Государственное регулирование международной торговли: направления и методы
В зависимости от того насколько эффективна внешнеторговая политика государства зависит место страны на мировом рынке. Внешнеторговая политика – это система целенаправленного воздействия государства на торговые отношения с другими странами. Эффективность такой политики проявляется в успешном развитии внутреннего рынка страны, в совершенствовании форм международных экономических связей и упрочении позиций государства в международном экономическом сотрудничестве.
Основными целями внешнеторговой политики являются:
· совершенствование способов включения страны в международное разделение труда и повышение степени участия в МРТ;
· определение оптимальных объемов экспорта и импорта;
· совершенствование структуры внешней торговли с учетом интересов страны;
· повышение степени обеспечения страны необходимыми ресурсами;
· оптимизация соотношения экспортных и импортных цен.
Основными направлениями внешнеторговой политики государства являются свободная торговля или фритредерство (free trade) и протекционизм. В мировой торговле долевое соотношение на современном этапе характеризуется относительно их равным соотношением, хотя сохраняется противостояние сторонников этих направлений.
Политика свободной торговли – это политика невмешательства государства во внешнеторговые отношения. Такая политика предусматривает свободу действия рыночных сил, обеспечивающих максимальную выгоду от международного экономического обмена.
Свободная торговля с позиций классиков и неоклассиков представляется наиболее рациональной. Она способна обеспечить выбор наиболее эффективных вариантов международного разделения труда и повысить на этой основе уровень жизни населения стран-участниц. На современном этапе фритредерство осуществляется и развивается в соответствии с международным разделением труда и современным вариантом теории сравнительных преимуществ.
Положительные стороны свободной торговли проявляются в следующем:
– обеспечивается углубление международной специализации страны, снижение издержек производства за счет развития массового производства;
– способствует развитию конкуренции и среди отечественных производителей продукции и на мировом рынке, является мощным средством сдерживания монополистических тенденций;
– является средством расширения границ товарных рынков, создает основы для получения положительного эффекта от массового производства;
– способствует снижению цен на товары на внутреннем рынке страны, делает товары для потребителей более доступными;
– дает возможность использовать сравнительные преимущества страны, является фактором развития международного обмена.
Благодаря политике свободной торговли обеспечивается оптимальное распределение ресурсов в мире, развитие мировой экономики. Именно такая политика способствует максимизации общемирового дохода и росту благосостояния населения отдельных стран и в мире в целом.
Политика свободной торговли имеет и негативные стороны:
– делает открытой национальную экономику для засилья иностранной продукцией, что ограничивает возможности развития национальной экономики;
– обостряет проблему занятости населения страны, хотя может способствовать изменению структуры занятости, но при этом возрастут расходы на переквалификацию работников;
– закрепляет одностороннее развитие национальной экономики, и может сделать страну сырьевым, энергетическим придатком более развитых стран;
– ставит под сомнение возможность обеспечения национальной и экономической безопасности страны.
Признавая положительные стороны свободной торговли надо учитывать и последствия такой политики. Так А. Смит, являясь сторонником такой политики, рекомендовал избегать чрезмерного насыщения национального рынка иностранными товарами, поскольку может обостряться проблема занятости населения. Дж. Милль советовал обеспечивать определенный уровень защиты развивающимся странам и зарождающимся отраслям промышленности. В 40-х годах Х1Х века Ф. Лист, немецкий экономист, представитель исторической школы обосновал положение о необходимости защиты зарождающейся отрасли, когда фирмы невелики и не способны конкурировать с иностранными фирмами. К началу ХХ века и неоклассическая теория признала, что свободная торговля не всегда выгодна: в случае становления молодой отрасли в национальной экономике и когда введение пошлины заставляет страну-экспортера снижать цены, чтобы сохранить рынок сбыта. Эти рекомендации актуальны и для настоящего времени.
В XX в. сторонником свободной торговли явились США. После Второй мировой войны этой страной как ведущей державой мира был предложен «новый экономический порядок» в форме международных торгово-экономических отношений. «Новый экономический порядок» являлся базой реализации интересов США и их ТНК в международных отношениях с экономически менее развитыми странами.
В настоящее время сторонником либерализации торговли является ВТО, от предлагаемых этой организацией мер выигрывают в основном промышленно развитые страны. Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, стремятся защитить свои национальные интересы при разработке и принятии соответствующих соглашений.
