Меркантилистская теория международной торговли
Первой теорией международной торговли был меркантилизм (Т.Мен, А.Серра, А.Монкретьен). Меркантилисты считали, что богатство, которым располагают народы в каждый данный момент, фиксировано и, следовательно, рост благосостояния отдельной страны возможен только путем перераспределения имеющегося богатства, т.е. за счет других стран. Богатство отождествлялось ими с запасами благородных металлов – золота и серебра. Чем большим количеством золота и серебра располагала нация, тем могущественнее и богаче была держава. Большее количество золота означало в то время и большее количество денег в обращении, что стимулировало развитие национального производства.
Меркантилисты считали, что для обеспечения постоянного притока золота в страну необходимо увеличивать свой экспорт в другие страны и ограничивать импорт оттуда. Импорта следовало, по их мнению, опасаться по двум причинам:
- он может привести к оттоку денег (золота и серебра) за границу;
- в случае войны поступление импортных товаров может прекратиться, что подорвет экономическую и военную силу страны.
Меркантилисты проповедовали в международной торговле политику протекционизма, выступали за строгий государственный контроль над всей экономической деятельностью в стране. На практике это означало создание сложнейшей системы таможенных пошлин, налогов, квот и иных барьеров, которые создавали монопольные выгоды одним экономическим агентам в ущерб других.
Международная торговля оказалась раздробленной на отдельные зоны по принципу: метрополия – колонии. Во взаимоотношениях метрополии с колониями должны были соблюдаться принципы:
- торговля колоний исключительно с метрополией, запрет на торговлю с третьими странами;
- запрет на производство готовых товаров в колониях;
- вывоз из колоний преимущественно дешевых сырьевых товаров;
- запрет на вывоз сырья из метрополии;
- беспошлинный импорт сырья, которое отсутствует в метрополии.
Ограниченность меркантилистов заключается в том, что они не смогли понять:
- что выгода от международной торговли может быть не только для одной из торгующих сторон, но и для обеих стран;
- что развитие страны возможно не только за счет перераспределения через торговлю уже существующего богатства, но и за счет наращивания его общей величины посредством международной торговли;
- что приток дополнительного золота из-за рубежа может служить увеличению производства только в условиях постоянно неполной занятости рабочей силы. В противном случае поддержание положительного сальдо торгового баланса увеличивает предложение денег внутри страны и приведет к росту зарплаты и цен. В результате роста цен международная конкурентоспособность страны упадет.
3. Теория абсолютных преимуществ ↑
В отличие от меркантилистов отправным пунктом теории А.Смита было утверждение, что богатство нации зависит не только и даже не столько от накопленного запаса благородных металлов, сколько от потенциальных возможностей экономики производить конечные товары и услуги. Поэтому основная задача состоит не в приобретении золота, а в развитии производства за счет разделения труда и его кооперации. Наилучшим образом это может быть достигнуто в условиях, когда производители абсолютно экономически свободны и могут самостоятельно в рамках существующих законов выбирать род своей деятельности. Эта политика получила название «экономический либерализм» («лэссэ-фэр»).
Теория внешней торговли А. Смита основана на многочисленных допущениях. Он принимает как ксиому, что:
- единственным фактором производства является труд;
- имеет место полная занятость, то есть все имеющиеся в наличии трудовые ресурсы используются на производство товаров;
- в международной торговле участвуют только две страны, которые торгуют друг с другом только двумя товарами;
- издержки производства остаются постоянными, а их снижение увеличивает спрос на товар;
- цена одного товара выражена в количестве труда, затраченного на производство другого;
- транспортные расходы по перевозке товаров из одной страны в другую равны нулю;
- внешняя торговля свободна от ограничений и регламентации.
В соответствии с воззрениями А.Смита:
- правительствам следует не вмешиваться во внешнюю торговлю, поддерживать режим открытых рынков и свободы торговли;
- нации, так же как и частные лица, должны специализироваться на производстве тех товаров, в производстве которых у них есть преимущества, и торговать ими в обмен на товары, преимуществом в производстве которых обладают другие нации;
- внешняя торговля стимулирует развитие производительности труда путем расширения рынка за пределы национальных границ;
- экспорт является положительным фактором для экономики страны, ибо обеспечивает сбыт излишка продуктов, которые не могут быть проданы на внутреннем рынке;
- субсидии на экспорт являются налогом на население и ведут к повышению внутренних цен и поэтому должны быть отменены.
