Косвенные методы государственного регулирования цен
Билет 10.
1. Бюрократическая рента
Бюрократическая рента – доход незаконно полученный, государственным чиновником, который использует свое должностное положение для получения данного дохода (например, взятки, подарки).
2. Теория государства Бьюкенена
Государство в рамках неоинституциональной теории: Государство - особый вариант властных отношений, возникающих в результате передачи гражданами части прав по контролю за своей деятельностью в сферах: спецификации и защиты прав собственности; создания каналов обмена информацией; разработки стандартов мер и весов; создания каналов физического обмена товарами и услугами; правоохранительной деятельности и производства общественных благ. В этих сферах государство получает право легитимного, то есть основанного на социальном контракте, принуждения и насилия».
Теория государства Дж. Бьюкенена – теория контрактного государства.
Сущностные характеристики контрактного государства:
-контрактное государство – государство защищающее: государство выполняет функцию защиты и спецификации прав собственности.
-цель контрактного государства - достижение распределения прав собственности, которое максимизирует совокупный доход общества на основе формирования класса эффективных собственников;
-государство использует монополию на насилие только в рамках делегированных ему гражданами правомочий и в их интересах;
-граждане рассматривают уплату налогов как добровольно принятую на себя обязанность (а не как повинность);
-предпосылка существования контрактного государства: наличие четких конституционных рамок деятельности государства.
-существование механизмов участия граждан в деятельности государства (демократические процедуры) ;
-наличие альтернативных механизмов спецификации и защиты прав собственности. (В качестве таковых могут выступать: другие государства; оппозиция; мафия; третейский судья, например, Европейский суд).
3. QWERTY-эффект
Как отмечает Д. Норт, "приращение изменений в технологической сфере, однажды принявшее определенное направление, может привести к победе одного технологического решения над другими даже тогда, когда первое технологическое направление, в конце концов, оказывается менее эффективным по сравнению с отвергнутой альтернативой".
Хрестоматийном примером такого неэффективного технологического развития стала проблема QWERTY-эффекта, изложенная в работе П.Дэвида и получившая дальнейшее развитие в работах В.М.Полтеровича применительно к институтам и определенная как институциональная ловушка.
В 1985 г. П. Дэвид показал, что общепринятая раскладка клавиатур печатающих устройств «QWERTY» стала результатом победы менее эффективного стандарта над более эффективными, причем выбор определялся в первую очередь конкретными, достаточно случайными, обстоятельствами момента выбора, а впоследствии изменение стандарта стало невозможным из-за очень больших затрат. Дальнейшее изучение QWERTY-эффектов показало их широкое распространение во всех отраслях техники (стандарт видеозаписи, выбор колеи железной дороги, и т. д.). Многие экономисты восприняли наличие QWERTY-эффектов как опровержение «аксиомы» либеральной экономики об обязательном отборе самого эффективного варианта в ходе конкуренции и даже как аргумент в пользу централизованной государственной экономики.
4.Критические точки
Критические точки — объемы производства, при которых фирма входит в зону прибыльности и выходит из нее.
С одной стороны, чем меньше развит рынок, тем менее насыщен он товарами, чем больше степень его монополизации, тем слабее учет действующими на этом рынке фирмами факторов внешней среды. Для огромного числа небольших, преимущественно коммерческих, российских фирм проблема насыщенного, остроконкурентного рынка уже сегодня является актуальной, и эти организации должны весьма внимательно учитывать факторы внешней среды.
С другой стороны, для любой российской фирмы, как крупного монополиста, так и мелкого коммерческого банка, проблема внешней среды очень актуальна из-за воздействия трех глобальных факторов:
> политического - в стране не создана устойчивая, эффективно действующая структура власти. Политическая обстановка постоянно чревата серьезными потрясениями. У различных политических сил, стремящихся к власти, разное отношение к власти, разное отношение к бизнесу - не только в частностях, например в вопросах косвенного регулирования деловой сферы (налоговые ставки, кредитные отношения и т.д.).но и в основном подходе, определяющем соотношение государственного и частного бизнеса, сферы предпринимательской деятельности, возможность прямого контроля над фирмами;
> социального - резкое расслоение населения по уровням доходов (по некоторым данным уровень доходов 10% беднейших и 10% богатейших граждан различался в 10,8 раза в 1993 г. по сравнению с 8,7 раза в 1992 г.) приводит к постоянному сжатию первичного, потребительского спроса на рынках конечных продуктов Это влечет за собой сокращение вторичного спроса, то есть спроса фирм, предприятий на рынках экономических ресурсов - средств производства, сырья и т.д. Кроме того, социальное расслоение означает
создание различных сегментов потребительского рынка -рынка для богатых и рынка для бедных, что ставит проблему выбора предприятием своей товарной политики; > экономического, когда ситуация спада в российской экономике существенно ухудшила перспективы роста российских предприятий, снизила возможности накопления капитала, необходимого для новых вложений.
