Тема 5. основы теории спроса и предложения.
Теория спроса
Теории спроса и предложения лежат в основе всей рыночной системы. Спрос и предложение – одни из важнейших элементов рынка.
Спрос- часть потребностей, обеспеченная деньгами. Формула спроса: «Хочу и могу». Закон спроса гласит: при прочих равных условиях, чем выше цена, тем меньше объем спроса и наоборот. На рисунке 5.1 этот закон иллюстрирует кривая спроса, которая является нисходящей, показывает обратную зависимость между ценой и объемом спрашиваемого товара, имеет отрицательный наклон.
Рисунок 5.1 Кривая спроса.
Из-за изменения цены происходит перемещение точек. P – цена (у.е.), Q – количество (единиц).
Как видно на графике, снижение цены увеличило объем (величину) спроса. Это связано с эффектом замещения и эффектом дохода. Эффект замещения предполагает, что когда цена растет на данный товар (переход от точки в к точке а), покупатели замещают данный подорожавший товар другим, более дешевым. Эффект дохода учитывает такие понятия как реальный и номинальный доход. Если номинальный доход показывает количество денег, полученное за что-то, то реальный доход показывает количество материальных благ, которые можно приобрести за номинальный доход, что тесно связано с уровнем цен. Если цена на данный товар растет (переход от точки в к точке а), реальный доход покупателя падает и, соответственно, падает спрос на товары.
Когда на спрос влияют неценовые факторы, кривая спроса D смещается вправо при увеличении и наоборот. Это такие факторы, как качество, сезон, доход, мода, реклама, цены на другие товары и т.д.
Например:
1) Товар стал модным. Воздействие неценового фактора (моды) сдвинет кривую спроса D вправо.
2) Цена на заменитель данного товара снизилась. Это неценовой фактор – кривая спроса D сдвинется влево, так как на данный товар спрос снизится.
3) Цена на данный товар выросла. Произойдет сдвиг вдоль кривой D от точки в к точке a (см. рисунок 5.1).
Теория предложения
Предложение показывает количество товаров, которое продавцы готовы предложить в данное время при данных ценах.
Закон предложения гласит, что при прочих равных условиях, чем выше цена, тем больше объем предложения, так как это выгодно (рисунок 5.2).
Рисунок 5.2 Кривая предложения.
Когда на предложение S влияют неценовые факторы (налоги, стоимость ресурсов, ожидания, число конкурентов и т. д.), кривая S сдвигается вправо при увеличении и наоборот.
Например:
1) Издержки производства выросли. Воздействие неценового фактора – стоимости ресурсов сдвинет кривую предложения S влево.
2) Снизились налоги. Это неценовой фактор – кривая предложения S сдвинется вправо, так как предложение вырастет.
3) Цена на данный товар выросла. Произойдет сдвиг вдоль кривой S вверх (см. рисунок 5.2).
Равновесие на рынке
Равновесие на рынке возникает, когда при данной цене объем спроса равен объему предложения. На графике это точка пересечения кривых спроса и предложения.
Рисунок 5.3 Равновесие на рынке.
Po, Q0 – равновесные цена и количество
Пусть P1 – выше равновесной цены. Объем предложения превышает объем спроса, возникает избыток, соревнующиеся продавцы станут снижать цену. Если Р2 ниже равновесной цены, объем спроса превысит объем предложения, возникает дефицит. В этом случае соревнующиеся покупатели станут повышать цену. Эти колебания будут до тех пор, пока при некой цене (P0) объем спроса не будет равен объему предложения.
Так как разные факторы влияют на спрос и предложение, равновесные цена и количество со временем меняются. Рассмотрим рынок американского доллара.
1) Начало августа 2007 г. Курс доллара (цена доллара, выраженная в тенге) составляла 124 тенге/ доллар.
2) Конец августа 2007 г. - возникла угроза ипотечного кризиса. Банки, стремясь погасить внешние займы, увеличили спрос на $, курс доллара вырос до 142 тенге/доллар.
3) Сентябрь 2007 г.: стабильно высокие цены на нефть и зерно (основные позиции казахстанского экспорта), способствовали притоку иностранной валюты и на рынке $, рыночное предложение выросло, курс доллара упал до 121 тенге/доллар.
Особые случаи (исключения):
а) неэкономическое благо (воздух, вода в водоемах).
Рисунок 5.4 Рынок неэкономических благ.
б) товары экономически невыгодные для производства (золотой автомобиль)
Рисунок 5.5 Рынок экономически невыгодных для производства товаров.
в) Рынок труда, предложение со стороны индивида.
Рисунок 5.6 Предложение труда со стороны индивида.
До точки A действует эффект замещения: «лучше работать и быть сытым, чем лежать на диване и отдыхать». После точки A, достигнув определенного уровня благосостояния, человек больше потребляет отдых и развлечения, на что необходимо время, поэтому предложение труда сокращается.