Фискальная и монетарная политика в классической и кейнсианской моделях
Классический и кейнсианский подходы к макроэкономической политике различны. Разногласия касаются причин нестабильности совокупного спроса; факторов, определяющих совокупное предложение; взаимосвязи инфляции и безработицы; инструментов фискальной и монетарной политики и т.д.
Общим методологическим подходом кейнсианцев является концепция активной макроэкономической политики, которая необходима для стабилизации внутренне нестабильной экономики. Внутренняя нестабильность во многом связана с недостаточной гибкостью рынка труда, "жесткостью" заработной платы и неэластичностью цен в сторону понижения.
В классической модели макроэкономическая политика всегда пассивна, так как экономика внутренне стабильна и автоматически приходит в состояние долгосрочного равновесия. Инструментами "саморегулирования" являются гибкие заработная плата, цены и ставка процента. Государственное вмешательство, напротив, усиливает экономическую нестабильность и поэтому должно быть сведено к минимуму.
В кейнсианской модели основным уравнением является уравнение совокупных расходов:
Y=C + I+ G+Xn> которое определяет величину номинального ВВП.
Глава 12. Выбор моделей макроэкономической политики 253
В классической модели основным уравнением является уравнение обмена:
MV=PY,
где величина MV представляет собой совокупные расходы покупателей, a PY— общие доходы (выручку) продавцов, которые также определяют номинальный ВВП.
Очевидно, что оба уравнения описывают кругооборот доходов и расходов в экономике и поэтому взаимосвязаны.
В кейнсианской модели фискальная политика рассматривается как наиболее эффективное средство макроэкономической стабилизации, так как государственные расходы оказывают непосредственное воздействие на величину совокупного спроса и сильное мультипликативное воздействие на потребительские расходы. Одновременно налоги достаточно эффективно воздействуют на потребление и инвестиции.
В классической модели фискальной политике отводится второстепенная роль по сравнению с монетарной, так как фискальные меры вызывают эффект вытеснения и способствуют повышению уровня инфляции, что значительно снижает их стимулирующий эффект.
В кейнсианской модели монетарная политика рассматривается как вторичная по отношению к фискальной, так как у кредитно-денежной политики очень сложный передаточный механизм: изменение денежной массы приводит к изменению ВВП через механизм изменения инвестиционных расходов, которые реагируют на динамику процентной ставки.
В классической модели предполагается, что изменение денежного предложения непосредственно воздействует на совокупный спрос и, следовательно, на номинальный ВВП.
В концепциях неоклассического направления, таких как теория рациональных ожиданий (ТРО), цены и заработная плата рассматриваются как абсолютно гибкие. Поэтому рыночный механизм может автоматически поддерживать экономику в состоянии равновесия без какого-либо вмешательства правительства или Центрального Банка. Стабилизационная политика может оказаться эффективной лишь в том случае, если правительство и Центральный Банк лучше информированы о шоках совокупного спроса и предложения, чем рядовые экономические агенты. Если же этого преимущества в информации нет, то фискальная или монетарная политика не сможет улучшить экономическую ситуацию.
254 Макроэкономика
12.2. Проблемы осуществления стабилизационной политики. Активная и пассивная политика
Экономическая стабилизация связана со многими трудностями практического характера. К их числу относятся:
а) временные лаги фискальной и монетарной политики;
б) несовершенство экономической информации;
в) изменчивость экономических ожиданий;
г) неоднозначность исторических аналогий.
Внутренний лаг— промежуток времени между моментом
экономического шока и моментом принятия ответных мер экономической политики. Такие внутренние лаги более характерны для фискальной политики:изменение курса денежно-кредитной политики осуществляется по решению Центрального Банка, тогда как меры бюджетно-налоговой политики предполагают длительное обсуждение в парламенте.
Внешний лаг— промежуток времени между моментом принятия какой-либо меры экономической политики и моментом появления результатов от этой меры. Такие внешние лаги характерны для денежно-кредитнойполитики в большей мере, чем для фискальной, так как денежно-кредитные инструменты воздействуют на совокупный спрос через определенный передаточный механизм.
