Лизинг – это безденежная форма кредита, форма долгосрочной аренды с передачей в пользование машин, оборудования и других материальных средств с последующей постепенной выплатой их стоимости.
Его применение основано на разделении функций собственности и пользования, когда право собственности на имущество остается за арендодателем, а арендатор пользуется им определенное время до полной оплаты стоимости этого имущества. Лизинговые сделки заключаются на срок от 1 года до 10 лет.
Факторинг – это перекупка или перепродажа чужой задолженности или коммерческие операции по доверенности.
Банк покупает «дебиторские счета» предприятия за наличные, а затем взыскивает долг с фактического покупателя, которому ассоциация продала товар или оказала услугу.
Вопросы для обсуждения
1. Что такое денежная система?
2. Сравните отдельные виды денег при выполнении ими различных функции. Все ли виды денег в равной степени выполняют эти функции.
3. Что понимается под наличными и безналичными деньгами?
4. Из каких агрегатов состоит денежная масса?
5. Какой денежный агрегат наилучшим образом отражает функцию денег как средства обращения?
6. Назовите основные задачи Центрального банка России в условиях трансформации ее экономики.
7. Чем занимаются коммерческие банки? Каковы их взаимоотношения с Центральным банком?
8. В чем Вы видите особенности кредитной системы России?
9. Что такое кредит? Охарактеризуйте его основные формы.
10. Назовите основные принципы кредитования.
11. Какую из функций кредита вы бы назвали основной?
12. Назовите направления деятельности, которые приобретает ипотечный кредит в связи с появлением ипотечных банков в России.
Литература
1. Бабич A.M., Павлова Л.Н. Финансы. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.
2. Банковское дело / под ред. О.И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 1998.
3. Берников А.В. К вопросу о банковской системе в России // Деньги и кредит. 2003. № 10.
4. Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Финансы: учебник. М.: Изд-во «Эксмо», 2005.
5. Макаревич Л.М. В мире денег. М.: ООО «Вершина», 2003.
6. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. М.: КНОРУС. 2004.
7. Микроэкономика. Теория и российская практика: учеб. пособие / под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. М.: КНОРУС, 2004.
8. Ческидов Б.М. Рынок ценных бумаг. М.: Экзамен, 2001.
9. Экономическая теория / под ред. А.Г. Грязновой. М.: Изд-во «Экзамен», 2003.
10. Экономическая теория: учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой [и др.]. М.: ИНФРА-М, 2007.
11. Экономическая теория: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. М.: Изд-во «Экзамен», 2003.
12. Экономическая теория: учебник для студентов вузов / под ред. В.Д. Камаева. М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2006.
ТЕМА 16. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
ЭКОНОМИКИ.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
ГОСУДАРСТВА
Сущность и механизм реализации социальной политики.
2. Социальные модели и показатели.
Экономическое благосостояние населения.
Распределение доходов и неравенство.
Государственное регулирование распределения доходов.
Эффективность и справедливость перераспределения доходов.
Сущность и механизм реализации
Социальной политики
Общество – целостная, исторически устойчивая система совместной жизнедеятельности людей. Общество состоит из отдельных групп, каждая из которых имеет свою систему ценностей, свои интересы. Интересы различных социальных групп могут быть разными, схожими, иногда несовместимыми.
Социальная политика – система взаимоотношений основных элементов социальной структуры общества по поводу сохранения и изменения социального поведения населения в целом и составляющих его классов, слоев, общностей.
Субъектами социальной политики являются граждане и социальные группы, а также представляющие их институты. Главный субъект социальной политики – государство, осуществляющее социальную политику.
Государственная социальная политика – деятельность государства, ставящая своей целью снижение степени дифференциации доходов, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.
Социальная политика – одно из главных направлений внутренней политики государства, призванное обеспечить стабильность общественной системы. Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения. С точки зрения функционирования экономики, социальная политика играет двойную роль. Во-первых, по мере развития общества и накопления национального богатства создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности. В этой связи социальная политика концентрирует цели экономического роста. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста, поскольку экономический рост, не сопровождающийся ростом благосостояния населения, ведет к утрате стимулов к эффективной экономической деятельности.
