Государственный бюджет: понятие, структура, состояние, регулирование. Государственный долг
Госбюджет – это ежегодная смета доходов и расходов государства. Основным источником доходной части ГБ являются налоги. Полученные таким образом средства расходуется на финансирование экономики, национальную оборону, управление, проведение различных социально- экономических программ. Если доходы превышают расходы, говорят о положительном сальдо ГБ. В обратном случае – расходы больше доходов – имеет место бюджетный дефицит. Он приводит к росту государственного долга. Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в экономике, фиксируя их результат.
Причины бюджетного дефицита:
спад общественного производства;
рост предельных издержек общественного производства; -
массовки выпуск «пустых денег»;
неоправданно «раздутые», социальные программы;
рост затрат на финансирование ВПК;
крупномасштабный оборот «теневой» экономики;
огромные непроизводительные расходы, хищения, потери произведенной продукция и т.д.
В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает двумя традиционными способами покрытия бюджетного дефицита:
I) государственные займы;
2) ужесточение налогообложения,
Но есть и третий способ – увеличение денежной массы в обращении – собственное производство денег, или «сеньораж» (печатание денег). Но это может привести к усилению инфляции.
В настоящее время «сеньораж» реализуется посредством создания резервов коммерческих банков.
Существуют три основные концепции по проблеме регулирования ГБ:
I) первая концепция базируется на необходимости ежегодного балансирования ГБ. Однако такое состояние бюджета исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики с антициклической направленностью. Дело в том, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления автоматически снижаются. Для балансирования бюджета правительство должно повысить ставки налогов или сократить государственные расходы. Однако в обоих случаях произойдет сокращение совокупного спроса.
2) вторая концепция базируется на утверждении о необходимости балансирования бюджета в ходе экономического цикла, а не за каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет.
3) подход к регулированию бюджета связан с концепциейфункциональных финансов, в соответствии с которой проблема сбалансированности бюджета является второстепенной, а главной задачей выступает стабилизация экономики.
24. Длинные волны (Н. Кондратьева) экономического развития. Роль базовых нововведений в развитии рыночной экономики
Кондратьєв выделил 3 вида циклов:
Краткосрочные (3-3,5г.)– отклонение от равновесия І порядка – от равновесия между спросом и предложением. Отражаются на деятельности отдельных предприятий. Возникают в результате внутриотраслевой конкуренции. Материальная основа – процесс обновления потребительских свойств товара (жизненный цикл товара). Методы регулирования – маркетинг, планирование на предприятии.
Среднесрочные– возникают в результате межотраслевой конкуренции. Отклонение от равновесия ІІ порядка, то есть от равновесия цен производства Колебания отражаются на состоянии экономики в целом. Материальная основа – обновление орудий труда. Методы регулирования – государственное централизованное регулирование (налоговое, кредитное, инвестиционное, инновационное).
Долгосрочные – “длинные волны”, циклы Кондратьева. Возникают в результате нарастания общеэкономических противоречий национальной экономики. Отклонение от равновесия Ш порядка, то есть от оптимальной структуры экономики. Колебания отражаются на экономической структуре общества. Материальная основа – изменения в технологиях. Методы регулирования – развитие международного сотрудничества, кооперации труда.
Долгосрочные колебания обнаружили еще во второй половине 19 столетия. Исследовали их Джевонс, Туган-Барановский, Каутский. Кондратьєв в работе “Большие циклы конъюнктуры” 1926г. проанализировал массив данных ( индексы товарных цен, заработной платы, ренты, оборота внешней торговли, производства каучука, угля, потребления минерального топлива) за 140 лет.
На практике инновации классифицируются по ряду признаков.
По причинам возникновения они делятся на «реактивные» — как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, для ведения борьбы на рынке и выживания предприятия, и на стратегические,внедрение которых определяет приобретение перспективных преимуществ перед конкурентами.
Для предприятия инновации могут выступить как:
а) продуктивные — производство нового изделия, продукции и услуги, что связано с созданием новых видов производства; созданный новый продукт может привести к уменьшению спроса на прежний, что повлечет за собой ликвидацию старых видов производства. Следовательно, кумулятивное влияние инновации продукта состоит преимущественно в перераспределении рабочих мест;
б) рыночные — открывающие новые сферы внедрения продукции и тем расширяющие пространство рынка;
в) процессорные (творческие) — применение новых технологий, структур управления и организация ресурсосберегающего метода (способа) производства, продукта или услуги;
г) потребительские— направленные на удовлетворение текущих запросов потребителя и формирование новых в перспективе.
По инновационному потенциалу в зависимости от предметного содержания и темпа реализации новшества различают следующие виды нововведений: радикальные (или базовые) , когда применяют принципиально новые новшества; комбинаторные, характеризующиеся использованием различных сочетаний новшеств в виде конструктивного соединения элементов; модифицирующие, имеющие направленность на совершенствование, обновление конструкций и форм новшеств.