Необходимость борьбы с легализацией преступных доходов

Вопросы международной экономической безопасности и борьбы с теневой экономикой являются актуальной проблемой современных международных экономических отношений. Коренные изменения внутренних и международных условий начала XXI в. потребовали формирования новых и переоценки сложившихся подходов к безопасности как отдельного государства, так и всего мира.

Во многих исследованиях легализация пре­ступных доходов определяется как связующее звено между криминальным сектором теневой экономики и открытой экономикой, канал, по­средством которого доходы, полученные от кри­минальной практики, переводятся в легальную сферу экономических отношений, поддерживая тем самым и легальный, и криминальный бизнес. Эту связь можно проследить на рисунке 19. При этом подчёркивается характер легализации преступных доходов как процесса, при котором «грязные деньги», обычно наличные, полученные в ходе преступной деятельности, пропускаются через банковскую систему таким образом, что превращаются в «чистые» деньги, то есть им придаётся видимость законных доходов, в связис чем не представляется возможным установить лицо, являющееся инициатором сделки, или преступное происхождение этих средств.

Экономика
Бюджет
Легальная экономика
Контролируемая
Хищение бюджетных средств
Криминальные банкротства
Выход из-под контроля
 
Неконтролируемая некриминальная часть теневой экономики (СЕРАЯ ТЭ)
Теневая экономика
Нелегальная криминальная часть теневой экономики (ЧЕРНАЯ И «БЕЛОВОРОТ-НИЧКОВАЯ» ТЭ
 
Операции по сокрытию части оборота
Псевдо-операции
Неучтенные операции
Операции незарегистрированных субъектов экономической деятельности
Операции зарегистрированных субъектов без отражения в бухгалтерском учете
Доходы криминального бизнеса (наркоторговля, проституция, подпольное производство и сбыт алкогольной продукции и др.), корыстных преступлений (хищений), коррупционных преступлений и др. Организованная преступность
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAdk3cYMMA AADbAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESP0WrCQBRE3wX/YblC33Rj0qpEN0FaAlLoQ9QPuGSv STB7N2RXk/59t1Do4zAzZ5hDPplOPGlwrWUF61UEgriyuuVawfVSLHcgnEfW2FkmBd/kIM/mswOm 2o5c0vPsaxEg7FJU0Hjfp1K6qiGDbmV74uDd7GDQBznUUg84BrjpZBxFG2mw5bDQYE/vDVX388Mo uJfJx9R/JZ/t5vV0M8WW346YKPWymI57EJ4m/x/+a5+0gjiG3y/hB8jsBwAA//8DAFBLAQItABQA BgAIAAAAIQDw94q7/QAAAOIBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1s UEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADHdX2HSAAAAjwEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALgEAAF9yZWxzLy5yZWxz UEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADMvBZ5BAAAAOQAAABAAAAAAAAAAAAAAAAAAKQIAAGRycy9zaGFwZXht bC54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAdk3cYMMAAADbAAAADwAAAAAAAAAAAAAAAACYAgAAZHJzL2Rv d25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA9QAAAIgDAAAAAA== " strokeweight=".25pt">
Формирование криминального теневого капитала
Формирование теневых капиталов за счет уклонения от уплаты налогов
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
Вывоз нелегальный
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEACXbaY8IA AADbAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESP0YrCMBRE3xf8h3AF37apVqtUo4giyIIPVj/g0lzb YnNTmqj1783Cwj4OM3OGWW1604gnda62rGAcxSCIC6trLhVcL4fvBQjnkTU2lknBmxxs1oOvFWba vvhMz9yXIkDYZaig8r7NpHRFRQZdZFvi4N1sZ9AH2ZVSd/gKcNPISRyn0mDNYaHClnYVFff8YRTc z8m+b0/JT51OjzdzmPNsi4lSo2G/XYLw1Pv/8F/7qBVMUvj9En6AXH8AAAD//wMAUEsBAi0AFAAG AAgAAAAhAPD3irv9AAAA4gEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQ SwECLQAUAAYACAAAACEAMd1fYdIAAACPAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAuAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQ SwECLQAUAAYACAAAACEAMy8FnkEAAAA5AAAAEAAAAAAAAAAAAAAAAAApAgAAZHJzL3NoYXBleG1s LnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQAJdtpjwgAAANsAAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAJgCAABkcnMvZG93 bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABAD1AAAAhwMAAAAA " strokeweight=".25pt">
Вывоз легальный
 
Приобретение недвижимости за рубежом
Создание предприятий за рубежом
Операции зарегистрированных субъектов без отражения в бухгалтерском учете
Инвестиции в иностранную экономику
Международное поле

Рис. 19.

