Тенденции и факторы международной экономической интеграции.
XX век - это век роста международных экономических связей во всех формах: торговля товарами и услугами, экспорт-импорт капиталов, производственное кооперирование, международное разделение труда, научно-техническое взаимодействие, миграции рабочей силы и т. д. Международная экономическая интеграция обусловлена рядом объективных факторов, среди которых важнейшее значение имеют: углубление международного разделения труда, специализация и кооперация производства; ускорение научно-технического прогресса, развитие и внедрение информационных технологий; расширение региональных группировок; формирование региональных рынков; интернализация хозяйственной жизни; создание транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп.
После обретения независимости в 1991 году Беларусь впервые стала полноправным субъектом международного права. Первой попыткой реализовать право белорусской нации на самоопределение стало провозглашение независимости Белорусской Народной. В 1919 году возникла — Белорусская Советская Социалистическая Республика. После вступления БССР в состав СССР ее внешнеполитические полномочия были фактически прекращены и возобновились в 1944 году. После разгрома нацистской Германии Беларусь стала одним из соучредителей ООН с обладанием права собственного голоса. Принимая активное участие в работе системы ООН, Беларусь еще до объявления независимости стала участницей подавляющего большинства международных конвенций, договоров и соглашений.
Республика имеет большое количество дипломатических представительств в разных странах мира, в том числе посольства, постоянные представительства при международных организациях, генеральные консульства, консульства.
Беларусь считает приемлемой лишь такую модель международных отношений, которая характеризуется многополярностью, неоспоримым авторитетом международного права, недопустимостью дискриминации и вмешательства во внутренние дела отдельных наций. Внешняя политика РБ основывается на следующихпринципах: соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права; соразмерность внешнеполитических целей потенциалу государства; повышение эффективности инструментов защиты государственного суверенитета и национальной экономики в условиях глобализации; добровольность вхождения и участия в межгосударст. образованиях; и др.
Стратегические цели РБ на международной арене — защита государственного суверенитета и территориальной целостности; защита прав, свобод и законных интересов граждан, общественных и государственных интересов.
Основными задачами внешней политики РБ являются:
• содействие построению стабильного, справедливого, демократического миропорядка, базирующегося на общепризнанных принципах междунар. права;
• равноправная интеграция РБ в мировое пространство;
• создание благоприятных внешних условий для повышения уровня благосостояния народа, развития полит-го, эк-го, интеллектуального и духовного потенциала государства;
• формирование добрососедских отношений с сопредельными государствами;
• обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан РБ за границей;
• содействие реализации прав интересов этнических белорусов, выходцев из РБ и лиц, идентифицирующих себя как белорусы, проживающих за пределами ее территории; и др.
52.Формы эконом. интеграции Беларуси со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Одним из важных приоритетов внешней политики Беларуси являются отношения с государствами-партнерами по СНГ и интеграционные процессы на пространстве этого Содружества. Помимо Российской Федерации, ключевыми экономическими партнерами из числа государств СНГ для нашей страны являются Украина, Казахстан, Молдова, Азербайджан. Экономики бывших советских республик отличались высокой степенью интегрированности даже в сравнении с европейским союзом. Промышленность республики сконцентрирована на крупных предприятиях, производственные мощности которых были рассчитаны на выпуск продукции в больших объемах, удовлетворяющих потребности республик бывшего Советского Союза. Это в дальнейшем и предопределило интеграционные направления развития Республики Беларусь.
В декабре 1991 г. руководители трех государств - Республика Беларусь, Российская Федерация, Украина - подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, которое объявило о прекращении существования СССР как субъекта международного права и геополитической системы и об образовании СНГ. Участниками СНГ стали Беларусь, Казахстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Молдова, Украина и др.
Объективными причинами образования СНГ являлись следующие:
- страны, входящие в СНГ, взаимосвязаны и взаимозависимы в силу того, что долгий период времени находились в одном государстве; страны СНГ совместно обладают большими природными, человеческими и экономическими потенциалами, что дает им конкурентное преимущество. - выгодное геополитическое положение: например, по территории СНГ проходит самый короткий путь из Европы в Юго-Восточную Азию; — относительно дешевая в мировых рамках рабочая сила и др.
Стратегическими целями экономической интеграции стран СНГ являются: использование международного разделения труда; специализация и кооперирование производства; повышение уровня и качества жизни населения стран, входящих в союз. Одновременно решались некоторые вопросы по таможенному оформлению и контролю, транзита природного газа, нефти и нефтепродуктов, согласования тарифной политики в различных отраслях, разрешения хозяйственных споров на территории стран. Следует отметить, что темпы развития экономической интегрированности несколько уступают вышеизложенным процессам. Следует отметить, что основными причинами, сдерживающими интеграционные процессы внутри Содружества, являются:
- различные модели социально-экономического развития стран; - разная степень рыночных преобразований; неконкурентоспособность ряда крупных предприятий в странах; несогласованность проводимой отдельными странами таможенной, налоговой политики и т. д.
В 2003 г. подписано Соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) на территории Беларуси, России, Казахстана, Украины, которое в свою очередь должно стать базой для возможного будущего межгосударственною объединения - Организации региональной интеграции. В рамках СНГ образованы и функционируют и другие субрегиональные объединения: Центральноазиатское экономическое сообщество,
ГУУАМ— неформальное объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана, Молдовы.