Билет 11.
Билет 12.
Государство по Олсону
Государство в рамках неоинституциональной теории: Государство - особый вариант властных отношений, возникающих в результате передачи гражданами части прав по контролю за своей деятельностью в сферах: спецификации и защиты прав собственности; создания каналов обмена информацией; разработки стандартов мер и весов; создания каналов физического обмена товарами и услугами; правоохранительной деятельности и производства общественных благ. В этих сферах государство получает право легитимного, то есть основанного на социальном контракте, принуждения и насилия».
Теория государства Олсона – теория эксплуататорского государства, которое Олсон сравнивает с «оседлым бандитом».
В соответствии с данной теорией авторитарное государство ассоциируется с «оседлым бандитом», так как насильственным образом отбирает у жителей на определенной территории часть доходов в виде налогов.
Однако, - рассуждает М. Олсон, - «оседлый бандит» намного лучше «бандита-гастролера», поскольку последний стремится отобрать все. Если же «оседлому бандиту» удастся монополизировать грабежи и воровство на своей территории, тогда его жертвам не придется беспокоиться о том, что их ограбит кто-то другой.
Поскольку все жертвы «оседлого бандита» представляют для него источник налоговых поступлений, у него есть побудительный мотив защищать этих людей.
Когда грабежи и кражи монополизированы, жертвы этих преступлений могут рассчитывать на то, что им удастся что-то накопить из средств, оставшихся после выплаты налогов. И, следовательно, у них имеется побудительный мотив к накоплению и инвестированию, что, в свою очередь, увеличит их капитал и налоговые поступления в адрес «оседлого бандита» в будущем.
Гигантское увеличение масштабов производства, обыкновенно сопровождающее установление мирового порядка и появление прочих общественных благ, приносит «оседлому бандиту» большую добычу, чем он мог бы получить, если бы не ввел для населения властный порядок и управление.
3. Политическая рента — это получение прибыли путем политического процесса. Группы давления получают политическую ренту, когда законодатели принимают правительственные решения о введении импортных пошлин, выделении многомиллиардных средств для закупки продукции, выдачи субсидий, кредитов и т.п.
4. Эластичность предложения и налоговое бремя
Когда предложение является эластичным, увеличение налога с оборота приводит к большой надбавке в цене, которая оплачивается потребителями, и налоговое бремя в большей степени несут потребители. Когда предложение неэластично, то увеличение налога с оборота приведет к снижению цены, и налоговое бремя в большей степени будут нести продавцы.
5.БЕЗВОЗВРАТНЫЕ ИЗДЕРЖКИ — издержки, осуществляемые фирмой единожды, не требующие повторных затрат, не зависящие от объема производства, которые в то же время не могут быть возвращены фирмой. К таким издержкам относится, например, стоимость вывески фирмы.
Билет 13.
1.Дж. Бьюкенен приходит к выводу: для того, чтобы вернуть государство к первоначальным целям, и прежде, чем критиковать результаты деятельности политиков, необходимо разработать «конституцию экономической политики» и выявить те правила и ограничения, в рамках которых принимаются политические решения. В частности, по его мнению, политические принципы и системы обеспечения и соблюдения закона должны быть выработаны до возникновения явных нарушений, а правила должны носить всеобщий характер. Способом разрешения противоречия между рациональностью и эффективностью становится конституционный выбор – выбор самых общих правил политической жизни.
