Причины долгового кризиса и стратегия управления государственной задолженностью
Причинами кризиса внешней задолженности являются: 1. Ухудшение конъюнктуры мирового хозяйства в 80-е годы, связанное с увеличением реальных ставок процента, за-
Глава 17. Бюджетный дефицит и управление 383
государственным долгом
медлением темпов экономического роста и снижением цен на товары. Увеличение реальных процентных ставок привело к увеличению коэффициентов обслуживания долга. Снижение товарных цен и замедление темпов роста ВВП в странах-потребителях экспорта из стран-должников привели к снижению экспорта и доходов от экспорта, которые являются для стран-должников основным источником выплаты долга. В итоге бремя долга в странах-должниках увеличилось, так как одновременно упали доходы от экспорта и возросли суммы обслуживания долга.
2. Неудовлетворительное управление экономикой в странах-
должниках. Общей практикой были бюджетный дефицит и
завышенный курс национальной валюты. Практика
завышения обменного курса сопровождается спекуляциями на
грядущей девальвации валюты. Валютные спекуляции прини
мают форму резко растущего импорта или "бегства" капитала
из страны, что ухудшает состояние платежного баланса, так
как внешние займы используются не по назначению (не на
инвестиционные цели, связанные с приростом совокупного
дохода, а на финансирование "нежизнеспособных" проектов
и на спекулятивные операции).
3. Ошибочная макроэкономическая политика финансировалась
избыточными кредитами коммерческих банков. В случае
предъявления требований на новые займы коммерческие бан
ки предоставляли их, не обращая внимания на быстро
растущие масштабы долга. Такая активность кредиторов была
обусловлена несколькими причинами:
а) нефтяные шоки 1973-74 гг. и 1979-80 гг. послужили
инструментом перераспределения значительной доли
мирового дохода в пользу стран-экспортеров нефти, где
краткосрочная склонность к сбережениям велика. Пока
происходило аккумулирование сбережений для крупных
инвестиций в их собственную экономику, эти страны
выдавали кредиты в ликвидной форме, что послужило
источником расширения ресурсов для международного
кредитования;
б) эти новые финансовые средства в основном были пре
доставлены в виде дополнительных кредитов странам-
должникам, так как инвестиционная ситуация в инду
стриальных странах была в это время весьма неопре
деленной. К тому же страны-должники ограничивали
384 Макроэкономика
прямые иностранные инвестиции и широко использовали внешние займы под проценты без права контроля над собственностью, что стимулировало нарастание их внешнего долга;
в) крупнейшие коммерческие банки активно искали возможностей для таких операций в целях опережения конкурентов.
В итоге активизации международного кредита к 1985 году общая сумма предоставляемых коммерческими банками кредитов стала меньше, чем суммы взимаемых ими платежей по обслуживанию и погашению долга. Это способствовало значительной "утечке" финансовых ресурсов из стран-должников.
Более общей причиной периодического повторения кризиса внешней задолженности, которая непосредственно не связана с мировой конъюнктурой 80-х годов, является наличие сильных стимулов к отказу от платежей по дол!усуверенными странами-должниками. Страна-должник может привлекать иностранные займы до того момента, пока сумма кредитов будет превышать сумму оттока капитала по обслуживанию накопленного долга в виде выплаты процентов и амортизации его основной суммы, а затем объявить о прекращении платежей. Практика международных расчетов свидетельствует, что отказ от выплат происходит в тех случаях, когда это экономически выгодностране-должнику, а не только тогда, когда страна не имеет ресурсов для обслуживания долга.
Одним из перспективных способов разрешения проблемы отказа от платежей является введение залогаили обеспечения, то есть активов того или иного вида, которые могут перейти в собственность кредитора в случае приостановки страной-должником выплат по долгу.
Международный Валютный Фонд и Мировой Банк оказывают консультационную помощь и частично финансируют операции по сокращению размеров задолженности и созданию новых стимулов для увеличения внутренних инвестиций и роста иностранных капиталовложений в странах-должниках.
Механизмы сокращения внешней задолженности: 1. Выкуп долга— предоставление стране-должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг. Выкуп осуществляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены в пользу должника.
Глава 17. Бюджетный дефицит и управление 385
государственным долгом
Иностранная валюта, необходимая для таких операций, может быть одолжена или предоставлена "в дар" данной стране.
2. Обмен долга на акционерный капитал (своп) —предоставление
иностранным банкам возможности обменивать долговые
обязательства данной страны на акции ее промышленных
корпораций. При этом иностранные небанковские органи
зации получают возможность перекупать эти долговые обя
зательства на вторичном рынке ценных бумаг со скидкой
при условии финансирования прямых инвестиций или по
купки отечественных финансовых активов из этих средств.
Во всех этих случаях иностранный инвестор получает
"долю" в капитале данной страны, а ее внешняя задолжен
ность при этом уменьшается.
3. Замена существующих долговых обязательств новыми обяза
тельствами(в национальной или иностранной валюте). При
этом ставка процента по новым ценным бумагам может быть
ниже, чем по старым, при сохранении номинальной стоимо
сти облигаций.
Беднейшим странам-должникам предоставляется выбор одного из вариантов помощи со стороны официальных кредиторов (членов Парижского клуба):
1) частичное аннулирование долга;
2) дальнейшее продление сроков долговых обязательств;
3) снижение ставок процента по обслуживанию долга.
Эффективное управление государственным долгом как в индустриальных, так и в переходных экономиках не может осуществляться автономно от других мер бюджетно-налоговой политики правительства, так как является составной частью общей системы управления государственными расходами.
Приток капитала на фоне увеличения внешнего долга способствует элиминированию эффекта вытеснения частных инвестиций, угроза которого нередко сопровождает налоговую реформустимулирующего типа, нацеленную на снижение ставок налогообложенияв сочетании с расширением налоговой базы.Расходы по обслуживанию государственного долга являются наименее эластичной статьей расходной части государственного бюджета. Так как эластичность трансфертных выплат также весьма невелика, то ограничение темпов роста других статей государственных расходов и повышение их эффективности является в России и других переходных экономиках ведущим
386 Макроэкономика
фактором снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере. Аннулирование квазифискальных операций и включение соответствующих счетов в систему государственного бюджета восстанавливает довериек экономической политике правительства и Центрального Банка, особенно в том случае, если это сопровождается созданием адекватных рыночной экономике институциональных структур по управлению государственными расходами — бюджетного управления и казначейства, в функции которого входит и обслуживание государственной задолженности.
Основные термины
Государственный долг
Частный долг
Внутренний долг
Внешний долг
Обслуживание государственного долга
Амортизация долга
Квазибюджетные (квазифискальные) операции
Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета
Рефинансирование государственного долга
Кризис внешней задолженности
Реструктуризация долга
Выкуп долга
Своп
Вопросы для обсуждения