Для современного этапа французский экономист М. Пебро дал четкое определение политики фритредерства, как политики представляющей наиболее благоприятное правило игры для лидирующей экономики [с.6]. Он подчеркивает, что слепое применение принципа свободы торговли привело бы к подчинению слабого сильным государством, к возникновению объективной ситуации экономического колониализма, невыносимой для страны [с. 478].
Для защиты национальных экономических интересов во внешней торговле применяется политика протекционизма.
Протекционизм – (покровительство, защита) – это теория и практика государственного регулирования внешней торговли, направленные на защиту внутреннего рынка, национальной экономики от иностранной конкуренции.
Протекционизм теоретически утвердился в XIX веке как система, противостоящая фритредерству, по ключевым вопросам защиты национальной экономики и принципам сотрудничества в международном разделении труда и развития международной торговли.
Положительные характеристики политики протекционизма:
– обеспечивает условия создания и упрочения национальной промышленности, формирование оптимальной структуры национального производства. Благодаря политике протекционизма происходило становление и развитие американской, германской, французской промышленности и упрочение позиций их национального капитала;
– в развивающихся национальных экономиках обеспечивает защиту формирующихся отраслей на основе достижений НТП от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке длительное время;
– социальный характер особо проявляется в периоды формирования или структурной реорганизации национальной промышленности. Благодаря протекционистской политике государство создает условия для защиты профессиональных кадров, сохранения занятости, организации переквалификации в связи с закрытием или реорганизацией производства.
– в периоды международной напряженности или обострения противоречий между странами протекционизм используется для обеспечения национальной безопасности.
К негативным характеристикам протекционизма относят:
– запретительные меры, применяемые к импортным поставкам, приводят к нарушению торгового баланса. Страна-импортер применяет ответные меры, в результате ухудшаются экспортные возможности страны, использовавшей протекционистские инструменты;
– секторы национальной экономики, которые защищены от иностранной конкуренции, теряют стимулы к развитию, инновациям. В таких условиях они стремятся сохранить свои монопольные привилегии и высокие доходы;
– протекционизм характеризуется мультипликативным эффектом. Если для определенных отраслей технологической цепочки применяются защитительные меры, то такие же меры потребуются и другим участникам этой цепочки, что может снизить сам эффект от протекционистских мер;
– протекционизм не позволяет в полной мере использовать преимущества международной специализации, поскольку ограничивается доступ в страну дешевых импортных товаров;
– страдают потребители, поскольку им приходится платить дороже и за импортный товар, облагаемый таможенной пошлиной, и за товары национальной промышленности.
Таким образом, протекционизм является защитительным, стимулирующим и важным социальным средством, инструментом национальной внешнеторговой политики государства. Хотя проведение такой политики стране обходится весьма дорого. В решении проблемы, что эффективнее фритредерство или протекционизм, на первый план должен ставиться прагматизм и национальные интересы страны.
Виды протекционизма:
· селективный – это использование ограничительных мер против отдельных стран или отдельных товаров;
· коллективный – объединения стран применяют запретительные меры против других стран, не являющихся членами таких объединений;
· отраслевой – ряд протекционистских инструментов, применяемых для защиты определенных отраслей;
· скрытый – это использование тех или иных методов внутренней экономической политики.
На практике внешнеторговая политика государств отличается известным разнообразием, сочетая в себе элементы, как либерализма, так и протекционизма. Главной задачей применения той или иной политики, использования тех или иных методов во внешнеторговой деятельности является поддержка национальных экспортеров, сделать их более конкурентоспособными на мировом рынке. Кроме того задачей государства является ограничение импорта с целью снижения конкурентоспособности иностранных товаров на внутреннем рынке.
Протекционистская политика предусматривает использование ряда методов государственного регулирования международной торговли. Методы государственного регулирования можно разделить на две группы: тарифные и нетарифные.
К тарифным методам относятся методы государственного регулирования, основанные на использовании таможенных тарифов.
К нетарифным методам относятся такие меры, которые связаны с установлением запретов, лицензий, квот, административных ограничений в сфере внешнеторговой деятельности.
Таможенный тариф, являющийся формой реализации тарифных методов, представляет:
· систематизированный перечень ставок таможенных пошлин;
· инструмент реализации внешнеторговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка;
· определенную ставку таможенной пошлины (таможенная пошлина), которая должна быть уплачена при ввозе/вывозе определенных товаров на таможенную территорию страны.
Таможенная пошлина (тариф) – это налог на экспортируемые/импортируемые товары при пересечении ими границы. Таможенная пошлина – это акцизный налог.
