Доход фирмы — совершенного конкурента

Горизонтальная кривая спроса на продукцию отдельной фирмы и единая рыночная цена (Ре=const) предопределяют форму кривых дохода в условиях совершенной конкуренции.

1. Совокупный доход ( Доход фирмы — совершенного конкурента - student2.ru ) — общая величина дохода, полученная фирмой от реализации всей своей продукции,

Доход фирмы — совершенного конкурента - student2.ru

представлен на графике линейной функцией, имеющей положительный наклон и берущей начало в точке начала координат, поскольку любая проданная единица выпуска увеличивает объем Доход фирмы — совершенного конкурента - student2.ru на величину, равную рыночной цене !!Ре??.

2. Средний доход ( Доход фирмы — совершенного конкурента - student2.ru ) — доход от реализации единицы продукции,

Доход фирмы — совершенного конкурента - student2.ru

определяется рыночной ценой равновесия !!Ре??, а кривая Доход фирмы — совершенного конкурента - student2.ru совпадает с кривой спроса фирмы. По определению

Доход фирмы — совершенного конкурента - student2.ru

3. Предельный доход ( Доход фирмы — совершенного конкурента - student2.ru ) — добавочный доход от реализации одной дополнительной единицы выпуска,

Доход фирмы — совершенного конкурента - student2.ru

Предельный доход также определяется текущей рыночной ценой при любом объеме выпуска.

По определению

Доход фирмы — совершенного конкурента - student2.ru

так как

Доход фирмы — совершенного конкурента - student2.ru

Все функции дохода представлены на рис. 4.2.

Доход фирмы — совершенного конкурента - student2.ru

18.Ценообразование в условиях монополии и равновесие фирмы – монополиста. Ценовая дискриминация.

Монополия — одна из видов рыночных структур, характеризующих следующие условия конкурентной борьбы между фирмами отрасли в условиях рынка:

1) существует один продавец уникального товара, то есть товар не имеет близких заменителей, и его продажей занимается только одна фирма;

2) существуют непреодолимые или труднопреодолимые входные барьеры в данную отрасль (на рынок данного товара), такие как эффект масштаба, превосходство монополиста, недобросовестная конкуренция и др.

В случае монополии в условиях равновесия, цена не является заданной величиной. Производитель, сталкивающийся с совокупным рыночным спросом, осознает, что чем больше продукции он произведет, тем меньшей будет возможная цена реализации. Кривая спроса (и средней выручки) для монополиста имеет отрицательный наклон (рис1). В этом случае, предельная выручка будет все время ниже средней. В условиях монополии кривые средней и предельной выручки не совпадают, причем MR < AR, т.е. монополист максимизирует свою прибыль при MR = МС, но в отличие от фирмы, функционирующей в условиях совершенной конкуренции, MR < Р.

Кривые MR и МС пересекаются в точке Е, которой соответствует выпуск монополистом Q1 единиц продукции. В свою очередь объему выпуска Q1 соотв. точка K на кривой спроса и цена спроса P1 (рис2)

рис.1 рис.1

Ценовая дискриминация является одним из способов рас­ширения рынка сбыта в условиях монополии. Производя про­дукции меньше и реализуя ее по более высокой цене, чем в ус­ловиях чистой конкуренции, монополист тем самым лишается части потенциальных покупателей, которые были бы готовы приобрести товар, если бы его цена была ниже монопольной. Однако, снижая цену с целью расширения объема сбыта, моно­полист вынужден снижать цену на всю продаваемую продук­цию. Но в некоторых случаях фирма может устанавливать раз­ные цены на одну и ту же продукцию для разных групп покупателей. Если одни покупатели приобретают продукцию по более низкой цене, чем остальные, имеет место практика ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация может проводиться при следующих случаях:

1) покупатель, приобретя продукцию, не имеет возможности перепродать;

2) существует возможность разделить всех потребителей дан­ной продукции на рынки, спрос на которых имеет разную элас­тичность.

19.Ценообразование в условиях олигополии и модели поведения фирм – олигополистов. Равновесие фирмы.

Олигополия – это вид конкуренции, который предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть разнородной , так и однородной. Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.

Отличительными признаками олигополии является следующее:

1) в отрасли действует несколько крупных фирм; 2) фирмы могут оказывать влияние на рыночную цену; 3) олигополистическая ситуация во многом схожа с монополистической, а в случае сговора и образовании картеля, они вообще схожи с чистой монополией.

Можно выделить 3 принципиально возможных варианта поведения фирмы на рынке олигополий:

1) Доход фирмы — совершенного конкурента - student2.ru Нескоординированная олигополия. Для этого варианта характерна ломаная кривая спроса и жесткость цен. Присутствует неуверенность соперников относительно друг друга из-за отсутствия договоренности. Фирмы в отрасли считают: - если повысить цену, то соперники не последуют за ними, и спрос в этом случае будет весьма эластичным; - если фирма снизит цену, то конкуренты последуют за их ценовой политикой, и спрос станет неэластичным. В этих условиях кривая спроса принимает ломаный вид в точке установления цены.

2) Сговор фирм, на котором основан принцип максимизации совместной прибыли.

Картель – это объединение фирм согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции, так как если бы они слились в чистую монополию. Условия успешного действия картеля – это установление квот по объемам производства для каждого участника, но у фирм всегда возникает желание получить двойной выигрыш: продать свою продукцию по высокой картельной цене, но с превышением низких картельных квот, этот недостаток картельного соглашения приведет к появлению неявного скрытого соглашения.

Тайный сговор – это негласное соглашение о ценах, разделения рынков и др. способов ограничения конкуренции, которые запрещаются нормами антимонопольного законодательства. Если же м/у уч-ками сговора будет достигнута договоренность, то равновесие будет достигаться аналогично механизму описанной фирмой чистой монополии.

3) Лидерство в ценообразовании, т.е. ситуация директивных цен. Представляет собой компромисс между (1) и (2) вариантами. Одна фирма выступает как ценовой лидер: устанавливает цену так, чтобы максимизировать собственную прибыль. Остальные фирмы в отрасли воспринимают цену лидера как заданную. Однако чтобы не нарушить равновесия, лидер прощупывает отношения конкурентов и устанавливает приемлемую для всех цену.

20.Ценообразование и равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции. Неценовая конкуренция.

Кривая спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции будет менее эластична, чем кривая спроса конкурентной фирмы, и более эластична, чем кривая спроса монополиста. Степень эластичности зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта или услуги. Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в условиях монополистической конкуренции производится меньше товара, чем в условиях совершенной конкуренции.

Кривая предложения представлена кривой предельных издержек.

Краткосрочное равновесие: MR = MC.

1) максимизация прибыли 2) минимизация убытков  
Доход фирмы — совершенного конкурента - student2.ru  
3) нормальная прибыль долговременного периода  
Доход фирмы — совершенного конкурента - student2.ru  
 

Где, АС – средние издержки, МС – предельные издержки, Р – цена, Q – количество, МR – предельный доход.

Неценовая конкуренция — метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства[1].

Неценовая конкуренция основана на предложении товара более высокого качества, с большей надёжностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами. Существенную роль в неценовой конкуренции играют: оформление, упаковка, последующее техническое обслуживание, реклама[2].

От неценовой конкуренции следует отличать скрытую ценовую конкуренцию, которой фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало

Наши рекомендации