Факторы, осложняющие проведение эффективной экономической политики
Анализируя модель внутреннего и внешнего равновесия, мы абстрагировались от множества реальных процессов, осложняющих эффективную разработку и проведение экономической политики.
Во-первых, имеются значительные временные лагив проведении тех или иных мероприятий экономической политики (разрыв во времени между изменением инструмента политики и реакцией экономики) — например, изменение ставки процента и корректировка домашними хозяйствами и фирмами своих планов относительно потребительских и инвестиционных расходов. Однако это не самая сложная проблема политики: лаги можно учесть, сдвигая во времени проведение определенных мероприятий для получения результатов в нужное время.
Вторая трудность связана с фактором неопределенности.Можно выделить три вида неопределенности:
1) неопределенность текущего положения экономики отно
сительно а) уровня выпуска, соответствующего полной
занятости, и б) желательного состояния торгового балан
са;
2) неопределенность относительно будущих шоков, таких
как изменение спроса на деньги, уровня расходов част
ного сектора и др.;
3) неопределенность по поводу правильности самой модели
(верного значения таких параметров, как предельная
склонность к сбережению, к импортированию, наклона
кривых и т.д.).
Неопределенность любого вида может привести к серьезным ошибкам в политике. Так, оценка состояния экономики США в 70-е годы как далекого от полной занятости способствовала принятию решения о необходимости расширительной фискальной и денежной политики, что привело к резкому
418 Макроэкономика
подъему инфляции. Неудаче такой политики способствовал также непредвиденный спад спроса на деньги, в связи с чем запланированный темп роста денежной массы вылился в неожиданно высокий спрос на товары и услуги, породивший инфляцию.
Третьей проблемой для политиков является такой сложный и плохо поддающийся оценке фактор, как ожидания, особенно инфляционные. Как известно, проблема ожиданий существенно осложняет дилемму инфляция-безработица. В целом же фактор ожиданий для некоторых политиков служит основанием для снижения частоты корректировок мер экономической политики в ответ на изменения в экономике вплоть до полного отказа от дискреционной политики.
Наконец, существует и четвертая проблема. Даже если политики и экономисты четко предсказывают, какие действия необходимо предпринять для достижения поставленных целей, могут возникнуть серьезные политические ограничения. Экономическая логика часто уступает место политическим лозунгам, ссылкам на исторические прецеденты, бюрократическим препятствиям, личным интересам государственных деятелей и т.д. "Политическая" составляющая особенно усиливается в периоды трансформации экономических систем. Однако даже при наличии единства в определении целей возникает масса разногласий по поводу конкретных путей их достижения. Поэтому теоретические выводы на основе построения абстрактных моделей могут помочь эффективному осуществлению экономической политики лишь при учете всех названных сложностей и внешних воздействий на экономическую систему.
Основные термины
Внутренний баланс (внутреннее равновесие)
Внешний баланс (внешнее равновесие)
Правило распределения ролей
Модель внутреннего и внешнего равновесия
Сравнительные преимущества отдельных видов экономической политики в регулировании внутреннего и внешнего баланса
Стерилизация изменения валютных резервов
Динамика доли долга в ВВП
Временные лаги
Глава 18. Внутреннее и внешнее равновесие: 419
проблемы экономической политик
Фактор неопределенности
Ожидания
Политические ограничения
Вопросы для обсуждения
1. Назовите два направления влияния бюджетно-налоговой
политики на платежный баланс. От чего зависит итоговое со
стояние платежного баланса в краткосрочном периоде?
2. Как, по-вашему, будет выглядеть графическая модель внут
реннего и внешнего равновесия, если по вертикали будем от
кладывать значения ставки процента, а по горизонтали — бюд
жетный излишек? Сравните наклон кривых внутреннего и
внешнего равновесия.
3. Объясните, почему при фиксированном валютном курсе де
нежная политика внутри страны оказывается малоэффектив
ной. Какую роль при этом играет проводимая Центральным
Банком стерилизация изменения валютных резервов?
4. Каким образом меняется "распределение ролей" при прове
дении политики поддержания внутреннего и внешнего баланса
в условиях плавающего валютного курса?
Задачи и решения
1. Пусть состояние экономики характеризуется повышенной инфляцией и положительным сальдо платежного баланса. Опишите последовательность шагов экономической политики для достижения внутреннего и внешнего равновесия в экономике в условиях фиксированного валютного курса.
Решение
Обозначим состояние экономики, заданное условием задачи, как точку А в зоне IV графика (см. текст главы 18, рис. 18.3).
В соответствии с правилом распределения ролей ЦБ должен регулировать внешнее равновесие с помощью изменения ставки процента, а МФ — внутренний баланс через корректировку величины государственных расходов. Пусть начинает действия ЦБ, снижая R и поощряя тем самым отток капитала из страны, для достижения равновесия платежного баланса (движение вниз от точки А до кривой внешнего
420 Макроэкономика
равновесия ВВ — точки Q. Однако подобные меры не снимают проблемы внутреннего баланса, скорее наоборот — могут еще больше усилить инфляцию.
