Основные теории потребительского выбора. Кривые безразличия и бюджетная линия.

Потребительский выбор - это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода). Функция максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

Линия бюджетного ограничения (бюджетная линия) показывает возможные комбинации благ, которые он может приобрести при заданном уровне своих доходов и существующих ценах. Наклон бюджетной линии равен относительной цене благ.

Осуществление потребительского выбора характеризуется при помощи набора безразличия - набора вариантов потребительского выбора, каждый из которых обладает одинаковой полезностью. Графическим отображением набора безразличия является кривая безразличия. Она отображает изменяющиеся сочетания двух разных благ в условиях, когда общая их полезность для потребителя остается неизменной. Набор кривых безразличия для одного потребителя и для одной пары благ составляет карту кривых безразличия. Характеристики кривых безразличия:

  • Чем выше расположена кривая безразличия, тем предпочтительнее для потребителя наборы благ, которые она представляет.
  • Имеют отрицательный наклон.
  • Не пересекаются.
  • Выпуклы: их наклон уменьшается по мере движения вниз и вправо вдоль этих кривых.
  • Абсолютная величина наклона кривой в любой точке есть отношение предельной полезности блага , отсчитываемого по вертикальной оси, к предельной полезности блага, отсчитываемого по горизонтальной оси.
  • Можно построить кривую, проходящую через любую точку, отражающую любой набор благ.

33. Поведение фирмы в условиях монополии. Антимонопольная политика.

В краткосрочном периоде поведение фирмы в условиях монополистической конкуренцииво многом аналогично поведению монополии. Так как товар данной фирмы отличается от товаров фирм-конкурентов особыми качественными характеристиками, которые нравятся определенной категории покупателей и достаточное число потребителей готово заплатить более высокую цену, то фирма может поднять цену своего товара без падения продаж.

Как и монополия, фирма несколько недопроизводит продукцию и завышает на нее цену. Таким образом, монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии тем, что фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров.

В долгосрочном периоде монополистическая конкуренцияаналогична совершенной конкуренции. В условиях свободного доступа на рынок потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая прибыли до нуля. Этот же процесс работает и в обратном направлении. Если бы спрос на рынке монополистической конкуренции снизился после достижения равновесия, то фирмы покинули бы рынок.

Антимонопольная политика — это система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм.

Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют:

§ прямое регулирование цен;

§ налогообложение;

§ регулирование естественных монополий.

Рассмотрим эти направления более подробно.

34. Поведение фирмы в условиях олигополии.

Олигополия - это рыночная форма, в которой на рынке доминирует небольшое количество продавцов(олигополистов). Так как на рынке находится небольшое количество участников, каждый олигополист должен принимать во внимание действия других участников. Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм. Принимая решение, фирма-олигополист всегда учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине, на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора.
Олигополия - это стандартная рыночная форма. В качестве количественного описания этой формы, может быть использовано следующее соотношение - доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40%.
Олигополистическая конкуренция может вызвать сговор, в целях которого - повышение цены продукции и ограничение выпуска, как в монополии. Если в этом сговоре существует официальное соглашение, то это будет называться - картель.
Часто, фирмы устраивают сговор с целью стабилизировать неустойчивый рынок, или чтобы "уменьшить рискованность инвестиций, присущих для этого рынка". В большинстве стран существуют законные ограничение на подобные сговоры. Официальное соглашение не обязательно для сговора (хотя, для того, чтобы этот сговор был нелегальным, между фирмами должны быть тесные связи) - для примера, в некоторых отраслях, может существовать определенный рыночный лидер, который неофициально устанавливает цену, и другие участники рынка ей следуют. Такая ситуация называется ценовым лидерством.
В других случаях, конкуренция среди продавцов в олигополии может быть очень активной, вызывая низкие цены и высокий выпуск. Это может привести рынок к состоянию, похожему на совершенную конкуренцию. Конкуренция в олигополии может быть выше, если в отрасли существует достаточно большое количество фирм, или, к примеру, эти фирмы привязаны регионально и не конкурируют между собой напрямую.

35. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.

Поведение фирмы зависит не только от времени, но и от формы конкуренции. Рассмотрим рациональное поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции. Будем помнить, что цель фирмы - максимизировать разрыв между ценами и издержками. На рынке совершенной конкуренции ни одна из фирм не влияет на цену своей продукции. Цена устанавливается только под воздействием общего рыночного спроса и предложения всех фирм. Если фирма повысит цену на свою продукцию, то она потеряет покупателей, которые будут покупать продукцию ее конкурента. Ее продажи упадут до нуля. Значит, фирма не властна над ценой. Величина ее издержек определена технологией данного предприятия. Что же может сделать предприниматель, чтобы получить максимальную прибыль?