По­следствия легализации криминальных доходов имеют многоплановый характер. В результате легализации преступных доходов преимуще­ство получают лица, ведущие преступный образ жизни. Они живут в лучших условиях, получают в полной мере услуги здравоохранения, образо­вания, материально обеспечивают свои семьи.

Подобное улучшение жизни производится за счёт потерпевших от преступлений, способ­ствует воспроизводству преступности, обнища­нию целых социальных слоёв, распространению аморального образа жизни. В финансовой сфере страдают законные интересы государства: пре­ступные доходы в большинстве случаев представ­ляют собой не что иное, как денежные средства, выпущенные и обеспечиваемые государством. В предприниматель­ской сфере бизнесмены вынуждены конкури­ровать с криминальными дельцами, которые активно инвестируют в законную экономику и мало зависят от ее конъюнктуры. В результате криминальных инвестиций искажаются данные финансового рынка, что вводит в заблуждение инвесторов, влечёт крупные финансовые по­тери. В политической сфере лица, владеющие значительными доходами, полученными от пре­ступной деятельности, стремятся занять долж­ности в представительных и исполнительных органах власти, обеспечивая себе иммунитет от уголовного преследования, возможность лобби­рования своих интересов, установления новых связей. Криминальные капиталы используются для финансирования политических партий и движений, направленных на захват власти [38].

Масштаб отмывания «грязных денег», по оценке Управления ООН по наркотикам и пре­ступности (УНП ООН), достигает 60 – 80% всех мировых криминальных доходов и составляют свыше 3% мирового ВВП. Оценки масштабов отмывания «грязных денег», однако, варьиру­ются в силу различий в методах подсчёта. Так, например, Всемирный банк и МВФ, например, считает, что отмыв «грязных денег» через миро­вую финансовую систему достигает 5% мирово­го ВВП. Другие экспертные группы называют еще большую цифру – 6% мирового ВВП [38]. Большая часть «грязных денег» – это доходы от наркотиков. Географическая структура отмы­вания «грязных денег» следующая: Северная и Южная Америка – 38%, Азия – 31%, Европа – 26%, Африка и Ближний Восток – 5%. По оценке экспертов профсоюза служащих полиции Германии, в стране каждый год отмывается от 65 до 75 млрд долл. Три четверти банков Велико­британии подозреваются в участии в отмывании «грязных денег».

Необ­ходимость борьбы с легализацией преступных доходов осознается как на международном, так и на национальном уровнях. Для борьбы с этим явлением в 1989 г. была создана межправитель­ственная организация – ФАТФ (Группа разра­ботки финансовых мер борьбы с отмыванием денег – FinancialActionTaskForceonMoneyLaundering – FATF). На сегодня в данную орга­низацию входят 34 страны, преимущественно индустриально развитые государства, Европей­ская комиссия и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Россия вступила в ФАТФ в 2003 г.

По типу ФАТФ были созданы также 8 регио­нальных межправительственных групп для борьбы с отмыванием «грязных денег». Это:

– Азиатско-Тихоокеанская группа по борьбе с отмыванием денег (АТГ);

– Группа по борьбе с отмыванием денег в Восточной и Южной Африке (ЕСААМЛГ);

– Группа разработки финансовых мер борь­бы с отмыванием денег в Южной Америке (ГА­ФИСУД);

– Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансиро­ванию терроризма (ЕАГ);

– Группа разработки финансовых мер борь­бы с отмыванием денег на Ближнем Востоке и в Северной Африке (МЕНАФАТФ);

– Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег (МА­НИВЭЛ);

– Карибская группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (КФАТФ);

– Межправительственная группа по борьбе с отмыванием денег в Западной Африке (ГИАБА);

– Офшорная группа банковского надзора (ОГБН).

К настоящему времени ФАТФ выработала 40 общих рекомендаций и 9 специальных «ан­титеррористических рекомендаций». Разра­ботаны также соответствующие специальные конвенции ООН, регламентирующие междуна­родно-правовое сотрудничество в целях проти­водействия отмыванию криминальных доходов (Конвенция о борьбе против незаконного обо­рота наркотических средств и психотропных веществ, Конвенция против транснациональ­ной организованной преступности и Конвенция против коррупции), конвенции Совета Европы (Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятель­ности, Конвенция об уголовной ответственно­сти за коррупцию), программы МВФ и Базель­ского комитета.

