Антикризисная программа россии

1. Необходимо создать новый антикризисный штаб с чрезвычайными полномочиями. Должна быть сформирована команда проектных менеджеров, которая разработает программу вывода страны из кризиса, обосновав необходимость траты каждой копейки из выделяемых ресурсов, и в случае принятия программы, будет полностью отвечать за её реализацию, обладая необходимой для этого свободой принятия решений.

Работа такого антикризисного штаба не может быть организована вне рамок и без контроля Правительства. Руководитель штаба должен быть утверждён в ранге Первого Вице-премьера, а его заместители – по макроэкономике, программам развития предпринимательства и конкуренции, по социальным программам, по проектам в рамках промышленной политики, стимулирующих развитие спроса и предложения.
Найти людей, имеющих необходимый опыт проектного менеджера и характер, который позволит решать проблемы такого масштаба, сложно, но такие люди есть, прежде всего - в бизнесе, среди руководителей компаний, которые выжили в условиях жёсткой конкуренции и стали лидерами в своих секторах экономики. Такие менеджеры в силу своей жёсткости не всегда любимы народом, но здесь уж не до сантиментов.

2. Главным локомотивом выхода страны из кризиса, драйвером развития экономики, должны стать предпринимательская инициатива, конкуренция, свободный рынок. Первой и главной целью антикризисной политики должен быть переход к осуществлению системной поддержки предприятий обрабатывающего сектора, малого и среднего предпринимательства:

· На время кризиса установить мораторий на повышение налоговой нагрузки на бизнес, в частности отменить решение о переходе от ЕСН к страховым взносам с одновременным повышением размеров страховых выплат до 34%.

· Предоставить малым предприятиям налоговые каникулы сроком на 3 года.

· Предоставить предприятиям обрабатывающего сектора налоговые кредиты по налогу на добавленную стоимость (НДС) и налогу на прибыль на срок от двух до пяти лет.Увязать предоставление налогового кредита со встречным обязательством предприятия не сокращать фонд оплаты труда.

· Установить мораторий на рост тарифов естественных монополий. Снизить их затраты на содержание аппарата и приобретение непрофильных активов. Введение моратория помимо существенного улучшения делового и инвестиционного климата, будет иметь и социальное значение, так как станет реальной мерой поддержки государством широких слоев населения.

· На период два года установить мораторий на проведение любых, в том числе налоговых, внеплановых проверок предприятий.

2. Вторым важным направлением является содействие реальному сектору в обеспечении оборотным и инвестиционным капиталом:

· Прекратить интервенции Центробанка на валютном рынкев поддержку курса рубля.

· Снизить ставку рефинансирования Банка России. Для увеличения объема выдаваемых банками кредитов снижать ставку рефинансирования Банка России на 2 процентных пункта каждый месяц, начиная с марта 2009 года. Одновременно отменить ограничение на отнесение суммы процентов по коммерческим кредитам на затраты предприятия и увязку их со ставкой рефинансирования.

· Предоставить дополнительную ликвидность банкам.Выдавать ликвидность по стоимости не более ставки рефинансирования и не менее 50% ликвидности на срок не менее года.

· Предоставить государственные гарантии по коммерческим инвестиционным кредитам.

· Принимать в качестве до 50% обеспечения государственных кредитов и гарантий, долговые, в том числе дефолтные, обязательства предприятий реального сектора экономики, не обьявивших о своём банкротстве.

3. Создавать стимулы к наращиванию инвестиций в развитие производства путём стимулирования промышленного и потребительского спроса в приоритетных направлениях, оказывающих максимальный кумулятивный эффект на развитие других отраслей и экономики в целом:

· Сконцентрировать ресурсы на реализации национального проекта по строительству доступного жилья. Стимулировать жилищное строительство путём:

o предоставления государственных гарантий по выкупу квартир по новым и незавершённым проектам строительства доступного жилья в общем объёме 100 млн.кв. метров, по себестоимости строительно-монтажных работ в случае невозможности их реализации на рынке.

o предоставить государственные гарантии на 50% от размера ипотечных кредитов, получаемых гражданами в коммерческих банках на строительство доступного жилья по ставке не более 18% годовых.

o субсидировать работникам бюджетной сферы 2/3 ставки по ипотечным кредитам

· Запустить проекты в области энергоэффективности в ЖКХ (по замене котельного оборудования и трубопроводов, замене оконных рам и утеплению фасадов домов).Предоставить местным властям межбюджетные целевые кредиты для реализации указанных программ с условием софинансирования но не более 10% от стоимости проектов и использования российского оборудования и материалов.