Теория абсолютных преимуществ гласит: страны экспортируют те товары, которые они производят с меньшими издержками (в производстве которых они имеют абсолютное преимущество), и импортируют те товары, которые производятся другими странами с меньшими издержками (в производстве которых преимущество принадлежит их торговым партнерам).
Каждая страна, таким образом, должна специализироваться на производстве тех товаров и услуг, в производстве которых она обладает абсолютными преимуществами. Обмен излишками специализированной продукции выгоден каждой из торгующих сторон, так как позволяет:
- реализовывать излишки продукции конкурентоспособного производства;
- приобрести на полученный доход большее количество импортного товара, чем она смогла бы произвести сама.
Сильная сторона теории абсолютных преимуществ заключается в том, что она основана на теории трудовой стоимости и доказывает преимущества международного разделения труда. Вместе с тем, она носит, в значительной мере, абстрактный характер, обусловленный теми допущениями (условиями), при которых закон абсолютных преимуществ выполняется:
- единственным фактором производства является труд;
- имеет место полная занятость;
- в международной торговле участвуют только две страны, которые торгуют друг с другом только двумя товарами;
- каждая страна обладает в достаточной мере абсолютными преимуществами над своим партнером, чтобы поставить на экспорт столько же товаров, сколько нужно закупить импортных товаров;
- транспортные расходы равны нулю;
- внешняя торговля свободна от ограничений и регламентации.
В силу этого теория абсолютных преимуществ не отвечает на следующие вопросы:
- если страна не располагает абсолютными преимуществами, будут ли другие страны торговать с ней?
- почему страны, не обладающие абсолютными преимуществами, участвуют в международной торговле?
- каким образом страна, не располагающая абсолютными преимуществами, будет иметь выигрыш в результате торговли с другими странами?
- будет ли торговать страна, имеющая абсолютные преимущества по всем товарам, с другими странами? Будет ли ей выгодна такая торговля?
Ответы на эти вопросы дал сформулированный Д.Рикардо закон сравнительных преимуществ.
4. Закон сравнительных преимуществ ↑
Развивая теорию абсолютного преимущества, Д.Рикардо доказал, что международная торговля взаимовыгодна для двух стран даже в том случае, когда ни одна из них не обладает абсолютным преимуществом ни по одному товару.
Д.Рикардо вывел закон сравнительных преимуществ, исходя из следующих предпосылок:
- трудовая теория стоимости;
- свободная торговля;
- постоянные издержки производства;
- совершенная мобильность труда внутри страны и полная немобильность в отношениях между странами;
- отсутствие технического прогресса;
- отсутствие транспортных расходов.
Теория сравнительных преимуществ использует понятие альтернативной цены или, что то же самое, издержек (цены) замещения. Она представляет собой простое сравнение цен единиц двух товаров на внутреннем рынке, выраженных через количество рабочего времени, истраченного на их производство (1 единица товара произведена за 2 часа труда). Понятие издержек замещения практически эквивалентно по смыслу альтернативной цене с той только разницей, что в данном случае сравниваются величины, обратные затратам труда, — количество единиц товаров, произведенных за единицу времени (за 1 час рабочего времени произведено 1/2единицы товара).
Альтернативная цена — рабочее время, необходимое на производство единицы одного товара, выраженное через рабочее время, необходимое для производства единицы другого товара.
Учитывая прямую зависимость между двумя переменными, альтернативные издержки на производство товара 1, выраженные через количество часов, необходимое для создания товара 2, составят А1/ А2. Если альтернативные издержки на производство одних и тех же товаров в стране I ниже, чем в стране II, то есть: А1/ А2 < А’1/ А’2, это будет означать наличие относительного преимущества страны I в производстве товара 1 (затраты на производство товара 1, выраженные через затраты на производство товара 2 у себя дома, ниже, чем затраты на производство того же товара, выраженные через затраты на производство товара 2, за рубежом).
Теория сравнительных преимуществ (comparative advantage theory) — если страны специализируются на производстве тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами, то торговля будет взаимовыгодной дня обеих стран, независимо от того, является ли производство в одной из них абсолютно более эффективным, чем в другой.
