Национальная экономика(НЭ): понятие, цели, стр-ра

Национальная экономика(НЭ): понятие, цели, стр-ра

С сер.XX в. НЭ рассм. в 2-х аспектах:

1-как науку и дисципл.(обект - нац. хоз. с-ма; предмет– соц., эк. процессы воспр-ва, закономерности функц-ния и разв-я хоз. сис-мы, её структ-х эл-тов, потенциалов, мех-мов; субъект – органы управ-ния и научн. стр-ры; инструментарий – комплекс общенаучн. и спец-х методов познания. Напр., с-ный (сис-ма упорядрчен. множ-во эл-тов, объединён-х взаимосвязями и отн-ями в единое целое) и стр-но- функцион. подход ( в рамках дан. подхода модель эк-ки мож. представить как сис-му институтов, их целей, ф-ий, видов деят-ти). 2-как область хоз.практики: НЭ – хоз. сис-ма страны, отвеч-щая принципам суверенности, целостности, соц-сти, нац. ориентации. Хар-ные черты и усл-я: суверенитет нации и гос-ва, террит. целостность, единство эк. простр-ва и юр. среды, наличие един.платёжн. ср-ва и целостн.фин. сис-мы, развитость внутр. рынка и стабиль. внешнеэк. и геополит. отнош-й).

НЭ стр-руют по признакам: 1) по организ-му признаку ( НЭ – совок-сть хоз-щих субъ-в различных орг-но-правовых форм и форм собст-ти); 2) по стр-ному ( НЭ – сов-ть хоз-венных комплексов: пром-сть, АПК, воен-промышл., топл.-энерг., строительн. комплексы и т.д.); 3) по функциональному (НЭ – сов-сть потенциалов (П): природ.-ресурсн. П, демограф., труд., научн., инновацин., производствен., эколог. П); 4) по институц-му ( НЭ – сов-сть институтов рынка и сегментов нац.рынка(Р): Р фак-ров пр-ва Р тов. и усл., валютн. Р фонд Р, Р объектов интел. соб-сти, жилья и т.д.).

НЭ нах-ся в сложном трансформац-м состоянии. Поэтому её осн. целями явл.: -формир-ние полной сов-ти институтов и хар-тик эк. сис-мы суверенного гос-ва; -преобразование действ-х, построение новых институтов соц.ориентиров-го смешанного хоз-ва; - преоброзавание стр-ры эк-ки на основе нов. высоких тех-гий, миров. тенденций глобализации, эффект-го МРТ(м/нар. раздел-я труда).

Предпосылки становления , функц-ния и разв-я НЭ.

НЭ Бел. нах-ся в сложном трансформац-м процессе, кот. охватывает: -форм-ние полной сов-ти институтов и хар-тик эк. сис-мы суверенного гос-ва; -преобраз-е действующих, построение новых институтов соц.ориентиров-го смешанного хоз-ва; - преобр-ние стр-ры эк-ки на основе нов. высоких тех-гий, миров. тенденций глобализации, эффект-го МРТ(м/нар. раздел-я труда). Для успешного осущ-ния этих процессов необх-мы достаточные предпосылки. Их дел.на 3 группы: 1) общесист-е ( носят конституц-прав-й, идеолог-й, полит-й, мировоззренч. хар-р. В РБ они сформулированы в Конст-ции РБ и в Нац-м стратегич. устойчивом развитии(НСУР) до 2020г., а именно: *построение и разв-е унитарного демократ. соц.-правового гос-ва; * форм-ние современ. гражд. общ-ва; *создание соц.ориентир-й рын. эк-ки; * уважение соц-х, псих., культ., ценностных ориентаций народа ( менталитет нации, нравствен.устои)); 2) сист-е (вкл единство эк., институц-правового простр-ва, общность хоз-венных инст-тов, мех-мы и нормы взаимод-вия с внешней средой, а именно: *- создание един. институцион.-правов. среды для страны в целом, её регионов, секторов экономики( Конст.РБ, ГК, Банк., Налог., Тамож. кодексы и др); *- учет специфики страны при форм-нии потенциала НЭ (РБ располаг. Долговр-ми ф-рами развития: высоквалиф-й кадровый, научно-тех., пром-й, агропром-й потенциал, большие запасы отд-х. видов минер-сырьев. рес-сов. Есть и негативн. аспекты: -несовершен. стр-ра воспр-ва, -физич. и моральн. износ ОПФ, -устаревшие тех-гии, -низк. кач-во некот. видов пр-ции и услуг.); 3) внутрисис-е ( предполаг. обеспечение эф-ти и конкур-спос-ти эк-ки на основе принципов рационального хоз-ния, а именно: *-перевод эк-ки на инновац., высокотехнолог-е, наукоемкое разв-е; *-оптимизация воспроизв-й, отраслев., технол., регион. стр-р НЭ; *- обеспечение рацион-ти, стратегич. целенаправл-сти, тактич. гибкости сис-мы НЭ);

Выдел.так же внешнеполит. П (открыт-ть эк-ки, многовекторность внешн.пол-ки, стабильностьстратег-х приоритетов м/нар. сотр-ва, глубокое знание и прогноз коньюнк-ры внеш.рынков) и внутриполит. П ( соверш-ние политич. сис-мы в рамках Конст.РБ). Все эти предпосылки вкл в программы и прогнозы соц-эк. разв-я РБ.

