Тема 11. инфляция и социальная политика

В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Понятие, измерение, виды,

Причины и механизмы инфляции

Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения, других пропорций национального хозяйства, проявляющийся в неравномерном росте цен на потребительские товары и ресурсы. Измеряется инфляция с помощью индекса цен. Для вычисления индекса цен берут соотношение между совокупной ценой товаров и услуг определенного набора разных периодов времени:

Иц = ∑ЦТт/∑ЦТп,

где Иц – индекс цен; ∑ЦТт и ∑ЦТп – сумма цен товаров определенного набора в текущем и прошлом периодах. Обычно исчисляют индексы цен потребительских товаров и услуг, товаров производственного назначения и общий (сводный) индекс цен.

Различают инфляцию скрытую или подавленную, открытую и хроническую. Скрытая инфляция характерна для командной экономики, в которой государство устанавливает цены на все виды товаров и услуг. Проявляется она не в росте цен, а в дефиците товаров, вследствие чего возникает «черный» рынок, на котором цены значительно выше, чем устанавливает государство.

В рыночной экономике инфляция носит открытый характер. В зависимости от скорости изменения цен различают следующие виды инфляции: 1) умеренная или ползучая – цены растут до 10% в год; 2) галопирующая– цены растут на сотни процентов в год; 3) гиперинфляция или суперинфляция – цены растут на тысячи процентов в год, а разрыв в темпах роста товарных цен и заработной платы достигает катастрофических размеров.

Кроме этого в рыночной экономике инфляция может быть сбалансированной и несбалансированной, предсказуемой и неожиданной, кратковременной и хронической.

Возникает инфляция под действием многих причин: 1) чрезмерные непроизводительные расходы государства (на военные нужды, расширенные социальные программы и т.п.), покрываемые за счет чрезмерной эмиссии денег; 2) опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производительности труда; 3) нарушение пропорциональности в структуре народного хозяйства. Когда в экономике большой удельный вес занимает выпуск средств производства по сравнению с выпуском потребительских товаров или осуществляется много долговременных производственных проектов, то в обороте появляется излишнее количество денег, не обеспеченных достаточным количеством потребительских товаров; 4) монополия крупнейших фирм на установление цен и монополия профсоюзов на установление заработной платы.

Основными механизмами проявления инфляции являются инфляция спроса и инфляция предложения. Инфляция спроса возникает в том случае, когда денежные доходы населения и предприятий растут быстрее, чем реальный объем товаров и услуг. Обычно этот механизм инфляции «работает» при полной занятости ресурсов.

Инфляция предложенияозначает, что рост цен происходит за счет увеличения предельных издержек в условиях неполного использования имеющихся экономических ресурсов. В развитой рыночной экономике основным источником инфляции предложения является рост издержек производства вследствие роста заработной платы. В России инфляция предложения возникает главным образом за счет монопольного роста цен на энергоносители и сырье. В результате инфляции предложения происходит увеличение затрат на единицу продукции, сокращение прибыли, уменьшение предложения товаров и как итог – рост цен.

Социально-экономические

Последствия инфляции

Широко известно, что инфляция оказывает разнообразное негативное влияние на положение всех экономических субъектов рыночной экономики. Под воздействием инфляции происходит: 1) обесценивание денежных потоков. Так как цены растут быстрее, чем номинальные денежные доходы, то реальные доходы уменьшаются. Одновременно обесцениваются и денежные сбережения; 2) быстрая материализация денежных доходов, так как в ожидании дальнейшего роста цен экономические субъекты стремятся увеличить материальные запасы; 3) скрытая конфискация денежных средств у населения и предприятий через прогрессивные ставки налогообложения. В силу роста номинальных доходов их получатели попадают в более высокую группу шкалы налогообложения; 4) перераспределение доходов и богатства в обществе от низкодоходных групп населения к высокодоходным; 5) падение интереса к долгосрочным капиталовложениям в связи с возрастающими рисками невозврата капитала; 6)ухудшение управляемости национальным хозяйством, связанного с неопределенностью достижения поставленных целей и решаемых задач.

Гораздо менее известен тот факт, что инфляция может способствовать экономическому росту. Она является инструментом, который может быть использован государством для блага общества и его экономического развития. Инфляция, способствуя повышению цен и нормы прибыли, вначале выступает как фактор оживления экономики, но по мере углубления она превращается из двигателя в тормоз, усиливая социально-экономическую неустойчивость в обществе. В странах с развитой рыночной экономикой ползучая инфляция рассматривается в качестве нормального фактора экономического роста. Однако галопирующая, а тем более гиперинфляция воспринимается как явление негативное, несущее в себе огромные социально-экономические издержки.

В целях борьбы с высокой инфляцией используется адаптационная политика (политика приспособления к инфляции) и антиинфляционная политика(политика преодоления инфляции).

Основными направлениями адаптационной политики служат: со стороны государства – индексация доходов, инвестиций, амортизационных накоплений и процентных ставок; со стороны фирм и населения – поиск дополнительных доходов.

Антиинфляционная политика предполагает использование государством ряда мер по подавлению инфляции. В число таких мер обычно входит: 1) сокращение дефицита бюджета за счет уменьшения расходов на управление, оборону, избирательного финансирования отраслей, социальных программ; 2) расширение сферы приватизации и развитие конкуренции с целью повышения эффективности производства; 3) регулирование занятости, которая тесно связана с инфляцией обратной зависимостью, выражаемой кривой Олбана Филлипса.

Содержание социальной политики и оценка

Ее результативности

Проблемы инфляционной и социальной политики тесно переплетаются между собой, так как уровень инфляции в экономике оказывает значительное влияние на социальные отношения в обществе.

Экономическая деятельность людей в конечном счете имеет своей целью создание материальной базы для улучшения условий жизни каждого человека. Согласованная деятельность всех экономических субъектов по обеспечению благоприятных условий жизни людей и называется социальной политикой.

Социальная политика осуществляется на разных уровнях экономической деятельности, а поэтому можно говорить о социальной политике фирм в отношении своего персонала, о региональной и общегосударственной социальной политике.

Показателями результативности социальной политики являются уровень и качество жизни населения. Под уровнем жизни понимают объем потребления экономических благ в расчете на одного работника, одного жителя страны или на одну семью. Для оценки уровня жизни используют такие показатели как потребление основных продуктов (товаров и услуг) на душу населения или обеспеченность этими продуктами населения в расчете на 100 семей. Для получения реальной картины об уровне жизни необходимо иметь точку отсчета (эталон или стандарт), за которую принимают потребительскую корзину, включающую набор товаров и услуг, обеспечивающих определенный уровень потребления. В связи с этим выделяют физиологический, минимальный и рациональныйуровень потребления.

Наиболее полно результативность социальной политики оценивается по показателям качества жизни, к которым относят условия и безопасность труда и жизни, экологию, наличие и возможность использования свободного времени, культурный уровень, физическую и имущественную безопасность граждан. Обобщающей мерой качества жизни, а значит и результативности социальной политики, проводимой в стране, служит продолжительность предстоящей жизни людей.

Наши рекомендации