ФАТФ и региональные группы сосредо­тачивают свои усилия на разработке финан­совых методов, позволяющих выявлять и изы­мать «грязные деньги» до их легализации, что в условиях глобализации и дифференциации уровня развития стран мира представляет со­бой серьёзный вызов. Экономика некоторых офшорных, и не только, стран подпитывается трансграничными, в том числе криминальными, доходами, что вызывает сопротивление между­народным усилиям, направленным на борьбу с организованной преступностью.

С другой стороны, отмытые «грязные день­ги» чаще всего оседают на банковских счетах развитых стран и офшорах. Так, в Италии в пери­од 2002–2015 гг. в результате аудита банковских счетов государственной финансовой службой было выявлено свыше 1 трлн долл. подозритель­ных вкладов. В Швейцарии в результате иден­тичных мероприятий было обнаружено около 1,5 тыс. подозрительных финансовых сделок, осуществлённых через швейцарские банки, об­щим объёмом в 3,3 трлн долл.[17].

Методы борьбы с криминальной экономи­кой, применяемые в международной практике, можно объединить в две группы:

1) каратель­но-охранительные (или уголовно-правовые)

2) социально-экономические.

Как свидетель­ствуют результаты различных исследований, карательно-охранительные методы, не поддер­жанные социально-экономическими мерами, малоэффективны. Ужесточение контроля над экономической криминальной деятельностью в отсутствие превентивных и корректирующих мер, направленных на нейтрализацию инсти­туциональных, социальных и иных стимулов, способствующих криминализации хозяйствен­ной деятельности, может обернуться для страны значительными потерями финансовых активов в виде массового вывоза капитала.

Основные понятия

Международная экономическая безопасность, теневая глобализация, глобальный рынок, мировое криминальное хозяйство, внешнеэкономическая деятельность

Контрольные вопросы

1. Дайте оценку последствий процесса глобализации мировой экономики с точки зрения укрепления международной экономической безопасности

2. В чем проявляется влияние теневой экономики на эффективность макроэкономической политики и экономическую безопасность страны?

3. Перечислите основные компоненты нелегального мирового хозяйства.

4. Назовите международные организации и правоохранительные органы, осуществляющие непосредственную борьбу с экономической преступностью.

5. Назовите выгоды офшорных юрисдикций от привлечения капиталов нерезидентов в офшорные центры

6. Какая международная организация была создана в целях борьбы с легализацией преступных доходов?

7. Перечислите методы борьбы с криминальной экономи­кой, применяемые в международной практике

Задания для самостоятельной работы

1. Типы офшоров.

2. Основные количественные характеристики мирового рынка офшорных услуг.

3. Заполните таблицу по сравнительной характеристике офшорных зон:

Тип офшора Уровень налогообложения Анонимность владельцев бизнеса Простота оформления и регистрации
Офшоры первого типа – островные      
Офшоры второго типа – европейские      
Офшоры третьего типа – внутристрановые      

4. Пользуясь указанными ссылками на ресурсы в сети Интернет, подготовьте доклад о схемах ухода от уплаты налогов таких компаний, как Microsoft, Google, Apple и др., в которых они используют оффшорные предприятия.

- http://www.forbes.ru/sobytiya-column/finansy/81789-ofshory-na-glazah - Куда ведет борьба с офшорами.

- http://inosmi.ru/usa/20110804/172899795.html - Договорятся они или нет - 5 причин, почему экономике США крышка в любом случае.

- http://www.forbes.ru/ekonomika-opinion/finansy/72349-paradoks-baffeta-pochemu-nomer-3-mirovogo-spiska-forbes-platit-tak-m - «Парадокс Баффета»: почему третий в мире по богатству платит так мало налогов.

- http://www.infox.ru/hi-tech/tech/2012/09/21/Kongryessmyen_raskry.phtml - Конгрессмен раскрыл схему ухода Microsoft и HP от налогов - Технологии :Hi-Tech.

