Фискальная и монетарная политика в классической и кейнсианской моделях

Классический и кейнсианский подходы к макроэкономиче­ской политике различны. Разногласия касаются причин неста­бильности совокупного спроса; факторов, определяющих сово­купное предложение; взаимосвязи инфляции и безработицы; ин­струментов фискальной и монетарной политики и т.д.

Общим методологическим подходом кейнсианцев является концепция активной макроэкономической политики, которая необходима для стабилизации внутренне нестабильной эконо­мики. Внутренняя нестабильность во многом связана с недос­таточной гибкостью рынка труда, "жесткостью" заработной платы и неэластичностью цен в сторону понижения.

В классической модели макроэкономическая политика все­гда пассивна, так как экономика внутренне стабильна и автома­тически приходит в состояние долгосрочного равновесия. Ин­струментами "саморегулирования" являются гибкие заработная плата, цены и ставка процента. Государственное вмешательст­во, напротив, усиливает экономическую нестабильность и по­этому должно быть сведено к минимуму.

В кейнсианской модели основным уравнением является уравнение совокупных расходов:

Y=C + I+ G+Xn> которое определяет величину номинального ВВП.

Глава 12. Выбор моделей макроэкономической политики 253

В классической модели основным уравнением является уравнение обмена:

MV=PY,

где величина MV представляет собой совокупные расходы по­купателей, a PY— общие доходы (выручку) продавцов, которые также определяют номинальный ВВП.

Очевидно, что оба уравнения описывают кругооборот до­ходов и расходов в экономике и поэтому взаимосвязаны.

В кейнсианской модели фискальная политика рассматривает­ся как наиболее эффективное средство макроэкономической стабилизации, так как государственные расходы оказывают не­посредственное воздействие на величину совокупного спроса и сильное мультипликативное воздействие на потребительские расходы. Одновременно налоги достаточно эффективно воздей­ствуют на потребление и инвестиции.

В классической модели фискальной политике отводится вто­ростепенная роль по сравнению с монетарной, так как фис­кальные меры вызывают эффект вытеснения и способствуют повышению уровня инфляции, что значительно снижает их стимулирующий эффект.

В кейнсианской модели монетарная политика рассматривает­ся как вторичная по отношению к фискальной, так как у кре­дитно-денежной политики очень сложный передаточный меха­низм: изменение денежной массы приводит к изменению ВВП через механизм изменения инвестиционных расходов, которые реагируют на динамику процентной ставки.

В классической модели предполагается, что изменение де­нежного предложения непосредственно воздействует на сово­купный спрос и, следовательно, на номинальный ВВП.

В концепциях неоклассического направления, таких как тео­рия рациональных ожиданий (ТРО), цены и заработная плата рассматриваются как абсолютно гибкие. Поэтому рыночный механизм может автоматически поддерживать экономику в со­стоянии равновесия без какого-либо вмешательства правитель­ства или Центрального Банка. Стабилизационная политика может оказаться эффективной лишь в том случае, если прави­тельство и Центральный Банк лучше информированы о шоках совокупного спроса и предложения, чем рядовые экономиче­ские агенты. Если же этого преимущества в информации нет, то фискальная или монетарная политика не сможет улучшить экономическую ситуацию.

254 Макроэкономика

12.2. Проблемы осуществления стабилизационной по­литики. Активная и пассивная политика

Экономическая стабилизация связана со многими трудно­стями практического характера. К их числу относятся:

а) временные лаги фискальной и монетарной политики;

б) несовершенство экономической информации;

в) изменчивость экономических ожиданий;

г) неоднозначность исторических аналогий.
Внутренний лаг— промежуток времени между моментом

экономического шока и моментом принятия ответных мер экономической политики. Такие внутренние лаги более харак­терны для фискальной политики:изменение курса денежно-кредитной политики осуществляется по решению Централь­ного Банка, тогда как меры бюджетно-налоговой политики предполагают длительное обсуждение в парламенте.

Внешний лаг— промежуток времени между моментом при­нятия какой-либо меры экономической политики и моментом появления результатов от этой меры. Такие внешние лаги ха­рактерны для денежно-кредитнойполитики в большей мере, чем для фискальной, так как денежно-кредитные инструменты воздействуют на совокупный спрос через определенный пере­даточный механизм.

