12. Выгодность торгового бизнеса.

13. Спекуляция в рыночном хозяйстве.

14. Инфляция в отечественной экономике.

15. Декларация о доходах.

16. Цикличность развития – экономическая закономерность.

17. «Особенности инфляции в России»

18. «Методы борьбы с инфляцией: западный опыт».

19. Социальная политика государства

20. Теневое предпринимательство в переходной российской экономике.

21. Проблема конвертируемости национальных валют.

22. Миграция: «За» и «против».

23. Особенности российской безработицы.

24. Последствия инфляции в России.

25. Помогут ли налоги равномерному распределению богатства в России.

26. Транснациональные монополии и их место в мировых хозяйственных связях.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы.

Самостоятельная работа учащихся предполагает самосовершенствование (самопознание, самоконтроль, самооценку, саморегуляцию и саморазвитие), инициирует стремление к творческой самореализации.

Самостоятельная работа также имеет цель закрепления и углубления полученныхзнаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих курсов (систем), программного обеспечения (деловых игр), ресурсов ИНТЕРНЕТ, дополнительной литературы, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, рубежным аттестациям, зачетам и экзаменам.

Содержание материалов для самостоятельной работы должно соответствовать учебной программе изучаемой дисциплины.

Задачи проведения самостоятельной работы:

- быть способным к активным действиям в профессиональной ситуации; к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности

- выработать у учащихся умение применять принципы экономического мышления при принятии решения на практике, в повседневной жизни.

Этапы проведения самостоятельной работы. Учащийся должен:

- самостоятельно подбирать, систематизировать и анализировать конкретный материал по выбранной теме;

- изучить литературу, справочные и научные источники, включая зарубежные, по теме исследования;

- уточнить основные понятия по изучаемой теме;

- делать на основе анализа соответствующие выводы и предложения по рассматриваемому материалу;

- развивать умение четко и ясно излагать свои мысли письменно (реферат) или устно (доклад٭)

- обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей.

Самостоятельная работа способствует формированию у учащихся основ экономического мышления, что позволит иметь целостное представление о современной экономике; понимать сущность и значимость своей будущей профессии, осознавать себя и свое место в современном обществе

Доклад (устное выступление) – рассчитано на 5 -7 мин. Задачи, которые ставятся перед студентом при подготовке включают:

- определение объекта и предмета исследования;

- изучение литературы, справочных и научных источников, включая зарубежные, по теме исследования;

- самостоятельный анализ основных концепций по изучаемой проблеме;

- уточнение основных понятий по изучаемому вопросу;

- формулирование полученных выводов

Вопросы для подготовки к экзамену:

1. Экономика как наука и сфера деятельности человека

  1. Основные этапы развития экономической теории.
  2. Методы экономической теории
  3. Основные функции и значение экономической теории
  1. Основная проблема экономической теории и практики – противоречие между потребностями и ресурсами общества.
  1. Понятие общественного производства. Материальное и нематериальное производство.
  2. Производство как процесс потребления ресурсов. Факторы производства
  3. Основные формы производства, их классификация (натуральная и товарная формы производства)
  4. Стадии общественного производства.
  1. Понятие экономической системы, ее классификация.
  2. Традиционная система, ее сущность и характерные черты
  3. Командно-административная система и ее характерные черты
  4. Системы «рыночной экономики»
  5. Системы смешанной экономики и их особенности
  1. Сущность понятия собственности
  2. Отношения присвоения
  3. Формы собственности в условиях современной рыночной экономики
  1. Понятие и структура рынка. Виды рынков
  2. Функции рынка
  3. Преимущества и недостатки рыночной системы
  1. Рыночный механизм: сущность и структурные элементы
  2. Рыночная цена товара, его стоимость. Основные функции цены
  3. Спрос. Закон спроса, графическое отображение
  4. Предложение. Закон предложения, графическое отображение
  5. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции.
  6. Явление эластичности.
  7. Эластичность спроса
  8. Эластичность предложения .
  1. Теория поведения потребителя.
  2. Закон убывающей предельной полезности.
  1. Понятие предприятия (фирмы). Классификация по правовому статусу (организационно-правовым нормам)

32. Издержки производства. Их виды (постоянные и переменные, альтернативные)

  1. Понятие себестоимости. Прибыль и доход предприятия (фирмы).
  2. Рентабельность, эффективность производства.
  1. Рынок труда и заработная плата
  2. Виды безработицы и особенности ее проявления.
  1. Рынок капитала и процент.
  2. Специфика рынка земли. Рента и арендная плата
  3. Доходы населения.
  4. Регулирование социально- экономических проблем.
  1. Кругооборот продуктов, доходов и расходов. Запасы и потоки в макроэкономике
  2. Валовый национальный продукт (ВНП)
  3. Валовый внутренний продукт (ВВП). Исчисление ВВП.
  4. Система национальных счетов (СНС). Чистый внутренний продукт (ЧВП), национальный доход (НД), личный доход, располагаемый доход.
  1. Условия общего равновесия в экономике
  2. Совокупный спрос и совокупное предложение
  1. Факторы и темпы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный типы роста производства
  2. Цикличность экономического развития. Фазы экономического цикла.
  3. Государственное регулирование экономики.
  1. Природа и функции денег
  2. Виды денег (наличные и безналичные)
  3. Денежное обращение
  4. Сущность и причины инфляции
  1. Кредитно – денежная система
  1. Финансовая система страны.
  1. Государственный бюджет. Структура госбюджета России.
  1. Государственный долг: причины, виды, и меры по его сокращению.
  1. Сущность и назначение налогов
  2. Виды налогов, взимаемых на территории РФ

Наши рекомендации