Пон-е и состав СЭП страны.

Пот-лпримен-но к эк-ке означ. возм-ти и их источники, кот м.б использ-ны для целей соц.-эк разв-я. СЭП-макс. возмож. спос-ть произвести пр-цию в соотв-и с запросами внутр. и внеш.рынков. Состав: прир.-ресурс, демограф, труд, научно-техн, инновац, инвестиц, производ, внешнеэк, эколог потенциалы. Ур-нь разв-я СЭП характ-ся и стр-рой, технич.ур-нем, пр-вом и потребл-ем, кач-вом пр-ции всех отраслей, накоплен и располагаемыми страной мат и дух цен-тями, нах-щимися как на ее тер-и, так и за рубежом.

Экологический птенциал.

Экологический потенциал не может быть полностью оценен экономически, так как включает «невесомые полезности» природных условий.

При оценке экологического потенциала Белару­си необходимо учитывать все те экологические проблемы, кото­рые накапливались в стране во второй половине XX в.

Наиболее серьезной экологической проблемой остается ра­диоактивное загрязнение в результате катастрофы на Черно­быльской АЭС.

Значительная часть территории республики площадью 4,8 млн), на которой проживало 2,5 млн человек, загрязнена радионуклидами. Пло­щадь сельскохозяйственных земель с отмеченным уровнем со­держания цезия составила 1,8 млн га.

Одной из важнейших проблем в контексте устойчивого раз­вития- экономики страны является защита атмосферы, сниже­ние уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных горо­дах и промышленных центрах Беларуси.

Экологический потенциал страны в значительной мере за­висит от качества поверхностных и подземных вод. Если по уровню водообеспеченности Беларусь находится в сравнитель­но благоприятных условиях, то проблема качества природных вод стоит весьма остро, несмотря на уменьшение объемов водо-отведения и проводимую реконструкцию очистных сооружений.

Включение в состав природных вод не свойственных им веществ различно­го техногенного происхождения сопровождается загрязнением воды

Устойчивость экологического потенциала страны во многом определяется мерами по рациональному использованию земель в сельскохозяйственном производстве и других отраслях эконо­микки

Загрязнение земель, связанных с сельскохозяйственным производством, в условиях Беларуси проявляется в избыточ­ном накоплении химических веществ в результате известкова­ния кислых почв, внесения минеральных удобрений и пестици­дов, а также чрезмерного полива сельскохозяйственных угодий стоками животноводческих комплексов. В целом по стране из­быточное накопление биогенных элементов произошло на 6 % пахотных земель. Необходима рациональная система применения минеральных и органических удобрений.

Образование и накопление отходов производства и потреб­ления ведет к ослаблению экологического потенциала страны и представляет реальную угрозу здоровью людей.

В сохранении биологического разнообразия главенствую­щая роль принадлежит особо охраняемым природным терри-ториям. Прежде всего это участки земли и части водного про-втранства, в том числе природные комплексы, которые имеют влажное экологическое, научное, культурное, эстетическое, ис-тбрическое значение и в отношении которых установлен осо­бый режим охраны и использования.

Демогр. и тр. потенциал.

Демогр потенц хар такими пок-ми как числ-ть нас-ния, плотн-ю, полов сост-м, нац-ти, языку, сем положению, образованию, принадл к соц группам, пок-м движ насел.Числ-ть насел РБ на нач 2008г сост 9690тыс чел. Начин с 70-х набл-ся относ-й спад роста насел, кот в 90-х привел к сокращ числ-ть насел. В целом за период 94-07гг числ-ть нас-ния сокр 0,5млн. чел. С 93г ситуац в РБ хар депопуляцией (вымир нации). Такая ситуац хар-на для всех отрасл РБ. При этом наиб-е значит-е уменьш-е числ-ти нас-ния Гом и Мог обл. Это вызволо серьезн-е измен-ния в стр-ре насел по полу и воз-ту. Причина- высок смерт мужчин, особ-но в трудоспос возр. По классиф-ции ООН насел РБ счит-ся старым. В РБ доля насел свыше 65лет сост 14%, притом что пороговое значен 7%. С точки зрения пок-ля освоен тер-рии РБ явл густо населен. Средн плотность населен 46чел на 1м.кв. Наиб засел Минск обл, наимен Витебс обл. За послед 15лет резко увел темп роста город насел и сокр числ-ть сельск. На нач 2008г сел-е нас-ние в РБ 2,6млн. Наибол высок ур-нь урбан-ции в обл центрах. На форм-ние численной половозрт ст-ры нас-ния опред влиян оказ миграция. Для РБ хар-н как внеш так и внутр имграция. При этом сальдо внешнемиграц потока полож-е за счет чего часто реш-ся проблема сокращен числ-ть нас-ния. В РБ сущ-т закон «О дем-й безоп-ти». Важн сост частью пот-в явл трудов потенц, к-й хар-т кол трудоспос насел. Границы труд потенц опред физ-ми и соц-эк усл-ми и устан органами гос управл. В РБ трудоспос с 16лет. Пенсион возр для Ж 55,М 65. Доля труд насел достигла своей пиковой вел-ны в 2007 62% от общ числ. До 2015 этот пок-ль будет сниж. Макс доля трудоспос-го населен соср в Минск обл. во всех остальн-х примерн одинакова. В составе ТР выдел эк-актив и эк-неакт населен. В РБ эк-акт насел 70%. Наиб уд вес в занятости насел прих на промышл 26-27% и торговлю 13-15%. Доля в промышл уменьш, в торговле увелич. Рб относ к гос с высок Ур-м образ насел 46% рабочих имеют высшее и ср.спец обр-е. Рб хар-ся низк Ур-м безраб. На конец 20007-1%.

