Внешняя торговля и распределение доходов

Внешняя торговля в разной степени затрагивает интересы отдельных групп населения. Помимо деления на потребителей и производителей существует и другое, связанное с тем, какими факторами производства владеют экономические агенты и в каких отраслях заняты эти факторы.

Развитие внешней торговли сопровождается специализаци­ей стран на выпуске тех видов продукции, по которым они имеют относительные преимущества. Следовательно, претерпе­вает изменения структура производства в торгующих странах, а значит, и структура спроса на факторы производства.

Отрасль, производящая экспортную продукцию, например товар X в стране В, будет расширяться, цена товара X будет расти (до уровня мировой цены). Соответственно, увеличится и спрос на факторы производства, занятые в этой отрасли, а сле­довательно, и цены на них. В краткосрочном периоде, пока не началось перемещение в данную отрасль ресурсов из других отраслей, больше всех от развития внешней торговли выиграют владельцы факторов, используемых в растущей экспортной от­расли. Одновременно проиграют в большей степени те, кто владеет факторами, занятыми в импортозамещающих отраслях, поскольку последние в результате открытия рынков и конку­ренции со стороны более дешевой импортной продукции будут сокращаться.

В долгосрочном периоде, после того как ресурсы, высво­бождаемые в отраслях, конкурирующих с импортом, начнут пе­ремещаться в растущие экспортные отрасли, цены на факторы производства в экспортных отраслях могут несколько снизить­ся. Но структура факторов, используемых в этих отраслях, от­личается от структуры факторов импортозамещающего произ­водства. Например, в производстве экспортного товара X требу­ется относительно больше капитала и меньше труда, тогда как в

296 Макроэкономика

производстве импортозамещающего товара Y — наоборот. Это означает, что капитала, высвобождаемого в отрасли Y, будет недостаточно для покрытия потребности в нем растущей от­расли X. Напротив, труда, высвобождающегося в отрасли Y, окажется даже больше, чем необходимо для расширения отрас­ли X, что может привести к росту безработицы. Поэтому цена капитала не вернется к исходному уровню, существовавшему до начала торговых отношений, а заработная плата, наоборот, да­же снизится по сравнению с исходным уровнем, так как теперь обеим отраслям вместе требуется относительно больше капита­ла и меньше труда.

Дальнейшие исследования проблемы влияния внешней торговли на распределение доходов между владельцами факто­ров производства позволили выявить определенную закономер­ность: чем больше какой-либо фактор специализирован (сконцентрирован) на экспортном производстве, тем больше он выигрывает в результате внешней торговли. И наоборот: чем выше доля фактора в производстве конкурирующей с импортом продукции, тем больше он теряет после установления торговых отношений.

Владельцы нейтральных факторов (примерно одинаково представленных как в экспортных, так и в импортозамещаю­щих отраслях) в целом выигрывают от внешней торговли, по­скольку совокупный выигрыш нации от внешней торговли со­провождается расширением спроса и на эти факторы, особенно если они могут перемещаться между отраслями экономики.

Основные термины

Теория абсолютного преимущества

Теория сравнительного преимущества

Полная и частичная специализация

Теория Хекшера—Олина

Избыточные факторы производства

Дефицитные факторы производства

Парадокс Леонтьева

Теория международной конкуренции М. Портера

Цена равновесия на мировом рынке

Правило распределения выгод

"Условия торговли"

Глава 13. Теория международной торговли 297

Вопросы для обсуждения

1. Япония может производить товар А более эффективно, чем Корея, издержки производства в Японии более низкие. Тем не менее она вывозит товар А из Кореи. Как можно объяснить этот факт?

2."Производительность труда в обрабатывающей промышленно­сти Японии приблизительно такая же, как и в США (в одних отраслях выше, в других ниже), тогда как в сфере услуг США все еще сохраняют более высокую производительность труда. В то же время большинство видов услуг не являются в США объ­ектами международной торговли. Некоторые американские аналитики считают этот факт серьезной проблемой, поскольку, с их точки зрения, страна не поставляет на мировой рынок именно те товары, в производстве которых она имеет сравни­тельное преимущество. Что ошибочно в их утверждении?

3. В чем, на ваш взгляд, состоит ограниченность теории Рикар-
до? Хекшера—Олина? Какими объективными тенденциями в
развитии мировой экономики это обусловлено?

4. Подумайте, почему динамика показателя "условия торговли",
его ухудшение или улучшение, не всегда отражает соответст­
вующие изменения в экономике страны и благосостоянии ее
населения.

5. Объясните различия между кратковременными и долговре­
менными последствиями установления внешнеторговых отно­
шений для распределения доходов между факторами производ­
ства, используемыми в производстве экспортной и импортоза­
мещающей продукции. Можно ли утверждать, что от либерали­
зации торговли в конечном счете выигрывают все?

Задачи и решения

1. В стране А рабочий может произвести за один день 6 метров шелка или 1 кг масла. В стране В рабочий может изготовить за день 2 метра шелка или 4 кг масла.

а) Каковы относительные цены в странах при отсутствии тор­
говли?

