В какой стране железные дороги прокладывали в необжитых, целинных районах?

А) Во Франции – обработанные земли – частная собственность, выкупать земли для строительства было очень дорого.

Б) В Германии – государство на политической карте появилось в 1871 г., а железные дороги начали строить гораздо раньше.

В) В Североамериканских Соединенных Штатах – в расчете на быстрый приток населения.

Г) В Японии – железные дороги нельзя было прокладывать на рисовых полях, они во время выращивания риса представляют собой болото. Поэтому дороги строили на целинных землях.

43. Гомстед-акт, принятый в США в 1862 году – это

А) бесплатная раздача земельных наделов фермерам;

Б) передача участков из общественного земельного фонда за умеренную плату в рассрочку;

В) возможность получить землю в аренду не у землевладельца, а у правительства;

Г) конфискация земель у плантаторов Юга.

44. В фермерских хозяйствах США в середине XIX века все работы

А) были основаны исключительно на ручном труде, технический прогресс еще не коснулся аграрного сектора;

Б) были основаны на ручном труде, применялся только паровой плуг для вспашки, остальные операции еще не были механизированы;

В) чаще всего были механизированы, применялись усовершенствованные орудия – плуг, жатка и молотилка, при комплексном применении они давали высокий результат – жизнь на ферме приобретала черты городской жизни;

Г) велись с помощью паровых машин, появились первые тракторы и комбайны, паровые двигатели успешно внедрялись в сельском хозяйстве.

Экономическая отсталость Германии в первой половине XIX века объясняется, в первую очередь,

А) отсутствием грамотного населения, способного создавать и эксплуатировать машины;

Б) отсутствием минерального сырья на территориях германских княжеств;

В) феодальным режимом в германской деревне;

Г) политической раздробленностью страны.

46. Германия как единое государство появилась на политической карте мира

А) в 476 г. – во время падения Западной Римской империи на территории бывшей империи сформировались самостоятельные государства, в том числе Германия;

Б) в 843 г. – после подписания Верденского договора, Германия выделилась из империи Карла Великого;

В) в 1701 г., после объединения курфюршества Бранденбург и герцогства Пруссия в единое королевство;

Г) в 1871 г., после провозглашения Вильгельма I Гогенцоллерна императором (кайзером).

С начала XIX века и до 1870 года на территории Германии

А) промышленность совсем не развивалась – отсутствовали капиталы, сырье, людские ресурсы;

Б) существовало крепостное право, сельское хозяйство было малопродуктивным, рабочей силы для развития промышленности почти не было;

В) отсутствовала какая-либо кредитная система, не создавались акционерные компании;

Г) на долю государств, входивших в таможенный союз ("Zollverein") приходилось 13% продукции мировой промышленности, темпы роста промышленности были выше, чем во Франции или в Англии, были заложены основы кредитной системы, возникали акционерные компании.

В результате франко-прусской войны 1870-1871 гг.

А) экономика Германии пришла в упадок, народное хозяйство страны было расстроено;

Б) финансовая система Германии была расстроена, в стране началась инфляция и экономический спад;

В) начался подъем экономики Германии, в том числе благодаря присоединению территорий и французской контрибуции;

Г) произошел отток населения с территории Германии, количество населения уменьшилось, экономический рост замедлился.

В каком из перечисленных государств развитие тяжелой промышленности шло более быстрыми темпами, чем развитие легкой промышленности?

А) в Голландии;

Б) во Франции;

В) в Англии;

Г) в Германии.

Что давало преимущества германским предпринимателям в конкурентной борьбе с английскими и французскими предпринимателями?

А) привлечение в страну иностранных капиталов;

Б) дешевое сырье из колоний;

В) достижения германской инженерной мысли, которые заметно опережали западноевропейский уровень;

Г) государственные субсидии.

Раздел IV:

Новейшее время

Тема 10. Особенности развития мировой экономики в конце XIX – начале XX вв.

Вторая научно-техническая революция (конец XIX – начало XX века). Барьеры для свободной конкуренции. Проникновение банковского капитала в промышленность, финансовая олигархия. Колониализм периода промышленного капитализма. Экспорт капитала и борьба за источники сырья и рынки сбыта на рубеже XIX-XX веков. Империализм как исторический этап развития капитализма.

Новые страны-лидеры экономического развития. Экономическое развитие США. Экономическое развитие Германии. Особенности экономического развития Японии.

Экономические причины и последствия Первой мировой войны.

Тема 11. Мировая экономика в межвоенный период

Общая характеристика состояния мировой экономики после Первой мировой войны (Великой войны). Роль государства в укреплении национальных экономик. Экономика Великобритании в межвоенный период. Экономика Германии в межвоенный период. Экономическая природа фашизма. Экономика Италии и Японии в межвоенный период.