Если фирма будет увеличивать на одну, две, три и т. д. единицы свою продукцию, то каждая следующая единица (скажем, каждый новый стол) будет "что-то" добавлять как к общему доходу, так и к общим издержкам. Это "что-то" - предельный доход и предельные издержки. Если предельный доход больше предельных издержек, то каждая произведенная единица добавляет к общему доходу величину больше той, что она прибавляет к общим издержкам.

Вывод: максимум общей прибыли достигается тогда, когда наступает равенство между ценой (Р - price) и преде Понятие и характерные черты мирового хозяйства

1.Наиболее распространено понимание мирового хозяйства как совокупности национальных хозяйств, взаимосвязанных системой международного разделения труда, экономических и политических отношений.

В этом определении основными составными частями выступают национально обособленные страны вне зависимости от того, идет их производство на внутренний или внешний рынок. При таком подходе затушевываются причины, которые определяют взаимосвязи, состояние и перспективы развития мирового хозяйства.

2. Согласно другой точке зрения, мировая экономика трактуется как система международных экономических взаимоотношений, как общая, универсальная связь между национальными хозяйствами. Подобной концепции придерживаются многие западные исследователи, в частности считая, что международная экономическая система включает и торговлю, и финансовые отношения, а также неравное распределение капитальных ресурсов и рабочей силы. В данном случае из поля зрения исследователей выпадает производство, которое во многом определяет международные экономические взаимосвязи.

3. Более полное толкование мирового хозяйства определяет его как экономическую систему, в которой на постоянно возобновляющей основе происходит производство, обмен и потребление товаров и услуг в мировом масштабе. Она включает производительные силы (факторы производства); производственные отношения, складывающиеся между людьми на основе форм собственности и уровня развития производства; определенные аспекты политических и правовых отношений. В этом определении находят отражение основные составные части хозяйства, включая материальную базу, реализацию различных форм собственности и определенный порядок функционирования воспроизводственных процессов.

Характерные черты мировой экономики

• Основой возникновения и существования системы выступает ее целостность, которая предполагает экономическое взаимодействие всех составных частей системы на достаточно устойчивом уровне. Только в этом случае возможна регулярная циркуляция производимого продукта в глобальном масштабе и обеспечиваются постоянная деятельность, жизнеспособность системы, се саморегулирование и развитие. Такое единство мирового хозяйства, циркуляция воспроизводимого продукта обеспечиваются мировыми и международными рынками с присущими им товарно-денежными отношениями и множественностью цен.

• Мировая экономика как единая система имеет общую цель. В конечном счете ее функционирование направлено на удовлетворение потребностей (спроса). Развитие производительных сил, создание новых предприятий не является самоцелью. Оно может быть оправдано, если способствует увеличению предложения и спроса.

• Мировая экономика относится к числу сложных систем, характеризующихся множественностью составляющих ее элементов, субъектов. Субъектами мировой экономики выступают национальные хозяйства, ТНК, международные экономические интеграционные объединения, которые сами являются системами с присущими только им характерными чертами. Каждый из субъектов мирового воспроизводственного процесса как в глобальном масштабе, так и в рамках отдельных государств в зависимости его места и роли в целом оказывает влияние на функционирование всей мировой хозяйственной системы. Последняя имеет и присущие ей как целому определенные направления своего развития, но она не развивается вне национальных хозяйств.

• Мировое хозяйство является исторической и политико-экономической категорией. Это объясняется тем, что каждому конкретному историческому этапу его развития присущи определенные масштабы и уровень производства, интернационализации, глобализации хозяйственной жизни и социально-экономическая структура.

В социально-экономическом плане мировое хозяйство неоднородно. Ведущее место в нем принадлежит промышленно развитым странам с высоким уровнем капиталистических отношений. Остальные страны занимают периферийное положение. У этих стран во многом сохраняется зависимый характер их хозяйств от промышленно развитых стран.

Помимо вышеотмеченных характерных черт (единство, общая цель, структурность, историчность, социально-экономическая направленность развития национальных хозяйств) мировой экономике как системе присущи другие важные признаки:иерархичность, многоуровневость, неравномерность экономического развития.

