Государство как экономический субъект
Государственное регулирование экономики –воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, решения экономических и социальных проблем.Основная причина необходимости государственного регулирования экономики – существование фиаско рынка:
· нарушение условий эффективного саморазвития и саморегулирования (кризисы, инфляция, безработица);
· несовершенство рынка – возникновение монополий, нарушение механизма ценообразования, недоброжелательность информации и т.д.;
· отрицательные побочные (внешние) эффекты;
· необходимость предоставления общественных благ;
· потребность в проведении специфической микроэкономической политики по стабилизации экономики.
Общественные блага – блага, предоставляемые только государством (охрана порядка, коммуникации, фундаментальная наука и др.). Потребление их осуществляется коллективно. Оценка этих благ неодинакова с точки зрения потребителя, а их объем определяется государством.
Внешние эффекты - воздействия, которые возникают в результате деятельности третьих лиц- хозяйствующих субъектов. Когда у третьей стороны возникают некомпенсируемые издержки, говорят об отрицательном внешнем эффекте, когда же третья сторона, не участвующая в рыночной сделке, получает от нее доход, проявляются положительные внешние эффекты.
Отрицательные внешние эффекты прежде всего связаны с загрязнением окружающей среды. Потери общества из-за отсутствия прав собственности на такие природные ресурсы, как воздух, вода и другие, не учитываются в издержках фирм-загрязнителей. Следствием этого является нерациональное распределение других природных ресурсов. Положительные внешние эффекты связаны с полезностью от деятельности субъектов хозяйствования не отраженной в цене производимой продукции. В этом случае некоторые отрасли могут получать ресурсы в недостаточном количестве. Например, здравоохранение приносит пользу как отдельным людям, так и обществу в целом. Однако рынком будут учитываться лишь платежеспособные потребности частных лиц, в связи с чем объем услуг медицинских служб будет ниже его оптимального уровня.
Следовательно, рыночный механизм не всегда обеспечивает оптимальное распределение ресурсов, в некоторые отрасли и фирмы они могут поступать либо в чрезмерном, либо в недостаточном количестве. В первом случае задачей государства является нейтрализация негативных последствий. Для этого используются меры административного воздействия, налоги или штрафные санкции. Налог - обязательный платеж физических и юридических лиц, установленный законодательно в целях удовлетворения общественных потребностей. Различают прямые налоги (с дохода субъекта) и косвенные (надбавка к цене, налог на потребителя).
Формы государственного вмешательства в экономику:
– правовая — государство определяет правовую основу собственности, функционирования экономики, отдельных хозяйственных субъектов, регионов и отраслей;
– социально-экономическая — реализуется через совокупность конкретных способов (налоги, трансферты и т.п.) воздействия на процессы ценообразования, поведения хозяйственных субъектов и экономическую активность;
– организационно-институциональная — государство регулирует процессы функционирования экономической системы, создавая соответствующие учреждения, институты и агентства различного профиля и направления.
Помощь государства предприятиям:
· субсидирование — денежное пособие (за счет средств государственного бюджета) для технического перевооружения, реорганизации и др., (возможно в виде льготного кредитования или налогообложения предприятий и отраслей);
· дотация — безвозмездное финансовое пособие для покрытия убытков и субвенция — безвозмездное пособие для финансирования определенного мероприятия (например, в случае банкротства).
Направления микроэкономического регулирования: антимонопольное;разгосударствление, приватизация и национализация; распределение, охрана окружающей среды;создание общественных благ.
Антимонопольное законодательство— законы, запрещающие практику сокращения конкуренции и возможности роста силы монополии. Основные направления деятельности антимонопольных органов: контроль за слиянием фирм; противодействие монополистической фиксации цен, тайному сговору в отрасли; уменьшение монополистической ценовой дискриминации.
В качестве монополиста обычно выступает крупное объединение, которое имеет возможность:
· применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками и снижать цены;
· выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;
· противостоять конъюнктурным колебаниям рынка, то есть в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения, более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.
Таким образом, существование монополистических объединений оказывает благотворное влияние на развитие экономики. В то же время монополии оказывают и негативное воздействие на рынок:
· увеличивая свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;
· «эксплуатируя» потребителей, устанавливая цены выше их равновесного уровня;
· ослабляя конкуренцию вместе с ее влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.
Рынок несовершенной конкуренции обеспечивает менее эффективное использование ресурсов(убыток, возникающий в силу монополизации рынков и в силу нерационального распределения ресурсоввСША достигает 2% валового национального продукта страны).
Защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства.
Экономические меры антимонопольной борьбы:
– поощрение создания товаров — заменителей;
– поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов, предоставление государственных заказов);
– привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
– финансирование мероприятийпо расширению выпускадефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.
Административные мерынаправлены на демонополизацию рынков, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство, включающее положения:
– запрещающие тайный сговор, направленные на поддержание монопольных цен;
– не разрешающие слияния, которые ведут к установлению контроля над предложением;
– предусматривающие принудительную демонополизацию (дробление);
– запрещающие недобросовестную конкуренцию.
Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США. Первый антитрестовский закон (закон Шермана) был принят в 1890 г. Он признавал незаконными и уголовно наказуемыми монополизацию торговли, захват контроля над той или иной отраслью, сговор о ценах. Западноевропейское законодательство более либерально. Сложной проблемой является определение факта монополизации. Законодательство большинства стран исходит из того, что рынок монополизирован, если на долю одного продавца приходится 33%, на долю трех — 50%, на долю пяти — 66,6% оборота, вводит ограничения и пресечения монополистской деятельности и недобросовестной конкуренции.
Меры контроля экологической ситуации:
· природоохранное законодательство – предусмотрены стандарты на выбросы, нарушение которых ведет к штрафам и другим формам ответственности;
· плата за выбросы – введение специальных налогов или штрафных санкций за каждую единицу выбросов; государство пытается увеличить затраты производителей, сократить объем производства до его оптимального уровня. Государство определяет границы объема выбросов, который становится объектом купли-продажи. Фирмы решают, что им выгоднее купить: право на загрязнение или оборудование по очистке отходов производства.