б) Что будут вывозить страны после установления торговых от­
ношений?

298 Макроэкономика

в) В каких пределах могут колебаться мировые цены после ус­
тановления торговых отношений между странами?

г) Если предположить, что до установления торговых отноше­
ний рабочий в стране А производил в день 4 метра шелка и
1/3 кг масла, а в стране В соответственно 0,5 метра шелка и
3 кг масла, то каким будет общий прирост производства
шелка и масла в результате специализации стран на выпуске
относительно более дешевых продуктов?

д) Если реальное соотношение в торговле между странами сло­
жилось на уровне 1 метр шелка за 0,5 кг масла и 2 метра
шелка обмениваются на 1 кг масла, то каким будет выигрыш
от специализации и торговли для каждой страны?

Решение

а) При отсутствии торговли относительные цены будут сле­
дующими:

Страна А Страна В

6м=1кг 2м = 4кг

или или

1 м = 1/6 кг 1 м = 2 кг,

0,5 м = 1 кг

б) Из пункта а) ясно, что шелк относительно дешевле в стране А:
за 1 метр дают здесь 1/6 кг масла (тогда как в стране В — 2 кг).
Значит, его выгодно покупать в стране А, вывозить в страну В и
продавать там за 2 кг масла или, по крайней мере, больше чем за
1/6 кг. Масло, наоборот, относительно дешевое в стране В: его
можно купить по 0,5 м шелка за 1 кг (тогда как в стране А 1 кг
масла стоит 6 м шелка). Значит, издержки производства масла в
стране В относительно ниже (по сравнению с издержками про­
изводства шелка), чем в стране А. Этот товар и будет экспорти­
роваться.

в) Для того чтобы каждой стране было выгодно торговать, ми­
ровая цена (цена, по которой страны будут торговать друг с
другом) должна быть выше, чем внутренняя цена на вывозимый
товар. В данном случае мировая цена одного метра шелка мо­
жет установиться в пределах

1/6 кг < 1 м < 2 кг,

то есть за метр шелка должны заплатить больше 1/6 кг, но меньше 2 кг масла, или за 1 кг масла должны отдать больше 0,5 м шелка, но меньше 6 метров:

0,5 м < 1 кг < 6 м.

Глава 13. Теория международной торговли 299

г) До установления торговых отношений в двух странах произ­
водилось в день одним рабочим 4,5 м шелка (4 м + 0,5 м) и 3-

кг масла (3 кг + 1/3 кг). После того как страна А стала специа­лизироваться на выпуске шелка, а страна В на производстве масла, то есть все время рабочие тратили на изготовление толь­ко'одного товара, всего стало производиться в день одним ра­бочим 6 м шелка (в стране А) и 4 кг масла (в стране В). Общий прирост составил 1,5 м шелка и 2/3 кг масла.

д) После специализации и установления торговых отношений в
стране А одним рабочим производится 6 м шелка в день. Из них 4
м потребляются дома, а 2 м экспортируются в обмен на 1 кг масла.
Соответственно, в стране В одним рабочим производится в день 4
кг масла, из которых 1 кг обменивается на 2 м шелка, а 3 кг по­
требляются дома. В итоге в стране А потребляется 4 м шелка и 1 кг
масла (до специализации и торговых отношений было 4 м шелка и
1/3 кг масла). В стране В потребляется 3 кг масла и 2 м шелка (до
этого потреблялось 3 кг масла и 0,5 м шелка). Таким образом, оче­
виден рост потребления в обеих странах как результат специализа­
ции и установления торговых отношений.

2. В таблице представлены данные о спросе и предложении часов в США и Швейцарии. Постройте по данным таблицы графики спроса и предложения для каждой из стран.

а) Каковы равновесные цены и количества на рынках часов в
обеих странах при отсутствии внешней торговли?

б) Какая цена равновесия установится на мировом рынке часов
при наличии внешней торговли?

в) Какая из стран будет экспортировать часы и сколько?

Цена часов (долл. за 1 шт.) Величина спроса в США (в тыс.) Величина предложения в США (в тыс.) Величина спроса в Швейцарии (в тыс.) Величина предло­жения в Швейцарии (в тыс.)
ПО

300 Макроэкономика

а) Построим графики спроса и предложения на рынке часов для США и Швейцарии.

Внешняя торговля и распределение доходов - student2.ru

При отсутствии внешней торговли, как очевидно из графиков и таблицы, точки равновесия на рынке часов будут иметь коорди­наты для США: Р=40, Q=60, для Швейцарии: Р=20, Q=50.

б) Цена равновесия на мировом рынке часов установится на
уровне, при котором избыточный спрос на часы в США будет
равен избыточному предложению в Швейцарии. Этот уровень
должен быть в промежутке между ценами внутреннего равнове­
сия обеих стран, то есть 20<Pw<40. Из графика и таблицы сле­
дует, что мировая цена будет установлена на уровне Pw=30. В
этом случае превышение спроса над предложением в США
равно: 70-40=30 и избыточное предложение в Швейцарии так­
же составит: 65-35=30.

