Тема 12 финансовая система и фискальная политика государства

Вопросы для рассмотрения на семинарском занятии

1. Понятие финансов. Финансовая система, ее структура.

2. Госбюджет, его доходы и расходы.

3. Сущность и принципы налогообложения. Налоги, их функции, виды.

4. Фискальная политика, ее инструменты, типы.

5. Бюджетный дефицит и государственный долг: причины образования, виды, социально-экономические последствия.

Темы рефератов и кратких сообщений

1. Госбюджет Республики Беларусь и проблемы государственного долга.

2. Налоги как инструмент регулирования экономических процессов.

Учебные задания

1. Проанализируйте доходы государственного бюджета Республики Беларусь на 2010 год. Объясните, почему в доходах бюджета республики большую долю составляют косвенные налоги?

2. Какие возможны методы финансирования бюджетного дефицита? Каковы краткосрочные и долгосрочные последствия тех или иных методов финансирования бюджетного дефицита?

3. Экономика страны характеризуется следующими данными: фактический уровень дохода = 5000 ден. ед., потребление = 3200, инвестиции = 900, государственные расходы = 1000, налоги = 900 ден. ед.

Определите, каков будет размер дефицита государственного бюджета?

Тесты

1. К косвенным налогам относится:

а) подоходный налог с физических лиц,

б) налог на имущество,

в) налог на добавленную стоимость,

г) налог на прибыль предприятий,

д) верного ответа нет.

2. Доходы государственного бюджета могут формироваться за счет:

а) налоговых поступлений,

б) займов,

в) эмиссии денег,

г) штрафов,

д) все ответы верны.

3. Дефицит государственного бюджета образуется тогда, когда:

а) сумма долгов государству превышает размеры его долга,

б) государственные расходы больше поступлений в государственный бюджет,

в) при данных налоговых поступлениях расходы государства уменьшаются,

г) при данных расходах сумма налоговых поступлений сокращается,

д) верного ответа нет.

4. К встроенным стабилизаторам относятся:

а) пропорциональный подоходный налог,

б) пособия по безработице,

в) налог на наследство,

г) индексация доходов,

д) налоговые льготы.

5. Увеличение трнсфертных платежей в период спада:

а) сдерживает инвестиционную активность,

б) имеет антикризисный эффект,

в) уменьшает располагаемый доход,

г) усиливает тенденцию спада,

д) верного ответа нет.

6. Акцизы при классификации по способу изъятия относятся к:

а) прогрессивным налогам,

б) прямым налогам,

в) пропорциональным налогам,

г) косвенным налогам,

д) верного ответа нет.

7. К каким экономическим последствиям может привести государственный долг:

а) сокращению производственных возможностей национальной экономики,

б) снижению уровня жизни,

в) перераспределению национального богатства между членами общества,

г) все ответы верны,

д) нет верного ответа.

8. Если бремя налога может быть переложено на других лиц, то данный налог является:

а) прогрессивным,

б) пропорциональным,

в) прямым,

г) косвенным,

д) верного ответа нет.

9. Циклический дефицит госбюджета представляет собой разность между:

а) текущими государственными расходами и доходами,

б) фактическим дефицитом и дефицитом бюджета в условиях полной занятости,

в) текущим дефицитом и суммой выплат процентов по государственному долгу,

г) фактическим и структурным дефицитом,

д) верного ответа нет.

10. Дискреционная фискальная политика предполагает:

а) саморегулирование ставок налогообложения,

б) налоговые льготы,

в) автоматическую реакцию бюджета на экономические колебания,

г) изменение принципов фискальной политики,

д) нет верного ответа.

Вопросы для повторения и самоконтроля

1. Что такое финансы?

2. Что включает в себя финансовая система?

3. Перечислите функции финансов?

4. Назовите элементы финансовой системы.

5. Государственный бюджет, план или закон?

6. Что понимают под бюджетным устройством?

7. Дайте определение финансового рынка.

8. Назовите основные статьи расходной и доходной частей бюджета.

9. Дайте классификацию налогам.

10. В чем различия между прямыми и косвенными налогами?

11. Что описывает Кривая Лаффера?

12. Какие виды фискальной политики бывают?

13. Что понимать под дефицитом бюджета?

14. Какие способы регулирования дефицита бюджета Вы знаете?

15. Какие виды государственного долга Вы знаете, дайте им характеристику?

ТЕМА 13 ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

Вопросы для рассмотрения на семинарском занятии

1. Спрос и предложение денег. Агрегаты денежного предложения.

2. Равновесие денежного рынка, его нарушение и механизм восстановления.

3. Кредит и его формы.

4. Банковская система.

5. Денежно-кредитная политика, ее инструменты, типы.

Наши рекомендации