Подключаясь к работе, МФ ужесточает бюджетно-налоговую политику, сокращая государственные расходы (G-1). На графике это соответствует движению из точки С к точке D на кривой внутреннего равновесия YY. Теперь ЦБ вновь обнаруживает возникший внешний дисбаланс, хотя не такой значительный, как в точке А. Положительное сальдо ВР опять ликвидируется снижением ставки процента (RJ) и ухудшением состояния счета движения капитала (вниз от точки D). Далее вновь подключается МФ и еще раз уменьшает государственные расходы, хотя в значительно меньшей степени, чем раньше. Такая последовательность шагов в итоге приводит экономику к точке Е, где достигается внутренний и внешний баланс одновременно.
2. На каком из графиков показана экономика с более высокой степенью мобильности капитала?
Глава 18. Внутреннее и внешнее равновесие: 421
проблемы экономической политик
Степень мобильности капитала влияет на крутизну кривой внешнего равновесия ВВ. Пусть экономика находится в точке равновесия Е. Рост государственных расходов сдвигает экономику в точку А, ухудшая торговый баланс и создавая общий дефицит платежного баланса. Для ликвидации этого дефицита следует повысить ставку процента (движение из точки А в точку Q, стимулируя приток капитала.
Если подвижность капитала высока, то потребуется лишь незначительное увеличение R для восстановления внешнего равновесия, то есть кривая ВВ будет достаточно пологой; и наоборот, низкая мобильность капитала требует значительного роста R для обеспечения необходимого притока капитала в экономику, то есть расстояние от точки А до точки С будет большим, а кривая ВВ достаточно крутой.
Таким образом, более высокая степень мобильности капитала отражена рисунком 1 в условии задачи.
Таким образом, более высокая степень мобильности капитала отражена рисунком 1 в условии задачи.
Тесты
1. На рисунке показано начало движения экономики к состоянию внутреннего и внешнего равновесия при фиксированном обменном курсе. Известно, что ЦБ может манипулировать ставкой процента, а Министерство финансов (МФ) корректировать государственные расходы. Исходя из того, что изображено на графике, определите, правильно ли были фактически распределены полномочия между ЦБ и МФ в проведении экономической политики, направленной на
422 Макроэкономика
достижение внутреннего и внешнего баланса?
а) Да б) Нет
2. В экономике с фиксированным обменным курсом на
блюдается безработица и дефицит платежного баланса. Ка
кое сочетание денежной и фискальной политики необхо
димо для достижения состояния внутреннего и внешнего
равновесия:
а) бюджетно-налоговое расширение и денежное сжатие;
б) бюджетно-налоговое и денежное расширение;
в) снижение государственных расходов и увеличение ставки
процента;
г) снижение государственных расходов и снижение ставки
процента.
3. Политика стерилизации, проводимая Центральным Банком,
означает:
а) увеличение предложения денег при росте валютных резер-
вов;
б) сокращение предложения денег в условиях дефицита платежного баланса;
в) увеличение внутренних активов при сокращении валютных резервов;
г) сокращение внутреннего кредита при дефиците платежного баланса.
4. В условиях фиксированного обменного курса:
а) бюджетно-налоговая политика оказывает более сильное
влияние на внешний баланс по сравнению с кредитно-
денежной;
б) денежная политика имеет сравнительное преимущество в
регулировании платежного баланса, но не внутреннего
равновесия;
в) бюджетно-налоговая политика в соответствии с правилом
распределения ролей используется для регулирования
внешнего баланса;
г) монетарная политика в соответствии с правилом распределения ролей используется для регулирования внутреннего баланса.
Глава 18. Внутреннее и внешнее равновесие: 423
проблемы экономической политик
5. Предположим, что состояние экономики в условиях фиксированного курса характеризует точка А на графике внутреннего и внешнего баланса. Какими должны быть направления экономической политики для достижения общего равновесия в точке Е (два первых шага):
а) денежное расширение и бюд
жетная экспансия; R
б) денежное сжатие и бюджет
ное расширение;
в) увеличение предложения де
нег и снижение государ
ственных расходов;
г) снижение процентной ставки
и сокращение государствен
ных расходов.
6. В условиях плавающего курса:
а) денежная политика имеет сравнительное преимущество в
регулировании внешнего баланса;
б) фискальная политика имеет преимущество в регулирова
нии как внутреннего, так и внешнего баланса;
в) денежная политика должна использоваться для регулиро
вания как внутреннего, так и внешнего баланса;
г) денежная политика имеет сравнительное преимущество в
регулировании внутреннего равновесия, а фискальная — в
поддержании внешнего баланса.
Рекомендуемая учебная литература
1. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей.
Гл. 20, 21.
2. Caves R.E., Frankel J.A., Jons R.W. World Trade and Payments. —
Fifth Edition. - 1990. Ch. 21.
3. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Гл. 13.
Ответы к тестам
1) б 4) б
2) а 5) а
3) в 6) г
Приложение 1
Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга в переходной экономике (материалы для спецкурсов)
Относительность критериев классификации государственного
2. 3. 4. 5. 6. |
долга.
Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита.
Россия: последствия внутреннего долгового финансирования.
Внешнее долговое финансирование бюджетного дефицита.
Показатели долговой нагрузки.
Россия: концепции бюджетного финансирования 1997-2000 гг.