Общество должно гарантировать своим гражданам возможность получения жизненно важных социальных благ. Потребительское поведение людей ориентировано на получение «стандартного пакета» товаров и услуг, который представляет собой набор товаров и услуг, доступный среднему члену общества на данном этапе развития страны. В XX в. в промышленно развитых странах Запада распространилась концепция, возлагающая на государство задачу обеспечения таких прав человека, как право на определенный стандарт благосостояния. «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. провозгласила право каждого человека на «такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам»[16].
Сегодня социальная защита населения является необходимым элементом функционирования любого развитого государства. Социальная защита– деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики.
Социальная защита – это система законодательных, экономических, социальных и психологических гарантий, предоставляемых гражданам для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, а нетрудоспособным и социально уязвимым слоям населения – за счет преимущества в пользовании общественными фондами потребления, а также в прямой материальной поддержке.
Социальная защищенность представляет собой ценностную характеристику положения человека или социальной группы в обществе, отражающую тип или степень их опоры на общественный строй. Эффективная социальная защищенностьподразумевает систему экономических отношений, гарантирующих каждому члену общества определенный жизненный уровень, который является минимально необходимым для развития и использования его способностей и обеспечивающая данный уровень при утрате тех или иных способностей. Эффективная социальная защищенность складывается из системы мер социальной защиты; деятельности органов государственного управления по реализации социальной политики; действенности и реальной осуществимости законодательно закрепленных социальных гарантий. Финансовой базой системы социальной защиты служат средства налогоплательщиков (государственный бюджет); страховые средства работодателей и работников; общественная и частная благотворительность.
Социальная политика государства направлена на создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Система социальной защиты строится на определенных социальных обязательствах государства.
Социальные обязательства государства – законодательно закрепленная совокупность социальных благ, которые государство обязуется сделать доступными для своих граждан, гарантируя для определенной их части и по определенному кругу бесплатность предоставления.
Конституции многих государств содержат обширные перечни социальных обязательств. Например, в Конституции Италии записано, что «республика охраняет труд во всех его формах и применениях», дополнительные социальные обязательства приняты в отношении работающих женщин. Конституция страны определяет также, что «каждый гражданин, неспособный к труду и лишенный необходимых средств к существованию, имеет право на поддержку общества». В Конституции Франции закрепляется обязанность трудиться: «Каждый обязан работать, и имеет право на получение должности»[17]. В основной закон этой страны записаны права на равный доступ к образованию, охрану здоровья, отдых и досуг. В Конституции Японии отмечается, что все имеют право на «поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни», «образование в соответствии со своими способностями»[18]. Конституции ряда государств, например США, не содержат перечня социальных обязательств. Однако социальные обязательства американского государства обширны и законодательно закреплены. Широкий перечень государственных социальных обязательств содержит Конституция РФ. В соответствии с основным законом страны «охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты»[19].
При организации социальной защиты населения широкое распространение получили государственные минимальные социальные стандарты.
Государственные минимальные социальные стандарты – минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека.
Они выражаются в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и общедоступных социальных услуг, социальных пособий и выплат. К государственным минимальным социальным стандартам относятся: минимальная заработная плата, минимальные размеры пенсий, нормативы бюджетного финансирования расходов на здравоохранение на одного жителя, нормы питания, нормы и нормативы льготного обеспечения лекарственными препаратами, нормы общей площади жилого помещения и пр.
Механизм социальной политики реализуется через систему социального обеспечения и социальных услуг.
Социальное обеспечение – программы, связанные с выплатой денежных средств неработающим гражданам (по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и пр.).
Социальное обеспечение представляет собой государственную программу полного или частичного содержания нетрудоспособных. В свою очередь, система социального обеспечения складывается из социального страхования и общественного вспомоществования.