Ф.Хайек обращает внимание на принципы, положенные в Конституции и указывает на то, что орг-ия влиятельных групп особых интересов невозожна без помощи правительства. Жертвами же становятся потребители, налогоплательщики, старики и др.Ограничена должна быть любая власть, особенно демократическая, писал он. Главное назначение конституц. правил – строжайшее ограничение прав центр.власти, какой бы демокр. курс она бы не проводила.
2.В основе нелегальных экономических отношений в России лежит возможность приватизировать любое общественное благо и пустить его в теневой оборот. Теневая экономика в России выступает как приватизированное государство или теневое «парагосударство». В январе 1992 года появились новые стимулы для развития теневой экономики: неспособность государства вполнять свои функции, нарушение «statusquo» в обществе, ослабление системы наказания, развал системы правовых институтов. Рост коррупции.
3. «Парадокс Кондорсе» - это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ. В результате данного парадокса принятие решений при определенных условиях зависит от процедуры голосования вопросов.
4.теория поведения потребителя - часть экономической теории, которая изучает потребительские предпочтения, а так же распределение средств потребителя на покупку товаров и услуг. Само по себе потребительское поведение является совокупностью признаков и показателей, которые характеризуют действия потребителей - их потребительские предпочтения, структуру потребления, спрос на товары или услуги, способы использования доходов.
Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:
1. Множественность видов потребления.
2. Ненасыщеность. MU всех экономических благ всегда положительна.
3. Транзитивность. Теория исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. Логически это можно выразить так: если А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С.
4. Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.
5. Убывающая предельная полезность.
5. Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).
Взаимодействие всех субъектов наглядно реализуется в модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов.
Домашние хозяйства (в составе одного или нескольких лиц), с одной стороны, являются покупателями товаров и услуг, с другой – имеют в своем распоряжении факторы производства (труд, землю, которую они могут продать или сдать в аренду). Они могут владеть акциями, благодаря чему они становятся и владельцами средств производства (капитала). Кроме того, домохозяйства выступают как покупатели на рынке товаров и услуг, предоставляемых фирмами и государственными предприятиями. В то же время сами являются продавцами на рынке ресурсов. Полученные от реализации факторов производства (прежде всего, рабочей силы) доходы используются для удовлетворения личных потребностей.
Фирмы, имея в своем распоряжении денежный капитал, приобретают у домохозяйств необходимые им факторы производства на рынке ресурсов и используют их для производства товаров и услуг. Их основная цель – получение прибыли. Произведенные ими товары и услуги фирмы продают домохозяйствам на рынке товаров и услуг, используя полученные доходы для расширения производственной деятельности.
В модели кругооборота участвует и государство, которое предоставляет домохозяйствам и фирмам свои услуги через систему национальной обороны страны, систему образования и медицинского обслуживания и т.д. Для обеспечения производства этих услуг государство с домохозяйств и фирм собирает денежные средства в виде налогов. У них же государство покупает необходимые для своей деловой активности ресурсы, товары и услуги.
Кроме предоставления услуг, государство осуществляет различные денежные выплаты фирмам и домохозяйствам. Главным образом речь идет о трансфертных платежах. Важная часть трансфертных платежей – это государственные денежные выплаты на социальные нужды – пенсии, пособия и другие виды помощи нетрудоспособным, безработным и другим малообеспеченным слоям населения. Второе направление трансфертных платежей – это дотации и субсидии (денежные выплаты, предоставляемые государством фирмам для поощрения производства некоторых товаров и услуг). Субсидии и дотации могут предоставляться как производителям товаров и услуг, так и их потребителям, включая домохозяйства.
Билет 14.
Теорема о невозможности
Теорема Эрроу — теорема о невозможности «коллективного выбора»:
В рамкахординалистского подходане существует метода объединения индивидуальных предпочтений для трёх и более альтернатив, который удовлетворял бы некоторым вполне справедливым условиям и всегда давал бы логически непротиворечивый результат.
Ординалистский подход основывается на том, что предпочтения индивидуума относительно предлагаемых к выбору альтернатив не могут измеряться количественно, а только качественно, то есть одна альтернатива хуже или лучше другой.
В рамках кардиналистского подхода, предполагающего количественную измеримость предпочтений, теорема Эрроу в общем случае не работает.
Полезность блага
Билет 16.
