Большие экономические циклы.
Взяв за основу целый ряд показателей конъюнктуры(Под конъюнктурой подразумевается совокупность внешних условий и обстоятельств, влияющих на ценность товаров и на вытекающие отсюда изменения в величине доходов предприятий)Н.Д.Кондратьев открыл закономерность периодически повторяющихся «повышательных» и «понижательных» волн развития ведущих отраслей и структурных сдвигов в мировой экономике. Принципиальное отличие для подобных изменений имеют кластеры (термин Шумпетера) нововведений, под которыми понимаются всплески появления не только «новинок» техники и технологий, но и вообще новшеств воздействующих на хоз-ую деятельность.
Финансовая система государства. Финансовая политика государства и ее типы. Дискреционная и автоматическая.
Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. С точки зрения социально - экономических отношений она складывается из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств.
Централизованные финансы - это государственная система, специальные внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды имущественного и личного страхования. Они используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом.
Децентрализованные финансы - финансы фирм, предприятий и отраслей народного хозяйства. Это финансовые отношения между юридическими лицами, юридическими лицами и государством, юридическими и физическими лицами. Они используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и составляют основу финансов. От их состояния во многом зависит общее финансовое положение страны, так как именно здесь формируется подавляющая часть финансовых ресурсов.
Финансы домохозяйств - это личные финансы, т.е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. В отличии от семьи, домохозяйство может включать, кроме родственников, также людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также состоять и из одного человека, обеспечивающего себя материально.
Финансовая политика представляет собой совокупность мероприятий по организации и использованию финансов для осуществления государством своих функций и решения возложенных на него задач. Она проявляется в системе форм и методов мобилизации денежных ресурсов, их распределения между классами, социальными группами и слоями населения, отраслями и регионами страны, в финансовом законодательстве, структуре гос-ых доходов и расходов. Финансовая политика предопределяется характером общественного строя, отношениями собственности и взаимоотношениями между классами и соц. группами. Для упрощения понимания содержания происходящих процессов под воздействием сознательного бюджетно-налогового регулирования вводятся следующие ограничения и допущения:
-абстрагирование от внешнеторговой деятельности
-неизменность объема инвестиций
-независимость потребления и инвестиций (частных расходов
от правительственных закупок)
-равенство национального продукта, национального дохода, личного дохода
-постоянство налога вне зависимости от ЧВП (Чистый внутренний продукт)
-неизменность уровня цен
-воздействие фискальной политики признается только в отношении факторов совокупного спроса
Финансовая политика бывает:
-Дискреционной, представляет собой манипулирование налогами и гос. расходами с целью воздействия на национальное производство, занятость, денежное хоз-во в интересах обеспечения эконом.роста
-Автоматической (политики встроенных стабилизаторов) базируется на том, что уровень гос. Закупок, налогов может изменяться в режиме саморегулирования независимо от принятия правительством соответствущих решений. Как только изменяется экономическая ситуация, встроенные стабилизаторы реагируют на эти изменения и запускают в действие механизмы саморегулирования. Встроенный стабилизатор-это механизм реакции бюджета на изменение фактора, воздействущего на доходную или расходную часть без принятия каких-либо специальных мер.