- http://top.rbc.ru/economics/13/11/2012/824767.shtml - Amazon, Google и Starbucks обвинили в безнравственном уходе от налогов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ показывает, что одной из важных угроз экономической безопасности РФ является высокая активность в сфере теневых экономических отношений. В трансформирующихся социально-экономических системах роль теневой экономики неоднозначна. С одной стороны, уход от налогообложения повышает конкурентные преимущества предприятий, практикующих теневые действия, позволяет получать дополнительные доходы их работникам, снижает уровень реальной безработицы. С другой стороны, теневая экономика наносит ущерб государственному бюджету, снижает эффективность макроэкономической политики, ухудшает инвестиционный климат, конкурентную среду для законопослушных налогоплательщиков и наносит ущерб национальным интересам государства.

Несмотря на наличие в российской экономике и деятельности правоохранительных органов устойчивых позитивных тенденций, обстановка в экономической и налоговой сферах остается сложной и характеризуется ростом налоговой и экономической преступности во всех базовых отраслях отечественной экономики, ее массовостью и высокой степенью латентности, постоянным усложнением применяемых схем и способов уклонения от налогообложения, в том числе основанных на несовершенстве действующего законодательства.Это дает основание рассматривать теневую экономикукак угрозу экономической и как следствие национальной безопасности.

Представленный в данном учебном пособии материал позволяет говорить о том, что для снижения уровня теневой экономики необходимо иметь системный взгляд на происходящие процессы и явления с целью разработки эффективных мероприятий по предотвращению угроз экономической безопасности и социальной стабильности государства.

Проблемы теневой экономики стали одними из наиболее важных как для России, так и для многих стран мира. Некоторые разновидности теневой деятельности (коррупция, наркобизнес, финансирование терроризма...) признаны угрозами национальной экономической безопасности, их справедливо включают в число глобальных проблем современности.

Для мира в целомактуальность изучения теневой экономики связана с тем, что теневые экономические отношения угрожающе растут в большинстве стран мира, следовательно поиск путей их локализации становится одним из аспектов выживания современной мировой цивилизации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абалкин, Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение / Л.И. Абалкин // Вопросы экономики. 1994. N 12.

2.Авдийский, В.И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства : учеб. Пособие / В.И. Авдийский, В.А. Дадалко. – 2-е изд., доп. – М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2012. – 496 с.

3. Агафонов, Ю.А. Теневая экономика: Учебное пособие. / Ю.А. Агафонов, В.К. Лукин, Т.В. Сотская – Краснодар: Краснодарский юридический юридический институт МВД РФ, 1997. - 125с

4.Аджикова, A.С. К вопросу о легализации теневой экономической деятельности // Вестн. Адыг.гос. ун-та. Серия 5, Экономика. 2010. № 2.

5.Афанасьева, Л.В., Ткачева Т.Ю. Экономическая безопасность. Учебное пособие. Юго-Зап.гос.ун-т. Курск, 2015. -210с.

6.Ахремцева, В.Л. Теневые явления в сфере кредитно-расчетных отношений как угроза экономической безопасности субъекта Российской Федерации. Автореферат дис. … канд. экон. наук. / Ахремцева Виктория Леонидовна. - СПб., 2013. –24 с.

7.Ахмедуев, А. Ш. Организационно-экономический механизм легализации теневой экономики в России / А.Ш. Ахмедуев // Бизнес. О.разование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса: научный журнал. – 2015. - № 2. -14-19.

8.Барсукова,С. Почему существует устный наём в современной России? // Проблемы теории и практики управления. - 2003. - №4. http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/11_4_03.htm.

9. Белянова Е., Николаенко С., Воздействие коррупции на развитие бизнеса: эмпирическая оценка [Электронный ресурс] / Белянова Е., Николаенко С.- Режим доступа:http://www.vopreco.ru/rus/sp/belyanova9-13.pdf

10. Болдырев, Ю. Коррупция – системное свойство постсоветского российского капитализма / Ю. Болдырев // Российский экономический журнал. – 2011, № 2. - С. 17.

11. Бурмистров, П. Расстрельные свитки / П. Бурмистров // Русский репортер № 34 (162) 02.10.2010г.

12. Быков, С. А. Стратегия декриминализации национальных экономик // Вестник ЧГУ. 2010. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-dekriminalizatsii-natsionalnyh-ekonomik

13. Гамза, В. А. Что есть российская теневая экономика и как с ней бороться? / В. А. Гамза // "Финансы и статистика": М., 2005, с. 27-33.

14. Генеральная прокуратура Российской Федерации Портал правовой статистики http://crimestat.ru/offenses_map

15. Головнин, С. Д. Переход к рынку и теневая экономика / С. Д. Головнин // Известия Академии наук СССР. Сер.экономическая. - 1991. - №5. с. 79-87.