Поскольку инвестиционные проекты планируются фирмами' заблаговременно, то требуется время от 6 до 12 месяцев, чтобы, например, инвестиции в жилищное строительство отреагировали на изменение ставки процента. Производственные инвестиции имеют еще более продолжительный лаг.
Так же обстоит дело и с чистым экспортом. В ответ на изменение денежной массы и процентной ставки изменяется валютный курс, что, в свою очередь, приводит к изменению объемов экспорта и импорта и, соответственно, величины чистого экспорта1. Если, например, в результате снижения валютного курса какие-либо товары относительно подешевели, а другие, наоборот, относительно подорожали, то потребители не переключаются немедленно на подешевевшие товары даже в том случае, когда они очень высокого качества — требуется известное время, чтобы покупатели обнаружили их преимущества, изменили свои предпочтения и т.д. Эластичность спроса на импортные товары окажется в этом случае одним из главных факторов, определяющих эффективность мер монетарной политики.
1 Подробнее об этом см. гл. 15 "Платежный баланс" и гл. 16 "Валютный курс".
Глава 12. Выбор моделей макроэкономической политики 255
В среднем лаги фискальной и монетарной политики составляют 1—2 года. Если меры были приняты до начала циклического спада или во время спада, то пик воздействия может проявиться в противоположной фазе цикла (то есть в подъеме) и усилить амплитуду колебаний. Это усложняет проведение активной стабилизационной политики.
* Автоматические стабилизаторы экономикичастично разрешают эту проблему в индустриальных странах. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей и для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.
Проведение стабилизационной политики также осложняется тем, что многие экономические события практически непредсказуемы. Эти сложности макроэкономического прогнозирования частично преодолеваются с помощью расширения и усложнения макроэкономических моделей,позволяющих предсказать динамику основных показателей экономического развития. Индекс опережающих индикаторов,объединяющий 11 блоков данных, обеспечивает необходимую информацию о возможных колебаниях экономики.
Индекс опережающих индикатороввключает в себя следующие показатели:
1. Средняя продолжительность рабочей недели. Сокращение в
длительности рабочей недели указывает на возможное
сокращение в будущем объема ВВП.
2. Первичные заявки на получение страховки по безработице.
Увеличение числа первичных требований на получение
пособия связано с падающим уровнем занятости и выпуска.
3. Новые заказы на поставку потребительских товаров. Сокраще
ние числа таких заказов предшествует сокращению ВВП.
4. Цены рынка акций. Снижение цен акций является отраже
нием ожидаемого сокращения продаж корпораций и падения
прибылей, а также вызывает сокращение потребительских
расходов и делает выпуск новых акций менее привлека
тельным для фирм, что может вызвать падение ВВП.
5. Контракты и заказы на новые машины и оборудование.
Сокращение объема заказов на производственное оборудо
вание и другие инвестиционные товары означает сокращение
в будущем объема ВВП.
Число лицензий на строительство жилья. Сокращение этого
показателя предшествует сокращению инвестиций и ВВП.
256 Макроэкономика
7. Выполнение заказов на поставки материалов и комплектующих
изделий. Хотя это кажется несколько парадоксальным, но
улучшение деятельности торговых предприятий по своевре
менной поставке покупателям материалов и комплектующих
изделий свидетельствует о сокращении спроса со стороны
сектора "бизнес" и о потенциально снижающемся ВВП.
8. Изменение портфеля заказов на товары длительного пользования.
Сокращение объема портфеля заказов свидетельствует о сокра
щении совокупного спроса и последующем снижении ВВП.
9. Изменение цен на некоторые виды сырья. Снижение цен на
сырье нередко предшествует падению объема ВВП.
10. Предложение денег. Сокращение предложения денег обычно
ассоциируется с падением ВВП.
11.Индекс потребительских ожиданий. Падение доверия потре
бителей, характеризуемое этим индексом, предвещает сокра
щение потребительских расходов и ВВП.
