И бюджетно-налоговой политики на платежный баланс

Из предыдущих глав известно, каким образом кредитно-денежная и бюджетно-налоговая политика влияют на внутрен­нее равновесие в краткосрочном периоде (см. гл. 9). Рассмот­рим возможные последствия применения этих же мер для внешнего баланса.

На состояние платежного баланса фискальная политикавлияет по двум направлениям:через воздействие на уровень до­хода и на ставку процента.Так, дополнительные государствен­ные расходы через мультипликативный эффект приводят к рос­ту дохода, что, в свою очередь, расширяет спрос не только на отечественные, но и на импортные товары. Рост импорта ухуд­шает торговый баланс. В то же время дополнительные государ­ственные расходы часто означают расширение государственного заимствования на финансовых рынках, что вызывает рост про­центной ставки. Более высокая ставка привлекает капиталы из-за рубежа, улучшая баланс движения капитала и в определен­ной степени нейтрализуя негативное влияние торгового баланса на платежный баланс в целом. Итоговое воздействие фискаль­ной политики на внешний баланс в краткосрочном периоде во многом зависит от степени мобильности капитала. Например, при высокой мобильности капитала рост ставки процента мо­жет вызвать столь значительный приток иностранного капита­ла, что положительное сальдо по счету движения капитала пе­рекроет дефицит торгового баланса, и платежный баланс будет иметь положительное сальдо. В случае низкой подвижности ка­питала притока капитала может не хватить для компенсации дефицита торгового баланса, и платежный баланс будет иметь отрицательное сальдо. Однако в долгосрочном периоде займы из-за рубежа, привлеченные высокой процентной ставкой, по­требуют выплаты процентов и погашения долга, что вызовет отток капитала из страны.

398 Макроэкономика

Кредитно-денежнаяполитика воздействует на платежный баланс более определенно. Рост предложения денег снижает ставку процента (при прочих равных), что также имеет два ка­нала влияния на экономику. Дешевые деньги стимулируют рост расходов, в том числе и на импорт (особенно с учетом возмож­ного роста цен в связи с инфляцией спроса), что ухудшает торговый баланс. Одновременно низкая процентная ставка приведет к оттоку капитала из страны, что ухудшит баланс движения капитала. Платежный баланс окажется в дефиците в связи с ухудшением двух своих составляющих — счета текущих операций и счета движения капитала. Однако в долгосрочном периоде капиталы за рубежом начнут приносить доход, оказы­вая положительное влияние на платежный баланс.

В обоих случаях — как при расширительной фискальной, так и при расширительной денежной политике — влияние через доход вызывает ухудшение платежного баланса, а влияние через процентную ставку может быть различным и во многом связано со степенью мобильности капитала.

Модель внутреннего и внешнего равновесия

В условиях фиксированного обменного курса. Правило

Распределения ролей

Как показали исследования, экономическая политика, на­правленная на достижение только внутреннего равновесия (обычно через регулирование совокупного спроса), лишь в ис­ключительных случаях одновременно приводит и к внешнему равновесию. Аналогичная ситуация складывается при обособ­ленном регулировании внешнего равновесия. Поэтому задача одновременного достижения внешнего и внутреннего баланса ставится как отдельная и поддается решению обычно с боль­шим трудом.

В ходе анализа проблемы внутреннего и внешнего равнове­сия был выработан фундаментальный принцип разработки и про­ведения экономической политики:для достижения двухнезави­симых целей— внутреннего баланса (желательный объем вы­пуска при естественном уровне безработицы и низкой или нулевой инфляции) и внешнего баланса (сальдо платежного или торгового баланса равно нулю) требуются по крайней мере

Глава 18. Внутреннее и внешнее равновесие: 399

проблемы экономической политик

дванезависимых инструментаэкономической политики1. Соот­ветственно, для достижения трех целей экономической полити­ки должны быть использованы три инструмента и так далее.

В работах Р. Манделла было показано, что использование инструментов кредитно-денежной и бюджетно-налоговой поли­тики позволяет одновременно достичь двух целей — внешнего и внутреннего равновесия при условии, что модель допускает международное передвижение капитала.