Научно-тех.(НТП), инновац.

НТП- сов-ть рес-в и усл-й, осущ-е приклад. научных исслед-й и разработок ,вкл-я опытно-конструкторск. и опытно-технол-е. Качеств.хар-кой НТ пот-ла явл.стр-ра по отраслям наук. Традиционно преобл. ест.,технич., мед. и с/х науки.Это определило специализ-ю страны на машино- и приборостроении.Осн.часть НТ пот-ла сконцентрирована в пром-ти, с/х, транспорте и связи.Число орг-ций выполн.исслед-я – ок.340,и имеет тенденцию к росту,но > половины из них – НИИ.Доля промышл. орг-й ок.18%,опытных заводов в РБ всего 2. Обл.распред-е свидет-т о выс.концентр-и научных стр-р в Минске и Мин. обл (66%),по 9% в Вит. И Гом. Обл.По формам собств-ти одинак.удельн.вес гос. И предприн сектора (41-42%), 17% высш.обр-е. 57% затрат на фин-е это ср-ва на разработки улучш. Хар-ра, не оказ. Значит.влияния на кач-во произв-ва.Числ-ть персонала,занятого в науч.исслед-и,сокр.с 2,1% до 0,8% в стр-ре занятых.Наукоемкость ВВП <1% (с 2000 г)- это признак деградации техн.ур-ня (для пром.развит.стран – ок.3,5%).

Инновац.пот-л-сов-ть всех видов рес-ов и усл-я обеспечения и практич. освоения ,рез-тов науч. исслед-я и разработок. Инновац. активность в РБ крайне недост-на. Только 16% предпр-й осущест-ют техн. иннов-и.Более высокие пок-ли у машиностроения и металообр-ки-27%,химии и нефтехимии-23%.Наиб. низкие пок-ли в легкой пром.-9%, лесн. и деревообр-й-7%. В 2006 число созд. передовых технол-ий сост. 425 ед.Из них 1%-принцип.-новые,88%- технол-и новые только в РБ.Доля иннов.прод-ции в объёме реал-ции-14-15%. В целях разв.ИП – госпрограмма ИР НА 2007-2010 гг.

Хар-ка пром-го комплекса.

Пром-ть(П) –ведущая отрасль народ. хоз-ва РБ. На её долю приход-ся более 30% ВВП, более 27% занятых и почти 50% ОФ. Это самая слож. отрасль, объед-щая свыше 2 тыс. пром. предприятий. По эк. назначению прод-я П делится на 2 гр.: • гр. А(пр-во ср-в пр-ва); • гр. В(пр-во предметов потр-я). По хар-ру деят-ти: • добывающая(20%); • перераб-щая(80%). Отрасли специализации РБ – высококвалиф. трудоём. машиностроение, пр-во минерал.удобрений, нефтехимия, текстил. и деревооб. П. Машиностроение и металлооб-ка создают 22,5% пром. прод-и, в этих отраслях сконструировано 27% ОПФ, 36% ППП. Отрасль отличают: -высокоразвит. внутриотрасл. стр-ра; -больш. уд.вес наукоёмкого и высокотехн. пр-ва; -наличие металлоёмк. пр-ва; -недост. развитие подетал. специализации; -слабый ур-нь развития высокотехн. оборудования для тех отраслей, кот. имеют собств. сырьевую базу; -несоотв-е профиля выпуск. прод-и внут. потребностям страны. Ведущая позиция в машиностр-и занимает автомоб. П , крупн. Пр-тия – «МАЗ», «БелАЗ», «МоАЗ», Минск.завод калес. тягочей. Трактор.и с/х машиностр-е – «МТЗ», «Гомсельмаш», «Лидаагропроммаш». В машиностр-и выделяют наукоёмк. комплекс, куда относят приборостроит., радиотехн., электротехн., электрическую, опытно-механ. пром-ть(«Горизонт», «Витязь», «Интеграл» и др.). Станкостр. и инстумент. пром-ть представлена областн. станкостр. заводами(Гом. станкостр., Витеб., Мин. заводами станоч. узлов и литейным заводом «Центролит». Хим. пром-ть, 15% пром. пр-ва, отрасль базируется преимущ. на местных ресурсах(Беларуськалий, ПО «Азот», Гом. хим. завод, лакокрас. пром-ть, Могил. и Грод. химволокно, ОАО «Белшина»). Лесопром. комплекс вкл-ет лесозаготов. отрасль(13,5%), осн. уд. вес приход-ся на деревообраб. пром-ть(более половины общ. объема). Центр деревообраб-ки – Минск. Мебельн. пром-ть производит бол. 30% комплекса, к нему относят пр-во спичек, целлюлозно-бум.и лесохим. пром-ть. Приоритет.направ-ем развития пром. комплекса РБ признано развитие пр-в, раб-щих на местном сырье.