1.теневая экономика, виды по Файгу.
Теневая экономика –это экономическая деятельность, противоречащая действующему законодательству, то есть совокупность нелегальных хозяйственныхдействий,экономическое явление, поскольку поведение участников данного сектора объясняется мотивом рациональности и экономической выгодой.
Нелегальная экономика: нелегальные предприниматели участвуют в производстве и распределении запрещенных товаров и услуг. Такие действия являются прибыльным источником дохода в обход закона, способствуют подрыву стабильности институтов.
Неучтенная экономика: включает ту экономическую деятельность, которая обходит институционально установленные фискальные правила, зафиксированные в налоговом кодексе, либо уклоняется от них. Возникает «налоговый зазор»- различие между суммой налоговых поступлений и реально собранным доходом.
Незарегистрированная экономика: обходит институциональные правила, установленные требованиями правительственных статистических органов. Одним из ванных компонентов в развивающихся странах является домашнее хозяйство.
Неформальная экономика: экономит частные издержки, нарушая общественные выгоды и права, предписанные законами и административными правилами, регулирующими отношения собственности, коммерческое лицензирование, трудовые контракты.
2.Административные барьеры в экономике- это установленные решениями государственных органов правила ведения определенной деятельности на рынке, соблюдение которых является обязательным условием ведения этой деятельности и при этом вводящие платежи за прохождение бюрократических процедур, причем, как правило, не поступающие в бюджет.
3. Логроллинг — практику взаимной поддержки путем "торговли голосами". Каждый депутат выбирает важнейшие для его избирателей вопросы и стремится получить необходимую поддержку со стороны других депутатов. Поддержку по своим вопросам депутат "покупает", отдавая взамен свой голос в защиту проектов своих коллег.
Билет 17.
Потребительский спрос
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС [consumerdemand] — часть совокупного спроса в экономике, относящаяся к потребительским товарам, в отличие от инвестиционного спроса, относящегося к инвестиционным товарам, а также спроса на вооружения (военные товары).
Обстоятельство делает необходимой классификацию видов покупательского спроса, которая позволяет решать следующие задачи:
- исследование общих тенденций развития спроса;
- определение конкретных практических мер по его удовлетворению;
- служить теоретико-методологическим фундаментом для изучения и прогнозирования спроса;
- вооружить специалистов торговли понятийно-терминологическим аппаратом в области управления спросом.
Более точным является подход при котором по данному признаку выделяется:
а) спрос на весе потребительские товары в целом, без подразделения на группы;
б) спрос на укрупненные группы товаров, сформированные по различным признакам (продовольственному, торговому, потребительскому);
в) спрос на отдельные товары, например, те, которые выделяются действующей статистической отчетностью в реализации товаров в торговле;
г) спрос на детализированные ассортиментные позиции внутри
отдельных товаров, т.е. спрос на отдельные марки, модели, артикулы и прочие разновидности отдельных товаров
По территориальному признаку можно выделить:
- общероссийский спрос населения страны в целом;
- региональный – спрос населения определенного административно-территориального подразделения;
- местный – спрос населения отдельного района, горда или села входящего в состав определенного региона.
Внутри каждого региона (как и для страны в целом) целесообразно выделять спрос городского и сельского населения, спрос жителей центров и периферии.
5.Точка технологического оптимума – объем производства, соответствующий минимальным средним издержкам.
Билет 18.
Неформальная экономика.
Неформальная экономика в широком смысле тождественна ненаблюдаемой, в неё подмножествами входят нерегулярная, «серая» и теневая экономики а также многие другие.
Неформальная экономика может определяться как совокупность отношений, присущая всей экономике в целом, или — в рамках экономико-социологического подхода — как особая стратегия (логика) экономических агентов, способ заработать на удовлетворении спроса людей, вне зависимости от легальности осуществляемых действий, и, с другой стороны, возможность субъектов экономики преследовать свои цели в более приемлемых для них условиях, чем те, которые существуют в рамках законов.