4. Реализовать программы по кризисному сокращению расходов:

· Незамедлительно провести ревизию реализуемых мер по оказанию выборочной поддержки отдельных компаний, отказаться от практики спасения компаний от марджин-колов иностранных банков и интервенций на фондовом рынке.

· Приступить к программе сокращения расходов на содержание госаппарата, в том числе силовых ведомств, налоговой инспекции, не менее чем на 30%.

· Приостановить реализацию дорогостоящих МЕГА – проектов, находящихся в ранней стадии и не имеющих очевидного эффекта для развития экономики (Остров Русский, Урал Промышленный – Урал Полярный и др.).

· Объявить временный мораторий на предоставление зарубежным странам межгосударственных кредитов, преследующих преимущественно политические цели.

Уже на настоящем этапе наряду с принятием антикризисных мер, необходимо приступить к выработке послекризисной модели развития российской экономики. Сегодня очевидно, что сырьевая модель в ближайшем будущем не имеет перспектив развития.
В сложившейся ситуации путь у страны только один: поворот направо – в сторону либерализации экономики.

Диверсифицировать отечественное производство, перевести его на инновационные рельсы и повысить производительность труда можно только посредством развития предпринимательской инициативы, частного бизнеса и конкуренции.
Локомотивом роста в послекризисной период должен стать несырьевой сектор экономики и высокотехнологичные производства. Необходимо создать благоприятные экономические условия для их развития, перейти от политики «ручного управления» экономикой к политике создания «стимулов» для роста массового предпринимательства. В этих целях предлагается реализовать следующий комплекс мер:

· Упразднить НДС и перейти к взиманию налога с продаж;

· В отношении малых предприятий осуществить переход от налоговой схемы к системе покупки патентов на право ведения предпринимательской деятельности;

· Создать систему налоговых стимулов, направленных на поощрение предприятий к скорейшему обновлению основных фондов и увеличение объемов инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР):

o ввести льготу по налогу на реинвестированную прибыль: снизить на 50% налог на прибыль, реинвестированную предприятиями в покупку иностранного и нового российского оборудования и технологий;

o ввести льготу по налогу на имущество организаций: не облагать этим налогом в течение трех лет запущенное в эксплуатацию новое оборудование.

· Упростить и модернизировать систему бухгалтерского учёта, максимально приблизив её к системе МСФО, отменить налоговый учет;

· Провести с помощью методологии Форсайт анализ отраслей и секторов российской экономики, которые имеют наибольшие перспективы роста в послекризисной экономике России. Применить для выбранных отраслей и секторов меры налогового стимулирования в рамках реализации по отношению к ним принципов инновационно-промышленной политики, например:

o полное или частичное освобождение от уплаты отдельных видов налогов для вновь создаваемых предприятий (налоговые каникулы и кредиты);

o ­использование амортизационных инструментов – введение ускоренной ставки амортизации на оборудование, моральный износ которого опережает физический износ;

· Укрепить организационно и финансово Федеральную антимонопольную службу, поднять статус Руководителя службы до уровня Заместителя Председателя Правительства РФ. Также приравнять персональную ответственность руководителей предприятий за преднамеренное противозаконное создание монопольного положения и действия, направленные на ограничение конкуренции, к уровню ответственности предусмотренной за налоговые преступления.

· Для эффективного развития национальной и региональных инновационных систем создать на федеральном и региональном уровне государственные финансовые институты развития, нацеленные на финансирование НИОКР, проводимых как в частных компаниях, так и в университетах и научно-исследовательских институтах, сотрудничающих с частными компаниями, как в форме грантов, так и в форме взносов в уставный капитал.

· Повысить эффективность статистического учета за развитием малого и среднего предпринимательства и снизить административную нагрузку на предприятия. Для этого необходимо обязать Федеральную службу по налогам и сборам (ФНС) предоставлять налоговую отчетность предприятий в Федеральную службу государственной статистики (Росстат).