16.Габсатарова, И. Д. Налоговые (фискальные) риски как одна из проблем обеспечения экономической безопасности государства на современном этапе // Актуальные проблемы экономики и права. 2009. №4 (12). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nalogovye-fiskalnye-riski-kak-odna-iz-problem-obespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-gosudarstva-na-sovremennom-etape (дата обращения: 30.08.2016).

17.Гладунов, О. Однодневная экономика. [Электронный ресурс] / О. Гладунов.– Режим доступа: http://www.novopol.ru/-odnodnevnaya-ekonomika-text111049.html.

18. Гуров, М.П. Институциональные аспекты противодействия теневой экономике по обеспечению экономической безопасности современной России./ Экономическая безопасность личности, общества, государства: проблемы и пути обеспечения. Материалы всероссийской научно-практической конференции, 20 февраля 2013 г. / СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2013. – 392с.

19. Долгова, А.И. Преступность, ее виды и организованная преступность / А.И. Долгова. - Проблемы борьбы с криминальным рынком, экономической и организованной преступностью. М., 2001. С 3.

20. Есипов, М.В. Теневая экономика: Учебное пособие. / М.В. Есипов. – 2–е изд.- М.: МЦ приГУК МВД России, 1998. – 108 с.

21. Есипов, В.М. Теневая экономика и коррупция. Коррупция в России: состояние и проблемы (Материалы научно-практической конференции). / М.В. Есипов. – М.: МИ МВД России, 1996. С.64.

22. Есипов, В.М. Организационно–экономические механизмы противодействия криминальной экономике на этапе проведения рыночных реформ. Дисс. докт. экон. наук. /Есипов Владимир Михайлович.-М.,2004.–380с.

23.Ечмаков, С.М. Теневая экономика: анализ и моделирование. / С.М. Ечмаков - М.; Финансы и статистика, 2004.– 408 с.: ил.

24. Ибрагимов, Р.Ю. Экономическая безопасность современного российского общества: опыт социологического анализа. / Р.Ю. Ибрагимов. - М: Изд-во «Социально –гуманитарные знания», 2004. – 226 с.

25. Иванов, Ю. Ненаблюдаемая экономика в странах СНГ / Ю. Иванов // Вопросы экономики. Ежемесячный журнал. 2009. № 8.

26. Исправников, В.О. Теневая экономика – это экономика, функционирующая вне правового поля / В.О. Исправников // Российский экономический журнал, 1996, № 8.С. 14.

27. Калинина, Н.Н. Противодействие правоохранительных органов криминальным капиталам как фактор экономической безопасности регионального производственного комплекса :Дис. … канд. эконом.наук / Калинина Наталья Николаевна. - М., 2005. – 192 с.

28.Корчагин, Ю. Теневая и неформальная экономика в России и ЦЧР [Электронный ресурс]. URL: www.lerc.ru/?part=articles&cart=26&pdge=7

29. Кожаев, А. Теневая экономика в региональных социально-экономических системах: факторы возникновения и механизмы преодоления :на примере Ленинградской области Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [электронный ресурс // режим доступа/]- http://www.dissercat.com/content/tenevaya-ekonomika-v-regionalnykh-sotsialno-ekonomicheskikh-sistemakh-faktory-vozniknoveniya#ixzz43NgOItme

30. Коррупция в Россииhttp://yablor.ru/blogs/korrupciya-v-rossii/2989743

31.Корягина, Т.И. Теневая экономика в СССР: анализ, оценки, прогнозы / Т.И. Корягина // – Вопросы экономики, 1990, № 3. – с. 111.

32. Котов, К.В. Легализация доходов как способ борьбы с теневой экономикой // Налоговая политика и практика. 2010. № 6. С. 26–33.

33. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учѐтом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Российская газета», 21 января 2009, № 7.

34. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // «Российская газета», № 256, 31.12.2001.

35. Колесниченко, А. и колл.авторов. Кому страна, а кому кормушка поля / А. Колесниченко // Аргументы и факты № 47, 2012 г.

36.Кривошапко, Ю. Ничего наличного. В России могут ограничить расчеты «живыми» деньгами / Ю .Кривошапко // Российская газета – Федеральный выпуск № 5684 (11) 20.01.2012 г.

37.Карлеба, В.А. Инвестиционные механизмы оборота и легализации финансовых активов криминального происхождения. / В.А. Карлеба, Е.Л. Краснодар: Краснодарский юридический институт, 2002.–530с.

