Методы и способы борьбы монополий на рынке
Характер борьбы внутри монополий определяется формой монополии, будь это картель, синдикат, трест или концерн.
Картель – это монополистический союз, в основе которого лежит соглашение, устанавливающее для всех участников союза объем производства, цены, долю каждого на рынке, разграничение рынков сбыта и т.д. при сохранении их хозяйственной самостоятельности. Внутри картелей конкурентная борьба сводится к следующим моментам. Так как в картель могут входить предприятия с различным техническим развитием, то среди них происходит борьба за применение тех или иных технических усовершенствований. Когда лидеры объединения получают львиную долю всех прибылей, они до известной степени утрачивают побудительные мотивы к техническому прогрессу. Они стараются не допускать технических нововведений на предприятиях участников данного картеля. Слабые участники этого союза не хотят удовлетворяться меньшей прибылью. Они сговариваются и вопреки давлению воротил монополии добиваются на своих предприятиях повышения производительности труда за счет внедрения новых технологических процессов, изобретений и усовершенствований. Борьба за установление цен на продаваемые участниками картеля товары ведется систематически. Часто более сильные участники картеля в погоне за повышением прибыли идут на снижение цен путем увеличения количества продаваемых товаров. Менее мощные участники, у которых издержки производства выше, добиваются повышения устанавливаемых картельным соглашением цен.
Объектом острой борьбы внутри картелей являются квоты. Квота – это доля участника картеля в общем производстве и сбыте данного объединения. По сути дела квота представляет собой долю в прибылях, получаемых картелем. Каждое предприятие получает квоту соразмерно с его производственной мощностью и соответственно доли в прибылях. Чем выше квота, тем выше доля в прибылях. Борьба за квоту ведется все время, начиная с организации картеля. Участники картеля требуют пересмотра квот, так как соотношение сил участников картеля меняется. Одни ослабевают, другие, наоборот, усиливаются, но все хотят иметь крупную квоту. Усиливающиеся участники требуют пересмотра квот в свою пользу, ослабевшие – сохранения прежнего порядка. Борьба идет и за установление периода действия соглашения о квотах, величину штрафа, увеличение квоты и т.д. Ведется борьба и за рынок. Каждый из них хочет получить наиболее выгодный.
В синдикатахтакже идет борьба за техническое совершенство, за квоту. Синдикат не уничтожает самостоятельности объединенных предприятий в области производства, но в отличие от картеля обеспечивает концентрацию сбыта продукции и закупки сырья для участников соглашения. Лишая участников права непосредственно вести борьбу на рынке, синдикат вызывает большее напряжение их усилий для того чтобы превзойти друг друга в области производства. А это в конечном счете приводит к тому, что по истечении известного периода времени квоты участников синдиката приходят в противоречие с новым соотношением сил, что приводит к обострению борьбы и может взорвать синдикат.
Внутри трестов борьба несколько отличается. Трест– это такая форма монополий, при которой все объединяющиеся фирмы теряют свою коммерческую и производственную самостоятельность и подчиняются единому управлению. Так как участники объединения превращаются в акционеров треста, то они имеют возможность продать свои акции. И в тресте зачастую идет борьба за овладение контрольным пакетом акций, т.е. за «контроль» над трестом. В трестах ведется борьба за наиболее влиятельные посты в правлениях, за распределение прибылей. Так что проводимые иногда в трестах «реорганизации» означают не что иное, как захват господствующего положения в тресте новой группы крупнейших акционеров и вытеснение ранее главенствовавшей группы.
Концерн – это форма монополистических объединений, характеризующаяся единством собственности фирм различных производств и контроля за их деятельностью. В концернах главной формой борьбы являются схватки за овладение контрольными пакетами акций и за контроль над наиболее выгодными предприятиями, за сферы влияния в тех или иных отраслях. Так что конкурентная борьба в трестах и концернах довольно сходна.