Поскольку инвестиционные проекты планируются фирма­ми' заблаговременно, то требуется время от 6 до 12 месяцев, чтобы, например, инвестиции в жилищное строительство от­реагировали на изменение ставки процента. Производственные инвестиции имеют еще более продолжительный лаг.

Так же обстоит дело и с чистым экспортом. В ответ на из­менение денежной массы и процентной ставки изменяется ва­лютный курс, что, в свою очередь, приводит к изменению объ­емов экспорта и импорта и, соответственно, величины чистого экспорта1. Если, например, в результате снижения валютного курса какие-либо товары относительно подешевели, а другие, наоборот, относительно подорожали, то потребители не пере­ключаются немедленно на подешевевшие товары даже в том случае, когда они очень высокого качества — требуется извест­ное время, чтобы покупатели обнаружили их преимущества, изменили свои предпочтения и т.д. Эластичность спроса на им­портные товары окажется в этом случае одним из главных фак­торов, определяющих эффективность мер монетарной политики.

1 Подробнее об этом см. гл. 15 "Платежный баланс" и гл. 16 "Валютный курс".

Глава 12. Выбор моделей макроэкономической политики 255

В среднем лаги фискальной и монетарной политики со­ставляют 1—2 года. Если меры были приняты до начала цикли­ческого спада или во время спада, то пик воздействия может проявиться в противоположной фазе цикла (то есть в подъеме) и усилить амплитуду колебаний. Это усложняет проведение ак­тивной стабилизационной политики.

* Автоматические стабилизаторы экономикичастично разреша­ют эту проблему в индустриальных странах. Создание эффектив­ных систем прогрессивного налогообложения и страхования за­нятости является первоочередной задачей и для переходных эко­номик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-де­нежных и других механизмов макроэкономического управления.

Проведение стабилизационной политики также осложняет­ся тем, что многие экономические события практически не­предсказуемы. Эти сложности макроэкономического прогнози­рования частично преодолеваются с помощью расширения и усложнения макроэкономических моделей,позволяющих пред­сказать динамику основных показателей экономического разви­тия. Индекс опережающих индикаторов,объединяющий 11 бло­ков данных, обеспечивает необходимую информацию о воз­можных колебаниях экономики.

Индекс опережающих индикатороввключает в себя следую­щие показатели:

1. Средняя продолжительность рабочей недели. Сокращение в
длительности рабочей недели указывает на возможное
сокращение в будущем объема ВВП.

2. Первичные заявки на получение страховки по безработице.
Увеличение числа первичных требований на получение
пособия связано с падающим уровнем занятости и выпуска.

3. Новые заказы на поставку потребительских товаров. Сокраще­
ние числа таких заказов предшествует сокращению ВВП.

4. Цены рынка акций. Снижение цен акций является отраже­
нием ожидаемого сокращения продаж корпораций и падения
прибылей, а также вызывает сокращение потребительских
расходов и делает выпуск новых акций менее привлека­
тельным для фирм, что может вызвать падение ВВП.

5. Контракты и заказы на новые машины и оборудование.
Сокращение объема заказов на производственное оборудо­
вание и другие инвестиционные товары означает сокращение
в будущем объема ВВП.

Число лицензий на строительство жилья. Сокращение этого
показателя предшествует сокращению инвестиций и ВВП.

256 Макроэкономика

7. Выполнение заказов на поставки материалов и комплектующих
изделий. Хотя это кажется несколько парадоксальным, но
улучшение деятельности торговых предприятий по своевре­
менной поставке покупателям материалов и комплектующих
изделий свидетельствует о сокращении спроса со стороны
сектора "бизнес" и о потенциально снижающемся ВВП.

8. Изменение портфеля заказов на товары длительного пользования.
Сокращение объема портфеля заказов свидетельствует о сокра­
щении совокупного спроса и последующем снижении ВВП.

9. Изменение цен на некоторые виды сырья. Снижение цен на
сырье нередко предшествует падению объема ВВП.

10. Предложение денег. Сокращение предложения денег обычно
ассоциируется с падением ВВП.

11.Индекс потребительских ожиданий. Падение доверия потре­
бителей, характеризуемое этим индексом, предвещает сокра­
щение потребительских расходов и ВВП.