Содержание закона сравнительных преимуществ можно свести к следующему утверждению:основанием для возникновения и развития международной торговли может служить исключительно разница в относительных издержках производства товаров, независимо от абсолютной величины этих издержек.
Выигрыш от торговли — это экономический эффект который получает каждая из участвующих в торговле стран, если каждая из них специализируется на торговле тем товаром, в производстве которого она имеет относительное преимущество. Выигрыш от торговли возникает в результате того, что страна в состоянии получить за свои товары больше необходимых ей иностранных товаров из-за рубежа, нежели у себя на внутреннем рынке.
Можно посмотреть на выигрыш от торговли со стороны экономии затрат труда. Страна I за единицу рабочего времени может произвести 1/А1 товара 1 и 1/А2 товара 2, относительная цена товара 1, выраженная через цену товара 2, составляет P1/P2. Следовательно, за единицу времени страна может импортировать (1/А1)×(Р1/Р2)товара 2. Закупать за рубежом ей будет выгоднее, чем закупать товар на внутреннем рынке, до тех пор, пока из-за рубежа за счет продажи товара 1 можно получать больше товара 2, чем от своих поставщиков.
Теория относительных преимуществ доказала следующее:
- международная торговля выгодна для любой страны, и для той, которая не имеет абсолютного преимущества ни для одного товара, и для той, которая имеет абсолютные преимущества для всех товаров. В каждой стране всегда найдется товар, производство которого более эффективно (по соотношению издержек), чем производство остальных товаров;
- страна получит выгоду, если сосредоточит ресурсы в производстве тех товаров, где она добилась относительно большей эффективности, и будет экспортировать их в обмен на товары, по которым ее относительное преимущество минимально;
- выгодность торговли нужно определять не путем сравнения затрат на производство экспортного товара с затратами на производство товара, импортируемого из другой страны, а с потенциальными затратами на производство товара, замещающего импорт, если бы стране-импортеру его пришлось производить самой. Для международной торговли важно только то, что данной стране производить товар оказывается дороже, нежели покупать его за рубежом;
- уровень цен на товар определяется соотношением совокупного спроса и предложения на товар, предъявляемых как внутри страны, так и из-за рубежа.
Теория сравнительных преимуществ обладает рядом недостатков. Ограниченность данной теории заключается в том, что она не учитывает ряд явлений, которые оказывают непосредственное влияние на развитие международной торговли. Как и теория абсолютных преимуществ, она:
- исходит из предпосылки существования только одного фактора производства (труда) и полной занятости;
- не учитывает транспортные издержки;
- не позволяет объяснить торговлю между примерно одинаковыми странами, ни одна из которых не имеет относительного преимущества перед другой.
5. Теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина ↑
Крупный прорыв в развитии теории международной торговли был сделан в середине 20-х годов ХХ столетия шведскими экономистами Э.Хекшером и Б.Олином. Теория Хекшера-Олина утверждает, что неодинаковая относительная обеспеченность стран производственными ресурсами порождает разницу в относительных ценах на товары, что, в свою очередь, создает предпосылки для возникновения и развития международной торговли.
Теория Хекшера-Олина основана на следующих посылках:
- существует две страны (А и В), два товара (х и у) и два фактора производства – труд (N) и капитал (К);
- обе страны используют одну и ту же технологию;
- товар х является трудоемким, а товар у – капиталоемким в каждой из стран;
- производство товаров в двух странах характеризуется постоянной отдачей от масштаба;
- вкусы и предпочтения потребителей двух стран одинаковы;
- отсутствие транспортных издержек, тарифов и других препятствий на путях товарных потоков в процессе международной торговли.
Из данного перечня предпосылок особого пояснения требует одна – трудо- и капиталоемкость производимых товаров. Отнесение товара х к категории трудоемкого означает, что товар хтребует для своего производства относительно больше труда, чем товар у (Nх/Кх > NyKy). В свою очередь, производство товара у предполагает относительно большее использование капитала, чем производство товара х (Kx/Nx< Ky/Ny). Создание отдельных товаров требует, таким образом, разных относительных затрат труда и капитала, что находит отражение в показателе фактороинтенсивности. С этих позиций производимые товары делятся на трудоемкие и капиталоемкие.
