Вопрос 14. Кривая совокупного предложения в модели AD-AS.Факторы, влияющие на совокупное предложение.

Совокупное предложение — реальный объем национального продукта, который может быть произведен при различном (определенном) уровне цен.

Закон совокупного предложения — при более высоком уровне цен у производителей возникают стимулы увеличения объема производства и соответственно увеличивается предложение изготовляемых товаров.

График совокупного предложения имеет положительный наклон и состоит из трех частей:

§ Горизонтальный.

§ Промежуточный (восходящий).

§ Вертикальный.

Неценовые факторы совокупного предложения:

§ Изменение цен на ресурсы:

§ Наличие внутренних ресурсов

§ Цены на импортные ресурсы

§ Господство на рынке

§ Изменение в производительности (объем производства/общие затраты)

§ Изменения правовых норм:

§ Налоги с предприятий и субсидии

§ Государственное регулирование

Совокупное предложение ( Вопрос 14. Кривая совокупного предложения в модели AD-AS.Факторы, влияющие на совокупное предложение. - student2.ru ) — это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике; это совокупный реальный объем производства, который может быть произведен в стране при различных возможных уровнях цен.

Основным фактором, влияющим на Вопрос 14. Кривая совокупного предложения в модели AD-AS.Факторы, влияющие на совокупное предложение. - student2.ru , является также уровень цен, причем зависимость между этими показателями прямая. Неценовыми факторами Вопрос 14. Кривая совокупного предложения в модели AD-AS.Факторы, влияющие на совокупное предложение. - student2.ru являются изменения в технологии, ценах на ресурсы, налогообложении фирм и т.д., что графически отражается сдвигом кривой AS вправо или влево.

Кривая AS отражает изменения совокупного реального объема производства в зависимости от изменения уровня цен. Форма этой кривой во многом зависит от того, в каком временном промежутке находится кривая AS.

Различие между краткосрочным и долгосрочным периодом в макроэкономике связывают в основном с поведением номинальных и реальных величин. В краткосрочном периоде номинальные величины (цены, номинальная зарплата, номинальная ставка процента) под воздействием колебаний рынка меняются медленно, являются "жесткими". Реальные же величины (объем выпуска, уровень занятости, реальная процентная ставка) изменяются значительно и их считают "гибкими". В долгосрочном периоде ситуация прямо противоположная.

Вопрос 15.

Совокупный спрос

Совокупный спрос характеризует желание и возможность населения, фирм, государства и зарубежных стран приобрести определенный объем товаров и услуг при сложившемся уровне цен. В масштабах общества совокупный спрос складывается из следующих элементов: потребительского спроса на товары и услуги - С; инвестиционного спроса фирм - I; государственных закупок - G; чистого экспорта - X. Можно выразить совокупный спрос следующим образом: где AD - совокупный спрос. Совокупный спрос можно представить в виде кривой AD, где по оси ординат откладывается уровень цен (Р), а по оси абсцисс - не номинальный, а реальный продукт, т.е. выраженный в ценах базового года (рис. 2).

Вопрос 14. Кривая совокупного предложения в модели AD-AS.Факторы, влияющие на совокупное предложение. - student2.ru

Кривая совокупного спроса отражает изменение совокупного уровня расходов населения, Правительства, бизнеса и зарубежных стран в зависимости от изменения уровня цен. На отрицательный наклон кривой совокупного спроса оказывают влияние следующие ценовые факторы: 1. "эффект процентной ставки". При росте уровня цен потребители и производители вынуждены брать деньги в кредит, что ведет к повышению процентной ставки, снижению покупательной способности, сокращению инвестиций, в результате совокупный спрос уменьшается; 2. "эффект богатства". При повышении уровня цен стоимость финансовых активов, которыми владеет население (акции, облигации, срочные счета и др.), падает, население беднеет и совокупный спрос сокращается; 3. "эффект импортных товаров". При повышении уровня цен внутри страны спрос на отечественные товары сокращается, а на более дешевые импортные возрастает, что ведет к снижению совокупного спроса. Сдвиг кривой AD происходит в результате изменения неценовых факторов: 1. изменения в потребительских расходах, т.е. связанные с изменением уровня благосостояния: рост доходов, изменения в подоходном налоге и т.п.; 2. изменения в инвестиционных расходах, т.е. в объеме закупок средств производства, связанные с изменением уровня налогов на бизнес, уровнем использования производственных мощностей; 3. изменения в государственных расходах, вызываемые преимущественно политическими решениями

Совокупный спрос (AD – aggregate demand) – это сумма всех видов спроса или суммарный спрос на всю конечную продукцию и услуги, произведенные в обществе.