Если на протяжении трех месяцев подряд идет сокращение или повышение этого средневзвешенного (или сводного) индекса из 11 компонент, то это означает, что экономика в целом будет развиваться в том же направлении. Однако данный индекс не является безукоризненным барометром экономической конъюн­ктуры и не гарантирует от "ошибок" при проведении макро­экономической политики.

Выбор между активной и пассивной моделями макроэко­номической политики осложняется также изменчивостью эко­номических ожиданий.

Определяя поведение потребителей, инвесторов и других экономических агентов, ожидания играют в экономике важ­нейшую роль. Проблема состоит в том, что, с одной стороны, от ожиданий во многом зависят результаты макроэкономиче­ского регулирования, но, с другой стороны, сами ожидания оп­ределяются мерами экономической политики.

Когда в политике правительства и ЦБ происходят измене­ния, то изменяются и ожидания экономических агентов, и их экономическое поведение. Для того чтобы эффективно управ­лять экономикой, необходимо прогнозировать эти изменения, используя для расчетов достаточно сложные экономические модели. Уравнения моделей должны изменяться в соответствии с изменениями в политике.

Однако обратное воздействие политики на формирование ожиданий очень сложно формализовать и "просчитать". По­этому любые макроэкономические модели в известной мере несовершенны, и Р. Лукаскритически оценивает их использо­вание для оценки эффективности экономической политики.

Глава 12. Выбор моделей макроэкономической политики 257

В связи с этим в современной экономической теории появился особый термин — "критика Лукаса".В самом общем виде его содержание сводится к тому, что традиционные методы анализа экономической политики не могут адекватно отразить влияние политических изменений на экономические ожидания.

. Это особенно существенно для расчетов уровней ожидае­мой инфляции и разработок стратегии антиинфляционной по­литики. Адаптивный компонент ожидаемой инфляцииможет быть рассчитан как сумма всех темпов инфляции прошлых лет, при­чем коэффициент при каждом следующем слагаемом, характе­ризующем удаление в прошлое, оказывается меньше, чем у предыдущего:

Фискальная и монетарная политика в классической и кейнсианской моделях - student2.ru

где п.] - уровень инфляции прошлого года;

п-2 ~ уровень инфляции двухгодичной давности;

п-з ~ уровень инфляции трехлетней давности и т.д.

Уравнение ожидаемой инфляции является составной частью общей модели равновесия "совокупный спрос — сово­купное предложение":

Фискальная и монетарная политика в классической и кейнсианской моделях - student2.ru

Внешними переменными модели являются госрасходы G, налоги Та, денежное предложение M, ценовой шок е. В резуль­тате решения модели выводятся вероятностные значения уров­ней занятости, выпуска, безработицы, инфляции, которые мо­гут послужить ориентирами для разработки альтернативных стратегий макроэкономической стабилизации.

258 Макроэкономика

При длительной инфляции экономические агенты пере­стают заблуждаться относительно последствий фискальной и монетарной экспансии, они больше интересуются экономиче­ской информацией, быстро распознают цели и прогнозируют результаты действий политиков, что позволяет избежать былых "ошибок" при выработке своих решений1. Это означает, что инерционная составляющая ожидаемой инфляции постепенно уменьшается и со временем вовсе исчезает. Одновременно воз­растает рациональный компонент ожидаемой инфляции, связан­ный с изменениями в макроэкономической политике. Именно этот компонент наиболее трудно количественно оценить, а это означает, что результаты решения модели AD-AS не смогут оказаться абсолютно достоверными, что осложняет выбор мер экономической стабилизации.

Выбор между активной и пассивной экономической поли­тикой зависит и от того, как оцениваются уроки истории. Мне­ние о стабилизационной политике во многом основывается на представлении о том, какую роль она сыграла в истории: стаби­лизирующую или дестабилизирующую. Этот подход является особенно распространенным в переходных экономиках, в том числе и в России, где постоянно ведутся поиски исторических аналогий сегодняшней ситуации и в этой связи обсуждается опыт НЭПа, опыт реформ Столыпина и другие исторические прецеденты.

Однако различные оценки исторических фактов нередко противоречат друг другу. История всегда допускает не одно, а множество толкований, так как выявить истинную причину макроэкономических колебаний нелегко. Поэтому обращение к истории не может окончательно разрешить вопроса о выборе модели стабилизационной политики.

Наши рекомендации