Социальное страхование – система отношений по распределению и перераспределению национального дохода, заключающихся в формировании специальных страховых фондов для содержания лиц, не участвующих в общественном труде.
Система социального страхования – программы, включающие в себя безвозмездные платежи всем членам общества независимо от их доходов по наступлении определенного события в их жизни (выход на пенсию, инвалидность, потеря работы, беременность и роды, потеря кормильца и пр.). Фонды социального страхования формируются из государственных дотаций и страховых взносов, уплачиваемых работодателями и работающими гражданами. В систему социального страхования входит пенсионное, медицинское страхование от безработицы и от несчастных случаев на производстве. Другая часть государственной программы социального обеспечения составляет общественное вспомоществование.
Общественное вспомоществование – программы оказания помощи лицам, официально признанным людьми, не имеющими средств к существованию, т.е. находящимися за чертой бедности.
Общественное вспомоществование направлено на поддержание дохода беднейших слоев населения независимо от их участия в трудовой деятельности и выплаты страховых взносов и финансируется из налоговых поступлений государства. Общественное вспомоществование может быть в виде денежных выплат и в натуральной форме (бесплатные обеды, продовольственные талоны, продажа товаров по сниженным ценам).
Система социальных услугвключает здравоохранение, образование, профессиональную подготовку, службу занятости и некоторые другие сферы. Социальные услуги могут финансироваться как из государственного бюджета, так и из внебюджетных фондов, созданных за счет налоговых поступлений или взносов фирм и граждан. Наряду с государственными учреждениями, социальные услуги предоставляются и частными предприятиями, как на платной основе, так и за счет финансирования части расходов государством.
Существуют различные классификации моделей социальной политики. Однако в большинстве из них определяющим критерием является роль и степень участия в реализации социальной политики государства, институтов гражданского общества и отдельных граждан. Основываясь на геополитическом аспекте, выделяют американо-британскую, скандинавскую, континентальную и южноевропейскую модели социальной политики.
Американо-британская модельхарактеризуется минимальным участием государства в социальной сфере. Государство берет на себя ответственность лишь за сохранение минимальных доходов всех граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. В основе этой модели лежит тезис о том, что любой человек имеет право на минимальную социальную защиту, а зависимость социальных выплат от предыдущих отчислений противоречит идее равенства людей. Социальные программы опираются на частные сбережения и частное страхование. Эта модель включает социальное страхование с достаточно низкими выплатами и социальную помощь, которая играет доминирующую роль. Подобная модель социального государства характерна для США, Англии и Ирландии.
В скандинавской моделизначительную часть расходов на социальные нужды берет на себя государство, которое несет основную ответственность за социальное благополучие своих граждан и является основным производителем социальных услуг. Социальная защита понимается здесь как законное право гражданина, и все граждане имеют право на равное, финансируемое за счет налогов социальное обеспечение. Эта модель в той или иной мере воплощается в политике таких стран, как Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия.
В рамках континентальной моделиустанавливается жесткая связь между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности. В ее основе лежит социальное страхование, услуги которого финансируются в основном за счет взносов застрахованных. В этой модели государство, как правило, несет ответственность только за выдачу социальных пособий получателям, т.е. за социальное обеспечение, но не организует социальные услуги. Этой модели следуют Германия, Франция, Австрия, Бельгия.
Уровень социального обеспечения в южноевропейской моделиотносительно низок. В этой связи семья и другие институты гражданского общества играют значительную роль в системе социальной защиты. Эту модель социальной политики можно характеризовать как переходную, поскольку в последние десятилетия под влиянием социально-экономических изменений механизм социальной защиты начал совершенствоваться. Существенным стимулом для этих изменений послужили возрастающие процессы европейской интеграции, направленные на сближение социально-экономических параметров стран-членов Европейского союза. Эта модель воплощается в политике таких стран, как Италия, Испания, Греция и Португалия. В таблице 4 приведены социальные индикаторы, описывающие результаты мероприятий социальной политики в странах, придерживающихся той или иной ее модели.