38. Колесников, В.В. Криминальная Россия. Федеральный информационно аналитический журнал. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://senat.org/Russia/RuNova-4.html.

39.Кормишкина, Л. А. Теневая экономика: учеб.пособие для вузов / Л. А. Кормишкина, О. М. Лизина. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2009. – 136 с.

40. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24

41.Келман, С. «Мы позволяем кому–то обогащаться за чужой счет и считаем это нормальным». [Электронный ресурс] / С. Келман. - Режим доступа: http://www.tpp-form.ru/analytics.

42. Климова, М.В. Методические рекомендации по расследованию организации незаконной миграции. [Электронный ресурс] / М.В. Климова. – Режим доступа: http://www.crime.vl.ru.

43.Купрещенко, Н.П. Противодействие теневой экономике в системе экономической безопасности России (Теоретико-методологический подход): Автореф. дис. докт. экон. наук / Купрещенко Николай Пиманович. - М., 2008.

44.Кутаев, Ш.К. Теневая занятость как способ выживания // Российское предпринимательство. — 2007. — № 9 Вып. 1 (97). — c. 172-176. — https://creativeconomy.ru/articles/10131/

45. Лагов, Ю. В., Ковалев С. Н. Л27 Теневая экономика: Учебное пособие для ву­зов / Под ред. д. п. н., д. ю. н., проф. В. Я. Кикотя; д. э. н., проф. Г. М. Казиахмедова. — М.: Норма, 2006. - 336 с.

46. Латов, О, В. Экономика вне закона. Очерки по теории иистории теневой экономики. М.: МОНФ, 2001.

47.Летняя, Т. «Темные» кредиты. Криминальные капиталы все чаще подменяют легальный банковский сектор / Т. Летняя // Российская газета - Федеральный выпуск 21.07.2009 г., № 4956 (132).

48. Литвиненко, А.Н. Экономическая и национальная безопасность: проблема соотнесения понятий / А.Н. Литвиненко // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Издание: Выпуск 3 (173) , 2013 г.

49. Логинов, Е.Л. Организованная преступность в российской и мировой экономике. / Е.Л. Логинов. – Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2004. – 265 с.

50 Макаров Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России// Вопросы экономики. 2007. № 6.

51. Мельников, А.Б. Противодействие обороту фальсифицированных лекарственных средств как фактор экономической безопасности России. / А.Б. Мельников, И.В. Снимщикова, М.Ю. Шевкуненко. – Краснодар: Краснодар. Ун-т МВД России, 2011. – 162 с.

52. МВД РФ: средний размер взятки в России составляет 300 000 руб. Ведомости 10.08.2011г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/politics/news.

53. Мирошниченко, Е. А., Кириллова М. М. Теневая экономика и «Серые» зарплаты // Наука и современность. 2010. №2-3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tenevaya-ekonomika-i-serye-zarplaty

54. Найденов, А. С., Кривенко И. А. Теневая экономика в условиях экономического кризиса: диагностика состояния и прогнозирование последствий // Экономика региона. 2013. № 1. С. 46—53.

55. Нестеров, А. Криминализация экономики и проблемы безопасности// Вопросы экономики. 1995. № 1. С. 135-142

56. Налоговый кодекс Российской Федерации

57. Неформальный сектор экономики за рубежом. Журнал Экономическая теория преступлений и наказаний" №2 / http://corruption.rsuh.ru/magazine/2/n2-01.shtml

58. Осипенко, О.В. «Теневая экономика»: попытка политико-экономического анализа / О.В. Осипенко // – Экономические науки, 1989, № 8. - С.45.

59. ООН(UN). Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.un.org/ru.

60. О безопасности. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (с изменениями от 25 декабря 1992 г. и 25 июля 2002 г.) (http://www.ktso.ru/normdoc/Zakon_o_bezopasn/Zakon_o_

Bezopasn _1.php)

61. О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608(http://www.pcpi.ru/manage/printdoc?tid=&nd=9019345&prevDoc=9019345).

62. О законодательном обеспечении экономической безопасности Российской Федерации:Постановление Совета Федерации ФС РФ от 8 августа 1996 г. № 327-СФ (http://humanities.edu.ru/db/msg/12048).

63. О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений) Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. № 1569 // Российская газета. 1996. 15 января

(http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_47233.html).

64. О порядке организации мониторинга факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности России: Письмо Госкомстата России от 12 ноября 1997 г. №ВГ-1-21/2839

(http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=274584;div=LAW).

