Раздел I. Общество и человек
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
ПРОГРАММА
Основой данной программы служит федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования. В процессе экзамена абитуриенты должны показать знание основных вопросов, изученных в школьном курсе обществознания, обнаружить способность и умение:
- распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания, сравнивать социальные объекты и выявлять их общие черты и особенности;
- соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- распознавать понятия и их составляющие;
- устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и соответствующими терминами;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса в оценке общественных явлений;
- перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т.д.;
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;
- формулировать на основе имеющихся знаний суждения и аргументы по определенным проблемам
Раздел I. Общество и человек
Общество и природа. Влияние человека на окружающую среду. Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество как целостная динамическая система. Особенности социальной системы. Связи и отношения общества со средой. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Социальные институты. Общественные отношения.
Науки об обществе. Этапы становления обществознания. Мыслители прошлого об обществе.
Объективные и субъективные факторы развития общества. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Противоречивость прогресса. Цена прогресса. Научно-техническая революция и ее социальные последствия. Проблема смысла и направленности исторического процесса. Эволюционный и революционный пути общественного развития: революция и реформы. Возможность альтернативности общественного развития. Субъекты исторического процесса. Ступени человеческой истории. Многообразие путей и форм общественного развития.
Цивилизация. Цивилизационный подход к истории человечества. Цивилизационные теории. Цивилизации прошлого. Современные цивилизации. Российская цивилизация. Перспективы постиндустриальной цивилизации.
Общественно-экономическая формация. Формационный подход к истории человечества. Понятия первобытно-общинного строя, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций.
Человечество как социальная общность. Взаимосвязь и целостность современного мира. Противоречия современного общественного развития.
Глобальные проблемы современного человечества. Стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем.
Многообразие наук о человеке. Различия в подходах к проблеме человека: «извне» и «изнутри». Философские поиски сущности человека.
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное. Индивид и индивидуальность.
Личность как субъект общественной жизни. Сущностные характеристики личности. Набор функций или ролей личности. Связь индивида, личности и общества. Социальное поведение и социализация личности. Воспитание личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности.
Общая характеристика межличностных отношений. Конфликтные ситуации и способы их разрешения.
Духовный мир человека. Мировоззрение и его роль в жизни человека.
Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы. Основные типы жизненных стратегий в современном обществе: стратегии благополучия, успеха и самореализации.
Примерная тематика экзаменационных вопросов
1. Общество и природа. Влияние человека на окружающую среду.
2. Общество как целостная динамическая система.
3. Науки об обществе. Этапы становления обществознания.
4. Общественный прогресс. Его критерии и противоречивость.
5. Субъекты исторического процесса.
6. Цивилизационный подход к истории человечества. Цивилизации прошлого и современные цивилизации.
7. Формационный подход к истории человечества.
8. Взаимосвязь и целостность современного мира.
9. Многообразие наук о человеке.
10. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. 11. Индивид и индивидуальность.
12. Личность как субъект общественной жизни. Сущностные характеристики личности.
13. Мировоззрение и его роль в жизни человека.
14. Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы.
15. Деятельность как способ существования людей.
16. Структура деятельности.
17. Мотивы деятельности.
18. Виды деятельности.
19. Деятельность и общение.
20. Познание как деятельность. Соотношение чувственного и рационального познания.
21. Истина и ее критерии.
22. Научное познание и его особенности.
23. Социальное познание и его особенности.
24. Понятие духовной жизни общества. Духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность.
25. Понятие культуры и ее функции.
26. Массовая и элитарная культуры.
27. Сущность морали, ее категории, принципы и нормы.
28. Религия как феномен культуры. Мировые религии.
29. Сущность искусства, его формы, направления и особенности.
30. Наука: ее задачи и цели. Особенности современной науки.
31. Образование в системе духовного производства. Тенденции развития современного образования.
32. Экономика как подсистема общества, ее место и роль в жизни общества.
33. Экономический цикл и его фазы.
34. Экономический рост как важнейший критерий прогресса экономики.
35. Экономическое содержание собственности.
36. Экономическая деятельность.
37. Рыночные отношения в экономике.
38. Фирмы в экономике.
39. Финансы в экономике.
40. Государство и экономика.
41. Мировая экономика. Россия в системе международных экономических отношений.
42. Предпринимательство и предпринимательские правоотношения.
43. Человек в системе экономических отношений. Экономика потребителя.
44. Рынок труда. Занятость и безработица.
45. Экономическая культура: сущность и основные элементы.
46. Социальная структура и ее элементы.
47. Социальные статусы.
48. Социальная стратификация.
49. Социальная мобильность
50. Социальные группы в современном российском обществе.
51. Социальные конфликты: причины и последствия.
52. Социальные нормы.
53. Отклоняющееся (девиантное) поведение.
54. Социальный контроль.
55. Нации. Межэтнические отношения и национальная политика.
56. Семья как социальный институт и малая группа.
57. Молодежь как социальная группа.
58. Демография: социальные процессы и социальные проблемы в современной России.
59. Политика как общественное явление.
60. Политическая власть и политические отношения.
61. Политическая система, ее структура и функции.
62. Особенности политической системы Российской Федерации.
63. Понятие государства, признаки и функции государства.
64. Форма правления. Понятие политического режима.