Конкурентная борьба между монополиями-производи-телями и монополиями-потребителями определенных продуктов может приобретать весьма острый характер. Например, образование монополии в отрасли, создающей средства производства, может вызвать со стороны трестов-потребителей соответствующих товаров стремление ограничить покупки с целью оказания давления на монополию-продавца и вынудить ее снизить цены. Если это не удается, то тресты-потребители могут приступить к организации самостоятельного производства соответствующих средств производства – первоначально для удовлетворения собственных нужд, а в дальнейшем иногда и для сбыта на рынке. Когда Форд столкнулся с чрезмерным повышением цен на сталь, он повел наступление на сталелитейные компании, построив собственный сталелитейный завод, занявший среди сталелитейных предприятий 11-е место.
Таким образом, сопротивление и давление монополий-потребителей может ограничить произвол монополий-произ-водителей в установлении цен. Еще более эффективное воздействие на монопольные цены оказывает в ряде случаев конкурентная борьба в форме так называемой борьбы субститутов, или товаров-заменителей, с товарами, ставшими объектами монополий. Например, потребность в топливе может быть удовлетворена углем, нефтью, электроэнергией, газом и т.д. Если какой-нибудь из видов топлива становится объектом монополии и цена на него растет, то усиливается конкуренция со стороны других видов топлива. Аналогичным образом могут конкурировать друг с другом различные строительные материалы (железо, камень и т.д.), цветные металлы (медь и алюминий), виды транспорта (трамвай, автобус, метро, железная дорога, автомобиль, самолет) и т.д. Поэтому монополизация одного или даже части товаров, удовлетворяющих данную потребность, лишь обостряет конкуренцию с ними со стороны соответствующих немонополизированных товаров.
Важной формой конкурентной борьбы является борьба за долю покупательной способности потребителя. Суть этой борьбы сводится к тому, что она ведется друг против друга монополиями, удовлетворяющими различные потребности. Это борьба за вытеснение других видов потребления из бюджета покупателя. Поскольку покупательная способность населения в каждый данный момент есть величина определенная, всякое значительное увеличение того или иного вида потребления возможно лишь за счет сокращения потребления каких-либо других товаров. Поэтому каждая монополия заинтересована в расширении сбыта путем вытеснения из бюджета потребителей товаров, производимых в других отраслях. Например, монополии, производящие мебель и другие предметы обихода, стараются посредством рекламы, путем продажи в рассрочку навязать потребителям как можно больше своих товаров. Но теми же методами и того же добиваются монополии, выпускающие одежду, обувь, часы, велосипеды, машины и т.д. И таким образом, идет борьба за долю в покупательной способности потребителя.
Методы и средства ведения конкурентной борьбы монополий следующие:
1) лишение сырья, материалов – один из важнейших приемов для принуждения к вступлению в картель;
2) лишение рабочих рук посредством «альянсов», т.е. договоров предпринимателей с рабочими союзами;
3) лишение подвоза;
4) лишение сбыта;
5) договор с покупателем о ведении торговых сношений исключительно с картелями;
6) планомерное сбивание цен (для разорения «посторонних», т.е. предприятий, не подчиняющихся монополистам; расходуются миллионы на то, чтобы известное время продавать ниже себестоимости);
7) лишение кредита, объявление бойкота. Сюда же следует отнести скупку земельных участков, на которых стоят предприятия конкурентов, скупку акций, патентов, подкуп нужных лиц, давление на конкурентов через государственные органы и т.д.
Захват монополистическими объединениями патентов на различные открытия, изобретения и техническое усовершенствование широко используется как во внутриотраслевой, так и в межотраслевой конкуренции. Этот захват позволяет монополии применять на своих предприятиях технические новшества, которых лишены другие монополии. Захватом патентов монополия старается преградить доступ в «свою» отрасль монополиям, пытающимся прорваться сюда из других отраслей. Монополии борются против своих конкурентов путем захвата в свои руки производства оборудования. Средством конкурентной борьбы служит диверсификация, комбинирование производства.