Теоретический аспект проблемы внутреннего и внешнего равновесия часто рассматривается с использованием несколько модифицированной модели IS-LM путем добавления к ней третьей кривой ВР, показывающей равновесие платежного ба­ланса. Эта модель строится для разных режимов валютных кур­сов — фиксированного и плавающего, а также для разной сте­пени мобильности капитала2. Малая открытая экономика с со­вершенной мобильностью капитала может анализироваться с помощью модели Манделла—Флеминга3.

Подход к данной проблеме с точки зрения конкретных практических рекомендаций для экономической политики мо­жет быть и несколько иным (возможно, более упрощенным по сравнению с названными моделями).

Рассмотрим один из вариантов такого подхода, который довольно часто используется для решения задачи одновремен­ного достижения внутреннего и внешнего баланса в условиях, когда правительство поддерживает фиксированный валютный курс.

Графическое представление данного подхода предполагает, что на осях координат непосредственно заданы два основных инструмента политики, используемые для решения двух по­ставленных задач (внутреннее и внешнее равновесие): уровень государственных расходов (G)* и ставка процента (R).

На рисунке 18.1 кривая ВВ представляет собой набор соче­таний объемов государственных расходов (G) и значений ставки процента (R), соответствующих поддержанию внешнего балан­са, то есть ситуации, когда сальдо платежного баланса равно нулю (ВР=0).

1 Идея этого принципа принадлежит Я. Тинбергену.

2 См.: Caves R.E., Frankel J.A., Jons R.W. World Trade and Payments. — 1990.
Ch. 21; Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасович Л.С.
Макроэкономика. Гл.12.

3 См.: Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Гл. 13.

4Вместо G можно использовать сальдо госбюджета.

400 Макроэкономика

И бюджетно-налоговой политики на платежный баланс - student2.ru

Положительный наклон кривой объясняется следующим образом. Пусть в начальной точке Е достигнут внутренний и внешний баланс. Повышение государственных расходов (G) бу­дет отражено движением вправо от точки Е, например до точки А. Результатом станет рост дохода, а вместе с ним и увеличение импорта, что вызовет дефицит торгового баланса (здесь рас­сматриваются лишь краткосрочные последствия фискальной политики и не затрагивается влияние последующего изменения валютных резервов на предложение денег). Теперь для устране­ния возникшего дефицита платежного баланса (ВР<0) прави­тельство должно принять меры, которые способствовали бы достижению положительного сальдо счета движения капитала. Этого можно добиться с помощью ограничительной денежной политики: возросшая ставка процента привлечет в страну ино­странный капитал1. Рост процентной ставки (движение из точ­ки А в точку С на рис. 18.1) должен быть достаточен для того, чтобы положительное сальдо счета движения капитала компен­сировало дефицит по счету текущих операций и возвратило сальдо платежного баланса к нулю (в точке С на кривой ВВ). Такое сочетание изменений G и R для сохранения внешнего равновесия объясняет положительный наклон кривой ВВ.

1 Такое сочетание фискальной экспансии и жесткой денежной политики, позволяющей повысить процентные ставки, хорошо описывает ситуацию в США в 1981—1984 г.г., когда в итоге был получен прогнозируемый результат: значительный торговый дефицит, финансируемый широкими заимствованиями из-за рубежа, привлекаемыми высокими процентными ставками.

Глава 18. Внутреннее и внешнее равновесие: 401

проблемы экономической политик

Все точки, лежащие ниже и правее кривой ВВ, отражают состояние дефицита платежного баланса (ВР<0). Сдвиг от кри­вой ВВ в этом направлении соответствует расширительной фискальной (вправо вдоль оси G) или монетарной (вниз вдоль оси R) политике, а значит, существует либо отрицательное сальдо счета текущих операций при повышении государствен­ных расходов, дохода и импорта, либо дефицит счета движения капитала при снижении ставки процента.

Любая точка левее и выше кривой ВВ отражает состояние положительного сальдо платежного баланса (ВР>0), возникаю­щее вследствие жесткой фискальной и денежной политики: сальдо капитального счета может быть положительным из-за высокой ставки процента (вверх от кривой ВВ вдоль оси R), счет текущих операций улучшится при снижении G, уровня до­хода и импорта (влево от кривой ВВ вдоль оси G).