65. Гражданское общество: понятие и основные черты.
66. Проблемы становления правового государства и гражданского общества в Российской Федерации.
67. Политические партии и движения. Политические партии в современной России.
68. Выборы как политический институт. Типы избирательных систем.
79. Личность в политике.
70. Понятие политического конфликта.
71. Политическая идеология и ее структура.
72. Политическая культура общества.
73. Понятие права. Право в системе социальных норм.
74. Система права: отрасли, подотрасли и институты права.
75. Норма права, ее отличительные признаки и структура.
76. Источники (формы) права: понятие и виды.
77. Понятие правоотношения и его структура.
78. Правонарушение: признаки, виды, юридический состав.
79. Конституция Российской Федерации об основах конституционного строя.
80. Конституционные права и свободы человека и гражданина. Основные обязанности гражданина РФ.
81. Федеративное устройство России.
82. Система государственных органов в Российской Федерации.
83. Конституционные принципы судебной власти.
84. Избирательная система в Российской Федерации.
85. Местное самоуправление: понятие, виды, компетенция.
86. Административное право: предмет и метод правового регулирования.
87. Гражданское право: предмет и метод правового регулирования, основные институты.
88. Особенности семейных правоотношений. Права и обязанности родителей и детей.
89.Трудовой договор: понятие, стороны, содержание, виды.
90. Дисциплина труда. Меры дисциплинарного взыскания.
91. Законодательство в сфере социальных отношений.
92. Преступление и наказание: понятие и классификация.
93. Экологическое право. Правовая защита природы.
Примерные варианты экзаменационных билетов
Вариант 1
1. Познавательная деятельность человека
Дайте письменные ответы на следующие вопросы:
- какая деятельность называется познанием?
- что такое агностицизм?
- каковы формы чувственного познания (перечислить и раскрыть)?
- каковы формы рационального познания (назвать и дать определение)?
2. Раскройте содержание темы «Общество», ответив на следующие вопросы:
- что следует понимать под обществом в широком и узком смыслах слова?
- какова взаимосвязь общества и природы?
- какие отношения можно считать общественными?
- какие науки изучают общество?
Вариант 2
1. Закончите следующие предложения и запишите их полностью:
Поведение производителя в рыночной экономике (в отличие от командно-административной) характеризует:
а) экономное отношение к ресурсам;
б) экономическая самостоятельность;
в) соблюдение трудовой этики;
г) стремление повысить квалификацию
Экономические отношения производителей и потребителей, основанные на взаимовыгодном обмене, - это:
а) разделение труда;
б) конкуренция;
в) рынок;
г) специализация
Количество продукции, произведенное за единицу времени, характеризует:
а) производительность труда;
б) интенсивность труда;
в) издержки производства;
г) доход предприятия
2. Раскройте вопрос «Культура и духовная жизнь общества» по следующему плану:
- понятие культуры;
- функции культуры;
- массовая и элитарная культуры, их признаки;
- диалог культур
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
ПРОГРАММА
Основой данной программы служит федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования. В процессе экзамена абитуриенты должны показать знание основных вопросов, изученных в школьном курсе обществознания, обнаружить способность и умение:
- распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания, сравнивать социальные объекты и выявлять их общие черты и особенности;
- соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- распознавать понятия и их составляющие;
- устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и соответствующими терминами;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса в оценке общественных явлений;
- перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т.д.;
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;
- формулировать на основе имеющихся знаний суждения и аргументы по определенным проблемам
Раздел I. Общество и человек
Общество и природа. Влияние человека на окружающую среду. Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество как целостная динамическая система. Особенности социальной системы. Связи и отношения общества со средой. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Социальные институты. Общественные отношения.
Науки об обществе. Этапы становления обществознания. Мыслители прошлого об обществе.
Объективные и субъективные факторы развития общества. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Противоречивость прогресса. Цена прогресса. Научно-техническая революция и ее социальные последствия. Проблема смысла и направленности исторического процесса. Эволюционный и революционный пути общественного развития: революция и реформы. Возможность альтернативности общественного развития. Субъекты исторического процесса. Ступени человеческой истории. Многообразие путей и форм общественного развития.
Цивилизация. Цивилизационный подход к истории человечества. Цивилизационные теории. Цивилизации прошлого. Современные цивилизации. Российская цивилизация. Перспективы постиндустриальной цивилизации.
Общественно-экономическая формация. Формационный подход к истории человечества. Понятия первобытно-общинного строя, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций.
Человечество как социальная общность. Взаимосвязь и целостность современного мира. Противоречия современного общественного развития.
Глобальные проблемы современного человечества. Стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем.
Многообразие наук о человеке. Различия в подходах к проблеме человека: «извне» и «изнутри». Философские поиски сущности человека.
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное. Индивид и индивидуальность.
Личность как субъект общественной жизни. Сущностные характеристики личности. Набор функций или ролей личности. Связь индивида, личности и общества. Социальное поведение и социализация личности. Воспитание личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности.
Общая характеристика межличностных отношений. Конфликтные ситуации и способы их разрешения.
Духовный мир человека. Мировоззрение и его роль в жизни человека.
Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы. Основные типы жизненных стратегий в современном обществе: стратегии благополучия, успеха и самореализации.