12. Информационно-технологический потенциал Беларуси.

Информационно-коммуникационные технологии оказывают решающее влияние на все стороны жизни современного общества:

• функционирование органов государственной власти и уп­равления и их взаимодействие с бизнесом и населением («элект­ронное правительство»);

• развитие производительных сил

• повседневную жизнь граждан — с помощью виртуального пространства удовлетворяются многие из основных жизненных потребностей (электронное образование и телеобучение, телера­бота, телемедицина, потребности в информации и общении).

Обеспеченность информационно-технологического комплек­са всеми видами ресурсов, создание условий для его функцио­нирования и развития отражает понятие информационно-тех­нологического потенциала. Его компоненты и параметры в ди­намике определяют стадии становления новой экономики и ин­формационного общества в стране.

Основные составляющие информационно-технологического потенциала следующие:

• информационные ресурсы

• информационно-компьютерные и телекоммуникационные
технологии;

• автоматизированные информационные системы и меха­низмы предоставления услуг на их основе;

• информационно-телекоммуникационная инфраструктура (технологическая сетевая среда передачи и обработки данных);

• информационная индустрия, в том числе индустрия средств информатизации, телекоммуникации и связи;

• вычислительный комплекс как технический базис инфор­мационной система компьютерного образования и подготовки кадров;

• система государственного управления информатизацией и
регулирования рынка информационных технологий, продук­тов и услуг

Основная цель государственной политики в области инфор­матизации по отношению к белорусскому информационному рынку заключалась в создании и эффективном применении та­кой нормативно-правовой базы, которая, с одной стороны, способствовала бы стабильности рынка и его ориентации на удовлетворение информационных потребностей общества, а с другой — обеспечивала бы преференции на рынке отечествен­ным производителям информационных технологий, средств, продуктов и услуг.

Развитие сети Интернет все в большей мере способствует преобразованию традиционных видов экономической деятель­ности, активному развитию новых, в том числе электронной коммерции, мобильной коммерции, телевизионной коммерции, электронной рекла­мы, электронных платежей, электронного маркетинга, элект­ронного управления и правительства.

Произв-ный потенциал (ПП).

ПП-опр-ся как врзм-ть отраслей нар.хоз-ва произв-ть конкурентоспос. прод-ю. Хар-ся сост-ем, стр-рой и движ-ем ОФ. На основ-и первонач. ст-ти ОФ без учета их стр-ры и износа счит-ся,что ПП РБ явл. значительным. В стр-ре ОПФ ведущее место прин-ит пром-ти (34%),надолю с/х прих.15%,на долю строит-ва-2,5%. Износ активной части ОФ пром-ти сост.свыше 81%. Для уст-го развития страны необх-мо произвести смену технологий и осущ-ть реконструкцию предпр-й в этих отраслях. В с/х ПП оцен-ся не только произв.фондами,но и сост-ем земельного фонда и поголовьем скота. Износ-80%. Улучш-е ПП нац.эк-ки зависит от сост-я ПП строит.индустрии. Счит-ся,что строит.комплекс с машиностр-ем явл.матер.базой модернизации эк-ки. Износ строит.индустрии-43%. Важн.вклад в форм-е ПП вносит трансп.комплекс. На долю транспорта прих.18,5%. Наиб.значимый транспорт для РБ-автоперевозки (форм-ют осн.доход от экспорта услуг). Осн.часть пром.-произв.осн.фондов сконцентр-на в Минск. и Гом. обл. Наим.удельный вес-Брест. и Грод.

Инвестиционный потенциал.

Инвест-й потенциал – способ-ть страны освоить необх. V инвест-й в строит-во новых предпр-й, расширения и реконстр-и старых. Ур-нь разв-я ИП хар-ся V и стр-рой капиталовлож-й. V капиталовлож-й в посл-е годы растут , в посл. время на 15% ежегодно . Но прирост ВВП превышает прирост инвест-й. Износ актив. части ОФ достигает 75-84%. При критич. ур-не 60%. Потр-ть в инвест-ях на 2002-2010 гг.сост. 39 млрд. $. V инвест-ий к 2010 д. вырости не менее , чем в 2,5 раза.

Моделирование ЭР.

Моделир-е-пр-с образ-я важн.прогнозн.макроэк.пок-лей. ЭР зависит прежде всего от влияющих на него факторов-кол-ва,кач-ва и эф-ти исп-я рес-сов(рабочей силы,ОС),а также от ур-ня применяемой технологии. Модели:однофакторные, многофакторные. В больш-ве моделей учит-ся такие факторы,как нац.доход(ВВП),потребление,инвест-и,объем труд.рес-сов,капитал(ОФ).

Отраслевая стр-ра нац.Э.

