Причины устойчивых различий в уровнях заработной платы
Как практически формируется уровень оплаты труда работников различных
профессий и отраслей?
Основой этого процесса является ситуация на рынке товаров,которые
производятся тем или иным предприятием. Отсюда вытекает и соотношение
спроса и предложения на соответствующем рынке труда,
которое определяет заработную плату.
Поэтому различия в оплате и условиях труда между преуспевающими
и переживающими трудности фирмами являются обязательным элементом
рынка труда.
Но если бы заработная плата определялась только такими краткосрочными
изменениями в рыночной ситуации, то в конце концов во всех
отраслях и профессиях ее уровень стал бы примерно одинаковым из-за
перетока кадров с предприятия на предприятие в погоне за более высокой
оплатой труда. Здесь самая подходящая аналогия —уровень воды
в сообщающихся сосудах. Ведь все отрасли, как сосуды,соединены друг
с другом через общенациональный рынок труда.
Однако физические законы на рынке труда срабатывают не полностью:
между отраслями и профессиями, как правило, существуют и устойчивые
различия в оплате труда. Некоторое представление о масштабе таких различий
при развитом рынке труда можно составить на основе рис. 12.6.
Юридические и прочие услуги
Финансы и страхование
Добывающая промышленность
Профессиональные и технические услуги
Оказание информационных услуг
Оптовая торговля
Обрабатывающая промышленность
Строительство
Государственное управление
Транспорт и складское хозяйство
Торговля и другие операции с недвижимостью
Медицина и социальные службы
Образование
Искусство, развлечения, отдых
Городское управление и технические службы
Прочие услуги, кроме государственного управления
Розничная торговля
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство
Гостиничное дело и общественное питание
Рис. 12.6. Уровни заработной платы по отраслям экономики США
(2001 г., долл./ч.)
Различия в оплате труда определяются четырьмя главными факторами:
1) сложностью труда. Чем сложнее трудовые обязанности, тем дольше
им надо обучаться. И чтобы люди на это согласились,дополнительные
усилия им надо компенсировать более высокой зарплатой. В большинстве
развитых стран мира люди с высшим образованием, как правило,
получают больше, чем люди, занятые на работах, где такого
образования не требуется.
Это закономерно, поскольку люди с образованием приходят на рынок
труда с большим человеческим капиталом, что позволяет им выполнять
более ценные для нанимателей виды работ. За больший объем человеческого
капитала, предоставляемого в распоряжение нанимателей,
они и имеют повышенную оплату. С этих позиций получение лучшего
образования выглядит не как удовлетворение людского любопытства,
а как усилия по увеличению своего человеческого капитала и созданию
себе в будущем более выгодных условий для продажи труда;
Человеческий капитал —знания и навыки, накопленные человеком в результате
обучения и предыдущей трудовой деятельности и влияющие на возможность
его трудоустройства и уровень получаемой зарплаты.
2) тягостью труда. Некоторые рабочие получают больше, чем инженеры.
Это связано с тем, что зарплата должна компенсировать им не
только усилия по обучению специальности, но и повышенную тягость
работы в некоторых типах производств. Именно поэтому обычно довольно
высоки заработки рабочих металлургических и химических производств,
а также шахтеров;
3) ограниченностью талантов. Во всем мире очень высоки заработки
выдающихся спортсменов, рок-музыкантов, оперных певцов и кинозвезд.
Каждый из таких людей выступает на рынке труда как ≪уникальный
товар≫ в силу естественной редкости таланта. ≪Приобрести≫ же этот
товар желает огромное количество зрителей. Иными словами,предложение
такого ≪товара≫ крайне ограниченно при высочайшем спросе.
Следовательно, и цена этого таланта, т. е. оплата его труда,взмывает до
небес;
4) степенью риска, с которой связана та или иная работа. Чем выше
риск нужной обществу работы, тем более высокую ставку зарплаты запросят
люди, согласные ею заняться. Это четко прослеживается,например,
в оплате труда работников таких специальностей, как шахтеры,летчики-
испытатели, космонавты, предприниматели и специалисты по
биржевым операциям (например, с ценными бумагами): одни из них
рискуют своим здоровьем и жизнью, другие —огромными суммами денег,
вложенных в сделки.