В теории Хекшера-Олина большое внимание уделяется фактору относительной обеспеченности страны производственными ресурсами – факторонасыщенности.
Существует два пути определения насыщенности страны факторами производства. Первый путь – с помощью абсолютных величин объемов труда и капитала, которыми располагают отдельные страны. В этом случае та страна, где отношение общего объема капитала к общему количеству труда ТК/ТN больше, чем у других стран, будет считаться капиталонасыщенной или капиталообеспеченной страной. В нашем примере страна В может быть больше наделена капиталом по сравнению со страной А, если ТКВ/ТNB > TKA/TNA.
Второй путь определения наделенности страны факторами производства – через относительные цены на производственные ресурсы. При этом под ценой капитала понимается процентная ставкаi, а ценой труда принято считать ставку заработной платы w. При использовании этого пути страну В можно считать капиталообеспеченной в том случае, когда отношение цены капитала к цене труда будет ниже, чем в стране А (iB/wB < iA/wA).
Сильной стороной теории соотношения факторов производства является то, что она успешно объясняет многие закономерности международной торговли. Страны действительно вывозят преимущественно товары, в затратах на которые доминируют избыточные у них факторы производства.
Однако ряд явлений в современной международной торговле нельзя объяснить с позиций теории соотношения факторов производства. Так:
- изменение конкурентных позиций некоторых стран, особенно в Европе, не согласуется с данными о сдвигах в обеспеченности факторами производства;
- центр тяжести в международной торговле постепенно смещается к взаимной торговле «подобных» стран (примерно в одинаковой степени обеспеченных производственными ресурсами) «подобными» товарами.
Вопрос 54
Рынки несовершенной конкуренции
Ограниченность совершенной конкуренции приводит к тому, что в действительности большинство рынков являются рынками несовершенной конкуренции. На таких рынках конкуренция и механизм рыночного саморегулирования действуют несовершенно.
Самым общим показателем существования на рынке несовершенной конкуренции является несоблюдение хотя бы одного из признаков совершенной конкуренции. Исходя из этого, признаками несовершенной конкуренции на рынке являются:
- значительная доля продаж отдельных производителей ;
- неоднородность одноименных товаров;
- наличие барьеров для входа в отрасль;
- несовершенство информации.
Каждый из этих факторов в отдельности или все вместе способствуют нарушению механизма рыночного саморегулирования. Потери от несовершенной конкуренции – это неоправданный рост цен, увеличение издержек производства и обращения, замедление научно-технического прогресса, снижение конкурентоспособности на мировых рынках, снижение эффективности экономики.
Встречаются следующие виды рынков несовершенной конкуренции:
- Чистая монополия. Рынок считается абсолютно монопольным, если на нем функционирует единственный производитель товара, причем этому товару нет близких заменителей в других отраслях. В условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают.
- Монополистическая конкуренция . Данная рыночная структура имеет некоторое сходство с совершенной конкуренцией, за исключением того, что в отрасли производится похожая, но не идентичная продукция. Дифференциация товара дает фирмам элемент монопольной власти над рынком.
- Монопсония. Ситуация на рынке, когда на нем имеется только один покупатель, поэтому он является создателем цены.
- Монополия, практикующая дискриминацию. Форма несовершенной конкуренции, когда имеет место практика компаний, состоящая в назначении на один товар разных цен для различных покупателей.
- Двусторонняя монополия. Рынок, на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец - монополист.
- Олигополия. Ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных фирм производит основную часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности.
Для определения вида рынка производят измерение силы рыночных факторов таких, как высота издержек, которые несет фирма вступая на данный рынок; доля фирмы через объем продаж; степень конкуренции в отрасли.
Существуют различные показатели, с помощью которых можно измерить силу рыночных факторов (монопольной власти): Коэффициент концентрации; Индекс четырех фирм; Индекс Херфиндаля – Хиршмана; Индекс Линда; Индекс Лернера и др.
Один из способов определения монопольной власти был предложен в 1934 г. А. Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера (L). Он вычисляется по формуле, представленной на рисунке 1. Здесь P - цена, MC - предельные издержки. Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы Р=МС и L=0. Чем больше L, тем больше монопольная власть.