Если на протяжении трех месяцев подряд идет сокращение или повышение этого средневзвешенного (или сводного) индекса из 11 компонент, то это означает, что экономика в целом будет развиваться в том же направлении. Однако данный индекс не является безукоризненным барометром экономической конъюнктуры и не гарантирует от "ошибок" при проведении макроэкономической политики.
Выбор между активной и пассивной моделями макроэкономической политики осложняется также изменчивостью экономических ожиданий.
Определяя поведение потребителей, инвесторов и других экономических агентов, ожидания играют в экономике важнейшую роль. Проблема состоит в том, что, с одной стороны, от ожиданий во многом зависят результаты макроэкономического регулирования, но, с другой стороны, сами ожидания определяются мерами экономической политики.
Когда в политике правительства и ЦБ происходят изменения, то изменяются и ожидания экономических агентов, и их экономическое поведение. Для того чтобы эффективно управлять экономикой, необходимо прогнозировать эти изменения, используя для расчетов достаточно сложные экономические модели. Уравнения моделей должны изменяться в соответствии с изменениями в политике.
Однако обратное воздействие политики на формирование ожиданий очень сложно формализовать и "просчитать". Поэтому любые макроэкономические модели в известной мере несовершенны, и Р. Лукаскритически оценивает их использование для оценки эффективности экономической политики.
Глава 12. Выбор моделей макроэкономической политики 257
В связи с этим в современной экономической теории появился особый термин — "критика Лукаса".В самом общем виде его содержание сводится к тому, что традиционные методы анализа экономической политики не могут адекватно отразить влияние политических изменений на экономические ожидания.
. Это особенно существенно для расчетов уровней ожидаемой инфляции и разработок стратегии антиинфляционной политики. Адаптивный компонент ожидаемой инфляцииможет быть рассчитан как сумма всех темпов инфляции прошлых лет, причем коэффициент при каждом следующем слагаемом, характеризующем удаление в прошлое, оказывается меньше, чем у предыдущего:
где п.] - уровень инфляции прошлого года;
п-2 ~ уровень инфляции двухгодичной давности;
п-з ~ уровень инфляции трехлетней давности и т.д.
Уравнение ожидаемой инфляции является составной частью общей модели равновесия "совокупный спрос — совокупное предложение":
Внешними переменными модели являются госрасходы G, налоги Та, денежное предложение M, ценовой шок е. В результате решения модели выводятся вероятностные значения уровней занятости, выпуска, безработицы, инфляции, которые могут послужить ориентирами для разработки альтернативных стратегий макроэкономической стабилизации.
258 Макроэкономика
При длительной инфляции экономические агенты перестают заблуждаться относительно последствий фискальной и монетарной экспансии, они больше интересуются экономической информацией, быстро распознают цели и прогнозируют результаты действий политиков, что позволяет избежать былых "ошибок" при выработке своих решений1. Это означает, что инерционная составляющая ожидаемой инфляции постепенно уменьшается и со временем вовсе исчезает. Одновременно возрастает рациональный компонент ожидаемой инфляции, связанный с изменениями в макроэкономической политике. Именно этот компонент наиболее трудно количественно оценить, а это означает, что результаты решения модели AD-AS не смогут оказаться абсолютно достоверными, что осложняет выбор мер экономической стабилизации.
Выбор между активной и пассивной экономической политикой зависит и от того, как оцениваются уроки истории. Мнение о стабилизационной политике во многом основывается на представлении о том, какую роль она сыграла в истории: стабилизирующую или дестабилизирующую. Этот подход является особенно распространенным в переходных экономиках, в том числе и в России, где постоянно ведутся поиски исторических аналогий сегодняшней ситуации и в этой связи обсуждается опыт НЭПа, опыт реформ Столыпина и другие исторические прецеденты.
Однако различные оценки исторических фактов нередко противоречат друг другу. История всегда допускает не одно, а множество толкований, так как выявить истинную причину макроэкономических колебаний нелегко. Поэтому обращение к истории не может окончательно разрешить вопроса о выборе модели стабилизационной политики.