Кроме подобного широкого смысла «неформальная экономика» определяется как «серая» экономика: деятельность с целью получения выгоды, когда доходы и способы их получения остаются за рамками управления государственными институтами, в то время как схожие виды деятельности ими регулируются. «Серая» экономика — это скрываемая деятельность, которая могла бы быть показана, но тем, кто её осуществляет, представляется более выгодным избегать лишнего внимания контролирующих органов. В это более узкое определение входят легальные виды деятельности теневой экономики (исключая криминальные её виды, см. чёрный рынок) и не входит социальная экономика (в т.ч. домашняя, общинная и моральная), которая с трудом поддаётся учёту, даже если её не стараются скрыть.
Основные формы оппортунистического поведения (оппортунизм и отлынивание) как факторы роста трансакционных издержек.Дать определение оппортунистического поведения агентов.Дать определение понятия «отлынивание».
Оппортунистическое поведение – стремление индивида к личной выгоде с использованием коварства, включающего просчитанные усилия по сбиванию с правильного пути, обману, скрытию информации и другие действия, мешающие реализации интересов организации (в т.ч. и государства).
Речь идет о любых формах нарушения взятых на себя обязательств, например уклонении от условий контракта. Индивиды, максимизирующие полезность, будут вести себя оппортунистически (скажем, предоставлять услуги меньшего объема и худшего качества), когда это сулит им прибыль. В неоклассической теории для оппортунистического поведения не находилось места, поскольку обладание совершенной информацией исключает его возможность.Поведенческая неопределенность является одним из важнейших компонентов неопределенности внешней среды и значительно осложняет осуществление трансакций. В силу того, что вероятность совершения индивидом оппортунистического поступка не может быть оценена и рассчитана заранее и в полном объеме, становится невозможным запланировать сумму издержек, связанных с заключением таких сделок.
Проводимые О. Уильямсоном исследования экономической организации учитывали влияние на ее развитие таких условий, как ограниченная рациональность, оппортунизм и специфичность активов. Неопределенность является следствием каждого из перечисленных условий. Особое внимание Уильмсон уделяет такому феномену, как оппортунизм – преследование личного интереса с использованием коварства.Различают две основные формы оппортунизма, первая из которых характерна для отношений внутри организаций, а вторая – для рыночных сделок. Интересно рассмотреть такую форму поведения как "отлынивание" - форма постконтрактного оппортунистического поведения, основанная на возможности уменьшения собственником ресурса вклада в производимый продукт без соответствующего уменьшения его индивидуального дохода на основе стратегического манипулирования информацией о совершаемых действиях.
Институциональная ловушка.
Институциональная ловушка —неэффективность сложившихся институтов, устойчивых правил, т.е. повторяющееся следование поведенческим установкам, приводящим к неблагоприятным экономическим последствиям; другими словами, устойчивый неэффективный институт.
Билет 19.
Конъюнктура рынка.
Конъюнктура рынка — это совокупность условий (черт), определяющих рыночную ситуацию в определенный момент времен.
Благоприятная (высокая) конъюнктура — характеризуется сбалансированным рынком, стабильным или растущим объемом продаж, равновесными ценами
Неблагоприятная (низкая) конъюнктура — характеризуется признаками дисбаланса рынка, отсутствием или снижением спроса, резкими колебаниями цен, кризисов сбыта, дефицитом товаров.
Билет 21.
Понятие «отлынивание»
"Отлынивание" - форма постконтрактного оппортунистического поведения, основанная на возможности уменьшения собственником ресурса вклада в производимый продукт без соответствующего уменьшения его индивидуального дохода на основе стратегического манипулирования информацией о совершаемых действиях.
Эффект дохода
Возникает вследствие того, что при снижении цены одного из благ потребительской корзины покупатель может предъявить возросший спрос при прежней величине дохода, а при повышении цены на товар вынужден будет снизить спрос при прежнем доходе. Как правило, при повышении цены товара потребитель в силу эффекта дохода приобретает больше относительно дешевых товаров-заменителей и меньше – дорогих.
Эффект замещения
Указывает на то, что при изменении соотношения цен товаров потребитель замещает относительно подешевевшим товаром другие блага, которые относительно подорожали. При этом цена одного из товаров потребительской корзины может оставаться неизменной: если дорожает первый товар, второй относительно дешевеет, если первый товар абсолютно дешевеет, второй относительно дорожает.
Общий эффект, определяющий решение потребителя при изменении цены одного из товаров потребительской корзины – сумма эффектов дохода и эффекта замещения.