в) Очевидно, что экспортировать часы будет Швейцария, где
внутренний спрос, издержки и цена равновесия ниже, чем в
США. При цене Pw=30 внутренний спрос в Швейцарии соста­
вит 35 тысяч, а предложение — 65 тысяч. Разница и будет со­
ставлять объем экспорта.

Тесты

1. Страна А, используя все имеющиеся у нее ресурсы, может произвести 100 единиц товара X или 60 единиц товара Y

Глава 13. Теория международной торговли 301

Страна В может произвести, соответственно, 80 единиц то­вара X или 80 единиц товара Y.

а) На выпуске какого товара может специализироваться
страна А? Страна В?

б) Покажите границы, в пределах которых могут устанав­
ливаться цены в торговле между странами?

2. Известно, что страна Z тратит на производство товара А 8
часов, а на производство товара Б-12 часов. Страна Y тратит на
выпуск товара А 6 часов, а на товар Б-8 часов.

а) На выпуске какого товара будет специализироваться ка­
ждая страна?

б) Какая из предложенных относительных цен возможна в
торговле между данными странами:

1А=1Б; 1Б=2А; 1А=0,7Б; 1Б=1,6А

3. В таблицах представлены производственные возможности
стран N и М.

Страна N

  Производственные возможности
Товар А 8 1 0
Товар В 32 | 40

Страна М

  Производственные возможности
Товар А
Товар В

а) Следует ли странам при данных условиях развивать спе­
циализацию и торговлю друг с другом? Если да, то какой
должна быть специализация?

б) Найдите общий прирост производства в результате спе­
циализации при условии, что до этого страна N производила
и потребляла 24 товара А и 16 товаров В, а страна М —
12 товаров А и 12 товаров В.

303 Макроэкономика

4. Используя условия задачи 3, определите пределы условий
торговли между странами N и М.

5. В городах А и В производится два вида товаров — костюмы и
платья. В таблице показано, сколько костюмов и платьев про­
изводится в ателье двух городов за 1 день.

а) при отсутствии торговли между ними. Какова относитель­ная цена платья в обоих городах?

  Город А Город В
Костюмы
Платья

б) Какой из городов имеет сравнительное преимущество в
производстве платьев?

в) Если города начнут торговать друг с другом, что будет
экспортировать каждый из них?

г) В каких пределах установится соотношение цен на пла­
тья и костюмы в условиях свободной торговли между
городами?

6. Страна А имеет 1200 единиц труда. Она производит два вида
товаров — галстуки и зонтики. На производство зонтика затра­
чивается 3 единицы труда, на производство галстука — 2. Стра­
на В имеет 800 единиц труда. Для производства зонтика ей тре­
буется 5 единиц труда, галстука — 1 единица.

а) Какова относительная цена зонтиков (выраженная в еди­
ницах галстуков) в обеих странах в отсутствие торговли
между ними?

б) Каковы границы относительных цен в условиях торговли
между странами?

7. Функция спроса на товар X в стране А имеет вид DA=80-20p.
Функция предложения представлена как 8в=-70+40р.

Функции спроса и предложения в стране В представлены, соответственно, как Вв=60-10р, 8в=30+20р.

Определите уровень мировой цены (р) и объема продаж (Q) при установлении торговых отношений между странами.

Глава 13. Теория международной торговли 304

Рекомендуемая учебная литература

1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Гл. 39.

2. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Гл. 37.

3. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей.
Гл. 2-4.

4. Портер М. Международная конкуренция. — М., 1993.

5. Курс экономической теории. Гл. 58, 59.

Ответы к текстам

1. а) Страна А специализируется на выпуске товара X, страна

В-товара Y; б) 0,6Y<1X<1Y.

2. а) Страна Z специализируется на производстве товара А,
страна Y — товара Б; б) 1А=0,7Б.

3. а) Да. Страна N должна специализироваться на производстве

товара А, страна М — товара В; б) Прирост производства составит 4А и 2В.

4. 1В<1А<1,5В.

5. а) В городе А: 1 п. = 1 к., в городе В; 1 п. = 2 к.; б) город А;

в) город А экспортирует платья, город В экспортирует кос­тюмы; г) 1 к. < 1 п. < 2 к.

6. а) Страна А: 1 з. = 1,5 г.; страна В: 1 з. = 5 г.; б) 1,5 г. < 1 з. < 5 г.

р=2, Q=30.

Глава 14. Торговая политика

14.1. Внешняя торговля и распределение доходов - student2.ru Тариф на импорт и механизм его действия. Последствия
введения тарифов.

14.2. Аргументы в пользу введения тарифов и контраргументы.
Тариф и производственная субсидия.

14.3. Экспортные субсидии, демпинг и антидемпинговые меры в
торговой политике. Компенсационные пошлины.

14.4. Нетарифные ограничения в международной торговле.
Сравнительный анализ тарифов и квот на импорт. Способы
размещения импортных лицензий.

14.5. Экспортные пошлины и добровольные экспортные ограни­
чения (ДЭО).

14.6. Причины "выборочной" протекционистской политики и
общая тенденция к либерализации международной торговли.

Наши рекомендации