Функции таможенных пошлин:
· фискальная – обеспечивает поступления финансовых средств в госбюджет, относится и экспортным и импортным товарам;
· защитная – обеспечивает защиту национального производства от иностранной конкуренции, применяется к импортным товарам;
· балансировочная – направлена на предотвращение нежелательного для страны экспорта, применяется к экспортным товарам.
Классификацию таможенных тарифов можно дать по ряду критериев.
1. по направлению движения товара:
– экспортный тариф – пошлина на экспортные товары, применяется для предотвращения вывоза дефицитного товара в массовом порядке при большом различии цен внутреннего и мирового рынков;
– импортный тариф – пошлина, применяемая к импортируемым товарам. Используется для защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции;
– транзитный тариф – пошлина на товары пересекающие территорию страны. Целью таких пошлин является обеспечение поступлений в бюджет.
2. по способу установления:
– адвалорный тариф – пошлина, исчисляемая в процентах к таможенной стоимости товара, применяется к товарам различающихся качественными характеристиками в рамках одной товарной группы;
– специфический тариф – определенная ставка таможенной пошлины, которая взимается с единицы продукции (веса, объема и т.п.). Применяется к стандартизированным товарам;
– комбинированный тариф – представляет сочетание адвалорных и специфических тарифов, может быть одноколонным или многоколонным;
– альтернативный тариф – по решению таможенных органов выбирается адвалорная или специфическая ставка, обеспечивающая взимание наибольшей абсолютной суммы. Выбор зависит от конкретного случая.
3. по величине в зависимости от страны происхождения товаров:
– максимальный тариф устанавливается на основании законодательных актов государства для всех стран, без соответствующих согласований с другими странами;
– минимальный тариф предоставляется на основе определенных взаимных договоренностей странам, получившим статус наиболее благоприятствуемой нации. Страны, договорившиеся о таком статусе, предоставляют друг другу определенные льготы;
– преференциальный тариф устанавливается меньше минимального. Он действует в отношении определенных стран или группы стран с целью поощрения экспорта или импорта.
4. По характеру происхождения:
– автономный тариф устанавливается страной независимо от других субъектов мировой торговли;
– конвенционный (договорной) тариф устанавливается на основе принятых обязательств в рамках международных соглашений.
5. по направлению действия:
– преференциальный тариф устанавливается с целью предоставления льготы определенной стране или группе стран, чтобы стимулировать экспорт-импорт данной страны;
– сезонный тариф применяется для регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего это относится к сельхозпродукции. Срок действия такого тарифа ограничен, в этот период не применяются другие тарифы относительно сезонной продукции;
– дискриминационный тариф применяется, чтобы затруднить или ограничить экспорт/импорт из определенной страны.
Дискриминационные тарифы делятся на:
1) ответный тариф – взаимная мера на подобные действия другой страны;
2) компенсационный тариф – применяется для уравнивания цен на аналогичные товары национального производства и импортного, в производстве которого используются субсидии. В цены импортируемой продукции включаются более высокие импортные пошлины;
3) антидемпинговый тариф является мерой защиты национального производителя или внутреннего рынка в случае, когда установлен факт демпинга. Демпинг – продажа товара по необоснованно заниженным ценам, его целью является завоевание рынка, вытеснение отечественного конкурента.
Таким образом, таможенные тарифы учитывается в цене товара, оплачивается, в конечном счете, потребителем и носят протекционистский характер.
Нетарифные методы регулирования внешней торговли характеризуются более высокой степенью воздействия на внешнеэкономическую деятельность. Они имеют ряд преимуществ по сравнению с тарифными методами. Система нетарифных методов достаточно многообразна, представляет собой совокупность прямых и косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности, реализуется с помощью разветвленной системы экономических, политических и административных мероприятий.
Существует несколько типов нетарифных ограничений:
1. квотирование (контингентирование) – это установление количественных параметров, в пределах которых возможно осуществление определенных внешнеторговых операций. На практике контингенты обычно устанавливаются в форме списков товаров, свободный ввоз или вывоз которых ограничен процентом от объема или стоимости их национального производства. Если исчерпан лимит разрешенного количества или суммы контингента, экспорт (импорт) соответствующего товара прекращается.
Квоты делятся на:
– глобальные квоты – устанавливается лимит на количество или стоимость товара, который можно импортировать/экспортировать вне зависимости от страны импортера/экспортера на определенный период времени. Используется очень редко из-за опасности потерять рынки импортера;
– индивидуальные квоты – устанавливаются в пределах глобальной квоты. В ней учитывается доля импортеров в предыдущем году или обязательство покупать определенное количество товара. Такие квоты носят, как правило, сезонный характер.