Таблица 4
Социальные индикаторы
Страна | Доход на душу населения (долл.) | Здоровая средняя продолжительность жизни | Грамотность (взрослые) | Распределение доходов (индекс Джини) | Уровень относительной бедности |
Дания | 29 900 | 70,1 | 68,0 | 23,6 | 14,7 |
Финляндия | 27 500 | 70,1 | 63,2 | 24,7 | 12,4 |
Швеция | 28 200 | 71,8 | 74,9 | 25,2 | 12,3 |
Бельгия | 28 500 | 69,7 | 60,4 | 25,0 | 14,4 |
Германия | 26 400 | 70,2 | 58,3 | 26,4 | 13,2 |
Нидерланды | 29 300 | 69,9 | 64,1 | 24,8 | 12,7 |
Португалия | 18 300 | 66,8 | 19,9 | 37,0 | 20,0 |
Польша | 11 500 | 64,3 | 23,9 | 29,3 | 15,2 |
Чехия | 66,6 | 57,7 | 25,9 | 10,5 | |
Венгрия | 14 600 | 61,8 | 32,9 | 29,5 | 13,4 |
Австралия | 29 300 | 71,6 | 55,2 | 31,1 | 22,2 |
Великобритания | 69,6 | 49,6 | 34,5 | 21,3 | |
США | 37 600 | 67,6 | 50,4 | 36,8 | 23,8 |
Несомненно, государство играет ведущую роль в процессах перераспределения и особенно в предоставлении и осуществлении социальных гарантий. Однако государство не является единственным субъектом социальных гарантий. Существенное место в процессе их предоставления занимает социальная активность бизнеса. Деятельность бизнеса прямо сказывается на состоянии социальных проблем, так как прибыль предприятий является источником прямых налогов и социальных взносов. Кроме того, политика предприятий оказывает непосредственное влияние на занятость, заработную плату и уровень социального обеспечения своих работников.
Сегодня в мире все большее распространение получает концепция социальной ответственности бизнеса. Эта концепция прочно вошла в корпоративное управление в США и Канаде еще в 50-60-х гг. прошлого века. В Европе официально оформилась на Лиссабонском европейском саммите в марте 2000 г., а также когда Европейская комиссия опубликовала так называемую Зеленую книгу о Корпоративной социальной ответственности (КСО)– концепции интеграции заботы о социальном и экологическом развитии в бизнес-операциях компаний во взаимодействии со своими акционерами и внешней средой. Сущность концепции социальной ответственности бизнеса в том, что бизнес, основной целью которого является получение прибыли, должен стремиться к достижению стабильности в обществе и социальной защищенности его членов. Польза от социально ответственного бизнеса для общества очевидна. Основная проблема заключается в том, насколько выгодна самому бизнесу деятельность подобного рода. Деятельность компаний по КСО носит сугубо добровольный характер. Однако в мир бизнеса пришло понимание того, что быть социально ответственными в современном мире необходимо, а главное, выгодно. Грамотно вложенные в социальные программы средства являются реальной помощью обществу и приносят пользу бизнесу в виде укрепления репутации и имиджа компании, роста инвестиционной привлекательности, повышения качества управления бизнесом.
2. Социальные модели и показатели
Социальная политика государства призвана обеспечить благоприятные условия для жизни членов общества, поэтому она реализует конечную цель экономического роста – обеспечение условий повышения благосостояния населения. Конкретная реализация социальной политики осуществляется в рамках определенных социальных моделей.