И бюджетно-налоговой политики на платежный баланс - student2.ru

Рассмотрим графическое представление внутреннего ба­ланса (рис. 18.2), то есть состояния полной занятости, потенци­ального объема выпуска и отсутствия инфляции. Пусть в точке £ достигается как внешнее, так и внутреннее равновесие. Если правительство повысит расходы G, то доход, согласно кейнси-анской теории, будет расти с мультипликативным эффектом. Движение из точки Е в точку А, отражающее этот рост, означа­ет перемещение из точки равновесия в зону из-лишнего спроса, где повышенный доход (выше уровня, соответствующего пол­ной занятости) создает инфляционное давление. Теперь для

402 Макроэкономика

восстановления внутреннего равновесия необходимо уменьшить размер денежной массы, поднимая R, чтобы сократить спрос. На графике это представлено движением из точки А в точку D, где доход возвращается к уровню при полной занятости ресур­сов и восстанавливается внутреннее равновесие.

Таким образом, набор сочетаний G и R, поддерживающих внутреннее равновесие, дает нам кривую YY с положительным наклоном. Все точки справа и ниже этой кривой находятся в зоне избыточного спроса (вследствие роста государственных

расходов (j\ или удешевления денег R+). Точки слева и выше кривой YY находятся в зоне избыточного предложения (безра­ботица), что объясняется сокращением G (уменьшение спроса) и повышением R.

Крутизна кривой ВВ зависит от степени мобильности ка­питала: чем более подвижен капитал, тем меньший рост R, вы­зывающий приток капитала, требуется для финансирования дефицита счета текущих операций, то есть кривая ВВ будет бо­лее пологой, и наоборот.

На практике оказывается, что даже при относительно низ­кой мобильности капитала кривая ВВ не может быть круче кривой YY. Чтобы представить это, рассмотрим движение из точки Е к точке D, обусловленное фискальным расширением и жесткой денежной политикой, рассчитанное таким образом, чтобы сохранить доход на уровне полной занятости. Положение линии ВВ относительно кривой YY можно определить, выяс­нив, является ли точка D точкой дефицита или излишка пла­тежного баланса. Поскольку уровень дохода в точке D остается тем же, что и в точке Е (обе точки расположены на кривой внутреннего равновесия), то импорт, а следовательно, и торго­вый баланс не изменятся. Однако ставка процента в точке D выше, чем в точке Е, следовательно, приток капитала в страну приведет, при прочих равных, к положительному сальдо счета движения капитала и, соответственно, платежного баланса в целом. Значит, точка D находится в зоне положительного саль­до платежного баланса, то есть выше кривой ВВ. Это подтвер­ждает наше предположение о том, что кривая YY круче кри­вой ВВ1.

1 При нулевой мобильности капитала, то есть при ее отсутствии, кривая ВВ имеет тот же наклон, что и кривая YY. В этом случае монетарная и фискальная политика не являются независимыми инструментами. Монетарная политика не имеет влияния на платежный баланс сверх того,

Глава 18. Внутреннее и внешнее равновесие: 403

проблемы экономической политик

Описанные способы достижения внутреннего и внешнего равновесия показывают, что определенное сочетание фискаль­ной и монетарной политики позволяет поддерживать как внут­ренний, так и внешний баланс. Дальнейшая задача состоит в том, чтобы определить степень воздействия фискальной и мо­нетарной политики на внутренний и внешний баланс. Р. Ман­делл и М.Флемингобнаружили, что кредитно-денежная и бюд­жетно-налоговая политика оказывают различное относительное воздействие на внутреннее и внешнее равновесие. Они показа­ли, что при фиксированном обменном курсе монетарнаяполи­тика имеет сравнительное преимуществов регулировании пла­тежного баланса, а фискальная— в регулировании внутреннего равновесия(через воздействие на совокупный спрос), то есть фактически имеется два инструмента политики для реализации двух целей.

Действительно, в условиях фиксированного валютного кур­са логично предположить, что монетарная политикав большей степени связана с проблемами внешнего баланса. Как известно (см. гл. 8), в случае, когда Центральный Банк связан в своих действиях необходимостью поддерживать определенный уро­вень обменного курса, колебания денежной массы часто быва­ют вызваны именно решением этой задачи, независимо от того, соответствуют эти колебания потребностям внутренней поли­тики или нет.