• Иерархичность предполагает, что функционирование мировой хозяйственной системы прежде всего направлено на удовлетворение спроса высшего системного уровня. Экономическая мощь распределяется в мире очень неравномерно. Шесть государств с 9% населения планеты - США, Япония, Германия, Британия, Франция, Италия - аккумулируют 42% мирового дохода. В этой связи распространяемый тезис о том, что в условиях открытой экономики каждая страна, преследуя свои интересы, действует для общего прогресса в мире, лишь маскирует удовлетворение интересов определенного числа стран.

• В производственном и социальном плане мировое хозяйство представляет собой арену противоречий, конкурентной борьбы, которые развертываются как внутри стран, так и в планетарном масштабе. Они охватывают факторы производства, национальные образования и экономические объединения, группы предпринимателей и рабочую силу. В силу указанных причин мировое хозяйство постоянно переживает переходные процессы.

• Отношения между отдельными элементами мирового хозяйства составляют уровни. Отношения между государствами - это международный уровень, регулируемый международными правилами и нормами. Отношения потоков, выходящих за пределы национальных границ, образуют транснациональный уровень - сферу деятельности фирм и групп с их внутренними системами информации. Он все больше становится автономным, все меньше поддается регулированию. Транснациональный уровень включает также сеть потоков неформальной деятельности: торговля наркотиками, оружием, подпольная миграция.

Множество элементов, из которых состоит мировая хозяйственная система, действуют там одновременно. Между центрами силы существуют столкновения, договоренности, объединения. Возникают черты олигополии, которые распространяют свою стратегию либо на весь мир, либо на отдельные районы.

• Мировая экономика как система не может развиваться без определенного порядка, основанного на нормах международного публичного и частного права, регулирующих экономические отношения между государствами, экономическими объединениями, юридическими и физическими лицами. Соблюдение установленных конвенционных и обычных норм обеспечивается самими государствами и коллективными формами контроля за соблюдением международного права, которым занимаются различного рода международные организации. Эти правила уточняются и пересматриваются в соответствии с потребностями развития мировых производительных сил и отдельных подсистем.льными издержками

36.

37. Понятие полезности. Закон убывающей и предельной полезности.

Полезность — это степень удовлетворения потребностей индивидов, которую они получают при потреблении товаров или услуг либо ведении какой-либо деятельности.

Закон убывающей предельной полезности – это закон, отражающий взаимосвязь между количеством потребляемого блага и степенью удовлетворенности от потребления каждой дополнительной единицы.

Закон утверждает тот факт, что по мере увеличения количества потребляемого блага, общая полезность (TU) от его потребления возрастает, но во все меньшей пропорции, а предельная полезность (MU), или дополнительная полезность от потребления дополнительной единицы, будет сокращаться.

38. Правила максимизации полезности в теории поведения рационального потребителя.

Четко представляя себе предельную полезность каждой приобретаемой единицы того или иного блага, потребитель встречает на рынке товары, каждый из которых имеет цену, выраженную в денежных единицах (рублях). Если бы цены на все товары были одинаковы, то в этом случае он всегда стремился бы купить то благо, которое обладает для него наибольшей предельной полезностью. Но цены на товары услуги различны. Поэтому потребитель должен соизмерять полученное удовлетворение от потребления того или иного блага со своими расходами на его приобретение. Эти расходы зависят от цены товара или услуги, в связи с чем ему приходится определять предельную полезность в расчете на затраченный рубль, или взвешенную по ценам предельную полезность. При соблюдении этого правила потребитель оказывается в состоянии равновесия. У него отсутствуют стимулы к изменению своего поведения, так как улучшить его невозможно.

39. Предложение. Закон предложения. Факторы предложения.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – способность и желание продавцов предложить определенное количество товара по данной цене.

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ – закон, в соответствии с которым при увеличении цены на товар предложение этого товара повышается при прочих неизменных факторах.

ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (детерминанты предложения) – факторы, влияющие на величину предложения. Основным детерминантом является цена товара, влияющая на предложение в соответствии с законом предложения. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами предложения.

К неценовым факторам относят:

  • Уровень технологии. Развитие технологий приводит к повышению уровня ресурсоотдачи – на единицу ресурсов можно получить больше продукции.
  • Цены ресурсов. Цена на ресурсы существенно влияет на величину предложения. Рост цен на ресурсы вызывает рост себестоимости продукции, и, как следствие, увеличение цены, по которой производители готовы продавать свои товары. Таким образом, цена на ресурсы находится в обратной зависимости к величине предложения товара.
  • Величина налогов. Налоги влияют на прибыль производителя; для того, чтобы компенсировать рост налогов, производители увеличивают цену продукции.
  • Количество производителей. При увеличении числа производителей какого-либо продукта предложение будет расти.