Эффект дохода и эффект замещения впервые исследовали Дж.Хикс и Е.Слуцкий, которые по-разному оценивали их величину в общем эффекте.
Билет 22.
Институциональная ловушка.
Институциональная ловушка — неэффективность сложившихся институтов, устойчивых правил, т.е. повторяющееся следование поведенческим установкам, приводящим к неблагоприятным экономическим последствиям; другими словами, устойчивый неэффективный институт.
Причины возникновения институциональных ловушек:
1. Несогласование ряда интересов различных групп экономических агентов
2. Несогласование краткосрочных и долгосрочных интересов.
Существует два возможных выхода из институциональной ловушки:
1) Эволюционный, при котором условия выхода формируются самой экономической системой, например, разрушению институциональной ловушки может способствовать ускорение экономического роста, системный кризис и т.д.
Критический момент (бифуркационная точка истории) наступает, когда трансакционные издержки функционирования неэффективной нормы превысят трансформационные издержки отмены старой нормы и/или введения новой нормы.
В качестве примера можно рассмотреть введение новых форм организации труда или производства в рамках институциональной терминологии институтов: цеховой системы, трестов, синдикатов, маркетинга и т.д.
В качестве определяющих величин следует рассматривать издержки по адаптации нового института, так и социально-экономические последствия продолжения функционирования старой неэффективной нормы.
2) Революционный, при котором ликвидация и замена неэффективной нормы происходит насильственным путем, в результате реформ, предусматривающих изменение культурных ценностей общества и проводимых, в частности, государством или от его имени – отдельными группами интересов. Если подобные изменения связаны с перераспределением собственности и затрагивают интересы большинства социальных групп, то реформы проходят достаточно медленно, наталкиваясь на сопротивление тех слоев, чьи интересы ущемляются, что неизбежно ведет к резкому росту издержек трансформации.
Импорт институтов
Импорт институтов - конструирование, появление институтов на основе существующих в других странах.
Цель импорта институтов состоит в ускорении институционального развития.
Факторы институциональных изменений можно разделить на внутренние и внешние. Нас в большей степени интересуют внешние как лежащие за пределами национального государства. Это ситуация, когда государство попадает в сферу влияния другого, как правило, более развитого государства. В основе этого лежит стремление сильной стороны к унификации экономического, социального и политического пространства, поскольку это облегчает реализацию собственных задач в поле влияния.
Роль импорта институтов особенно возросла в свете межстрановой интеграции, деятельности международных финансовых организаций. Широкомасштабные реформы, проводимые в ряде стран, преследовали цель ускорения экономического развития путем заимствования лучших институциональных образцов – заимствования из наиболее эффективных систем. Однако практика свидетельствует о том, что институты, эффективные в одной системе, могут не принести никакой пользы, а в худшем случае – нанести вред импортирующей системе.
Как показывает практика, импорт институтов из развитых стран в развивающиеся и переходные происходит отнюдь, не гладко, сопровождаясь целым комплексом негативных последствий, вызванных различиями в институциональной среде страны экспортера и страны-импортера.
Альтернативные издержки
Альтернативные издержки - издержки упущенных возможностей.
Альтернативные издержки можно определить как величину дохода, которая необходима, чтобы отвлечь конкретный ресурс от производства данного товара и использоватьего для производства другого.
Билет 24.
Трансакционные издержки
Трансакционные издержки – затраты, возникающие в связи с заключением контрактов (в том числе использованием рыночных механизмов), издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов.
Критические точки
Критические точки — объемы производства, при которых фирма входит в зону прибыльности и выходит из нее.
С одной стороны, чем меньше развит рынок, тем менее насыщен он товарами, чем больше степень его монополизации, тем слабее учет действующими на этом рынке фирмами факторов внешней среды. Для огромного числа небольших, преимущественно коммерческих, российских фирм проблема насыщенного, остроконкурентного рынка уже сегодня является актуальной, и эти организации должны весьма внимательно учитывать факторы внешней среды.