Для простоты представим все коммерческие банки и Цен­тральный Банк страны как единый банк, в котором сконцен­трированы все иностранные активы и пассивы, а денежное об­ращение представлено наличностью и депозитами. В пассиве баланса такого гипотетического банка1 будут находиться все компоненты предложения денег (обычно агрегат М2), а в ак­тиве — чистые иностранные активы банковской системы (активы минус пассивы, то есть фактически активы, которыми мы располагаем после погашения требований к нам иностран-

что оказывает фискальная политика через рост дохода и импорта. В целом же можно считать, что точка D обычно расположена выше точки С, поскольку на практике влияние ставки процента на капитальный счет шире и глубже, чем на торговый баланс.

1 В публикуемых отчетах Центрального Банка этот гипотетический банк соответствует так называемому денежному обзору, который представляет собой консолидированный баланс банковской системы страны, исключающий межбанковские операции. Денежный обзор показывает внутренние и внешние источники формирования фактического предложения денег в экономике.

404 Макроэкономика

цев) и чистые внутренние активы (или чистый внутренний кредит правительству, фирмам, домашним хозяйствам). Чис­тые иностранные активы будут соответствовать валютным ре­зервам страны, которые меняются в зависимости от необхо­димости корректировки платежного баланса. Тогда из условия равенства активов и пассивов можно записать: М = Res + DC, то есть предложение денег (обязательства банковской систе­мы) равно сумме валютных резервов (чистых иностранных ак­тивов) и внутреннего кредита банковской системы, а значит, предложение денег зависит как от внутренних, так и от внеш­них факторов.

Изменение денежной массы можно представить как AM =ARes +ADC, где ARes будет соответствовать дефициту или из­лишку платежного баланса. Необходимость восстановления внешнего баланса и, соответственно, поддержания обмен­ного курса потребует продажи или покупки иностранных ак­тивов, то есть сокращения или увеличения резервов. Но, продавая резервы, Центральный Банк одновременно изымает из обращения часть денег, а покупая иностранные активы, пополняет объем предложения денег. Таким образом, в усло­виях фиксированного валютного курса М является эндоген­ной переменной, подверженной прежде всего влиянию воз­никающего дефицита или излишка платежного баланса (то есть влиянию возникающих тенденций к снижению или по­вышению обменного курса). В этом случае при составлении прогнозов развития экономики потребность в деньгах опре­деляется исходя из плановых (целевых) показателей эконо­мического роста и инфляции, а предложение денег связыва­ется с объемом чистых иностранных активов и внутреннего кредита. Объем чистых иностранных активов устанавливает­ся в соответствии с прогнозами состояния платежного ба­ланса, а объем внутреннего кредита определяется по оста­точному принципу и распределяется между правительством и частным сектором (для необходимой корректировки величи­ны внутреннего кредита частному сектору используются все три известных инструмента денежной политики).

Центральный Банк может попытаться нейтрализовать влияние платежного баланса на предложение денег в экономи-

Глава 18. Внутреннее и внешнее равновесие: 405

проблемы экономической политик

Напри­мер, при сокращении резервов (для ликвидации дефицита пла­тежного баланса и предотвращения падения обменного курса) Центральный Банк может расширить внутренние активы с по­мощью операций на открытом рынке или других инструментов денежной политики таким образом, что величина денежной массы в экономике не изменится: М = J-Res + DCf. Однако возможности стерилизации ограничены. Если дефицит платеж­ного баланса сохраняется длительное время, то снижение ва­лютных резервов может привести к их полному истощению. Страна вынуждена будет отказаться от фиксированного курса или позволить денежной массе сокращаться, чтобы нейтрализо­вать тенденцию обменного курса к понижению и остановить отток денег за рубеж. При устойчивом положительном сальдо платежного баланса объем резервов может стать настолько большим, что внутренний кредит примет нулевое значение, что практически невозможно (банки должны будут не ссужать, а занимать деньги у небанковского сектора).

Таким образом, даже стерилизация не защищает денежную массу от влияния платежного баланса, что резко ограничивает возможности воздействия денежной политики на внутренний ба­ланс, оставляя его регулирование фискальной политике.