Если экономические механизмы страны нормально отлажены, то рынок
труда не допускает чрезмерных различий в уровнях оплаты труда для
людей массовых профессий. Как можно просчитать на основе рис. 12.6,
разброс в уровнях оплаты труда по отраслям экономики США составляет
около 4,8 раза.
Куда хуже обстоит дело в экономике, лишенной нормально функционирующего
рынка труда и обслуживающих его систем (образования и
жилищной торговли). Здесь мобильность рабочей силы резко снижается,
что, в сочетании с другими факторами, ведет к огромным экономически
необоснованным различиям в уровнях оплаты труда, т. е. к чрезмерной
дифференциации заработной платы.
Именно такую ситуацию в российской экономике в 2001 г.демонстрирует
рис. 12.7.
Рис. 12.7. Уровни заработной платы по отраслям экономики России
(2001 г., руб./месяц)
Как мы видим, здесь разница в уровнях оплаты труда куда больше,
чем в США, —примерно в 6,3 раза. Обратим внимание, что лидерами
по уровню зарплаты являются топливная промышленность, банки,
электроэнергетика и транспорт. За исключением банков (где причины
особенно высоких доходов кроются в близости к выгодам от инфляционного
роста денежной массы), три остальных лидера по оплате труда — отрасли, где наименее слаба конкуренция и где фирмы легче всего могут
навязать покупателям высокий уровень цен.
Вообще же на уровень заработной платы в России все больше влияют
рыночные факторы, а именно баланс спроса и предложения работников
по отдельным профессиям (табл. 12.1). Так, в силу острой нехватки
производственного персонала ожидается, что предприятия начнут
брать на работу менее опытных, молодых специалистов на стажировку,
обучать их на ходу. Соответственно требования к специалистам на производстве
будут несколько ниже положенных. Однако уже сейчас компании
готовы платить своим сотрудникам таких профессий зарплаты,
значительно превышающие их реальную стоимость на рынке труда.
БИЛЕТ 21
1 Вопрос
Причины и виды инфляции
В зависимости от темпов роста цен на рынке различают инфляцию:
1. ползучую при ежегодных темпах прироста цен на 3-4%. Такая инфляция характерна для развитых стран, которые рассматривают ее как стимулирующий фактор;
2. галопирующую при среднегодовых темпах прироста цен на 10-50% (иногда до 100%), которая преобладает в развивающихся странах;
3. гиперинфляцию при ежегодных темпах прироста цен свыше 100%, свойственную странам в отдельные периоды, когда они переживают коренную ломку своей экономической структуры.
В зависимости от причины, которая преобладает, различают два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек производства.
Инфляция спроса
Традиционно инфляция возникает при избыточном спросе. Спрос на товары больше, чем предложения товаров, в связи с тем, что производственный сектор не в состоянии удовлетворить потребности населения. Этот избыток спроса ведет к росту цен. Существует много денег при малом количестве товаров. Инфляция спроса обусловлена:
1. ростом военных расходов. Военная техника и военная продукция не функционируют на рынке, их приобретает государство и направляет в запас. Деньги для обслуживания этой продукции по существу не требуются, поскольку она не переходит из рук в руки;
2. дефицитом бюджета и ростом государственного долга. Покрытие дефицита осуществляется либо государственными займами, либо эмиссией банкнот, что создает государству дополнительные средства, а, следовательно, и дополнительный спрос;
3. кредитной экспансией банков. Расширение кредитных операций банков и других кредитных учреждений приводит к увеличению кредитных орудий обращения, которые также создают дополнительные требования на товары и услуги;
4. притоком иностранной валюты в страну, которая с помощью обмена на национальную денежную единицу вызывает общий рост объема денежной массы, а, следовательно, и излишний спрос.
Итак, инфляция спроса наблюдается в том случае, если рост уровня цен происходит под влиянием общего увеличения совокупного спроса.