С другой стороны, для любой российской фирмы, как крупного монополиста, так и мелкого коммерческого банка, проблема внешней среды очень актуальна из-за воздействия трех глобальных факторов:
> политического - в стране не создана устойчивая, эффективно действующая структура власти. Политическая обстановка постоянно чревата серьезными потрясениями. У различных политических сил, стремящихся к власти, разное отношение к власти, разное отношение к бизнесу - не только в частностях, например в вопросах косвенного регулирования деловой сферы (налоговые ставки, кредитные отношения и т.д.).но и в основном подходе, определяющем соотношение государственного и частного бизнеса, сферы предпринимательской деятельности, возможность прямого контроля над фирмами;
> социального - резкое расслоение населения по уровням доходов (по некоторым данным уровень доходов 10% беднейших и 10% богатейших граждан различался в 10,8 раза в 1993 г. по сравнению с 8,7 раза в 1992 г.) приводит к постоянному сжатию первичного, потребительского спроса на рынках конечных продуктов Это влечет за собой сокращение вторичного спроса, то есть спроса фирм, предприятий на рынках экономических ресурсов - средств производства, сырья и т.д. Кроме того, социальное расслоение означает
создание различных сегментов потребительского рынка -рынка для богатых и рынка для бедных, что ставит проблему выбора предприятием своей товарной политики; > экономического, когда ситуация спада в российской экономике существенно ухудшила перспективы роста российских предприятий, снизила возможности накопления капитала, необходимого для новых вложений.
Билет 25.
Перечень Оноре
1) право владения, т.е. исключительного физического контроля над вещью
2) право пользования (личное использование вещи)
3) право управления (решение, как и кем вещь может быть использована)
4) право на доход (на блага, проистекающие от предшествующего личного пользования вещью или от разрешения другим лицам пользоваться ею)
5) право на «капитальную стоимость» вещи (право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение вещи)
6) право на безопасность (иммунитет от экспроприации)
7) право на переход вещи по наследству или по завещанию
8) бессрочность
9) запрещение вредного использования (обязанность воздерживаться от использования вещи вредным для других способом)
10) ответственность в виде взыскания (возможность отобрания вещи в уплату долга)
11) остаточный характер (ожидание «естественного» возврата переданных кому-либо правомочий по истечении срока передачи или в случае утраты их силы по любой иной причине).
3.Внешние эффекты (экстерналии) – дополнительные издержки или выгоды, не получившие отражения в ценах. Положительные внешние эффекты возникают тогда, когда деятельность одних экономических субъектов приводит к возникновению дополнительных выгод для других субъектов, причем это не отражается в ценах на производимое благо. Отрицательные внешние эффекты возникают тогда, когда деятельность одних экономических субъектов вызывает дополнительные издержки для других.
Билет 26.
Максимизация прибыли
Можно сформулировать общее правило максимизации прибыли: Фирма будет увеличивать выпуск до того момента, пока дополнительные затраты на производство дополнительной единицы продукции не сравняются с предельным доходом от её продажи. Это называется правилом MC = MR.
Разница между MC и MR будет представлять собой предельную прибыль (PM)., то есть прибыль, получаемую фирмой от реализации каждой дополнительной единицы выпуска. Если MR > MC, показатель PM будет принимать положительные значения, свидетельствующие о том, что каждая дополнительная единица выпуска добавляет определенную дозу к общей прибыли. Когда MR и MC сравняются, это будет означать, что PM = 0, а общая прибыль в этой точке достигнет своего максимума. Дальнейшее наращивание выпуска приведет к превышению MC над MR и PM принимает отрицательные значения. В этом случае, когда предельная прибыль становится отрицательной, фирма может увеличить свою общую прибыль, сокращая уровень выпуска продукции.
Принимая решение о вложении капитала и об объеме выпуска, фирма может ориентироваться также на показатель средней прибыли, выражающий количество прибыли, приходящейся на единицу продукции (Pm)/Q .
Следует, однако, иметь в виду, что максимум средней прибыли и максимум общей прибыли не совпадают.
Билет 27.
Билет 29.
Издержки фирмы
Постоянные издержки (fixed cost) — это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства. К постоянным издержкам относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, а также административные расходы.
Переменные издержки (variable cost)— это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема
производства. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату труда. Они обозначаются VC.
Общие издержки (total cost) — совокупность постоянных и переменных издержек фирмы в св