В структуре совокупного спроса выделяют:

• спрос на потребительские товары и услуги (C);

• спрос на инвестиционные товары (I);

•спрос на товары и услуги со стороны государства (G);

• чистый экспорт – разница между экспортом и импортом (X).

Таким образом, совокупный спрос можно выразить формулой: AD = C + I + G + X. Кривая совокупного спроса показывает количество товаров и услуг, которые потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Движение по кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики цен. Спрос на макро уровне подчиняется той же закономерности, что и на микро уровне: он будет падать при росте цен и увеличиваться при их снижении. Эта зависимость вытекает из уравнения количественной теории денег: MV = PY и Y=MV/P, где P – уровень цен в экономике; Y – реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос; М – количество денег в обращении; V – скорость обращения денег. Из этой формулы следует, что чем выше уровень цен Р. , тем (при условии фиксированного предложения денег M и скорости их обращения V) меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y . Обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен связана с: • эффектом процентной ставки (эффектом Кейнса) – с ростом цен увеличивается спрос на деньги. При неизменном предложении денег растет ставка процента, а в результате сокращается спрос со стороны экономических агентов, пользующихся кредитами, снижается совокупный спрос; • эффектом богатства (эффектом Пигу) – рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов, делает их владельцев беднее, в результате чего снижается объем импортных закупок, потребление и совокупный спрос; • эффект импортных закупок – рост цен внутри страны при неизменных ценах на импорт перекладывает часть спроса на импортные товары, в результате чего сокращается экспорт и снижается совокупный спрос в стране. Наряду с ценовыми на совокупный спрос оказывают влияние неценовые факторы. Их действие приводит к смещению кривой AD вправо или влево. К неценовым факторам совокупного спроса относятся: • предложение денег М и скорость их обращения V (что следует из уравнения количественной теории денег); • факторы, влияющие на потребительские расходы домохозяйств: благосостояние потребителей, налоги, ожидания; • факторы, воздействующие на инвестиционные расходы фирм: процентные ставки, льготное кредитование, возможности получения субсидий; • государственная политика, определяющая государственные расходы; • условия на внешних рынках, влияющие на чистый экспорт: колебания курсов валют, цен на мировом рынке. Изменения совокупного спроса отражены на рис. 9.1. Сдвиг прямой AD вправо отражает увеличение совокупного спроса, а влево – уменьшение. Вопрос 14. Кривая совокупного предложения в модели AD-AS.Факторы, влияющие на совокупное предложение. - student2.ru

16 вопрос

Макроэкономические показатели Основными макроэкономическими показатели являются:

• Валовый национальный продукт

• Валовый внутренний продукт

• Чистый национальный продукт

• Валовый национальный доход

• Валовый национальный располагаемый доход

• Конечное потребление

• Валовое накопление

• Чистое кредитование и чистое заимствование

• Сальдо внешней торговли


Система национальных счетов (СНС) - система взаимоувязанных расчетов показателей, применяемую для описания и анализа макроэкономических процессов и унифицированную по основным методологическим положениям с платежным балансом и межотраслевым балансом. Это система сбора и обработки информации, позволяющая в наглядной форме представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его движения.

ВВП – это исчисленная по рыночным ценам совокупная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых внутри страны за определённый период времени (обычно за 1 год).

Так как ВВП измеряет объем национального годового производства, он служит источником роста национального богатства страны, которое представляет собой совокупную стоимость имущества (активов), принадлежащего частным физическим, юридическим лицам, а также государству.

Приведенное выше определение ВВП нуждается в разъяснениях.