40. Предмет, методы и функции экономической теории.

Экономическая теория (Экономика) — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.

Таким образом предметом экономической теории является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей.

Функции экономики.

-познавательная функция - теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, каковы причины, природа, последствия экономических процессов.

-прогностическая функция экономики заключается в формировании научных основ прогнозирования перспектив научно-технического и социально- экономического развития. Она приобретает важное значение в связи с составлением планов и прогнозов развития предприятий и национального хозяйства.

-практическая функция: на основе позитивных знаний дает рекомендации, предлагает «рецепты» действий, объясняет, какой должна быть экономика (нормативная экономическая теория). Эта функция тесно связана с экономической политикой.

Методы экономики.

1. Экономический эксперимент

2. Диалектический метод

3. Функциональный анализ

4. Позитивный анализ

5. Экономико-математическое моделирование

6. Идея-гипотеза-теория

41.Доходы населения любого общества всегда дифференцированы. Располагаемый доход - это доход экономического субъекта, полученный после выплат трансфертов со стороны государства и уплаты налогов из своего личного дохода. Именно располагаемый доход дает более точное представление об уровне жизни населения, нежели личный доход.

Одним из наиболее известных способов измерения этого неравенства является построение кривой Лоренца,названной так по имени американского экономиста и статистика Макса Лоренца. Речь идет при этом о персональном, а не функциональном распределении доходов. Данный график (рис. 9.1) представляет собой графическое изображение двух величин: градации населения на равные группы по численности и распределения доходов между этими группами населения. Условно (для простоты и наглядности) в общей совокупности населения выделяют пять групп (каждая составляет 20% от общей численности). Сумма получаемых доходов тоже условно делится на такие же процентные группы.

Основные теории потребительского выбора. Кривые безразличия и бюджетная линия. - student2.ru

Например, если бы 20% населения получали бы 20% совокупных доходов, 40% населения — 40% доходов, и т. д., то мы построили бы биссектрису, называемую линией абсолютного равенства (линия ОЕ).

Но в реальности распределение не бывает абсолютно равным. Например, первые 20% населения получают 5% доходов, 40% населения - 15% доходов, 60% населения - 35% доходов, 80% населения - 60% доходов, и, наконец, 100% населения -100% всех доходов общества. В соответствии с этими значениями мы и строим кривую Лоренца, которая отклоняется от линии абсолютного равенства. Кривая Лоренца (на нашем графике кривая OABCDE) будет более вогнутой по отношению к биссектрисе, если распределение доходов отличается большей неравномерностью. На рис. 9.1 мы можем увидеть и линию абсолютного неравенства, идущую под прямым углом (OFE) . Сплошная линия кривой Лоренца показывает распределение личных доходов (до вычета налогов и без трансфертов). Но после уплаты налогов и получения трансфертов мы можем построить новую кривую Лоренца (пунктирная линия), т. е. кривую для располагаемого дохода. Она менее вогнутая, так как в результате перераспределительных процессов уменьшилось первоначальное неравенство в уровне доходов. Очевидно, чем больше отклоняется кривая Лоренца от биссектрисы, тем сильнее неравенство в распределении доходов, и чем активнее социальная политика государства по выравниванию доходов, тем менее вогнута данная кривая. В зависимости от конкретных социальных программ и систем налогообложения в той или иной стране будет зависеть отличие кривых Лоренца, построенной для личных и для располагаемых доходов.

Есть и другие способы измерения неравенства в распределении доходов: наиболее известный из них - децильный коэффициент: все население разбивается на 10 групп по 10% и сравниваются доходы 10% высшей группы с доходом 10% населения из низшей группы.
Еще одним показателем, используемым в экономической науке для определения степени дифференциации доходов, является коэффициент Джини (G), или индекс концентрации доходов. Этот коэффициент тесно связан с кривой Лоренца. На рис. 9.1 мы можем его рассчитать как отношение площади фигуры, находящейся между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца (обозначим ее буквой Т), к площади треугольника OFE, образуемого между линиями абсолютного равенства и абсолютного неравенства: G = TIOFE, где величина G изменяется в пределах от нуля до единицы.

42. Равновесие спроса и предложения. Административный контроль над ценами и рыночный механизм.