Сложившиеся в разных экономических системах социальные модели характеризуются определенными чертами. Так, социальная модель в централизованных системах обладает следующими основными чертами:
идеей патернализма как всесторонней ответственности государства за социально-экономическое положение членов общества. Данная идея трансформировалась в социальную модель как право центра использовать любые административные меры, представляющиеся ему целесообразными, для решения социально-экономических задач общества;
всесторонней ответственностью центра за процесс производства, что ведет к зависимости индивида от государства в распределении материальных благ;
этатизмом, т.е. огосударствлением социальной сферы в обществе, что приводит к устранению населения от решения социальных вопросов и в значительной степени подчиняет решение многих проблем интересам правящей верхушки;
эгалитаризмом – тезисом социального равенства, которое выступает как возможность получения благ по степени личного участия индивида в общественно полезном труде; как равенство членов общества в ряде важнейших сфер жизнедеятельности: в образовании, здравоохранении, равенстве перед законом и пр. В то же время социально справедливым является предоставление экономической свободы членам общества для реализации способностей и обеспечения личного благосостояния. Данный тезис реализовывается в виде уравнительного распределения доходов.
В рыночной экономике социальные модели прошли определенные этапы трансформации с развитием самой экономической системы. В середине XX в. сложилась социальная модель, получившая название государства благосостояния. В основе этой модели лежала идея, согласно которой государство, не имея собственных интересов, может выступать посредником между различными социальными группами, быть защитником общественных интересов. Эта идея обусловила основные черты модели: государство не вмешивалось в непосредственный процесс производства, а оказывало влияние на бизнес косвенно, через налоги. Кроме того, в стране создавались широкие социальные программы поддержки населения, программы переподготовки для безработных и пр. Однако данная социальная модель имела внутренние противоречия, проявлявшиеся в том, что рыночные отношения в производстве вступали в противоречие с нерыночными отношениями в социальной сфере. Это привело к отказу от данной модели. Первой страной, реализовавшей модель государственного благосостояния в 1945 г., была Великобритания. Она же первой встала на путь трансформации этой модели, начав переход от государственного жилья к частному жилью, от госмедобслуживания – к частному медицинскому обслуживанию, от гособеспечения – к проведению политики занятости, от госкомпаний – через приватизацию к частным компаниям и т.д.
В 1940-1950-х гг. в Европе была разработана концепция социального рыночного хозяйства, которая рассматривалась как альтернативный вариант, своеобразный третий путь развития государства между диким рынком и тотализатором. Социальное рыночное хозяйство определяется как синтез экономической свободы и справедливости, а также социальной защищенности, которые обеспечивает своим гражданам государство. Теоретики данной концепции считали, что именно рыночное хозяйство в силу своей эффективности принимает социальный характер и может создать благосостояние и дать экономическую свободу для всех. Социальная справедливость обеспечивается конкуренцией, которая позволяет достигать наилучших экономических результатов, выступает инструментом отбора наилучших решений и исполнителей этих решений, распределяет доходы по вкладу каждого фактора в общественное производство.
Социально ориентированная рыночная экономика требует не только создания условий для экономической свободы индивида, но также формирования социальной ответственности граждан за результат экономической деятельности. Речь идет о социальной ответственности бизнеса перед обществом. Само понимание социальной ответственности бизнеса трансформировалось от тезиса служения бизнеса интересам тех, для кого он организован, т.е. для акционеров своей фирмы, до тезиса социальной ответственности бизнеса как неотъемлемого элемента в деятельности любой фирмы. Общество требует сегодня, чтобы бизнес имел добровольные обязательства по отношению ко всем социальным группам, а не только по отношению к своим акционерам, а также обязывает менеджеров предвидеть изменения в социальной среде, сочетая цели компании с целями общества. Наконец, рост социальной ответственности граждан за экономическую эффективность предполагает снятие неоправданной дифференциации в доходах посредством экономических и правовых инструментов, а также оптимальное соотношение затрат на социальные цели со стороны граждан, государства и предпринимателей.
Общим показателем материального благосостояния различных социальных групп выступает показатель уровня жизни, отражающий обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. В широком плане понятие уровня жизни включает условия труда, быта и досуга, здоровье населения и образование, природную среду обитания и др. В этом случае используется понятие качества жизни. Определены четыре уровня жизни населения:
1) достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека);
2) нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, что обеспечивает человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил);
3) бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы);
4) нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор материальных благ и услуг, который позволяет поддерживать лишь жизнедеятельность человека).