1. Вся произведённая за данный период времени продукция делится на промежуточнуюи конечную. Деление продукции на промежуточную и конечную необходимо для того, чтобы избежать при подсчете ВВП повторного счета.

Промежуточная продукция – это продукция, которая производится в данном периоде, и в данном же периоде направляется в дальнейшую переработку или перепродажу (например, выращенный в данном году картофель и в данном же году проданный предприятию, производящему крахмал).

Конечная продукция – это продукция, которая производится и приобретается в течение данного периода для конечного потребления (личного или производительного),то есть не используется как промежуточная продукция. (Например, выращенный в данном году картофель и проданный населению для личного потребления или произведенное в данном году и проданное предприятию оборудование для производства крахмала). Именно и только эта продукция включается в состав ВВП. Следует подчеркнуть, что в качестве конечной продукции рассматривается и прирост товарно-материальных запасов, который, соответственно, включается в состав ВВП. (Например, прирост запасов картофеля или произведенное, но оставшееся на складе непроданным оборудование).

Для того чтобы из общего объема произведенной продукции исключить промежуточную продукцию используют метод расчета «по добавленной стоимости».

Добавленная стоимость фирмы – представляет собой объем продаж фирмы (общая выручка) за вычетом стоимости сырья, материалов и т.п., купленных у других фирм для производства продукции.

(Добавленная стоимость фирмы = амортизация + факторные доходы.)

Чтобы получить ВВП необходимо сложить добавленные стоимости всех фирм.

2. Хотя ВВП измеряет объем всей произведенной конечной продукции и услуг, на практике учесть все конечные товары и услуги невозможно, так как часть их не проходит через рынок (например, услуги домашних хозяек). Кроме того, во всех странах существует теневая экономика: производимые в ней товары и услуги проходят через рынок, но не могут быть учтены в ВВП, так как теневой бизнес не платит налогов.

3. Следует подчеркнуть, что ВВП учитывает только товары и услуги, произведенные в данном периоде. Сделки с ранее созданными активами не входят в ВВП данного периода. Например, цена дома, купленного в данном году, но построенного в прошлом году не войдет в ВВП данного года, а вот оплата услуг посредника – войдет. По этой же причине в ВВП не учитываются покупки подержанных товаров.

В ВВП не входят трансфертные платежи (так как это безвозмездные выплаты населению).

4. ВВП измеряет выпуск продукции, создаваемой на территории данной страны, независимо от того, кому принадлежат ресурсы.

Однако страна может иметь собственность заграницей, граждане данной страны выезжают на заработки в другие страны. С другой стороны, в данной стране могут функционировать иностранные предприятия и работать иностранные граждане. Для измерения объема товаров и услуг, произведенных с помощью собственных ресурсов страны, используют показатель валового национальногопродукта (ВНП). До 1992 года именно ВНП служил исходным показателем системы национальных счетов.

ВНП – это исчисленная по рыночным ценам совокупная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных с помощьюсобственных ресурсов страны за определенный период времени(независимо от того, на какой территории осуществлялось производство).

ВНП = ВВП + чистые поступления из-за границы

(Чистые поступления представляют собой разницу между поступлениями из-за границы и платежами заграницу).

Для большинства крупных стран ВВП » ВНП. ( Это не относится к России, где очень велика утечка капитала). Поэтому в дальнейшем анализе мы не будем принимать во внимание разницу между ними.

5. Исчисление ВВП (ВНП) по рыночным ценамозначает, что в состав ВВП и ВНП входят чистые косвенные налоги. (Чистые косвенные налоги – это разница между общей суммой косвенных налогов и суммой дотаций фирмам).

Показатель ВВП часто используют для сравнения благосостояния людей в различных странах. Однако для этих целей показатель ВВП обычно дополняется системой социальных показателей оценки индивидуального благосостояния. Эти показатели сгруппированы в следующие блоки:

1. образование;

2. здоровье;

3. работа и качество условий труда;

4. досуг;

5. покупательная способность;

6. окружающая среда;

7. безопасность;

8. возможность участвовать в жизни общества

Наши рекомендации