Особенности экономического развития США после Первой мировой войны. "Просперити". Экономический кризис 1929-1933 гг. «Новый курс» Ф. Рузвельта.

Тема 12. Экономические и политические последствия Второй мировой войны.

Экономические и политические последствия Второй мировой войны. Бреттон-Вудская валютная система. Изменения в мировой экономике и международных экономических отношениях, создание международных экономических организаций в послевоенный период Восстановление экономики стран Западной Европы. План Маршалла. Экономический характер "холодной войны". Противостояние и сотрудничество капиталистического и социалистического блоков. Экономическое лидерство США. Экономика Западной Германии, экономические реформы Л. Эрхарда. Особенности развития экономики Японии после Второй мировой войны. «Линия Доджа». Выдвижение Японии на ведущие позиции в мировой экономике. Нефтяные "шоки" и экономические кризисы 70-х годов. Ямайская валютная система.

Учебная литература:

· История мировой экономики: Учебник для вузов /Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 1999, с. 461-547, 584-601.

· История экономики: Учебник /Под общ. ред. проф. О.Д. Кузнецовой и проф. И.Н. Шапкина. – М.: ИНФРА-М, 2000, с. 222-249, 273-291, 308-345.

· Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран: Учебное пособие /Под ред. проф. М.Н. Чепурина. – М.: Юридический дом "Юстицинформ", 2004, с. 154-205, 233-268, 279-333, 359- 425, 434-472.

· Экономическая история зарубежных стран. Курс лекций /Н.И. Полетаева, В.И. Голубович, Л.Ф. Пашкевич и др.; Под общ. ред. В.И. Голубовича. – Мн.: ИП "Экоперспектива", 1997, с. 165-403.

· Бартенев С.А. Экономическая история: Учебник / С.А. Бартенев. – М.: Экономистъ, 2004, с. 246-294, 310-350.

· Камерон Р. Краткая экономическая история мира. От палеолита до наших дней/ Пер. с англ. – М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2001, с. 271-281, 287-302, 332-540.

Общие вопросы к темам раздела IV:

1. Вторая научно-техническая революция, ее основные направления, значение для развития мировой экономики.

2. Особенности экономического развития ведущих европейских стран и США, процессы концентрации и монополизации производства и капитала в последней трети XIX – нач. XX вв.

3. Колониализм периода промышленного капитализма. Роль колоний в экономической жизни метрополий в последней трети XIX – нач. XX вв.

4. Структура мировых рынков и их передел в конце ХIX – начале ХХ вв. Экономические причины Первой мировой войны.

5. Экономические последствия Первой мировой войны.

6. Мировой экономический кризис 20-х годов и его последствия.

7. Развитие экономики США после Первой мировой войны. "Просперити".

8. Экономической кризис 1929-1933 гг. («Великая депрессия»): причины и экономические последствия.

9. «Новый курс» Ф. Рузвельта и его роль в стабилизации экономики США.

10. Экономика Великобритании в межвоенный период.

11. Экономика Франции в межвоенный период.

12. Экономика Германии после Первой мировой войны. Мировой кризис 30-х годов как одна из причин возникновения фашизма.

13. Экономические причины Второй мировой войны.

14. Экономика стран Западной Европы после Второй мировой войны (общая характеристика экономик Великобритании, Франции, Германии). Причины процессов европейской экономической интеграции.

15. Причины возрастания экономической мощи США после Второй мировой войны.

16. Бреттон-Вудская валютная система

17. Экономические причины "холодной войны"

18. Роль США в восстановлении экономик стран Западной Европы после Второй мировой войны. План Маршалла.

19. Особенности экономического развития Западной Германии после Второй мировой войны. Экономические реформы Л. Эрхарда.

20. Экономическое положение Японии после Второй мировой войны. Программа экономической стабилизации ("Линия Доджа").

21. Японская модель развития, место Японии в мировой экономике.

Тесты к разделу IV:

1. Промышленные предприятия начали активно размещаться на больших расстояниях от источников энергии (плотин с водяными колесами, залежей каменного угля и пр.)

А) в конце XVIII века, во время "промышленной революции";

Б) в первой половине XIX века, когда появилась сеть железных дорог;

В) с конца XIX века, благодаря открытиям Фарадея, Грамма и Эдисона;

Г) после Первой мировой войны (после бомбардировок промышленники стали предусмотрительнее).

2. В какой из перечисленных ниже стран мира во второй половине XIX века в городском саду появилась табличка у входа: «Вход с собаками, а также китайцев, воспрещен»:

А) в США;

Б) в Японии;

В) в Англии;

Г) в Китае.

3. Буры - это

А) все белое население Южной Африки – потомки английских и голландских колонистов.

Б) потомки голландцев, жившие на Мысе Доброй Надежды с 1652 г.

В) потомки британцев, занявших Капскую колонию в 1830-х годах;

Г) одно из племен чернокожего населения Южной Африки.

Наши рекомендации