Отр.стр-ра-совок-ть отраслей нар.-хоз-го комплекса, хар-ся опред пропорц-ми и взаимосвязями. Отрасль- тсов-ть пр-тий, произв-х однородную пр-цию или оказыв -х однор.услуги.В нар-хоз. комплексе к отраслям,произв-м товары относят: -пром-ть;-с/х;-лесное хоз-во;-строит-во.В нар-хоз. к-с вкл-ся также инфраструктура-сов-ть разл. матер-х средств,необх-х для обеспеч-я произв-х и социально-бытовых потребностей.Среди отраслей нар.хоз-ва особое место отводится пром-ти.Она выполн.комплексообразующие и районообраз-е ф-ии.Отраслевая стр-ра эк-ки хар-ся:1)стр-рой ВВП2)распредел-м числ-ти занятых по отраслям3)концентрация осн.фондов. В отрасл.стр-ре РБ за период независ-ти произошли существ-е структ-е сдвиги и уд.вес пр-ва услуг превысил уд.вес пр-ва товаров.Такие измен-я явл-ся признаком перехода страны в постиндустриальную стадию разв-я.

Хар-ка АПК.

АПК заним. 11,5% ВВП,на его долю прих. 17% труд.рес-сов. и 26.5% ОПФ.В АПК выдел. 3 сферы:1) отр-ль пром-ти,обеспечив.АПК ср-ми произ-ва и кап.строит-во в АПК.2) с/х и лесное хоз-во.3)отр-ли, осущ. заготовку,перераб.с/х прод-ции и доведение её до потр-ля.Гл.звено АПК-с/х,оно даёт >половины всей прод-ции АПК, концентрир.70% ОФ АПК.В стр-ру с/х вкл:пр-во зерна, картофель, овощи и фрукты, лён, рапс, пр-во по выращив. Крупного рогатого скота и свиней.К отраслям, перераб. с/х сырьё отн.:пищев.пром-ть,мукомольн. и комбикорм.пром-ть,отр-ли лёгк.пром-ти,связ.с перв.обраб.льна и шерсти.Среди отр.растениев-ва осн.явл.зернов.хоз-во (рожь,ячмень, пшеница,тритикале).В животн-ве вед.роль принадл.развед.крупн. рог. скота.Прим.равномерн.распр.по террит.РБ. 2 по по значим. явл. свинов-во(самая убыточн.отр-ль).Пищев.пром-ть вкл.3 групы отр-лей: пищевкусов. (сах., кондит., пивовар.и т.д.); мясо-мол.;рыбн.

Хар-ка строит.компл-са(СК).

СК вкл. строит. индустрию, пром-ть строймат-лов и пр-во машин и оборудов.для пром-ти строит. мат-лов и дорожн. машиностроение. Строит.инд-я-сов-ть подрядн.строит.и монтажн.орг-ций.На долю СК прих.7,3% V ВВП. Проблемы: устар. технол-гии и нормат-вы; дефецит раб. силы; низк. ур-нь оплаты труда. Произ-во строй. мат-лов предст. цементн. пром-тью, произв-м кровельн., стенов.мат-лов, стекольн.и фарфоро-фаянсов. пром-тью. Пробл-ма: недостат. V пр-ва, в силу или изношен-ти ОФ, или отсутств. произв. мощностей.

Транспорт и связь(ТС).

ТС явл.важнейш.отр-ми НЭ,обеспеч.перевозки грузов и пассаж-ов,передачу и распр. информ. потоков, необх. для удовл. потр-тей нас-я, норм. Функц-ния произв. процессов всех субъектов хоз-ния и управл-я гос-вом. ТК- сов-ть разл. видов транс-та, нах. во взаимод. и взаимозавис-ти, дополн. Др друга, развив.в тесной взаимосв-зи, обесп эффект использ каждого вида. Виды Т:ж/д (массовость потоков,низк.себ-ть, беспереб. раб. кругл. год, высок.ск-ть движ-я ), автомоб (подр.на грузов, обл.маневрен-тью и гибкостью, и пассажир., дел. на автобусн., легков., личн.,ведомств.), водн.(постеп.теряет свои позиции в ТК страны, его уд.вес в перевозке грузов и пас-ов за посл.годы значит сокр.), воздушн. (хар. высок. скор-ти движ-я, перевоз. пассажир. и почты, а также дорогих, скоропортящ. и срочн. грузов на больш раст-я), трубопров. (предст. собой вид непрер.тран-ра, осущ. передачу на расст-е жидких, газообр. или твёрд. грузов по трудопровод. под давлением, предназн. гл. об .для транспорт.газа, нефти и нефтепрод-тов). Связь-отр-ль эк-ки страны, обесп. передачу и распр. разл. инф. потоков. С.в РБ дел .на почтов. и электрич. (телефон.и телеграфн., телевид-е и радиосвязь,передача данных)

Связь: роль и структура.

Связь — отрасль экономики страны, обеспечивающая пере­дачу и распространение различных информационных потоков. Связь в Республике Беларусь делится на почтовую и элек­трическую.

