Типы кредитно-денежной политики.
Проводя стимулирующую или ограничительную кредитно-денежную политику в целях смягчения циклических колебаний экономики, Центральный банк использует комплекс имеющихся в его распоряжении инструментов.
В условиях экономического кризиса, спада производства и увеличения безработицы Центральный банк проводит «гибкую» стимулирующую политику, получившую название политики «дешевых денег». Она заключается в следующих мерах:
• понижение учетной ставки (ставки рефинансирования);
• снижение нормативов обязательных резервов;
• покупка ценных бумаг у населения и коммерческих банков.
В результате проведенных мероприятий увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, расширяются их возможности кредитования, возрастает денежное предложение в стране. Увеличение денежного предложения снижает процентную ставку, что вызывает рост инвестиций и увеличение объема национального производства.
В условиях перегрева, когда экономика сталкивается с излишними расходами и инфляцией, Центральный банк проводит «жесткую» политику сокращения предложения денег или политику «дорогих денег».Для этого осуществляются следующие мероприятия:
• повышается учетная ставка (ставка рефинансирования);
• увеличивается норма обязательного резервирования;
• Центральный банк продает государственные облигации на открытом рынке.
В результате проведения такой политики коммерческие банки воздерживаются от выдачи ссуд, денежное предложение сокращается, ставка процента растет, что в свою очередь сокращает инвестиции, уменьшает совокупные расходы и инфляцию.
Такой подход к осуществлению кредитно-денежной политики предложен кейнсианскойэкономической школой и осуществляется в краткосрочном периоде. В качестве целевого ориентира в этой модели используется банковский процент, а передаточный механизм можно представить в виде цепочки: денежная масса → норма процента → инвестиции → совокупный спрос → национальный доход.
Проведение кредитно-денежной политики через регулирование ставки процента порождает ряд проблем:
• существование временных лагов (по оценкам М. Фридмена, от 6 месяцев до 2 лет);
• проявление «эффекта обратной связи» – увеличение национального производства путем снижения ставки процента вызывает рост спроса на деньги и обратное ее увеличение;
• возникновение «ликвидной ловушки» – когда ставка процента приближается к своему минимально возможному значению, и прирост предложения денег уже не может ее понизить и стимулировать инвестиции и увеличение объема национального производства;
• появление противоречий между целями внутренней и внешней экономической стабилизации – в период инфляционного перегрева экономики Центральный банк сокращает денежное предложение в целях достижения внутренней стабильности. Повышение ставки процента привлекает иностранных инвесторов, что повышает курс национальной валюты и ухудшает экспортные возможности страны.
Возможно возникновение и других проблем. В силу этого кейнсианцы отводили кредитно-денежному регулированию второстепенное значение по сравнению с фискальной политикой.
В монетаристскоймодели кредитно-денежное регулирование занимает ведущее место.
Монетаристский подход основывается на уравнении обмена M × V = P × Y, из которого следует, что увеличение денежной массы прямо влияет на объем национального производства. В условиях полной занятости увеличение предложения денег приводит к инфляции. Исходя из этого, монетаристы предлагают в качестве основного ориентира регулирование темпов роста денежного предложения (денежной массы). Это долгосрочная модель.
В целях устранения макроэкономической нестабильности глава школы монетаристов М. Фридмен выступил за законодательное установление «денежного правила», согласно которому увеличение денежной массы должно осуществляться в тех же темпах, что и рост потенциального реального объема национального производства, т.е. на 3-4% в год. При этом постоянный умеренный рост денежной массы устранит инфляционное расширение. Спады также сгладятся, т. к. экономика будет постоянно подпитываться денежными ресурсами, что стимулирует совокупный спрос и рост производства. Однако строгое следование «денежному правилу» ограничивает возможности правительства по проведению краткосрочной кредитно-денежной политики. Законодательно оно не было принято в странах с рыночной экономикой. Однако в некоторых развитых странах (США, Великобритании, Японии, Канаде) применялось таргетирование(от англ. target – цель) денежной массы – установление верхнего и нижнего предела ее роста. Нужно отметить, что монетаристские методы показали эффективность в борьбе с инфляцией.
Рынок ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг (РЦБ)– это часть финансового рынка, где сбережения превращаются в инвестиции путем выпуска и купли-продажи ценных бумаг.
Его возникновение связано с ростом потребности в привлечении финансовых средств для развития производственной и торговой деятельности. Ценная бумага как средство привлечения ресурсов позволяет вкладчику в определенной мере оградить себя от риска, связанного с хозяйственной деятельностью. В то же время предприятия получают возможность доступа к более дешевому по сравнению с банковскими кредитами капиталу.
Рынок ценных бумаг выполняет в экономике ряд функций:
• ценообразующую – на этом рынке формируются рыночные цены на объекты продаж (в данном случае, на ценные бумаги);
• регулирующую – устанавливает равновесие спроса и предложения на финансовом рынке, способствует процессу саморегулирования рыночной экономики;
• стимулирующую – побуждая субъектов экономики стать участниками рынка ценных бумаг, способствует экономическому росту;
• информационную – предоставляет информацию о рыночной конъюнктуре, соотношении спроса и предложения на ценные бумаги; является барометром общего состояния экономики;
§ перераспределительную – как и другие финансовые рынки, обеспечивает привлечение свободных денежных средств и превращение их в инвестиции; способствует переливу капиталов из менее рентабельных отраслей в более доходные;
• коммерческую – позволяет получать прибыль от операций на рынке ценных бумаг.
Как и на любом другом рынке, на рынке ценных бумаг складывается спрос, предложение, равновесная цена.
Спрос предъявляется, главным образом, компаниями и государством, которым не хватает собственных средств для осуществления инвестиций и которые являются заемщиками. Со стороны предложения выступает, прежде всего, население, у которого доход превышает сумму расходов на текущее потребление и вложения в материальные активы (к примеру, в жилье), в силу чего оно становится кредитором.
Механизм функционирования рынка ценных бумаг представляет собой взаимодействие субъектов рынка, осуществляющих операции по выпуску в обращение и купле продаже ценных бумаг. Он, в свою очередь, определяется структурой рынка ценных бумаг, которая включает:
• основных участников рынка: эмитентов – юридических или физических лиц, выпускающих ценные бумаги; инвесторов – юридических или физических лиц, покупающих ценные бумаги; посредников – профессиональных участников рынка (дилеров, брокеров, маклеров), помогающих обращению ценных бумаг, совершению фондовых операций;
• собственно рынок: биржевой, внебиржевой, первичный, вторичный;
• объект торговли – разнообразные виды ценных бумаг;
• органы государственного регулирования – Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), на которую возложен надзор за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, определение правил эмиссии ценных бумаг; Центральный банк, контролирующий деятельность кредитных и банковских организаций;
• инфраструктуру рынка ценных бумаг – совокупность служб, обеспечивающих нормальное функционирование РЦБ: правовые, информационные, депозитарные (обеспечивающие учет прав на ценные бумаги и их хранение), расчетно-клиринговые (осуществляющие деятельность по переводу ценных бумаг и денежных средств в связи с операциями на РЦБ); регистрационные службы.