Проблемы оценки масштабов теневой экономики
Теневая экономика – феномен, имеющий место в любой рыночной экономике, но его масштабы в разных странах различны. Именно это различие несет в себе важную информацию о состоянии экономики данного государства, о менталитете хозяйствующих субъектов, об эффективности правительства и предпринимаемых им мер. Доля теневой экономики в национальной экономике должна учитываться в правительственных решениях тем больше, чем эта доля выше. Теневая экономика, с одной стороны – показатель несовершенства социально-экономических отношений, с другой – результат недостаточной эффективности действующих механизмов управления такими отношениями. Возможности оценки масштабов теневой экономики достаточно ограничены в силу самого характера этого явления, предполагающего сокрытие от учета, контроля и регистрации.
Проблемы учета и оценки масштабов:
- не измеряет объемы противоправных операций, фактически перераспределяющих уже созданное национальное богатство;
- не оцениваются отдельные регионы и отрасли (например, легкая промышленность, металлургия).
Один их главных методом подсчета является сопоставление доходов с расходами на потребление и сбережение. Однако разделить их на доходы от неформальной деятельности и на скрытые доходы вроде заработной платы или смешанного дохода крайне трудно[23].
В условиях неразработанности общей теории теневой деятельности для оценки масштабов теневой экономической деятельности целесообразно использовать не один метод, а комплекс методов. Важно дать не одну, а ряд оценок уровня теневой экономической деятельности. Хотя исследователями проводятся многочисленные самостоятельные изыскания по оценке объемов теневой экономики, эти изыскания очень разрознены и сильно зависят от первоначального определения теневой экономики. Главной трудностью становится получение полной и достоверной информации. Существуют различное множество подходов, методов оценки масштабов. Большинство методов можно разделить на прямые и косвенные. Прямые методы позволяют получить детальную и высококачественную информацию. Они базируются наразличного рода обследованиях (домашних хозяйств, рабочей силы и т.д.) и результатах налогового аудита. Широко применяются обследования для измерения масштабов как теневой экономики в целом, так и ее отдельных составляющих.
Результаты подобных обследований чувствительны к тому, как сформулированы вопросы. Посредством тщательно продуманных интервью делается попытка преодолеть желание людей скрыть свое участие в теневых экономических процессах. Вопросы задаются таким образом, чтобы интервьюируемый не осознал реальной цели исследования. Множество косвенных методов основывается на расхождениях в официальных статистических данных между производством и потреблением. Анализ может проводиться на уровне всей экономики, домашнего хозяйства, группы индивидов или же на уровне одного особо важного продукта.
Методики для определения количественных показателей, характеризующих теневую экономику по отдельным направлениям, секторам и видам деятельности, опираются на данные отчетности соответствующих министерств, ведомств и организаций, а также на материалы выборочных обследований. Такая работа завершается экспертной процедурой, в рамках которой согласовывается вся анализируемая информация. Структура теневой экономики, как было описано в предыдущих главах, достаточно сложна и включает элементы различной природы - как связанные с реальным производством, так и с перераспределением; как относительно легко выявляемых, так и с трудом поддающихся измерению и оценке.
Оценка размеров теневой деятельности важна для анализа экономического развития и формирования государственной экономической политики. Современными экономистами разработаны многочисленные методы измерения теневой экономики, которые условно можно объединить в две группы: методы, используемые на микроуровне; методы, используемые на макроуровне (рис. 12).
Методы измерения теневой экономики |
Микрометоды (прямые методы) |
Макрометоды (косвенные методы) |
Опросы, выборочные обследования |
Методы открытой проверки |
Метод расхождений |
Специальные методы экономико-правового анализа |
Монетарный метод |
Метод по показателю занятости (итальянский метод) |
Метод технологических коэффициентов |
Экспертный метод |
Структурный метод |
Метод мягкого моделирования (оценка детерминантов) |
Рис.12. Методы определения параметров теневой экономики.
И все же, теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет. Её масштабы невозможно точно оценить, так как практически вся информация является конфиденциальной и разглашению не подлежит. Поэтому количественные оценки масштабов теневой экономики по данным разных источников могут существенно отличаться друг от друга.
В настоящее время в России действует постановление Госкомстата России от 31 января 1998 г. № 7 об утверждении «Основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики»[64], на основании которого и ведется оценка объемов теневой экономики.
Госкомстат России изучает только часть теневой экономики и не измеряет объемы противоправных операций, фактически перераспределяющих уже созданное национальное богатство.
Среди профессиональных статистиков имеются определенные сомнения по поводу включения незаконных видов деятельности, таких как производство и распространение наркотиков, в границы производства и учитывания их при составлении ВВП и других макроэкономических показателей, поскольку рост незаконной деятельности объективно ведет к увеличению ВВП и может быть ошибочно истолкован как рост благосостояния страны. В обоснование данной точки зрения приводятся три довода.
В ходе противоправных действий, как правило, не создаются новые продукты или услуги (увеличивается благосостояние лишь отдельных малочисленных слоев населения), а происходит только известное перераспределение экономических активов.
Подобные действия, как правило, не являются результатом свободной договоренности между контрагентами, а, наоборот, основаны на внеэкономическом принуждении либо на слабостях (например, общеизвестно, что наркоманы — это больные люди, неадекватно воспринимающие действительность). Данная деятельность наносит серьезный вред моральному и физическому здоровью населения страны и совершенно определенно не ведет к росту благосостояния нации.