Почтовая связь (почта) представляет собой сложнейшую организационно-хозяйственную систему — регулярная доставка письменной корреспонденции, периодических изданий, денежных переводов, посылок, бандеролей преимущественно с использованием транспортных средств. В сложившихся условиях благодаря принятию кардиналь­ных мер удалось сохранить сеть почтовых предприятий, осу­ществить бесперебойное предоставление клиентуре традицион­ных социально значимых услуг почтовой связи. Электросвязь. Ее развитие в Республике Беларусь имеет по­ложительные тенденции. Из года в год растут плотность, протя­женность междугородных и международных каналов связи (в последние годы в основном цифровых), объем предоставляемых услуг и их качество. Устойчиво растет объем междугородных телефонных раз­говоров. Число меж­дугородных переговоров на одного жителя республики превы­шает аналогичный показатель по странам СНГ. Все это положи­тельно сказывается на общих доходах телефонной связи

Телеграфная связь предназначена для передачи на расстоя­ние буквенно-цифровых сообщений — телеграмм или фототеле­грамм. Значительное развитие за последние годы получила мобиль­ная связь, предназначенная для передачи информации между перемещающимися абонентами. К мобильным системам отно­сятся сотовая телефонная связь, пейджинг и радиотелефонная связь.

Приоритетными направлениями дальнейшего развития от­расли являются: создание условий для внедрения новейших технологий, модернизация средств и систем связи, расширение номенклатуры и повышение качества услуг, снижение эксплуа­тационных расходов.

Соц.-потреб. Комплекс

- это отрасли, произ-щие мат-ные блага и услуги для нас-я. Сюда относят: торговля (оптовая, розничная), обществ.питание, бытовое обслуж-ие, ЖКХ. Наиб.знач. подотрасль – это торговля. Её знач-ть опр. тем, что свыше 70% ден. доходов нас-я направл-ся на покупку тов. На размеры товарооб-та влияет уровень развития пр-ва, террит. различия, благосост. нас-я, ур-нь трансп. обслуж-ия, эк. ситуация и т.д. В РБ набл. тенденция увел. общ. числа магазинов, но по сравнен. с 90-м г.почти в 2 р. сокр-сь кол-во магазинов самообслуж-я. При тенд-и роста числа маг-в, набл.уменьш. средней торг. площ-ди 1 маг-на. Сущ. норм-в обесп-ти тоговой площ-ью, он сост. 320 м2 на 1000 чел. В РБ он выполн-ся (≈322 м2). Растет число фирмен. маг-в, ↑кол-во рынков. Начиная с 2000г развив-ся такой тип маг-в как маг-ны-склады на базе оптов.орг-ий. Приоритетн. Задачей развития СПК явл. обеспеч. высок.темпов роста платных услуг, в т.ч. и бытовых.

Цели и ф-и гос.рег-ия

Цели гос-ва-сов-ть осн.приорит. напр-ий развития НЭ,обесп-их реал-ию гос. интер-ов Цели подразд. на 4 гр.:1. Общ. (сов-ть гос.приор-ов,опр.общеэк.пол-ку) 2.коллич-опред (эк. хар-ки развития НЭ, кот позволяют установить колл. задания).3.Соц.(сов-ть мер-ий, напр-х на реал-ию соц. инт-ов отд. рег-ов соц. групп суб-ов хоз-ия) 4.Спец. (сов-ть гос. мер-ий, напр. на реал-ию конк. эк. задач в рамках рег-ия текущей деят-ти) Фун-и гос. рег-я: 1.эмиссия ден., ден-кр. и нал-бюдж.рег-ие. 2.обесп-е гарантий прав и свобод лич-ти, прав собс-ка и суб-та хоз-ия 3.обесп-ие мин. соц. станд-ов по предост-ю благ и услуг общ. пол-ия (обр-ие,кул-ра и тд). 4.форм-ие устойч. макроэк. ситуации, вкл. эффект. функц-ие финн.учр-ий.5. реал-ия антимон. мер и поддержка конкур.среды. 6.развитие науки, иннов. дея-ти и инф.тех-ий.7.проведение акт. внешэк. пол-ки, разв-е интегр. связей. 8.форм-ие произ., соц. и экол. инфрастр-р общегос. знач-ия ,обесп. усл-ия для роста эк-ки и улуч-ия жизнедеят-ти нас-ия.9.поддержка соц-но незащищ. групп нас-ия.10.охрана окр. среды, межд. сотр-во при реш-и экол.проблем.11.форм-ие рац. тер. пропорций воспр-ва и комплек. развитие произ. сил регионов.12.обеспеч-е нац. без-ти стр.13.созд-е прав.базы рын. отн-ий и обес-е собл-я зак-в.14.разр-ка и реа-ия стратегии соц.-эк. развития. Мет-ды гос. рег-ия: 1.админ. 2.экон. Подходы к проб-ме иерарх.разм-ия целей. 1.эк. (критерий ранжиро-ия- пок-ль мин. издержек. фак-ов пр-ва, необ.для реа-ии) 2.програм.- принятие нац. прог-м раз-ия по приорит.напр-ям. 3.ситуац. -на основе реально слож. эк. ситуации. 4.ранжир-ие целей эк .пол-ки с учетом инт-ов прав.пол.партии.

ДКП: направл, инстр-ты.