2. Лицензирование – выдача хозяйствующим субъектам специальных разрешений – лицензий на проведение внешнеторговых операций. Оно часто применяется вместе с квотированием для контроля квот на основе лицензий. В некоторых случаях лицензионная система выступает разновидностью таможенного обложения, применяемого страной для получения дополнительных таможенных доходов. Как самостоятельный инструмент лицензирование имеет ряд форм:
– индивидуальная лицензия – разовое разрешение на импорт/экспорт товара, является именной;
– генеральная лицензия – постоянно действующее разрешение на экспорт/импорт без ограничений по количеству и по времени. Такая лицензия носит безличный характер;
– автоматическая лицензия – упрощенная форма получения лицензии, она выдается немедленно после заявки.
– эмбарго – запрет на проведение экспортно-импортных операций. Оно может распространяться на определенную группу товаров или вводиться в отношении отдельных стран;
3. государственные субсидии и финансовые льготы, субсидии бывают:
– прямые – непосредственные выплаты экспортеру после совершения им операции в размере разницы издержек и полученного дохода. Такие субсидии запрещены ВТО, поскольку такие действия могут вызвать ответные действия партнера;
– косвенные (скрытые) – предоставление налоговых льгот, возврат импортных пошлин, льготные условия страхования.
Субсидии предоставляются и производителям товаров, конкурирующих с импортным аналогом и производителям экспортных товаров.
4. импортный депозит – форма залога импортера в денежной форме, который должен внести импортер в банк перед закупкой партии иностранного товара. Такой депозит не приносит процентов, но снижает возможности импортера;
5. государственная система размещения заказов – покупка государственными предприятиями товаров, произведенных национальными производителями, даже в случае более высокой цены по сравнению с аналогичной импортной продукцией;
6. технические барьеры – ограничения, возникающие на основе национальных технических норм и правил, предусматривающих создание барьеров на пути иностранных товаров. Это могут быть требования соответствия стандартам, экологической безопасности, аттестации, проверки качества продукции и т.п.
7. могут использоваться другие формы косвенных ограничений – закрытие для иностранцев отдельных портов и железнодорожных станций, предписание об использовании при производстве продукции определенной доли национального сырья, запрет приобретения государственными организациями импортных товаров при наличии национальных аналогов и т.д.
8. добровольные экспортные ограничения (ДЭО) – разновидность экспортной квоты. Страны-экспортеры принимают на себя обязательства по ограничению экспорта в конкретную страну, чтобы избежать более серьезных ограничений со стороны страны-импортера. В результате импортирующая страна предоставляет экспортерам силу монополии. Для страны экспортера это более действенная негативная мера, чем использование тарифов или импортных квот. США часто применяет подобные меры в отношении одежды, текстиля, а в последние годы строгие ограничения применяются к автомобилям и другим товарам. Такие меры лоббируются протекционистами. Политика ДЭО может давать позитивный эффект экспортерам. Иностранные экспортеры в рамках количественных ограничений подбирают более качественные модели, это дает возможность им увеличивать прибыль. Такая мера получила название «повышение качеством».
9. осуществляется валютный контроль, касающийся ограничений в кредитно-денежной сфере. Например, финансовая квота может ограничивать количество валюты, которое может получить экспортер. Ограничения количественного порядка могут распространяться на объем иностранных инвестиций, на количество иностранной валюты, вывозимое гражданами за границу и т.п.
Административные меры в основном связаны с ограничениями по качеству продаваемых товаров на отечественном рынке. Важное место занимают национальные стандарты. Несоблюдение стандартов страны может послужить поводом к запрету ввоза импортной продукции и реализации ее на внутреннем рынке. Подобным образом система национальных транспортных тарифов нередко создает преимущества в оплате перевозки грузов экспортерам по сравнению с импортерами.
Налоги на экспортно-импортные операции в качестве нетарифных мер не регулируются международными соглашениями, как таможенные пошлины, и поэтому взимаются как с отечественных, так и с зарубежных товаров. В целом нетарифные барьеры сокращают импорт либо прямыми его ограничениями, либо ростом расходов по доставке товаров на рынок с учетом получения разрешительных документов. Кроме того создается обстановка неуверенности из-за вероятности отказа от импорта.
Таким образом, государство проводит исследования конъюнктуры мирового рынка, стремится обеспечить необходимые политические условия их деятельности национальных субъектов на внешнем рынке, кроме того берет на себя значительную часть расходов по обучению кадров.