65. Перечень мер по предотвращению угроз экономической безопасности Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их разработку (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. № 1569) //

Российская газета. 1996. 15 января. (http://www.vcom.ru/cgibin/

66.Пескова, Д. Теоретические подходы к исследованию и оценке теневой экономики // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2013. № 2. С. 49—5356

67. Постановление Госкомстата РФ от 31.01.1998 N 7 (ред. от 27.06.2005) "Об утверждении Основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики".

68. Пименов, Н.А. Фискальные (налоговые) риски и пути их минимизации // Библиотечка "Российской газеты". 2008. №17.

69. Пономаренко, А. Теневой бизнес в цифрах [Электронный ресурс] // Forbes. URL: http://www.forbes.ru/ekonomika-column/vlast/65945-tenevoi-biznes-v-tsifrah

70.Протопопова, Н.И. Экономическая амнистия как институт согласования интересов общества, бизнеса и государства // Финансы и бизнес. 2008. № 1. С. 21–27.

71. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2009 № 2128-р утверждена Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года

72.Репецкая, А.Л. Организованная преступность. Теневая экономика. Криминальный рынок России. / А.Л. Репецкая. - М.: Юрлитинформ, 2010.–192с.

73. Рынок труда уходит в тень [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.voronezh.rabota.ru/vesti/career.html.

74. Степашин, С. В долгу у самих себя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rg.ru/2009/10/08/ budget.html

75.Синяковская, О.В. Неформальная занятость в современной России / Независимый институт социальной политики. – М.: Поматур, 2005.

76. Сакс,Дж.Д. Макроэкономика. Глобальный подход. / Дж.Д.Сакс, Ф.Б. Ларрен. – М.: Дело, 1996. С.273.

77.Сенчагов, В. К. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник. 2-е изд. / В. К. Сенчагов. - М.: Дело, 2005. - 896 с.

78. Сергеев, А.Н. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ Учебное пособие. Часть 11. / А.Н. Сергеев.-М.: ГУБНОН СКМ МВД России, Московский университет МВД России, Изд-во «Щит-М», 2002. – 638 с.

79. Сафонов, О.А. Распространение наркотиков в России стало острейшей проблемой. [Электронный ресурс] / О.А. Сафонов. – Режим доступа: http://news.samaratoday.ru.

80. Сиротин, А. Борьба с коррупцией в Сингапуре. [Электронный ресурс] / А. Сиротин. - Режим доступа: http://center.sudanet.ru.

81.Синдяшкина, Е.Н. Занятость в неформальном секторе экономики // Вопросы экономики. – 1998. - № 6. - С. 51-58

82. Список подписаний и ратификаций конвенции Совете Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансирования терроризма (СЕТS № 198). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.consultant.ru.

83. Сото Э. де. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. / Э. де Сото. М.:Catallaxy, 1995. – 74 с.

84.Сотская, Т.В. О проблеме достоверности результатов научных исследований теневой экономики в российских регионах. Монография. Механизм экономико-правового обеспечения национальной безопасности: опыт, проблемы, перспективы / Т.В. Сотская. - Краснодар, 2011. – 511с.

85. Степичева, О.А. Механизмы государственного регулирования теневых экономических отношений в России / О.А. Степичева, Р.М. Енгалычев. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007.

86. Смирнов, А.А. Управление вытеснением теневой экономики в России: Автореф. дис. .. канд. экон. наук. / Смирнов Александр Александрович. – СПб., 1996.–24 с.

87. Теневой бизнес в цифрах [Электронный ресурс]. URL: http://m.forbes.ru/articl.php?id=65945

88. Тимофеев, Л.М. Теневые экономические системы современной России: теория – анализ – модели: Учебник для вузов. / Л.М. Тимофеев. М.: Издат. Центр РГГУ, 2008. 322 с. с. 18.

89. Терещенко, А. П. Выявление и мониторинг органами внутренних дел Краснодарского края факторов роста теневой экономики как угрозы экономической безопасности региона http://www.online-science.ru/userfiles/file/enaurgs5j1lyuyxxdgtgipbmthqidikc.pdf

90.Тюрюканова, Е. В., Красинец Е., Кубишин Е. Нелегальная

миграция в Россию. М.: Academia, 2000.

91. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2014) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

92. Указ Президента РФ о борьбе с коррупцией в сфере государственных закупок от 8 апреля 1997 г

93.Улыбин К. Теневая экономика. Изд.4 - М.: Экономика, 2010.