ДКП неизменна на протяж. последн. лет и напр-на на: • созд. усл-й для поддерж. высок. темпов эк. роста; • обеспеч-и стабильн-ти бел.руб.; • устойч. развитие банк. сектора; • эфф-ое фин-ие банк. нац. плат. сист. Цели: безинфляц. эк-ка в усл-ях отсут-ия безраб., поддержка опред. ур-ня ден. массы в обращении, размера банк.резервов и учётн. ставки%. Инструменты – прямые (целевое кредит-е, «кредитн. потолки», адимн. контроль над ур-нем % ставок) и косвенные (• регулир-е офиц. ставки рефинанс-ия; • измен-ие нормы обязат. резервир-я; • рефинанс-ие коммерч. банков; • операции на открытом рынке). Регулир-е ден. массы агрегатами М0, М1, М2, М2*, М3. На 2007г. колеб-ие курса предусм-но ±2.5%, на 2009 - ±5%. Ставка рефинанс-ия на 2009 – 10-12%. Резервные активы должны достичь значения не менее 5.9млрд$. Рент-ть капиит. – не менее 10%. Приорит. направл. останутся: жилищн. строит-во, инвест-и, агропром. сектор. В пер-од до 2010г. предполаг. реш-е след.задач: • недопущение годовой инфл. выше 5%; • увелич-е ур-ня монетиз-и ВВП до 30% по рубл. ден. массе и 40% - по широк. ден. массе; • созд-е 3 ур-ня кредитно-фин. учрежд.; • формир-е золотовал. резервов на ур-не, обеспеч. полное покрытие рубл. ден. базы.

42. Фин-бюдж. сист. РБ.

Фин. пол-ка – совок-ть целей, ср-в их реализ-и и меропр-й по обеспечению эфф-ой мобилизации фин. ресурсов, их перераспред. и исп-ия для выполн. гос-вом своих ф-ий. Бюджет – осн. фин. план формир-ия и исп-ия ден. ср-в для обеспеч. ф-ий гос. органов, эк. и соц. развития страны или соответ. админ-террит. единиц. Бюжд. сист. – основанная на эк. отношениях и юрид. нормах совок-ть всех видов бюджетов, действующих на тер.страны. Направлена на формир-ие исполн-я республ. и местных бюджетов в соответствии со стратег.целями развития нац. эк-ки. В РБ носит соц-ориент. хар-р. Бюджет утверждается ежегодно. Традиц-но – с дефицитом, но с 2004г. сводится с профицитом. Доходы – текущие, капитальные, свободных эк. зон, гос. целевых бюдж. фондов.

Налог.сист. – совок-ть всех взимаемых в гос-ве налогов, методы и принципы их построения, способы исчисл-я и взимания, налог. контроль, устанавл-е в законод-ом порядке. Виды налогов: прямые (облагают доходы и имущество) и косвен. (включ-ся в цену товаров, работ, услуг). Проблемы: • изменчивость налог.законод-ва; • множ-ть налог. льгот; • сложность исчисления налогов; • высок. ур-нь нал. нагрузки. Орган – Мин. по налог.и сборам. Осн. массу налогов сост. платежи орг-ий > 95%, 64% - гос. сектор. 3% - уд.вес налогов ИП. 80% всех налог. поступл. сформир-ся за счёт 7 платежей: • НДС; • Н. на прибыль и доходы; • подох. Н. с физ. лиц; • акцизн. Н.; • платежи с выручки от реализ. прод-ии; • отчисл. в инновац. фонды; • Н. на недвиж-ть. Остальные – чрезвыч. налог, гос. пошлины и сборы, транзитн. налог,отчисл. в отрасл. фонды поддержки НИОКР и др. Положит. тенденция – увелич-е доли прямых налогов. Их доля – почти 34% и значит-но выросла в 2007г. На ближ. годы план-ся реформир-ие нал. сист: • сокращ-е нал. платежей; • снижение доли косвен. налог.; • реформир. сист. налогооблаж. физ. лиц.

Тенденции и факторы МЭИ

Эк И-сближение и переплетение нац хоз-в неск-их стран. Цели И:●эк-решение проблем огранич-сти ресурсов●внеэк- укрепление коллект обороноспос-ти и устойч-ти. Предпосылки И: близость ур-ней эк развития, геогр близость, общность эк и др проблем. И хоз д-ти обусл-ена потреб-ью расшир-я рынков сбыта прод в усл концентрации и специал-ии пр-ва. За посл время слож-ся ряд долговрем тенденций: глобализация фин рынков и усиление взаимозав-ти НЭ, ↑ вн фактора в их развитии, сохранение стабильных темпов эк роста, ↑ уд веса сферы услуг, развитие регион интеграц процессов. Важн особенности развития мир хоз с-мы – усиление роли соц факторов научно-техн и эк роста, ↑ значимости чел капитала. Факторы МЭИ:●углубление м/унар раздел-ия труда, специал-ии и кооперации пр-ва ●ускорение НТП, развитие и внедрение информац технологий●расшир-е регион группировок ●формир-е регион рынков ●интернаци-ия хоз жизни ●создание транснац корпораций (ТНК). Развитию МЭИ способ-ет: создание регион объединений (ЕС, НАФТА и др), формир-ие и функц-ие мир рынков (тов и усл, К, инфо и технологий, ценных бумаг). Интернацион-ия -формир-ие устойч м/унар связей в производст-эк сфере на основе м/унар раздел-ия труда. Ей способст-ет создание ТНК-корпорации. Из всех 500 крупн контролир-ют ок 50% мир промышл пр-ва и 60% м/унар торговли. В посл 10-летия - глобализация мир развития(своб движение м/у странами тов и факторов пр-ва), т.е. появление: новых рынков(ин валюты и капиталов), Интернета, ВТО и др м/унар орг-ий. ↑ товарооборота, созд-ие новых технологий, ин I, расшир-ие информ сетей стимул-ют эк рост и прогресс чел-ва. Преимущ-ва МЭИ: расшир-е масштабов рынка, развитие произв и непроизв инфрастр-ры, ↑ авторитета, ускор темпов инфо-технолог обмена и др. «-»: отток ресурсов из стран с более слабой эк-кой, ↑ роли ТНК и нац монополий.