На графике (рис. 18.2) относительные преимущества моне­тарной политики в регулировании внешнего баланса обнаружи­ваются следующим образом: требуется сравнительно небольшое изменение ставки процента для перемещения внешнего равно­весия из точки Е в точку С и значительное изменение R для движения внутреннего равновесия из точки Е в точку D при одинаковом изменении G. Аналогичные рассуждения можно провести и для сравнения изменения государственных расходов для восстановления внешнего и внутреннего равновесия при одинаковом изменении ставки процента. Фискальная политика будет оказывать более сильное влияние на внутренний баланс. Если экономика находится в точке К, то для восстановления внутреннего равновесия потребуется небольшое изменение G (перемещение из точки К в точку L, рис. 18.2), тогда как для восстановления внешнего равновесия потребуется значительное увеличение G ( движение из точки Къ точку С).

1 Напомним, что стерилизация проводится лишь при режиме фиксирован­ного курса.

406 Макроэкономика

Эффективность бюджетно-налоговой полипикипри фиксирован­ном обменном курсе прямо связана с мобильностью капитала. Рост государственных расходов приводит к повышению ставки процента (занимая средства на фондовом рынке, государство сокращает ту денежную массу, которая обслуживает частный сектор), что стиму­лирует приток капитала из-за рубежа. При высокой мобильности капитала дефицит торгового баланса, связанный с ростом G, прак­тически перекрывается положительным сальдо счета движения ка­питала, и ЦБ, для погашения возникающей тенденции к росту об­менного курса, вынужден скупать иностранную валюту и выбрасы­вать в обращение национальную, увеличивая таким образом предложение денег. Это создает, наряду с ростом государственных расходов, дополнительный стимул к расширению дохода1. Таким образом, при фиксированном курсе фискальная политика в отличие от денежной может успешно воздействовать на уровень дохода и, соответственно, на внутреннее равновесие, причем степень воздей­ствия расширяется с увеличением мобильности капитала.

Каким образом в соответствии с представленной выше графической интерпретацией внутреннего и внешнего равнове­сия можно, используя различные инструменты экономической политики, достигать полного, то есть внутреннего и внешнего, равновесия в экономике?

На рисунке 18.3 можно выделить четыре сектора, характери­зующиеся определенным сочетанием состояний внешнего и внут­реннего равновесия. Зона / соответствует дефициту платежного баланса (ВР<0) и избыточному спросу, что сопровождается ин­фляцией (11). Зона II соответствует дефициту платежного баланса (ВР<0) и избыточному предложению, которое сопряжено с безра­ботицей (и). Зона /// соответствует положительному сальдо пла­тежного баланса (ВР>0) и избыточному предложению (и). Нако­нец, зона IV указывает на положительное сальдо платежного ба­ланса и избыточный спрос (п). На основе данного графика можно составить представление относительно правильного выбора на­правлений и инструментов экономической политики в целях при­ближения к полному равновесию (точка Е).

1 Фактически эффект вытеснения внутренних частных инвестиций погашается притоком иностранного капитала и увеличением предложения денег, что значительно усиливает положительное воздействие фискальной политики на доход и позволяет с ее помощью быстро восстанавливать внутреннее равновесие (движение из точки К в точку L на рис. 18.2).

Глава 18. Внутреннее и внешнее равновесие: 407

проблемы экономической политик

И бюджетно-налоговой политики на платежный баланс - student2.ru

Выберем точку Н, расположенную в секторе /, где наблю­дается дефицит платежного баланса и высокая инфляция. Дос­тижение общего равновесия в точке Е требует как снижения государственных расходов (для преодоления инфляции), так и роста ставки процента (для выравнивания платежного баланса). На графике это соответствует движению влево вверх от точки Н. Аналогичная проблема в ситуации, когда состояние эконо­мики соответствует точке А, может быть решена только ужесто­чением фискальной политики без изменения ставки процента, поскольку ее уровень в точке А соответствует равновесному в точке Е. Если мы находимся в точке N, денежное сжатие, при­водящее к росту ставки процента, должно сопровождаться не­которым фискальным расширением (точка N — левее точки Е). Сокращение денежной массы, повышая ставку процента, зна­чительно улучшает платежный баланс, способствуя притоку ка­питала. Однако это же денежное сжатие может привести к снижению экономической активности в стране и росту безрабо­тицы, поэтому требуется определенное фискальное расширение для восстановления занятости1.