94. Фадеев, В.А. Выявление и оценка теневого сектора предпринимательской деятельности в лесопромышленном комплексе СЗФО. Автореферат. С-Петербург. – 2009 г.

95. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс] // НПП «Гарант Сервис». URL: http://base.garant.ru/12164203/#ixzz35dsyaQt5

96. Федеральный закон от 17 июля 2009 г.№ 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [Электронный ресурс] // НПП «Гарант Сервис». URL: http://base.gar-ant.ru/195958/#ixzz35dtZLUKn

97.Фалинский, И. Ю. Теневая экономика как угроза экономической безопасности региона : на примере Южного федерального округа Российской Федерации: Дисс. ... канд. эконом.наук / Фалинский Илья Юрьевич. - М., – 2009. - 199 с.

98. Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели – 2000 - 2015 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru.

99. Хавина, С., Суперфин Л. Буржуазная теория "второй экономики" // Вопросы экономики. 1986. № 11. С.104–112.

100. Циклаури, В.Ю. Бабенко И.В. Механизм детенезации экономики в рамках политики обеспечения экономической безопасности России

101. Чернышева, Ю.Н. Рейдерство как фактор возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. Автореферат дис. … канд. экон. наук. / Чернышева Юлия Николаевна. - СПб., 2013.–24 с.

102.Эриашвили, Н.Д. Экономика и право. Теневая экономика: Учеб.пособие для вузов / Эриашвили Н.Д., Логинов Е.Л., Казиахмедов Г.М. и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 256 с.

103. Шохин А. Н. Социальные проблемы перестройки. — М: Экономика, 1989. – С. 5.

104.Юхачев, С. П., Степичева О. А., Енгалычев Р. М. Перспективные направления нейтрализации негативных последствий теневой экономической деятельности в Российской экономике // Социально-экономические явления и процессы.[электронный ресурс // режим доступа/]- http://cyberleninka.ru/article/n/perspektivnye-napravleniya-neytralizatsii-negativnyh-posledstviy-tenevoy-ekonomicheskoy-deyatelnosti-v-rossiyskoy-ekonomike

105. Яшина, Г. А. Прогрессивное налогообложение: за и против [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/177034.

106.Bentham J. Principles of Penal Law//Works. 1843. № 1.

107. Brown W. W. and Reynolds M. 0. Crime and «Punishment»: Risk Implications // Journal of Economic Theory. 1973. № 6. P. 508— 514.

108. ChiricosТ. G. Rates of Crime and Unemployment: An Analysis of Aggregate Research Evidence // Social Problems. 1987. № 34. P. 187 – 212.

109.Ceyhun Elgin, OguzOztunali. Shadow economies all around the world: Model-based estimates [Электрон­ныйресурс]// VoxEU.org, 10 May 2012. Режим доступа: http://www.voxeu.org/article/shadow-economies-around-world-model-based-estimates

110.DevKar and Sarah Freitas, Russia: Illicit Financial Flows and the Role of the Underground Economy// Global Financial Integrity, February 2013, рр. 1-78.

111. Giving with one hand and taking with the other: Europe's role in tax- related capital flight from developing countries 2013//A report coordinated by Eurodad// Brussels, 2013, рр. 1-70.

112.Poulin Richard. Vamoshaciaunapedofilización de la trata [Электронныйресурс].//Pagina 12, Domingo, 7 de junio de 2009.Режимдоступа: http://www.pagina12.com.ar/diario/sociedad/3-126224-2009-06-07.html.

113. Russia’s shadow economy accounts for 15-20% of GDP [Электронныйресурс]. //RIA Novosti, 21 June 2013. Режимдоступа: http://en.ria.ru/business/20130620/181784882/Russias-Shadow-Economy-Accounts-for- 15-20-of-GDP--Minister.htm

114.Sah R. K. Social Osmosis and Patterns of Crime // Journal of Political Economy. 1991. № 99. P. 1272 – 1295.

115. Всемирный Банк. URL: http://www.worldbank.org.

116. Международный валютный фонд. URL: http://www.imf.org.

117. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). URL: http://www.fatf-gafi.org/.

118. Институт финансовой и экономической безопасности. URL: http://www.ifes.mephi.ru/podft/mezhdunarodnaya-sistema-podft/fatf.

119. Федеральная служба РФ по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). URL: http://www.fedsfm.ru/

Наши рекомендации