Эк безопасность в системе национальной безопасности (НБ).

Указом Президента РБ в 2001 г. утверж­дена Концепция НБ РБ, кот содержит методолог основы построения системы обеспечения НБ бел гос-ва. В Концепции под НБ поним сост-е защищ-ти жизненно важных интересов лич-ти, общ-ва и гос-ва от внутр и внешн угроз. Сост части НБ — безоп-ть в полит, эк, военн, эколо, ин­формац и гуманит сферах. Важн сост частью общей системы НБ явл эк безоп-ть, кот затрагивает практически все стороны жизни гос-ва, об­щ-ва, эк-ки. Сущ-ет тесная взаимосвязь эк без-ти с системой нац гос интересов, кот заключаются в укреплении незав-ти и сувер-та РБ, обеспеч-и неру­шимости границ и террит целост-ти, созд-и ус­л-й для полноц дух и физ разв-я че­л-а, сохр-и дух и культ наследия, укреп­лении традиц цен-й бел народа. Рассм-е эк безоп-ти как важнейш блока в с-ме НБ обусл-но прежде всего тем, что эк-ка явл осн жизнедеят-ти об­щ-ва, гос-ва, лич-ти, устойч разв-я страны в целом. Одними из осн задач обеспеч-я НБ в РБ явл: -опред-е внеш и внутр угроз НБ; -выявл-е факторов, обусловл-х угрозу НБ; -разработка и реализ-я мер по предупреж-ю и нейт­рализации внутр и внешн угроз; -достиж-е сбалансир-ти полит интересов граждан и гос-ва, поддержка общ-м внутр и внеш политики гос-ва; Для обеспеч-я НБ необх-мы разв-е всестор и взаимовыгодн сотрудн-ва с др гос-ми, сохр-е и укрепл-е существ с-м междунар и регион безоп-ти. Гос внешнеэк политику следует строить на основе многовекторности, использ-я преим-в между­нар раздел-я труда, расш-я рынков товаров и услуг.Одним из приорит напр-й обеспеч-я НБ в эк сфере явл созд-е усл-й для перехода к устойч разв-ю. Не всякое разв-е отвечает треб-ям безоп-ти. Не учитыв эколог треб-й или соц-но не ориентир разв-е создает дополн угрозы НБ.

Национальная экономика(НЭ): понятие, цели, стр-ра

С сер.XX в. НЭ рассм. в 2-х аспектах:

1-как науку и дисципл.(обект - нац. хоз. с-ма; предмет– соц., эк. процессы воспр-ва, закономерности функц-ния и разв-я хоз. сис-мы, её структ-х эл-тов, потенциалов, мех-мов; субъект – органы управ-ния и научн. стр-ры; инструментарий – комплекс общенаучн. и спец-х методов познания. Напр., с-ный (сис-ма упорядрчен. множ-во эл-тов, объединён-х взаимосвязями и отн-ями в единое целое) и стр-но- функцион. подход ( в рамках дан. подхода модель эк-ки мож. представить как сис-му институтов, их целей, ф-ий, видов деят-ти). 2-как область хоз.практики: НЭ – хоз. сис-ма страны, отвеч-щая принципам суверенности, целостности, соц-сти, нац. ориентации. Хар-ные черты и усл-я: суверенитет нации и гос-ва, террит. целостность, единство эк. простр-ва и юр. среды, наличие един.платёжн. ср-ва и целостн.фин. сис-мы, развитость внутр. рынка и стабиль. внешнеэк. и геополит. отнош-й).

НЭ стр-руют по признакам: 1) по организ-му признаку ( НЭ – совок-сть хоз-щих субъ-в различных орг-но-правовых форм и форм собст-ти); 2) по стр-ному ( НЭ – сов-ть хоз-венных комплексов: пром-сть, АПК, воен-промышл., топл.-энерг., строительн. комплексы и т.д.); 3) по функциональному (НЭ – сов-сть потенциалов (П): природ.-ресурсн. П, демограф., труд., научн., инновацин., производствен., эколог. П); 4) по институц-му ( НЭ – сов-сть институтов рынка и сегментов нац.рынка(Р): Р фак-ров пр-ва Р тов. и усл., валютн. Р фонд Р, Р объектов интел. соб-сти, жилья и т.д.).

НЭ нах-ся в сложном трансформац-м состоянии. Поэтому её осн. целями явл.: -формир-ние полной сов-ти институтов и хар-тик эк. сис-мы суверенного гос-ва; -преобразование действ-х, построение новых институтов соц.ориентиров-го смешанного хоз-ва; - преоброзавание стр-ры эк-ки на основе нов. высоких тех-гий, миров. тенденций глобализации, эффект-го МРТ(м/нар. раздел-я труда).

Наши рекомендации