Экономическое равновесие — это точка, в которой объём спроса и объём предложения равны. Положение на рынке, при котором количество товаров или услуг, которые хотят приобрести потребители, абсолютно идентично количеству товаров и услуг, которые желают предложить производители, есть рыночное равновесие.

Иногда перед государством встает задача вмешательства в рыночный механизм ценообразования (например, во время войны). Государство может

установить «потолок» цен (верхний предел цены – ниже равновесного уровня). При этом возникает устойчивый избыток спроса - дефицит - что влечет за собой необходимость рационирования (нормирования) продукции, рост неденежных затрат потребителей, а также коррупцию.

Государство может также установить нижний предел цены («пол» цен - выше равновесного уровня). Возникает фиксированный избыток предложения -затоваривание.

Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров. Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция.Еще одно, более простое, определение гласит, что рыночный механизм представляет собой механизм взаимосвязи основных элементов рынка: спроса, предложения и цены.

43. Результаты и показатели деятельности фирм.

Показатели — это количественная и качественная оценки состояния и результатов, выраженные числом. Показатели предприятия классифицируются на группы: нормы, показатели времени работы, показатели трудовых ресурсов, показатели производства, финансовые показатели.

Результаты работы предприятия оцениваются системой экономических показателей, таких как объем валовой и товарной продукции, количество реализованной продукции, прибыль. Наиболее обобщающим показателем является финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта – прибыль. Прибыль представляет собой сумму превышения доходов предприятия над связанными с ними расходы.

44..Роль государства в регулировании экономики

Общепризнанно, что современная рыночная экономика не может существовать без государственной хозяйственной деятельности. Дискутируются лишь масштабы вмешательства государства в экономику. Так, классики экономической теории А. Смит, Д. Рикардо считали, что рыночная экономика должна развиваться на основе саморегулирования, то есть без участия каких-либо внешних сил, в том числе и государства.

Однако рыночный механизм не в состоянии разрешить всех проблем экономического роста. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности, и государство вынуждено брать на себя содержание больших структур экономики: железной дороги, почты, телеграфа и т. п. Усиление государственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, экологией. Появляется острая необходимость вмешательства государства в механизм принятия регулируемых решений. Примером служит развивающийся в годах кризис капиталистической экономики, ознаменовавший конец «эры» свободного предпринимательства. Он показал неспособность рыночной системы развиваться без вмешательства государства.

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики теоретически обосновал английский экономист Дж. М.Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег». Эта теория получила практическое применение в экономике США в 50-е годы и принесла определенные положительные результаты в хозяйственной деятельности. В дальнейшем теория государственного регулирования Кейнса легла в основу экономической политики почти всех развитых капиталистических стран.

Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики. В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Экономическая роль государства в той или иной стране определяется долей национального дохода, сосредоточенного «в руках государства».Если государство распоряжается 10-15% национального дохода, то такая экономика является смешанной, то есть одна часть национального дохода сосредоточена в руках государства, а другая – в руках частных владельцев.

Доля национального дохода, которой распоряжается государство, может колебаться под влиянием внешних обстоятельств, например: войны. В США в годы доля государства в национальном доходе колебалась в пределах 10-13%, а затем стремительно выросла во время второй мировой войны до 45%. Однако с начала 50-х эта доля колебалась на уровне 15-30%.

Вмешательство государства в экономику вызвано стремлением правительства смягчить неэффективность и «несправедливость», связанные с функционированием рыночной экономики.

В 70-80-х годах прошлого столетия наблюдался как бы обратный процесс: усилился интерес к рыночному механизму. Причиной явилось снижение эффективности государственного сектора, но это не значит, что происходит полное свертывание государственного вмешательства. Государство всегда будет иметь свою долю в рыночной экономики.

1.2.Основные цели и инструментарий государственного регулирования

Для того чтобы выбрать верную экономическую политику, государственные деятели должны отдавать себе отчет в том, во-первых, каких целей они хотят добиться, и, во-вторых, какими инструментами они для этого располагают.

Впервые комплексный анализ экономической политики государства был проведен в 1952году голландским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Яном Тинбергеном в работе «Теория экономической политики». Согласно Тинбергену, во-первых, правительственные органы должны выбрать конечные цели экономической политики и сформулировать их, что обычно делается в терминах максимизации функции общественного благосостояния. На их основе определяются целевые показатели: полная занятость, нулевая инфляция. Во-вторых, правительство оценивает, какими политическими инструментами оно располагает. В-третьих, государственные деятели должны опираться на какую-либо модель экономики, которая связывает воедино цели и инструменты.