· Провести второй этап «налоговой амнистии», распространив ее действие на юридических лиц. Разрешить компаниям, которые добровольно задекларируют доходы и активы, по которым не были выплачены налоги в предыдущие годы, уплату налогов по ставке 13% и освободить топ-менеджеров и руководителей этих компаний от административной и уголовной ответственности.[6]

Заключение

На сегодняшний день ни в одной стране и ни одного национального правительства не появилось четкого плана действий, такого, чтобы люди могли облегченно вздохнуть: «Вот истинный путь к экономическому спасению!» Похоже, никто пока толком не представляет, что нужно конкретно делать. Российское правительство проводит курс по сохранению стабильности в краткосрочном масштабе. Только бы продержаться, речи о масштабной модернизации экономики страны уже не идет. Только бы не стало хуже. Происходит консервация инфраструктурной, технологической, информационной, социальной отсталости страны.

Всемирный банк предлагает создать «фонд уязвимости» для более слабых стран, оказавшихся в кризисном состоянии, так как средств Международного валютного фонда и Всемирного банка недостаточно. Всемирный банк предлагает создать «фонд уязвимости» в следующем виде: когда богатые страны утверждают свои планы стимулирования финансирования собственных стран, они должны откладывать дополнительно 0,7 % для помощи в стабилизации экономик бедных стран.

Сейчас основные усилия ведущих стран направлены на выработку решений, основанных на едином понимании природы кризиса и путей его преодоления. Такая позиция отвечает и интересам России, заинтересованной в создании ясной сбалансированной международной финансовой системы с прозрачными регулирующими механизмами. В России дискуссия о реформе финансовой системы только начинается — ее придется перестраивать как под нужды развития страны, так и под ожидаемые изменения в мировой финансовой архитектуре. При условии стабилизации положения в финансовом секторе, предотвращения резкого усиления торгового (и финансового) протекционизма, координации действий правительства и недопущения глубокого спада в большой группе стран мировую рецессию можно удержать в «разумных пределах».

Список использованной литературы

1. Воронов Ю.П. Теоретический анализ причин кризиса / Воронов Ю.П. // ЭКО. - Новосибирск, 2009. - N 3

2. Коротаев А.В. Прогноз и моделирование кризисов и мировой динамики / Коротаев А.В., Малинецкий Г.Г., Акаев А.А. - М.: URSS, 2010. (Будущая Россия).

3. Ключникова Н.В. Закономерности и противоречия финансовых кризисов в условиях глобализации хозяйства: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Ключникова Н.В.; С.- Петерб. гос. ун-т экон. и финансов. - СПб., 2009.

4. Кушлин В. Факторы экономического кризиса и базис его преодоления / Кушлин В. // Экономист. - 2009. - N 3.

5. Медведев Р.А. Экономический кризис или исторический поворот? / Медведев Р.А., Медведев Ж.А. // Экономические стратегии. - 2009. - N 5/6.

6. Мовсесян А. Кризисные явления в мировой экономике / Мовсесян А. // Экономист. - 2001. - N 7. - С.39-50.

7. Нагаев Р.Т. Как развиваться в кризис / Нагаев Р.Т. - М.: Экономика, 2010.

8. Пороховский А.А. Политическая экономия современного кризиса / Пороховский А.А. // Главная книга о кризисе: сб. ст. - М., 2009.

9. Сенчагов В.К. Мировой финансовый кризис и пути преодоления его последствий / Сенчагов В.К. // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - N 12.

10. Тарханов О.В. Кризис: причины и следствия / Тарханов О.В. // Проблемы современной экономики. - 2009. - N 2.

11. Деловая Россия [Интернет ресурс] http://www.mgodeloros.ru/news/antikrizisnaya-programma-delovoj-rossii

[1] Воронов Ю.П. Теоретический анализ причин кризиса / Воронов Ю.П. // ЭКО. - Новосибирск, 2009. - N 3. - С.65-88.

[2] Сенчагов В.К. Мировой финансовый кризис и пути преодоления его последствий / Сенчагов В.К. // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - N 12. - С.16-22.

[3] Пороховский А.А. Политическая экономия современного кризиса / Пороховский А.А. // Главная книга о кризисе: сб. ст. - М., 2009. - С.47-58.

[4] Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию [Электронный ресурс] / А. Кудрин // www.institutiones.com

[5] Коротаев А.В. Прогноз и моделирование кризисов и мировой динамики / Коротаев А.В., Малинецкий Г.Г., Акаев А.А. - М.: URSS, 2010. (Будущая Россия).

[6] Деловая Россия [Интернет ресурс] http://www.mgodeloros.ru/news/antikrizisnaya-programma-delovoj-rossii

Наши рекомендации