1 Напомним, что при описании ситуаций, представленных точками А, Н, N, указывается прежде всего то направление влияния монетарной или фискальной политики, которое является относительно более сильным: например, влияние R на ВР и G на Y, хотя "за кадром" подразумевается, что как монетарная, так и фискальная политика влияют на обе стороны равновесия - внутреннюю и внешнюю (и на ВР, и на Y).

408 Макроэкономика

В зонах / и /// необходимые направления изменения фис­кальной и денежной политики зависят от относительной вели­чины внутреннего и внешнего дисбаланса. В зонах //и IVмож­но совершенно определенно указать направления изменения обоих инструментов политики (G и R) для достижения равнове­сия в точке Е. В зоне //дефицит платежного баланса и безра­ботица всегда требуют фискального расширения в сочетании с жесткой монетарной политикой. Рост ставки процента, хотя и препятствует установлению полной занятости, но приносит меньше вреда, чем пользы, компенсируя дефицит платежного баланса через приток капитала. Уровень R, как и С, в зоне // всегда ниже необходимого для равновесия в точке Е. Аналогич­ные рассуждения справедливы и для зоны IV.

Примером использования фискальной и денежной полити­ки как независимых инструментов для достижения общего рав­новесия в условиях фиксированного обменного курса служит ситуация в США в конце 50-х — начале 60-х годов. Она соот­ветствовала условиям зоны //: сочетание дефицита ВР и безра­ботицы. Основываясь на изложенных выше теоретических со­ображениях, некоторые экономисты настойчиво предлагали ос­лабить фискальную и ужесточить денежную политику. Администрация Кеннеди для преодоления депрессии снизила налоги и делала попытки поднять краткосрочную ставку про­цента, чтобы привлечь иностранный капитал и компенсировать дефицит платежного баланса. Но в большинстве случаев с 50-х и до начала 80-х годов фискальная и монетарная политика в США двигались в одном направлении.

Рассмотренная модель показывает, что международное движение капитала в ответ на отклонение внутренней ставки процента от ее мирового уровня позволяет странам достигать общего равновесия, не меняя обменного курса. Чем выше мо­бильность капитала, тем меньшее изменение ставки процента требуется для выравнивания платежного баланса. В крайнем случае абсолютной мобильности капитала R устанавливается на уровне мировой ставки процента и кривая внешнего равнове­сия ВВ становится горизонтальной. Денежная политика в этом случае может влиять на внешний баланс, не меняя существенно значения R (реакция потоков капитала на изменение R стано­вится практически мгновенной). В то же время изменения де­нежной массы не оказывают никакого воздействия на внутрен­ний баланс, так как потоки капитала не позволяют процентной

Глава 18. Внутреннее и внешнее равновесие: 409

проблемы экономической политик

ставке измениться сколько-нибудь существенно, а задача под­держания фиксированного обменного курса полностью опреде­ляет движение денежной массы в экономике1.

Правительствам часто приходится сталкиваться с множест­вом задач, которые они вынуждены решать путем децентрали­зации полномочий и закрепления ответственности за достиже­ние определенных целей за разными органами. Нередко работу приходится вести и на стыке нескольких областей, что может привести к столкновению интересов различных органов управ­ления. Однако бывает полезно рассмотреть в чистом (упрощенном) виде случай распределения полномочий и его результаты с точки зрения достижения общего (внутреннего и внешнего) равновесия.

Предположим, что имеются два органа: Центральный Банк (ЦБ) и Министерство финансов (МФ), которые располагают собственными инструментами, соответственно, денежной (R, Л/3) и бюджетно-налоговой (G, Т) политики. Данный анализ при­зван показать, что общее равновесие в точке Е может быть дос­тигнуто, если органы действуют относительно независимо, без прямой координации2. Существенным является лишь точное определение обязанностей каждого органа.