Важнейшая проблема, на которой остановился Тинберген – соответствие между количеством целей и количеством инструментов при проведении экономической политики. Допустим, что целей всего две: увеличение занятости и борьба с инфляцией, и инструментов тоже два – налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика. Тинберген сделал вывод, что политики могут достичь обеих целей тогда, когда количество инструментов равно количеству целей, и влияние инструментов на цели линейно независимы друг от друга.

Определение множества целей называют целевой функцией. Здесь нужно учесть, что чем больше целей, тем труднее одновременно их достичь. Поэтому правительству необходимо четко представлять себе очередность государственной политики при достижении многих целей. По отношению друг к другу цели экономической политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы, нейтральны. Взаимозаменяемость целей означает, что невозможно достижение рассматриваемых целей одновременно. Типичный пример – контроль над темпами инфляции и безработицы – кривая Филлипса (приложение 2).

Взаимодополняемые цели экономической политики сочетается друг с другом. Такими целями являются – рост национального дохода и рост занятости. Нейтральные цели, то есть не влияющие на достижение друг друга, встречаются очень редко. Например: снижение безработицы до определенного уровня может не влиять на темпы инфляции.

По мере накопления опыта государственного регулирования в разных странах происходит сокращение размерности целевой функции.

Тинберген считал, что в целевую функцию следует ввести 8 элементов:

объем государственных расходов; темп изменения реальной заработной платы; уровень занятости; индикатор распределения доходов; размер инвестиций; совокупный спрос; уровень производства; сальдо денежного баланса.

Позже, в 70-е годы прошлого столетия экономисты уже рассматривали 4 цели: полная занятость; стабильность цен; отсутствие неуправляемых дефицитов платежного баланса; устойчивый уровень экономического развития.

В 80-90 годы прошлого столетия многие правители стали рассматривать лишь 2 задачи: полная занятость; борьба с инфляцией.

Некоторые экономисты считают, что лучше избрать один аспект регулирования и на нем сосредоточить основные усилия. Для стран с развивающимися рынками стратегическим направлением государственной политики является борьба с высокой хронической инфляцией.

При проведении макроэкономической политики важно помнить, что государство и рынок – великие завоевания цивилизации. Рынок не может нормально функционировать без государства, устанавливающего и поддерживающего «правила игры» в рыночном хозяйстве. Рынок и государство – две могущественные силы, которые не противостоят друг другу, но дополняют друг друга в ходе экономического развития. [2]

Государственное регулирование экономики ставит своей целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращения ее загрязнения, гибели природы.

Цели государственного регулирования, находясь в тесной взаимосвязи, неравнозначны по значению и масштабам воздействия. В дереве целей государственного регулирования экономики можно выделить цели генеральные и конкретные. Среди генеральных приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности. Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходя из необходимости увязки общественных и частных интересов. Эффективность государственного регулирования предопределяется наличием сильной законодательной, исполнительной и судебной властью.

Для решения многочисленных задач, стоящих перед государством в сфере экономики, в распоряжении государства имеется широкий набор инструментов (приложение 3). К важнейшим из них относится: налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика, социальная политика и политика регулирования доходов, внешнеэкономическая политика.

Фискальная политика – важный инструмент для достижения стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неразумное применение этого инструмента превращает фискальную политику в фактор, дестабилизирующий экономику.

Не менее важной является денежная политика. Денежно-кредитная политика состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государство через центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые центральным банком. Предоставлять льготные займы, выпускать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменять денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.

Как инструмент борьбы с инфляцией используют политику регулирования доходов («замораживание» цен и зарплаты).

Любое государство проводит определенную социальную политику. Социальное регулирование со стороны государства направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека.

Функцию перераспределения доходов государство выполняет через налоговую систему. Налоговое регулирование осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциация налоговых ставок, введение налоговых льгот, освобождение от налогов. В том же направлении воздействует и введение пошлин, налоговых сборов. Изменяя в ту или иную сторону налоговое бремя, государство может ускорять или замедлять экономические процессы. В тоже время взимание налогов есть главный источник доходов государственного бюджета, финансовая база социальной политики.

Государство осуществляет торговое и валютное регулирование. Государственное внешнеэкономическое регулирование – это обширный спектр мер и инструментов государственного воздействия на структуру экспорта и импорта, процессы внешней торговли, контроль за товарными потоками, пересекающими государственную границу, движение капитала в страну и из страны, валютный обм

Наши рекомендации