Еще один метод оценки степени монопольной власти связан с использованием «индекса концентрации рынка», названного по имени его авторов «индексом Херфиндаля – Хиршмана». Индекс Херфиндаля – Хиршмана ННI определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке (рисунок 2), где S1 – доля рынка фирмы, обеспечивающей наибольший объем поставок, S2 – доля рынка следующей по величине фирмы и т.д.
более подробно - Теории рынка несовершенной конкуренции (см. учебник (синий) Курс экономической теории - Глава 7
56. Теория производства. Производственная функция.
Производственная функция (также функция производства) — экономико-математическая количественная зависимость между величинами выпуска (количество продукции) и факторами производства, такими как затраты ресурсов, уровень технологий.
Производственная функция всегда конкретна, т.е. предназначается для данной технологии. Новая технология – новая производительная функция.
С помощью производственной функции определяется минимальное количество затрат, необходимых для производства данного объема продукта.
Производственные функции, независимо от того, какой вид производства ими выражается, обладают следующими общими свойствами:
1) Увеличение объема производства за счет роста затрат только по одному ресурсу имеет предел (нельзя нанимать много рабочих в одно помещение – не у всех будут места).
2) Факторы производства могут быть взаимодополняемы (рабочие и инструменты) и взаимозаменяемы (автоматизация производства).
Теория производства – это процесс преобразования факторов производства в полезный результат (блага, услуги). В производстве используются технологии и производственные ресурсы.
57. Типы рыночных структур.
Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, — это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и неценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. П
• совершенная конкуренция — модель рынка, для которой характерна ценовая конкуренция между не способными повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену производителям стандартизирован ной продукции. Рыночная структура, для которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, является рынком несовершенной конкуренции. Рынки несовершенной конкуренции, в свою очередь, представлены рынками чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополистическими рынками;
• чистая монополия — тип рыночной структуры, характеризующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контролирующей цену;
• монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры, в рамках которой продавцы дифференцируемой продукции конкурируют между собой за объемы продаж, а в качестве главного резерва достижения конкурентного преимущества на рынке выступает неценовая конкуренция;
• олигополия — тип рыночной структуры, в рамках которой несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействующих фирм конкурируют между собой за долю рынка (объемы продаж).
59. Фирма как основная структурная единица предпринимательской деятельности. Внутренняя и внешняя среда фирмы.
В рыночной экономике основной структурной единицей предпринимательства является предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект различных форм собственности, объединяющий экономические ресурсы для производства и реализации товаров и услуг с целью получения прибыли. Предприятия являются субъектами рыночных отношений, выступают как свободные товаропроизводители. Фирма используется как обобщающее понятие, она может включать как одно, так и несколько предприятий и производств. Это юридически оформленная единица предпринимательской деятельности, хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путём планомерного комбинирования факторов производства.
Различают внутреннюю и внешнюю среду предприятия. Внутренняя среда характеризует собственную экономику предприятия, все виды его деятельности: производственные процессы, реализацию продукции, финансовое, материальное и кадровое обеспечение, систему управления. К внешней относится экономическая, правовая и социальная среда, в которой предприятие функционирует.
60. Характеристика современных экономических систем.
Экономические системы — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества.
1)Традиционная экономика основана на традициях, передающихся от поколения к поколению. Эти традиции определяют, какие товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях данной страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью.Такой тип экономики сохранился сегодня в некоторых слаборазвитых странах, куда технических прогресс проникает с большими трудностями, так как он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих странах обычаи и традиции.
2)Рыночная экономика характеризуетсячастной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Что, как и для кого производить определяет рынок через механизм спроса и предложения. Производитель стремится производить ту продукцию, которая удовлетворяет потребности покупателя и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько за него заплатить денег.
3) Командная или централизованная экономика является противоположностью рыночной экономики. Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).
Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить, выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.
4) Экономика, совмещающая элементы различных экономических систем, называется смешанной.
61. Экономический кругооборот.
Экономический кругооборот – это круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.
Экономические блага движутся не сами по себе, а выступают в качестве средства связи между экономическими агентами. Экономические агенты –субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Основными экономическими агентами в рыночной экономике являются домашние хозяйства (потребители) и фирмы (производители).