Пусть распределение полномочий сложилось таким обра­зом (в соответствии с выводами Р. Манделла и М. Флеминга), что Центральному Банку поручено обеспечить внешнее равно­весие (ВР=0), причем используется правило: ставка процента снижается при положительном сальдо платежного баланса (ВР > 0) и повышается при его дефиците (ВР < 0). Министерству финансов, отвечающему за бюджетно-налоговую политику, по-

1Например, рост денежной массы понизит R, что тут же вызовет отток
капитала и угрозу снижения обменного курса. Если Центральный Банк
сохраняет фиксированный курс, он вынужден будет допустить отток
капитала, продавать валютные резервы и скупать собственную валюту для
поддержания ее курса, то есть фактически снижать денежную массу в
обращении. Это снижение будет продолжаться до возвращения R к
исходному значению и прекращения оттока капитала. Если Центральный
Банк попытается удержать и валютный курс, и новую величину денежной
массы, то есть проведет стерилизацию, он вскоре исчерпает запас валютных
резервов. Если же он решит поддерживать только валютный курс, то
вынужден будет отказаться от намеченной величины денежной массы
(исходного ее роста как цели внутренней денежной политики), допуская отток
капитала, сокращение резервов и снижение предложения денег.

2Независимость в данном случае означает, что органы управления реагируют
на состояние экономики, а не на действия другого органа.

410 Макроэкономика

ручается обеспечение внутреннего равновесия в соответствии со следующими инструкциями: увеличивать государственные рас­ходы (G) в условиях безработицы и снижать их в период ин­фляционного давления.

Исходное состояние экономики в точке А (рис. 18.4) харак­теризуется дефицитом ВР и инфляцией. ЦБ начинает действо­вать, повышая R для достижения внешнего равновесия в точке С. Эти действия смягчают и инфляционное давление в эконо­мике, но не устраняют его полностью. Подключаясь к решению проблемы внутреннего баланса, МФ воздействует на инфляцию сокращением государственных расходов, продвигая экономику к точке F. ЦБ, обнаруживая вновь возникающий внешний дис­баланс, но только теперь в виде положительного сальдо ВР, решает несколько отступить от прежнего курса, снизив про­центную ставку и перемещая экономику в точку /. Иницииро­ванное этими действиями некоторое оживление инфляции привлекает внимание МФ, которое решает продолжить сокра­щение государственных расходов (движение влево от точки Г). Дальнейшие самостоятельные действия двух органов, очевидно, приведут экономику к точке Е, где достигается внутреннее и внешнее равновесие одновременно.

Можно убедиться, что иное распределение полномочий приведет лишь к негативному результату. Пусть ЦБ поручен контроль за внутренним балансом, а МФ — за внешним. Исхо­дя из ситуации в точке А (рис. 18.5) ЦБ в целях преодоления инфляции и восстановления внутреннего равновесия поднимает ставку процента до уровня точки В. МФ, обнаружив положи­тельное сальдо ВР, попытается нейтрализовать его увеличением G, что должно привести к росту дохода, импорта и дефицита торгового баланса (движение вправо из точки В до точки С на кривой ВВ). Однако новая точка внешнего равновесия (точка С) окажется правее точки В, то есть экономика удаляется от состояния общего равновесия (точка Е). Вновь возникает ин-фляция^ и ЦБ вынужден ужесточить денежную политику, по­вышая R (вверх от точки Q, что еще больше усложнит ситуа­цию. Экономика движется по зоне IV, удаляясь от точки равно­весия Е. Амплитуда колебаний инфляции и дефицита ВР с каждым разом увеличивается.

Глава 18. Внутреннее и внешнее равновесие: 411

проблемы экономической политик

Таким образом, ошибочное распределение полномочий между органами управления лишь удаляет экономику от иско­мого состояния равновесия. Верное распределение ролейдолжно основываться на уже упоминавшемся правилесравнительного преимущества: каждая задача должна ставиться перед тем орга­ном, инструменты которого имеют относительно большее влияние на ее решение. Рассмотренная модель показывает, что сравнительное преимущество денежной политики при фикси­рованном валютном курсе связано с поддержанием внешнего баланса, а фискальной — с поддержанием внутреннего равнове­сия. Это правило называют принципом классификации эффек­тивного рынка Манделла (Mundell's principle of effective market classification). И бюджетно-налоговой политики на платежный баланс - student2.ru

412 Макроэкономика

Наши рекомендации